В
Вакула Наталия Валериевна, учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ д. Алексеевка
3.4. ЯЗЫК И ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ
Новый раздел итогового сочинения 2023/24. Здесь важно раскрыть тему проблемы языка, его богатства, культуры
использования, бережного отношения. Что такое слово, роль в жизни человека. Сохранение национальных языков.
Пояснение от ФИПИ: позволяет осмысливать роль культуры в жизни человека, связь языка с историей страны, важность
бережного отношения к языку, сохранения исторической памяти
и традиционных ценностей.
Язык - важнейшее средство человеческого общения. Язык неразрывно связан с мышлением; является социальным средством хранения и передачи информации, одним из средств
управления человеческим поведением.
Языковая личность - есть личность, выраженная в языке (текстах) и через язык, личность,
реконструированная в основных своих чертах на базе языковых средств.
идентичность, понимать свое место в мире и
стремиться к саморазвитию.
интеллекта, эмоционального мироощущения и взаимодействию с другими людьми.
Без культуры наша жизнь была бы лишена смысла и ценности.
Поэтому важно сохранять и развивать культурное наследие, учиться и открываться новым формам и проявлениям искусства, чтобы быть полноценной и гармоничной личностью.
Язык тесно связан с историей своего народа.
Язык рассказывает о тех исторических изменениях, о том прогрессе, которые пережила страна.
Именно это средство общения отображает развитие того или иного народа.
Узнавая о трансформациях, которые в нем
произошли, мы приобщаемся к историческому наследию его страны.
Особенности каждого языка обусловлены менталитетом и историей, которую пережил определенный народ.
Бережное отношение к родному языку имеет огромное значение, так как помогает сохранить и развивать национальную идентичность.
Использование родного языка в повседневной жизни способствует укреплению и упрощению общения внутри общины.
Когда мы говорим на своем родном языке, мы лучше понимаем друг друга и легче передаем свои мысли и эмоции. Это способствует созданию более тесных связей между людьми и формированию солидарности внутри общества.
Историческая память и традиционные ценности — наше прошлое, настоящее и будущее.
Именно в прошлом человек находит источник для формирования сознания, поиска своего места в
окружающем мире и обществе. При потере памяти утрачиваются все социальные связи. Она является
определенным жизненным опытом, осознанием пережитых
событий.
К традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм,
милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов.
Русский язык является нашим общим достоянием,
которое нужно беречь;
В большинстве своем люди забыли о ценности родного языка;
Интернет-общение — серьезное испытание для русского языка;
Любовь к своему языку проявляется в осторожном обращении со словами, изучении правил языка и особенностей их применения;
Искажение слов отрицательно сказывается на развитии русского языка и сохранении его прелести;
Можно многое сказать о человеке по тому, как он
сам относится к своему языку.
Язык — основа нации, ее культурный код. Это доказывает пример из
повести «Тарас Бульба». Казаки защищают свое право на самобытное развитие.
АРГУМЕНТЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЯЗЫК И ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ»
СЛОВО ИМЕЕТ ВАЖНОЕ ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.
на Руси жить хорошо?».
героев поэмы стал Гриша Добросклонов
— поэт из народа.
удовлетворение, обучая деревенских людей
новой, свободной жизни.
Д.И. Фонвизин, «Недоросль».
неправильно, коверкают слова и
объясняются очень примитивно.
Образование они считают пустой формальностью.
Такие люди просто не в состоянии понять и оценить то, что происходит за пределами их
узкого кругозора.
коммуникацию с миром и терпят одну неудачу за другой, ведь не умеют общаться по-человечески, без брани и ударов.
АРГУМЕНТЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЯЗЫК И ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ»
ЯЗЫК ЯВЛЯЕТСЯ НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТЬЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ.
•
Язык является неотъемлемой
частью национальной культуры.
Его исчезновение всегда
сопряжено с трагедией целого народа. Об этом нам
напоминает роман «Тихий Дон» Михаила Шолохова.
насколько точно всего в
нескольких строках писатель оценил силу и могущество русского языка.
наполнено чувством гордости. Писатель оценивает русский язык по достоинству.
Слово
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом, Словом разрушали города.
И орел не взмахивал крылами, Звезды жались в ужасе к луне, Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.
А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот, Потому что все оттенки смысла Умное число передает.
Патриарх седой, себе под руку Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку, Тростью на песке чертил число.
АРГУМЕНТ: СЛОВОМ МОЖНО УБИТЬ, СЛОВОМ МОЖНО СПАСТИ.
Слово - это как живой организм, способный расти, изменяться, распространяться и оказывать влияние в мире - прямо или
косвенно, через других. Мы имеем право на свободу слова, но всегда есть последствия того, что мы
говорим, осознаем мы это или нет.
Тема стихотворения – сила слова,
о которой не помнят сегодня.
