СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Головные уборы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Головные уборы"»

Тема мероприятия: «Головные уборы».

Класс 8 Г

I. Дидактическое обоснование мероприятия:

Цели:

1. Образовательные:

Организовать деятельность обучающихся по изучению новой темы, создать условия для развития творческих способностей обучающихся, расширить их знания и кругозор.

2. Коррекционно-развивающие: Корректировать  память, внимание, связанную речь, совершенствовать мелкую моторику; развивать внимание, самостоятельность при выполнении практической части; способствовать развитию познавательного интереса к предмету, через использование игровых форм проверки знаний;

корригировать и развивать устную речь обучающихся через использование словарных слов, терминологии, добиваясь полных ответов на вопросы.

3. Воспитательные:

способствовать воспитанию бережного отношения к оборудованию, материалам;способствовать воспитанию взаимопомощи, сотрудничества;

воспитывать уважение к труду, аккуратность во время работы, умение планировать свою деятельность, осуществлять текущий контроль качества выполняемой работы.

II. Методическое оснащение.

  • мультимедиа проектор, компьютер, экран, презентация « Головные уборы», ритмичная музыка, классическая музыка «Волшебные голоса природы».

  • Сообщения обучающихся о поговорках и пословицах.

  • Материалы для практической части: булавки, кружево, искусственные цветы, ленты, платки, шарфы, различные головные уборы.

  • Бумага для оригами и схемы выполнения изделий в технике оригами.

III. Методы обучения:

Объяснительно-иллюстративный;

игровые и информационно-коммуникационные формы обучения.

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

словесные (объяснение, сообщения обучающихся, беседа);

наглядные (наблюдение, демонстрация, презентация);

практическая, самостоятельная работа.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

самостоятельная работа;

групповая;

индивидуальная.

Словарная работа: бейсболка, кепи, панама, бандана, шляпа.

Межпредметные связи: ИЗО, литература, история.

Оформление кабинета: головные уборы, пословицы и поговорки о головных уборах, журналы «Головные уборы».

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя:


Добрый день. Собрались мы здесь неслучайно. Как говорится: "Все дело в шляпе».Мода рождается, взрослеет, стареет и умирает.

Известный афоризм гласит: «Прежняя мода через пять лет кажется безобразной, через двадцать лет – забавной, а через пятьдесят – очаровательной».В стародавнюю эпоху одежда человека была своеобразной «визитной карточкой»: по ней судили о степени знатности или богатства, профессии и месте проживания, о возрасте и семейном положении. О том, замужем ли юная красавица, встреченная случайно парнем у колодца, он мог определить по ее головному убору...

Тема нашего мероприятия «Головные уборы».

Возникновение головных уборов уходит вглубь времен. Еще древние люди понимали, что голову нужно беречь от холода, дождя и солнца. Поэтому придумывали самые разные приспособления для головы. Каких только головных уборов не было придумано за прошедшие века! Это и восточные тюрбаны, и шляпы с полями, и чепчики, и длинные колпаки, и береты.

А теперь проверим, знаете ли вы названия головных уборов? Для этого проведем викторину загадок.

II Викторина Загадок.

Отгадайте загадок ворох - все о головных убора:

Какие бывают, с чем надевают, как носят –

Обо всем спросим, все узнаем! Давайте отгадаем!


С шапочкой длинной, такой боевой,
Конечно, не раз мы встречались с тобой.
Солдату любому она, как подружка,
И лихо он носит ее на макушке. (Пилотка)

Бывает из шелка, бывает из ситца,
И очень девчонкам идет круглолицым.
Цветами украшена или в горошек.
Похожи девчонки в ней на матрешек! (Косынка)

Чтоб шахтеру под землей
Работать без опаски,
Он спускается в забой
Конечно, только в … (каске).

Утром выпадет снежок -
Во двор выносим санки,
Куртку не забыв надеть
И теплую … (шапку).

Ее мы летом только носим,
Всегда о ней напомнит мама!
Ну, а когда наступит осень,
На полку ляжет вновь … (панама).

Свой лесной уютный домик
Запирая на крючок,
Погулять выходит гномик,
Шарф надев и … (колпачок).

Всегда надеваем мы
Вместе с футболкой
Спортивную кепку
С названьем … (бейсболку).

Он есть у танкиста
И есть у пилота -
У всех, кто опасною занят работой.
И, облачаясь в тяжелые латы,
Всегда надевал его рыцарь когда-то. (Шлем)

Там, где солнце, хлопок дыни,
Носят все ее поныне.
Шапочку назвать сумей-ка...
Вся в узорах … (тюбетейка).

