СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Языковая личность

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация поможет обучающимся подготовиться к итоговому сочинению в 11 классе

Просмотр содержимого документа
«Языковая личность»















В





Вакула Наталия Валериевна, учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ д. Алексеевка



3.4. ЯЗЫК И ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ

Новый раздел итогового сочинения 2023/24. Здесь важно раскрыть тему проблемы языка, его богатства, культуры

использования, бережного отношения. Что такое слово, роль в жизни человека. Сохранение национальных языков.


Пояснение от ФИПИ: позволяет осмысливать роль культуры в жизни человека, связь языка с историей страны, важность

бережного отношения к языку, сохранения исторической памяти

и традиционных ценностей.

  • Язык - важнейшее средство человеческого общения. Язык неразрывно связан с мышлением; является социальным средством хранения и передачи информации, одним из средств

управления человеческим поведением.

    • Большой Энциклопедический словарь



  • Языковая личность - есть личность, выраженная в языке (текстах) и через язык, личность,

реконструированная в основных своих чертах на базе языковых средств.

    • Стилистический энциклопедический словарь русского языка

  • Культура помогает нам находить свою

идентичность, понимать свое место в мире и

стремиться к саморазвитию.

  • Культура способствует развитию нашего

интеллекта, эмоционального мироощущения и взаимодействию с другими людьми.

  • Без культуры наша жизнь была бы лишена смысла и ценности.

  • Поэтому важно сохранять и развивать культурное наследие, учиться и открываться новым формам и проявлениям искусства, чтобы быть полноценной и гармоничной личностью.

  • Язык тесно связан с историей своего народа.

  • Язык рассказывает о тех исторических изменениях, о том прогрессе, которые пережила страна.

  • Именно это средство общения отображает развитие того или иного народа.

  • Узнавая о трансформациях, которые в нем

произошли, мы приобщаемся к историческому наследию его страны.

  • Особенности каждого языка обусловлены менталитетом и историей, которую пережил определенный народ.

  • Бережное отношение к родному языку имеет огромное значение, так как помогает сохранить и развивать национальную идентичность.

  • Использование родного языка в повседневной жизни способствует укреплению и упрощению общения внутри общины.

  • Когда мы говорим на своем родном языке, мы лучше понимаем друг друга и легче передаем свои мысли и эмоции. Это способствует созданию более тесных связей между людьми и формированию солидарности внутри общества.

  • Историческая память и традиционные ценности — наше прошлое, настоящее и будущее.


  • Именно в прошлом человек находит источник для формирования сознания, поиска своего места в

окружающем мире и обществе. При потере памяти утрачиваются все социальные связи. Она является

определенным жизненным опытом, осознанием пережитых

событий.


  • К традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм,

милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов.

  • Русский язык является нашим общим достоянием,

которое нужно беречь;

  • В большинстве своем люди забыли о ценности родного языка;

  • Интернет-общение — серьезное испытание для русского языка;

  • Любовь к своему языку проявляется в осторожном обращении со словами, изучении правил языка и особенностей их применения;

  • Искажение слов отрицательно сказывается на развитии русского языка и сохранении его прелести;

  • Можно многое сказать о человеке по тому, как он

сам относится к своему языку.

Язык — основа нации, ее культурный код. Это доказывает пример из

повести «Тарас Бульба». Казаки защищают свое право на самобытное развитие.

АРГУМЕНТЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЯЗЫК И ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ»

СЛОВО ИМЕЕТ ВАЖНОЕ ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.

    • Н.А. Некрасов, «Кому

на Руси жить хорошо?».

    • Одним из главных

героев поэмы стал Гриша Добросклонов

— поэт из народа.

    • Он получает моральное

удовлетворение, обучая деревенских людей

новой, свободной жизни.

    • С помощью языка Гриша воздействует на умы героев, делая их более просвещенными и самостоятельными.

  • Д.И. Фонвизин, «Недоросль».


  • Герои говорят грубо и

неправильно, коверкают слова и

объясняются очень примитивно.

  • Образование они считают пустой формальностью.

  • Такие люди просто не в состоянии понять и оценить то, что происходит за пределами их

узкого кругозора.

  • Простаковы не могут выстроить

коммуникацию с миром и терпят одну неудачу за другой, ведь не умеют общаться по-человечески, без брани и ударов.

АРГУМЕНТЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЯЗЫК И ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ»

ЯЗЫК ЯВЛЯЕТСЯ НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТЬЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ.




Язык является неотъемлемой

частью национальной культуры.

