СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Языковая личность"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект "Языковая личность" выполнен выпускницей 11-Б класса Равдис Натальей, где рассматривается понятие "языковой личности", средства коммуникации, определяются языковые компетенции. 

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Языковая личность"»

Языковая личность  П онятие. Средства коммуникации. Языковые компетенции Равдис Наталья учащаяся 11-Б класса Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №1» г. Джанкоя

Языковая личность П онятие. Средства коммуникации. Языковые компетенции

Равдис Наталья

учащаяся 11-Б класса

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №1» г. Джанкоя

Языковая личность - это  способ описания языковой способности человека, получение знания о личности на основе его письменного текста.  3 уровня рассмотрения языковой личности  : вербально-семантический; когнитивный; мотивационный.

Языковая личность - это

способ описания языковой способности

человека, получение знания о личности на

основе его письменного текста.

3 уровня рассмотрения языковой личности  :

  • вербально-семантический;
  • когнитивный;
  • мотивационный.
Первое обращение к языковой личности связано с именем немецкого ученого И. Вейсгербера. В русской лингвистике первые шаги в этой области сделал В.В.Виноградов, который выработал два пути изучения ЯЛ – личность автора и личность персонажа. О говорящей личности писал А. А. Леонтьев. Само понятие ЯЛ начал разрабатывать Г.И. Богин, создав модель языковой личности, где человек рассматривается с точки зрения его «готовности производить речевые поступки, создавать и принимать произведения речи». Ввел это понятие в широкий научный обиход Ю. Н.Карау- лов, считая, что ЯЛ - это человек, обладающий способностью создавать и воспринимать тексты, различающиеся: «а) сте- пенью структурно-языковой сложности; б) глубиной и точно- стью отражения действительности; в) определенной целевой направленностью».
  • Первое обращение к языковой личности связано с именем

немецкого ученого И. Вейсгербера.

  • В русской лингвистике первые шаги в этой области сделал

В.В.Виноградов, который выработал два пути изучения ЯЛ –

личность автора и личность персонажа.

  • О говорящей личности писал А. А. Леонтьев.
  • Само понятие ЯЛ начал разрабатывать Г.И. Богин, создав

модель языковой личности, где человек рассматривается с

точки зрения его «готовности производить речевые поступки,

создавать и принимать произведения речи».

  • Ввел это понятие в широкий научный обиход Ю. Н.Карау-

лов, считая, что ЯЛ - это человек, обладающий способностью

создавать и воспринимать тексты, различающиеся: «а) сте-

пенью структурно-языковой сложности; б) глубиной и точно-

стью отражения действительности;

в) определенной целевой направленностью».

Уровневая модель Ю.Н.Караулова Языковая личность имеет три структурных уровня:  -  вербально-семантический , отражающий степень владения обыденным языком.  -  когнитивный,  где происходит актуализация и идентифика- ция релевантных знаний и представлений, присущих социуму (языковой личности) и создающих коллективное и (или) индивидуальное когнитивное пространство, что предпо- лагает отражение языковой модели мира личности, ее тезауруса, культуры. -  прагматический (высший уровень),  включает выявление и характеристику мотивов и целей, движущих развитием языко- вой личности, поэтому кодирование и декодирование инфор- мации происходит при взаимодействии трех уровней «комму- никативного пространства личности» - вербально-семантиче- ского, когнитивного и прагматического.

Уровневая модель Ю.Н.Караулова

  • Языковая личность имеет три структурных уровня:

вербально-семантический , отражающий степень

владения обыденным языком.

когнитивный,  где происходит актуализация и идентифика-

ция релевантных знаний и представлений, присущих

социуму (языковой личности) и создающих коллективное и

(или) индивидуальное когнитивное пространство, что предпо-

лагает отражение языковой модели мира личности, ее

тезауруса, культуры.

прагматический (высший уровень), включает выявление и

характеристику мотивов и целей, движущих развитием языко-

вой личности, поэтому кодирование и декодирование инфор-

мации происходит при взаимодействии трех уровней «комму-

никативного пространства личности» - вербально-семантиче-

ского, когнитивного и прагматического.