Отгадайте, вам мы скажем:

Головной убор из пряжи,

В моде уже много лет? -

Изящен вязаный... (берет)

Что за головной убор

Мужчины носят с давних пор?

С курткой, пиджаком, рубашкой

Любят надевать... (фуражку)


Если хочешь модной быть,

Успевай за ней следить!

Даже цвет твоих перчаток

Должен подходить под... (шляпку)

III. История возникновения головных уборов.

Учитель:Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием.

В мире существует огромное количество головных уборов, и их возникновение связано с погодными условиями, под влиянием моды, с появлением новых материалов.

Например: так каса возникла в Японии в глубокой древности из-за особого климата с долгими сезонами дождей. Здесь ветер меняет направление и несёт влагу или сухой воздух. Этот головной убор представляет собой конусообразную шляпу. Каса плетут из соломы, бамбука, камыша, осоки. Его могли носить все сословия, но традиционно каса ассоциируется с самураями (воинами-рыцарями). Каса носили в повседневной жизни и в путешествии.

Первые шляпы (петас) появились в Древней Греции. Пастухи плели петас из соломы. Шляпы имели ремень или шнурок, благодаря которому можно было носить за спиной.Надевали ее крестьяне и путешественники.(Слайд 3)

В XIX в. мужчины носили цилиндр — высокую твердую шляпу с небольшими твердыми полями, имеющую вид короткой, закрытой сверху трубы.В 20-х годах XIX века в моде была широкополая шляпа, которая называлась «боливар» — по имени знаменитого борца за независимость испанских колоний в Америке Симона Боливара. Носил «боливар» и А.С.Пушкин.(Слайд 4-5)

Котелок была популярным головным убором английских лесников. Обтекаемая форма котелка позволяла работникам леса обходить участки, не цепляясь за ветви деревьев.Комедийный актер Чарли Чаплинбыл известен своим котелком, а так же Бельгийский детектив Пуаро, герой произведений А. Кристи, предпочитал этот головной убор. Современные котелки украшает отделка из перьев, меха. (Слайд 6)

Всем известна ковбойская шляпа. Джон Стетсон - сын мастера-шляпника.

Вымачивал мех животных в горячей воде и расплющивал его.В результате получался отличный материал для широкополых шляп — войлок. А знаете ли вы,что она защищала голову пастуха (ковбоя) от дождя и снега, служила хлыстом, котелком для воды и помогала раздувать костер. (Слайд 7)

В странах Азии была популярна чалма. Число складок, узел впереди или сзади, конец чалмы сбоку или сзади, - все это указывает на возраст, место проживания, профессию владельца чалмы.Чалма - длинная полоса ткани (до 20 метров), намотанная поверх тюбетейки.

В России чалму можно увидеть на представителях мусульманского духовенства, а современные дизайнеры изменили вид чалмы, и сделали ее легкой, оригинальной, не только из ткани, а вязаные, декорированные вышивкой, стразами, камнями. (Слайд 8- 9)

Обратите внимание на головные уборы известных героев фильмов и назовите их. ( Буратино, красная шапочка) Каждого из них мы не можем приставить без головного убора, как невозможно представить людей отдельных профессий: врачей, военных, полицейских, пожарных.

(Слайд 10-11)

Ни одна другая часть костюма не удостоилась такого количества пословиц (т.е. кратких мудрых изречений, содержащих мысль и вывод) и поговорок (т.е. кратких изречений, выражающих отношение человека к чему-либо), как головной убор. В истории культуры головному убору отводится очень важная роль: ему придавали особый, мистический смысл, даже считали его символическим замещением головы. «Если у человека есть голова, то должна быть и шляпа».

Пословицы и поговорки живут в народной речи века. В краткой форме они отражают жизнь, историю, запечатлевают события.

Назовите русские пословицы и поговорки о головных уборов и объясните их смысл. (Слайд 12)

Ученица 1: Поговорка «На воре и шапка горит» имеет такую историю: жулик на базаре что-то стянул. Случайно увидев это, один находчивый человек как крикнет что есть мочи: «На воре шапка горит!». От неожиданности жулик схватился за шапку и сорвал её с головы. Тем себя и выдал.

Ученица 2. О происхождении поговорки «Дело в шляпе» существует несколько предположений. Одни считают, что ее история восходит к тем далеким временам, когда из шапки тянули жребий в виде восковых шариков, разноцветных фасолин или камушков. По другой версии судейские чиновники, которых называли «стряпчими» (вроде бы «стряпали» дело) имели привычку класть за подкладку шляпы важные документы, чтобы не затерять их. Вот и считалось, если «стряпчий» положил прошение в шляпу, значит, оно дойдет до суда, дело будет решено.