Его исчезновение всегда

сопряжено с трагедией целого народа. Об этом нам

напоминает роман «Тихий Дон» Михаила Шолохова.

    • И.С. Тургенев «Русский язык».


    • Строки этого стихотворения в прозе известны каждому еще со школы. Удивительно,

насколько точно всего в

нескольких строках писатель оценил силу и могущество русского языка.

    • Для И.С. Тургенева родной язык — это «поддержка и опора». Все стихотворение, пусть оно и небольшое,

наполнено чувством гордости. Писатель оценивает русский язык по достоинству.

Слово

В оный день, когда над миром новым

Бог склонял лицо свое, тогда

Солнце останавливали словом, Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами, Звезды жались в ужасе к луне, Если, точно розовое пламя,

Слово проплывало в вышине.

А для низкой жизни были числа,

Как домашний, подъяремный скот, Потому что все оттенки смысла Умное число передает.

Патриарх седой, себе под руку Покоривший и добро и зло,

Не решаясь обратиться к звуку, Тростью на песке чертил число.

  • Н. Гумилев


АРГУМЕНТ: СЛОВОМ МОЖНО УБИТЬ, СЛОВОМ МОЖНО СПАСТИ.

  • Слово - это как живой организм, способный расти, изменяться, распространяться и оказывать влияние в мире - прямо или

косвенно, через других. Мы имеем право на свободу слова, но всегда есть последствия того, что мы

говорим, осознаем мы это или нет.


  • Тема стихотворения – сила слова,

о которой не помнят сегодня.


  • Основная мысль: «Дурно пахнут мёртвые слова». Когда слово утрачивает свою божественную сущность, оно теряет святость и

величие. Мёртвые слова – как раз

лишённые духа, пустые или злые.


АРГУМЕНТ: САМОЕ ГЛАВНОЕ ДОСТОЯНИЕ СВОЁ – СВОЙ ЯЗЫК.

Мы знаем, что́ ныне лежит на весах И что́ совершается ныне.

Час мужества про́бил на наших часах, И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь, Не горько остаться без крова.

И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём, И внукам дадим, и от плена спасём — Навеки!

Анна Ахматова 1942 год

  • Эти строки А.А. Ахматовой, написанные в годы Великой Отечественной войны, набатно звучат сегодня, когда мы, вопреки всем заветам, день за днём теряем самое

главное достояние своё – свой язык. Прежде русские люди, во всяком случае, немалая их часть, имели иммунитет к коверканию родной речи.. А что мы слышим ныне…


  • «Природный язык есть не только достоинство народа, не только основание и причина всех его знаний, не только

провозвестник дел его и славы, но и некий ДАР… и любовь.

И если человек теряет эту любовь, то с ней теряет и привязанность к Отечеству», - подчеркивала Анна Ахматова.

    • В.М. Шукшин, «Срезал»


    • Порой человек использует богатство родного языка не во благо, а во вред.

Именно так поступил Глеб Капустин. Капустин лишь повторял заученные фразы, демонстрируя свое

раздутое самомнение. У него “язык подвешен”, но

нет глубоких знаний о

предмете. Поэтому его речь не производит

должного впечатления.

      • Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном».


      • Размышляя о богатстве

русского языка и отношении к нему людей, Дмитрий

Сергеевич Лихачев говорит,

что язык позволяет оценить

человека при первой же встрече с ним.


      • Язык дает возможность узнать

об отношении кого-либо к окружающему миру и самому себе.

АРГУМЕНТЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЯЗЫК И ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ»

КАЖДАЯ ЭПОХА ВНОСИТ СВОЙ ВКЛАД В ЯЗЫК НАРОДА.

    • А.П. Гайдар, «Голубая чашка».

    • Каждая эпоха вносит свой вклад в

язык народа. По речи людей мы

можем безошибочно определить, когда они жили. Например, в

рассказе советского автора А.П. Гайдара мы встречаем в детской речи такие необычные слова, как “пролетарий”, “красные”

(имеется в виду “Красная армия”), “фашист”, “белогвардеец”,

“товарищ”, “пионер”.

    • Современный ребенок не употребляет всего этого в

повседневной речи, в отличие от советского школьника. Язык в ту пору отражал последние

политические, социальные, исторические явления.

  • Т. Толстая «Кысь».
  • Своей безответственностью

люди нанесли огромный урон языку.

  • Утрачена его прежняя красота и певучесть, ведь все только и

«кидаются» словами, не думая о

последствиях.

  • Неправильное произношение слов разрушает красоту языка.