Концепция трехуровневого устройства языковой личности определенным образом коррелирует с тремя типами комму- никативных потребностей - контактоустанавливающей, ин- формационной и воздействующей, и с тремя сторонами про- цесса общения - коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Уровневая модель языковой личности отражает обобщен- ный тип личности. Конкретных же языковых личностей в дан- ной культуре может быть множество, они отличаются вариа- циями значимости каждого уровня в составе личности.  Таким образом, языковая личность – это многослойная и многокомпонентная парадигма речевых личностей. При этом речевая личность - это языковая личность в парадигме ре- ального общения, в деятельности. Именно на уровне речевой личности проявляются как национально-культурная специ- фика языковой личности, так и национально-культурная специфика самого общения.
  • Концепция трехуровневого устройства языковой личности

определенным образом коррелирует с тремя типами комму-

никативных потребностей - контактоустанавливающей, ин-

формационной и воздействующей, и с тремя сторонами про-

цесса общения - коммуникативной, интерактивной и

перцептивной.

  • Уровневая модель языковой личности отражает обобщен-

ный тип личности. Конкретных же языковых личностей в дан-

ной культуре может быть множество, они отличаются вариа-

циями значимости каждого уровня в составе личности.

Таким образом, языковая личность – это многослойная и

многокомпонентная парадигма речевых личностей. При этом

речевая личность - это языковая личность в парадигме ре-

ального общения, в деятельности. Именно на уровне речевой

личности проявляются как национально-культурная специ-

фика языковой личности, так и национально-культурная

специфика самого общения.

 Термин «языковая личность» соотносится с Понятием «языковая идентичность», которая рассматривается как гипотетическая модель актуализации динамической дихотомии язык-речь, репрезентирующая в обобщенном виде идеального (по М. Веберу) носителя этнокультурных характери- стик в процессе реализации национальных Параметров коммуникации.  При этом ЯЛ трактуется как концепт, отражающий этнокультурный инвариант ментальности (лингво- культурный аттрактор, на который ориентируется большинство представителей национальной лингвокультуры),по отношению к которому все остальные рассматриваются как варианты .

Термин «языковая личность» соотносится с

Понятием «языковая идентичность», которая

рассматривается как гипотетическая модель

актуализации динамической дихотомии язык-речь,

репрезентирующая в обобщенном виде идеального

(по М. Веберу) носителя этнокультурных характери-

стик в процессе реализации национальных

Параметров коммуникации.

При этом ЯЛ трактуется как концепт, отражающий

этнокультурный инвариант ментальности (лингво-

культурный аттрактор, на который ориентируется

большинство представителей национальной

лингвокультуры),по отношению к которому все

остальные рассматриваются как варианты .

С другой стороны , ЯЛ репрезентируется, опираясь на концепцию Ю.Н.Караулова, как общенациональный языковой тип, как динами- чески развивающийся феномен культуры.  По концепции Макса Вебера «идеальный тип» представляет абстрактную конструкцию или предельное понятие, не имеющее прямого аналога в реальности, но отражающее типологические тенденции функционирования того или иного явления.

С другой стороны , ЯЛ репрезентируется,

опираясь на концепцию Ю.Н.Караулова, как

общенациональный языковой тип, как динами-

чески развивающийся феномен культуры.

По концепции Макса Вебера «идеальный

тип» представляет абстрактную конструкцию

или предельное понятие, не имеющее

прямого аналога в реальности, но

отражающее типологические тенденции

функционирования того или иного явления.

Актуализация языковой личности Творит культуру и живет в ней человек, личность. Именно в личности на передний план выходит социальная природа человека, а сам человек выступает как субъект социокультурной жизни. Другие концепции личности. А.Маслоу видит че- ловека как  бытие внутренней природы,   которая почти независима от внешнего мира и которая есть исходная предпосылка всякой психологии, а жизнь в согласии с внутренней природой рассматривается как причина психического здоровья.