Ученица 3: «Шапку в охапку и бегом!». Так говорят про трусливого человека, который испугавшись чего то, спешит поскорей удрать, на ходу успев захватить только свою шапку.

Ученица 1: пословица «Поспел к шапочному разбору». Согласно традиции, мужчины на Руси при входе в церковь снимали шапки и складывали их у входа, а по окончанию службы разбирали их обратно. Тот, кто опоздал, приходил уже к шапочному разбору, и с тех пор это выражение закрепилось в значении «прийти куда-либо слишком поздно, когда всё уже кончилось». А выражение «шапочное знакомство», означающее поверхностное и беглое знакомство с кем-либо, тоже связано со старым обычаем. Когда встречались знакомые или приятели, они в знак приветствия приподнимали шляпы, и только друзья пожимали друг другу руки.

Ученица 3: Поговорка «Кусок хлеба в кармане лучше, чем перо на шляпе» На Руси было много не богатых людей, которые не могли позволить себе роскошные головные уборы, им иногда не хватало денег на еду. Лучше быть сытым и иметь кусок хлеба в кармане, считали на Руси, чем новый наряд. Эта поговорка актуальна и в наше время.

Учитель: О том, что головным уборам издавна придавалось большое значение, говорит и то, что с головными уборами связаны и многие правила этикета. Например, правило снимать головой убор при встрече другого человека, а тем более женщины, зародился еще во времена рыцарства в Европе. Тогда открытое забрало шлема символизировало то, что человек не имеет никакого злого умысла по отношению к собеседнику. Сейчас же традиция приподымать или снимать головной убор символизирует уважение к человеку и о хорошем отношении к нему. Женщинам придерживаться этикета гораздо проще, поскольку им позволено находится в них даже в помещениях.

В обычное время на улице мужчины и женщины бывали в головных уборах. Но мужчина должен был «ломать шапку» в знак почтения перед встречными людьми более высокого социального положения. Поэтому мужчины и изображены на миниатюрах без шапок. Женщины же всегда оставались в головных уборах.

Головные уборы русских людей в XIII—XVII вв. были весьма разнообразны. Их состав и конструкция отражали как древние традиции, так и различные влияния.

В старину мужчины в основном носили шапки. Причём по шапке можно было определить, к какому сословию относится человек: чем знатнее род, тем выше шапка.

Отсюда появилась поговорка:

«По Сеньке шапка,

по Фоме колпак».

Самые высокие шапки были у бояр.

Наиболее распространенной формой собственно шапки был колпак или калпак — высокий, кверху суживавшийся (иногда так, что верх заламывался и отвисал). Внизу у колпака были узкие отвороты с одной-двумя прорехами, к которым прикреплялись украшения — пуговицы, запоны, меховая оторочка. (слайды 13-15)

Любители русской старины знают, что бояре с легкостью сбрасывали со своего плеча драгоценную соболью шубу, крытую парчой и расшитую драгоценными камнями, чтобы подарить ее первому встречному за ничтожную услугу, но никогда и никому не отдавали своей горлатной шапки. Так ее называли потому, что она была сшита из меха горлышек самых дорогих зверьков. Но не это заставляло боярина высоко ценить свой головной убор – а его знатность, и почтение, которое он внушал окружающим.

Наиболее традиционным был, пожалуй, женский головной убор.(Слайд 16)

  • Древний обычай разделял головные уборы на девичьи и женские.

Девичьи — «венцы», «коруны», повязки, «почёлки» охватывали голову обручем, не покрывая целиком, оставляя возможность жениху оценить цвет, присмотреться к блеску волос встреченной им незнакомки. (Слайд 17-18)

Девичий головной убор отличался от головного убора замужней женщины, так же как и прическа. В XVI—XVII вв.девушки могли носить волосы распущенными или заплетать их в одну косу и только им позволялось завивать волосы (особенно их концы) и украшать их («Коса — девичья краса»).
Непокрытые волосы у девушек считались показателем «чистоты» «Девушки ходят с открытой головой, нося только укрепленную на лбу богатую повязку; волосы девушек спадают до плеч и с гордым изяществом заплетены в косы»,— писал иностранец в 1698 г.

(Слайд 19)

  • Вокруг головы девушек была— шелковая лента, украшенная на лбу шитьем перевязка (иногда — жемчугом), называлась также челом или челкой; волосы девушек зачастую придерживались венчиком или венцом — узкой полосой металла или яркой материи, охватывавшей голову и скреплявшейся или завязывавшейся на затылке.