Основная мысль: «Дурно пахнут мёртвые слова». Когда слово утрачивает свою божественную сущность, оно теряет святость и
величие. Мёртвые слова – как раз
лишённые духа, пустые или злые.
АРГУМЕНТ: САМОЕ ГЛАВНОЕ ДОСТОЯНИЕ СВОЁ – СВОЙ ЯЗЫК.
Мы знаем, что́ ныне лежит на весах И что́ совершается ныне.
Час мужества про́бил на наших часах, И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь, Не горько остаться без крова.
И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём, И внукам дадим, и от плена спасём — Навеки!
Анна Ахматова 1942 год
Эти строки А.А. Ахматовой, написанные в годы Великой Отечественной войны, набатно звучат сегодня, когда мы, вопреки всем заветам, день за днём теряем самое
главное достояние своё – свой язык. Прежде русские люди, во всяком случае, немалая их часть, имели иммунитет к коверканию родной речи.. А что мы слышим ныне…
«Природный язык есть не только достоинство народа, не только основание и причина всех его знаний, не только
провозвестник дел его и славы, но и некий ДАР… и любовь.
И если человек теряет эту любовь, то с ней теряет и привязанность к Отечеству», - подчеркивала Анна Ахматова.
В.М. Шукшин, «Срезал»
Именно так поступил Глеб Капустин. Капустин лишь повторял заученные фразы, демонстрируя свое
раздутое самомнение. У него “язык подвешен”, но
нет глубоких знаний о
предмете. Поэтому его речь не производит
должного впечатления.
русского языка и отношении к нему людей, Дмитрий
Сергеевич Лихачев говорит,
что язык позволяет оценить
человека при первой же встрече с ним.
об отношении кого-либо к окружающему миру и самому себе.
АРГУМЕНТЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЯЗЫК И ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ»
КАЖДАЯ ЭПОХА ВНОСИТ СВОЙ ВКЛАД В ЯЗЫК НАРОДА.
язык народа. По речи людей мы
можем безошибочно определить, когда они жили. Например, в
рассказе советского автора А.П. Гайдара мы встречаем в детской речи такие необычные слова, как “пролетарий”, “красные”
(имеется в виду “Красная армия”), “фашист”, “белогвардеец”,
“товарищ”, “пионер”.
повседневной речи, в отличие от советского школьника. Язык в ту пору отражал последние
политические, социальные, исторические явления.
люди нанесли огромный урон языку.
Утрачена его прежняя красота и певучесть, ведь все только и
«кидаются» словами, не думая о
последствиях.
Неправильное произношение слов разрушает красоту языка.
Произведение побуждает задуматься о последствиях такого отношения к языку.
После прочтения книги хочется защитить, сохранить родной
язык, исключив сленг и жаргон.
Герой пьесы Грибоедова сетует на то, что многие девушки из его среды
говорят на смеси “французского с
нижегородским”, но
толком не знают ни одного языка. Дворяне, несмотря на карикатурные
заимствования и очевидные неудобства, все равно стремились перейти на чужой язык и едва владели своим родным.
детства усвоил чужую культуру лучше, чем свою собственную.
одиночества и
непонимания в родной среде.
Л.Н. Толстой, «Война и мир».
Многие представители
дворянского общества не в состоянии обойтись без французского языка ни дня.
решение разговаривать только
на русском, большинство
гостей не справились с этой задачей.
Оказалось, что в погоне за красивыми иностранными выражениями люди забыли родную речь!
Если человек не владеет родной речью, он отдаляется от своей страны.
АРГУМЕНТЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЯЗЫК И ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ»
ПРОБЛЕМА ЯЗЫКОВОГО ОТЧУЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ОТ СВОЕГО НАРОДА
А.П. Чехов, «Вишневый сад».
Яша был обыкновенным
крестьянским парнем, но барыня решила взять его во Францию в качестве лакея. За годы жизни в чужой стране герой сильно изменился к
худшему.
Вернувшись домой, Яша стал “задирать нос” и эпатировать крестьян фразами на
иностранном языке.
При этом герой не знает толком ни русского, ни французского, все его знания отрывочные,
бессистемные.
лексикон, но и отдалили его от
родной культуры.
АРГУМЕНТЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЯЗЫК И ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ»
ЯЗЫК БЕЗОШИБОЧНО ВЫДАЕТ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА, ВЕДЬ ИМЕЕТ СВОИ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.
«Бешеные деньги».
столичные дворяне и купцы сразу же понимают, что он из провинции.
деревни, для них он — человек второго сорта,
которого легко обмануть.
простая и бесхитростная речь свидетельствует о глупости или наивности.
этом напоминает известный роман Марка Твена. Гек Финн был беспризорником.
Его отец страдал от
алкоголизма и безделья, его пример плохо влиял на сына. Гек говорил так, как
будто он побывал на
каторге. В его речи было много брани и грубости.
именно с речевого развития.