  • Произведение побуждает задуматься о последствиях такого отношения к языку.

  • После прочтения книги хочется защитить, сохранить родной

язык, исключив сленг и жаргон.


Герой пьесы Грибоедова сетует на то, что многие девушки из его среды

говорят на смеси “французского с

нижегородским”, но

толком не знают ни одного языка. Дворяне, несмотря на карикатурные

заимствования и очевидные неудобства, все равно стремились перейти на чужой язык и едва владели своим родным.

    • А.С. Пушкин, «Евгений Онегин».


    • Евгений Онегин воспитывался французским гувернером и с

детства усвоил чужую культуру лучше, чем свою собственную.


    • Это и привело его к ощущению

одиночества и

непонимания в родной среде.

  • Л.Н. Толстой, «Война и мир».

  • Многие представители

дворянского общества не в состоянии обойтись без французского языка ни дня.

  • Когда во время Отечественной войны 1812 года они приняли

решение разговаривать только

на русском, большинство

гостей не справились с этой задачей.

  • Оказалось, что в погоне за красивыми иностранными выражениями люди забыли родную речь!

  • Если человек не владеет родной речью, он отдаляется от своей страны.

АРГУМЕНТЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЯЗЫК И ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ»

ПРОБЛЕМА ЯЗЫКОВОГО ОТЧУЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ОТ СВОЕГО НАРОДА

  • А.П. Чехов, «Вишневый сад».

  • Яша был обыкновенным

крестьянским парнем, но барыня решила взять его во Францию в качестве лакея. За годы жизни в чужой стране герой сильно изменился к

худшему.

  • Вернувшись домой, Яша стал “задирать нос” и эпатировать крестьян фразами на

иностранном языке.

  • При этом герой не знает толком ни русского, ни французского, все его знания отрывочные,

бессистемные.

  • Заимствования из иностранной речи не только испортили его

лексикон, но и отдалили его от

родной культуры.

АРГУМЕНТЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЯЗЫК И ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ»

ЯЗЫК БЕЗОШИБОЧНО ВЫДАЕТ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА, ВЕДЬ ИМЕЕТ СВОИ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.


    • А.Н. Островский,

«Бешеные деньги».

    • По речи Василькова

столичные дворяне и купцы сразу же понимают, что он из провинции.

    • Герои презирают гостя из

деревни, для них он — человек второго сорта,

которого легко обмануть.

    • Но далеко не всегда

простая и бесхитростная речь свидетельствует о глупости или наивности.

    • М. Твен, «Приключения Гекльберри Финна».


    • Качество речи очень многое может сказать о человеке и его социальной среде. Об

этом напоминает известный роман Марка Твена. Гек Финн был беспризорником.

Его отец страдал от

алкоголизма и безделья, его пример плохо влиял на сына. Гек говорил так, как

будто он побывал на

каторге. В его речи было много брани и грубости.

    • Благотворные изменения в его характере начались

именно с речевого развития.

ПО РЕЧИ МОЖНО МНОГОЕ СКАЗАТЬ О ЧЕЛОВЕКЕ И ЕГО ХАРАКТЕРЕ.


  • И.А. Бунин с помощью речи показал разницу между героями в

произведении «Митина любовь». Языковая

характеристика

позволяет сделать о людях такие выводы,

которые объясняют суть произведения и причину личной трагедии героев.

    • А.И. Куприн, «Гранатовый браслет».

    • Что нам известно о письмах Георгия

Желткова к Вере Шеиной?

    • Сначала пылкий герой писал

совершенно неприемлемые вещи и выставлял себя в карикатурном виде.

    • Со временем Желтков стал умнее и скромнее. Развитие его личности отражается в письмах: они становились все спокойнее,

уважительнее, глубже.

    • С каждым годом чувство героя крепло и делало его натуру более тонкой,

чуткой, понимающей.

    • В последних письмах он уже ни о чем не просил, а лишь благодарил Веру за такую прекрасную, хоть и

неразделенную любовь.

    • Этот пример показывает, что языковая личность человека меняется со

временем и развивается благодаря накоплению жизненного и

эмоционального опыта.

АРГУМЕНТЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЯЗЫК И ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ»

ПО РЕЧИ ВСЕГДА МОЖНО ОТЛИЧИТЬ ОБРАЗОВАННОГО ЧЕЛОВЕКА,

ПОЭТОМУ ЕЕ НЕОБХОДИМО РАЗВИВАТЬ, КАК И ДРУГИЕ ВАЖНЫЕ НАВЫКИ

  • А.С. Пушкин, «Барышня- крестьянка».