У каждой девушки и женщины было несколько головных уборов:на каждый случай свой.

Их хранили в специальных отделениях сундуков вместе с украшениями и передавались по наследству от матери к дочери и

являлась непременной частью приданого зажиточной невесты.(Слайды 20 -22)

  • Девичьи головные уборы: чаще всего мягко заплетенную косу девушки венчал косник (или накосник): прочно сплетенный золотой шнурок, который крепился к треугольному основанию, приходившемуся на начало косы, у самой головы. На равном расстоянии друг от друга к шнурку пришивались бусины, жемчуг, ленточки, иногда — кружево. Треугольное основание косника обычно делалось из прочного, но гнущегося материала типа бересты и обтягивалось дорогой тканью: шелком или бархатом. У каждой девушки косник был свой, вышитый и изукрашенный в соответствии со вкусами его хозяйки. (Слайд 23-24)

  • Со временем низкие «челки» и повязки сменили — особенно в праздничном варианте костюма — «коруны» (искаженное от короны) Более сложный, богато украшенный венчик назывался коруной. Увлечение ими пришло вместе с «модой» на высокий рост и статность. Высокие (7-10 см) «коруны» и «венцы» имели обычно зубцы по краям, которые звались «городками». (Слайды 25)

  • Замужним женщинам полагалось прятать волосы.Замужние крестьянки плели две косы и укладывали их на голове или свертывали волосы в пучок спереди. Отсюда формы головного убора: у женщины - покрывающие волосы. Считалось большим грехом и позором «засветить» хотя бы прядь волос. В те временя люди верили, домовой легко мог утащить неосторожную женщину на чердак за непокрытые волосы. А разгневанное божество могло наслать на неё болезнь или неурожай. Отсюда пошло выражение: «опростоволоситься» (Слайд 26-27)

  • В женском головном уборе отражалась идея неба. Да и сами головные уборы имели птичьи названия: «кика» произошло от слова «кичка» - утка; «кокошник» от слова «кокоть» - петух» «сорока» - от названия птицы. ( Слайд 28)

  • Кичка, кика, старинный русский головной убор замужних женщин.  Кичка («волосник») закрывала волосы и имела впереди твердую часть (вставлялись береста, дощечка, иногда простегивалась) в форме рогов, лопатки, копытца и т.п. Сзади  надевался «позатыльник» из бисера, а сверху - нарядная «сорока» из вышитой ткани.

( Слайды 29 -31)

  • Кичка отличалась разнообразием и фантазийностью решения. Только по форме различают кички рогатые, копытообразные, лопатообразные, котелкообразные, в виде обруча, овала, полуовала и т.п. Рогатые кички были главным образом у населения южных регионов,их носили зажиточные горожанки в XIII в. с вышивкой, где преобладала понева (в Рязанской, Тульской, Калужской, Орловской и других губерниях). Копытообразные кички имели свой регион распространения — Архангельская и Вологодская губернии.

  • Верхняя украшенная часть кичкообразного головного убора, формой обычно связанная с формой кички. Сорока изготавливалась из ткани и, будучи натянута сверху на кичку, иногда скрывала ее рогатость. Сороку умела шить каждая крестьянка . (32 слайд)

  • Кокошник - старинный головной убор в виде гребня вокруг головы. Женщины носили  кокошники полумесяцем, вышитые на бархатной или шелковой основе.

  • Первый раз кокошник надевали в день свадьбы, затем носили его по большим праздникам до рождения первого ребенка. (Слайды 33-34)

После этого женщины носили волосники и платки.

  • Тыльная часть кокошника вышивалась особенно богато: стилизованный куст символизировал древо жизни, каждая веточка которого - новое поколение; часто располагалась над веточками пара птиц, символ связи земли и неба и брачующейся пары, в лапках птиц – семена и плоды.
    Кокошник не просто украшал головы, а был женским оберегом. (Слайды 35-36)

  • Платки сначала повязывали поверх головного убора, а позже стали надевать самостоятельно.

  • Носили так же платки и шали, которые изготавливались из различных тканей и имели разные названия: бумажные, кисейные, шелковые, кашемировые, персидские, ковровые, французские. ( Слайд 37)

В современной жизни старинные головные уборы используются в качестве элемента концертных костюмов. (Слайд 38 )

Сохранил обычай девушкам и женщинам
покрывать голову при посещении храма.(Слайд 39)

IV. Закрепление изученного материала.

Давайте вспомним названия головных женских и мужских уборов.