ПО РЕЧИ МОЖНО МНОГОЕ СКАЗАТЬ О ЧЕЛОВЕКЕ И ЕГО ХАРАКТЕРЕ.
произведении «Митина любовь». Языковая
характеристика
позволяет сделать о людях такие выводы,
которые объясняют суть произведения и причину личной трагедии героев.
Желткова к Вере Шеиной?
совершенно неприемлемые вещи и выставлял себя в карикатурном виде.
уважительнее, глубже.
чуткой, понимающей.
неразделенную любовь.
временем и развивается благодаря накоплению жизненного и
эмоционального опыта.
АРГУМЕНТЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЯЗЫК И ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ»
ПО РЕЧИ ВСЕГДА МОЖНО ОТЛИЧИТЬ ОБРАЗОВАННОГО ЧЕЛОВЕКА,
ПОЭТОМУ ЕЕ НЕОБХОДИМО РАЗВИВАТЬ, КАК И ДРУГИЕ ВАЖНЫЕ НАВЫКИ
А.С. Пушкин, «Барышня- крестьянка».
притвориться крестьянкой.
Алексей заметил, что Акулина выражается вовсе не по- деревенски. Лизе стоило
больших трудов подделать
речь простой девушки.
Один разговор уже поставил под сомнение план героини, ведь речь выдает
происхождение человека с головой.
АРГУМЕНТЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЯЗЫК И ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ»
ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК НЕ ЗАНИМАЕТСЯ РАЗВИТИЕМ РЕЧИ, ОН ВРЯД ЛИ ДОСТИГНЕТ УСПЕХА И ПРОЦВЕТАНИЯ
Если человек не занимается развитием речи, он вряд ли
достигнет успеха и процветания, ведь чем выше мы поднимаемся по социальной лестнице, тем
больше требований предъявляет к нам новая среда. Это
доказывает Б. Шоу в своей
знаменитой пьесе.
Лишь упорный труд помог Элизе измениться и занять ступень
повыше. В финале автор советует каждому из нас совершить это
перевоплощение, ведь без него не будет ни личностного, ни профессионального роста.
М. Горький, «На дне».
понимаем, что перед нами бродяги и опустившиеся люди.
Они грубят друг другу, коверкают слова, сокращают речь до самых примитивных возгласов.
Уже на уровне лексикона понятно, что персонажи деградировали до последней степени и лишены
возможности интегрироваться в
нормальное общество.
Проблема безграмотности всегда была актуальна.
И.С. Тургенев поднял ее полтора века назад. В его повести дворянки,
относящиеся к так называемой элите общества, не могут
написать грамотное письмо.
отдалению от народа и деградации.
АРГУМЕНТЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЯЗЫК И ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ»
СДЕЛАТЬ СВОЮ РЕЧЬ БОГАЧЕ ПОЗВОЛЯЕТ ЧТЕНИЕ
Об этом говорит произведение Ф.М.
Достоевского, состоящее из писем. Первые
послания Макара
Девушкина безграмотные
и косноязычные.
Последние письма
Макара значительно ярче и интереснее. Чтение и
рефлексия помогли герою сделать свою речь лучше.
АРГУМЕНТ: «РЕЧЬ ЯВЛЯЕТСЯ ВАЖНЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА».
М.Е. Салтыков-Щедрин, «Дикий помещик».
Деградация персонажа началась с того, что сам он перестал за собой ухаживать и себя
обслуживать.
одеться без посторонней помощи,
дворянин быстро одичал.
Но самой важной причиной его падения было отсутствие общения с другими людьми.
В социальной изоляции человек
быстро теряет человечность и превращается в существо, лишенное коммуникационных способностей.
Согласны ли вы с утверждением А.С. Пушкина «Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя»?
Как вы понимаете строки И.А. Бунина «Молчат гробницы, мумии и кости, лишь слову жизнь дана»?
Согласны ли вы с мнением И.А. Гончарова о том, что «язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных»?
Тургенев И.С. «Первая любовь»
Толстой Л.Н. «Война и мир»
Гоголь Н.В. «Тарас Бульба»
Пушкин А.С. «Евгений Онегин»
Пушкин А.С. «Барышня-крестьянка»
Фонвизин «Недоросль»
Грибоедов А.С. «Горе от ума»
Куприн А.И. «Гранатовый браслет»
Салтыков-Щедрин М.Е. «Дикий помещик»
Шолохов М.А. «Тихий дон»
Чехов А.П. «Вишневый сад»
Гайдар А.П. «Голубая чашка»
Некрасов Н.А. «Кому на Руси жить хорошо»
Горький М. «На дне»
Шоу Б. «Пигмалион»
Твен М. «Приключения Гекльберри Финна»
Островский А.Н. «Бешенные деньги»
Достоевский Ф.М. «Бедные люди»
Шукшин В.М. «Срезал»
Бунин И.А. «Митина любовь»