Актуализация языковой личности

  • Творит культуру и живет в ней человек, личность.

Именно в личности на передний план выходит

социальная природа человека, а сам человек

выступает как субъект социокультурной жизни.

  • Другие концепции личности. А.Маслоу видит че-

ловека как  бытие внутренней природы,   которая

почти независима от внешнего мира и которая есть

исходная предпосылка всякой психологии, а жизнь в

согласии с внутренней природой рассматривается

как причина психического здоровья.

Пирамида потребностей по А.Маслоу Становление личности по А. Маслоу, это движение к идеалу, в качестве которого выступает личность, все- Сторонне реализовавшая себя.  А. Маслоу: «Человеческому существу, чтобы жить... необходимы система координат, философия жизни, религия (или заменитель религии), причем они нужны ему почти в той же мере, что и солнечный свет, кальций или любовь»

Пирамида потребностей по А.Маслоу

Становление личности по А. Маслоу,

  • это движение к идеалу, в качестве

которого выступает личность, все-

Сторонне реализовавшая себя.

А. Маслоу: «Человеческому

существу, чтобы жить... необходимы

система координат, философия

жизни, религия (или заменитель

религии), причем они нужны ему

почти в той же мере, что и

солнечный свет, кальций или

любовь»

Лингвистические исследования: На современном этапе в исследованиях языковой личности, выделяются направления: разработка модели языковой личности (Ю.Н. Караулова, Г.И. Богина, С.Г. Воркачева), анализ языковой личности как   homo   loquens   (Г.В. Ейгер, С.В. Лебедева, И.А. Раппопорт, А.А. Залевская), языковая личность как носитель национального языка и культуры (Н.В. Уфимцева, Н.Л. Чулкина, В.М. Богуславский), выделение социолингвистического или психологического подтипа - языковая личность ребенка, интеллигента, жителя деревни, ведущего и т.д.    (А.В. Захарова, Л.П. Крысин, Г.Н. Беспамятнова, Т.А. Ивушкина, М.В. Ляпон), переход от языковой личности к речевой личности (Клобукова Л.П.,    Прохоров Е.Ю., Красных В.В.) и др.

Лингвистические исследования:

На современном этапе в исследованиях языковой личности,

выделяются направления:

  • разработка модели языковой личности (Ю.Н. Караулова,

Г.И. Богина, С.Г. Воркачева),

  • анализ языковой личности как   homo   loquens   (Г.В. Ейгер,

С.В. Лебедева, И.А. Раппопорт, А.А. Залевская),

  • языковая личность как носитель национального языка и

культуры (Н.В. Уфимцева, Н.Л. Чулкина, В.М. Богуславский),

  • выделение социолингвистического или психологического

подтипа - языковая личность ребенка, интеллигента, жителя

деревни, ведущего и т.д.    (А.В. Захарова, Л.П. Крысин,

Г.Н. Беспамятнова, Т.А. Ивушкина, М.В. Ляпон),

  • переход от языковой личности к речевой личности (Клобукова Л.П.,    Прохоров Е.Ю., Красных В.В.) и др.
Философский подход в концепции  А.В. Пузырёва  За каждой личностью стоит культура общечеловеческая как нечто универсальное, всеобщее; национальная –как общее; социальная, профессиональная  как нечто особенное; инди- видуальная - как неповторимое, единичное. «Ступени сущности человека» (по А.В. Пузыреву): личность мыслительная (мыслящая), как всеобщее; ЯЛ (владеющая определенным языком) как общее; личность речевую (говорящую) как особенное; личность коммуникативную (коммуницирующую) как проявление единичного. Именно единичное создает уникальность и неповторимость языковой личности.

Философский подход в концепции А.В. Пузырёва

За каждой личностью стоит культура общечеловеческая как

нечто универсальное, всеобщее; национальная –как общее;

социальная, профессиональная  как нечто особенное; инди-

видуальная - как неповторимое, единичное.