Расшифруйте словограмму. (Слайд 40)

Посмотрите на 1 фото.Как называется женский головной убор? (Кичка)

2 Мужской головной убор (Колпак) 3 (Шапка).4 Женский головной убор (Сорока) 5. (Шаль) 6 Девичий головной убор (Коруна) 7 (Волосник)8 (Повязка)В итоге у нас получилось слово Кокошник.

V. Релаксация.

Включаем классическую музыку «Волшебные голоса природы».Детям даётся инструкция:

«Сядьте удобнее, закройте глаза. Представьте, что вы оказались на красивой поляне. Сделайте глубокий вдох и медленно делайте выдох, пусть всё напряжение уходит.А теперь представьте, что вы - композитор, который сочинил эту прекрасную музыку. И теперь вам нужно нарисовать к ней иллюстрации. Итак, слушаем музыку и рисуем картину».

(В течение 5 минут дети слушают музыку ) Сделайте глубокий вдох и медленно делайте выдох. Открываем глазки и вы возвращаетесь к уроку полные сил и уверенности.

Учитель: Расскажите, что нарисовало вам ваше воображение при прослушивании данной композиции.

V I. Разновидности современных головных уборов.

На сегодняшний день в многочисленных магазинах присутствует довольно обширный выбор различных дамских шляпок, шапок, беретов, кепок, повязок, бандан, панамок, меховых шапок, вязаных шапок и многих других моделей женских головных уборов на любое время года. Посмотрите на разновидности современных головных уборов, фетровые, меховые, вязанные, специальные (фуражки, каски), летние головные уборы: панама, бейсболка, кепи, косынки. Головные уборы защищают голову и волосы от различных воздействий окружающей среды. Уборы делятся на детские, женские и мужские. ( Слайды 42 -54)

Ткани для летних головных уборов используют светлые хлопчатобумажные, из ситца, сатина, мадаполама, бязи, из джинсовой ткани, льняного полотна.

В качестве отделки используют аппликацию, кружева, тесьму, вышивку, различную фурнитуру, готовые эмблемы.

Шляпа — головной убор, состоящий из тульи́ — покрывающей часть головы — и полей — выступающей за края тульи полосы материала. Шляпы могут украшаться перьями, лентами и т. п. Шляпа может использоваться как средство защиты головы и волос (от осадков, ветра, солнца), а также может выполнять и декоративную функцию.

Панама - летний головной убор из белого пике, полотна, льна. Название происходит от названия государства Панама в Центральной Америке, где ее делали с древних времен, волокон пальмовых листьев, корней, стеблей растений. Панама имеет донышко сферической формы и небольшие поля, которые, для жесткости бывают прострочены в нескольким рядов швами. Кепка также сегодня очень популярный летний головной убор.

Еще один современный детский головной убор – бандана. Ее также могут носить и мальчики, и девочки. У современных моделей банданесть даже козырек, чтобы в солнечные дни солнце не слепило детские глазки.

Бейсболка имеет свою историю.

Как видно из названия, первоначально бейсболка предназначалась для

спортсменов-бейсболистов, то есть спортсменов играющих в бейсбол, самую

популярную игру в США, которая очень похожа на издавна существовавшую

в России лапту. В настоящее время бейсболки пользуются

большим спросом и являются лидером среди головных уборов.

Обратите внимание на правописание слов. Запишите в тетрадь разновидности летних головных уборов.

Словарная работа:

Летние головные уборы:бейсболка, кепи, косынка, панама, бандана, шляпа.

VI I Конкурс « Мастерицы шляпных дел»

Учитель: На практической части мероприятия проведем с вами конкурс «Мастерицы шляпных дел».

1. Задание. Продемонстрируйте головные уборы, покажите способы завязывания платка и шарфов.

Девочки, перед вами лежат несколько моделей головных уборов, а так же платки и шарфы, ваша задача выбрать головной убор и подобрать к нему отделку, продемонстрировать и прокомментировать ваш выбор.

2. Задание. Сделать из бумаги головные уборы «Треуголка» и «Шапка» в технике оригами.





VIII. Этап подведение итогов занятия.

Подведение итогов конкурса «Мастерицы шляпных дел». Анализ работы класса по этапам мероприятия.

Этап рефлексии.

Реализация рефлексивного алгоритма: “Я” (как чувствовал себя, с каким настроением работал, доволен ли собой).

“Мы” (комфортно ли было работать в классе, какие затруднения были в общении).

“Дело” (достиг ли цели учения, какие затруднения возникли, как преодолел свои учебные пробелы).




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!