  • Барышня Лиза вздумала разыграть соседа и

притвориться крестьянкой.

  • Но на первой же встрече

Алексей заметил, что Акулина выражается вовсе не по- деревенски. Лизе стоило

больших трудов подделать

речь простой девушки.

  • Один разговор уже поставил под сомнение план героини, ведь речь выдает

происхождение человека с головой.

АРГУМЕНТЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЯЗЫК И ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ»

ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК НЕ ЗАНИМАЕТСЯ РАЗВИТИЕМ РЕЧИ, ОН ВРЯД ЛИ ДОСТИГНЕТ УСПЕХА И ПРОЦВЕТАНИЯ


    • Б. Шоу, «Пигмалион».


Если человек не занимается развитием речи, он вряд ли

достигнет успеха и процветания, ведь чем выше мы поднимаемся по социальной лестнице, тем

больше требований предъявляет к нам новая среда. Это

доказывает Б. Шоу в своей

знаменитой пьесе.

Лишь упорный труд помог Элизе измениться и занять ступень

повыше. В финале автор советует каждому из нас совершить это

перевоплощение, ведь без него не будет ни личностного, ни профессионального роста.

  • М. Горький, «На дне».


  • По речи героев пьесы Горького мы и без авторских ремарок

понимаем, что перед нами бродяги и опустившиеся люди.

  • Они грубят друг другу, коверкают слова, сокращают речь до самых примитивных возгласов.

  • Уже на уровне лексикона понятно, что персонажи деградировали до последней степени и лишены

возможности интегрироваться в

нормальное общество.

  • Проблема безграмотности всегда была актуальна.

  • И.С. Тургенев поднял ее полтора века назад. В его повести дворянки,

относящиеся к так называемой элите общества, не могут

написать грамотное письмо.

  • Такое неуважение к родной культуре приводит лишь к

отдалению от народа и деградации.

АРГУМЕНТЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЯЗЫК И ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ»

СДЕЛАТЬ СВОЮ РЕЧЬ БОГАЧЕ ПОЗВОЛЯЕТ ЧТЕНИЕ

    • Сделать свою речь богаче позволяет чтение.

Об этом говорит произведение Ф.М.

Достоевского, состоящее из писем. Первые

послания Макара

Девушкина безграмотные

и косноязычные.

Последние письма

Макара значительно ярче и интереснее. Чтение и

рефлексия помогли герою сделать свою речь лучше.

АРГУМЕНТ: «РЕЧЬ ЯВЛЯЕТСЯ ВАЖНЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА».


  • М.Е. Салтыков-Щедрин, «Дикий помещик».


  • Деградация персонажа началась с того, что сам он перестал за собой ухаживать и себя

обслуживать.

  • Будучи неспособным даже

одеться без посторонней помощи,

дворянин быстро одичал.

  • Но самой важной причиной его падения было отсутствие общения с другими людьми.

  • В социальной изоляции человек

быстро теряет человечность и превращается в существо, лишенное коммуникационных способностей.

  • Согласны ли вы с утверждением А.С. Пушкина «Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя»?


  • Язык – это брод через реку времени.


  • Как вы понимаете строки И.А. Бунина «Молчат гробницы, мумии и кости, лишь слову жизнь дана»?


  • Почему нужно бережно относиться к родному языку?


  • Согласны ли вы с мнением И.А. Гончарова о том, что «язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных»?

    • Тургенев И.С. «Первая любовь»

    • Толстой Л.Н. «Война и мир»

    • Гоголь Н.В. «Тарас Бульба»

    • Пушкин А.С. «Евгений Онегин»

    • Пушкин А.С. «Барышня-крестьянка»

    • Фонвизин «Недоросль»

    • Грибоедов А.С. «Горе от ума»

    • Куприн А.И. «Гранатовый браслет»

    • Салтыков-Щедрин М.Е. «Дикий помещик»

    • Шолохов М.А. «Тихий дон»

    • Чехов А.П. «Вишневый сад»

    • Гайдар А.П. «Голубая чашка»

    • Некрасов Н.А. «Кому на Руси жить хорошо»

    • Горький М. «На дне»

    • Шоу Б. «Пигмалион»

    • Твен М. «Приключения Гекльберри Финна»

    • Островский А.Н. «Бешенные деньги»

    • Достоевский Ф.М. «Бедные люди»

    • Шукшин В.М. «Срезал»

    • Бунин И.А. «Митина любовь»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!