«Ступени сущности человека» (по А.В. Пузыреву):

  • личность мыслительная (мыслящая), как всеобщее;
  • ЯЛ (владеющая определенным языком) как общее;
  • личность речевую (говорящую) как особенное;
  • личность коммуникативную (коммуницирующую) как проявление единичного. Именно единичное создает уникальность и неповторимость языковой личности.
Основные характеристики языковой личности: языковая способность, языковое сознание, коммуникативная потребность.

Основные характеристики языковой личности:

  • языковая способность,
  • языковое сознание,
  • коммуникативная потребность.
Языковая способность ЕЁ компоненты:  фонетический, морфологический, синтаксический и лексический.  Языковая способность и коммуникативная потреб- ность являются предпосылками для осуществления общения.  Успешность речевого общения зависит от коммуникативной компетенции общающихся. Коммуникативная компетенция выступает проявле- нием языкового сознания в выборе средств общения в конкретной коммуникативной ситуации.

Языковая способность

ЕЁ компоненты: фонетический, морфологический,

синтаксический и лексический.

Языковая способность и коммуникативная потреб-

ность являются предпосылками для осуществления

общения.

Успешность речевого общения зависит от

коммуникативной компетенции общающихся. Коммуникативная компетенция выступает проявле-

нием языкового сознания в выборе средств общения

в конкретной коммуникативной ситуации.

Языковая личность – носитель языкового сознания.  Языковое сознание - это опосредованный языком образ мира той или иной культуры.  Языковое сознание личности реализуется в речевом поведении, которое определяется коммуникативной ситуацией, языковым и культурным статусом, социальной принадлежностью, мировоззрением . Языковое сознание – это «субъективная форма человеческой жизнедеятельности по отношению к объективному миру, высшая форма нервной дея- тельности языковой личности, совокупность психи- ческих и ментальных систем, а также когнитивных способностей человека.

Языковая личность – носитель языкового сознания.

Языковое сознание - это опосредованный языком

образ мира той или иной культуры.

Языковое сознание личности реализуется в речевом

поведении, которое определяется коммуникативной

ситуацией, языковым и культурным статусом,

социальной принадлежностью, мировоззрением . Языковое сознание – это «субъективная форма

человеческой жизнедеятельности по отношению к

объективному миру, высшая форма нервной дея-

тельности языковой личности, совокупность психи-

ческих и ментальных систем, а также когнитивных

способностей человека.

Коммуникация - (лат. communicatio), буквально означающее «общее» или «разде- ляемое всеми».  В практическом плане - это процесс обмена Идеями и информацией между двумя и более людьми, ведущий к взаимному пониманию.  Цели коммуникаций: обеспечение эффективного обмена инфор- мацией между субъектами и объектами управления; совершенствование межличностных отношений в процессе обмена информацией.

Коммуникация - (лат. communicatio),

буквально означающее «общее» или «разде-

ляемое всеми».

В практическом плане - это процесс обмена

Идеями и информацией между двумя и более

людьми, ведущий к взаимному пониманию.

Цели коммуникаций:

  • обеспечение эффективного обмена инфор-

мацией между субъектами и объектами

управления;

  • совершенствование межличностных

отношений в процессе обмена информацией.

Вербальные и невербальные средства коммуникации Вербальные средства - устная и письменная разновидности языка. В коммуникации, осуществляемой вербальными средствами, передается громадный объем информации.  Невербальная коммуникация – это общение, обмен информацией без помощи слов: жесты, мимика, различные сигнальные и знаковые системы.  Эти способы общения по аналогии называют языками – первичными и вторичными, или естественными и искусственными.

Вербальные и невербальные средства коммуникации

  • Вербальные средства - устная и письменная

разновидности языка. В коммуникации,

осуществляемой вербальными средствами,

передается громадный объем информации.

Невербальная коммуникация – это общение,

обмен информацией без помощи слов: жесты,

мимика, различные сигнальные и знаковые

системы.

Эти способы общения по аналогии называют

языками – первичными и вторичными, или

естественными и искусственными.

Невербальная коммуникация:  Язык тела  может многое рассказать о чувствах и намерениях коммуникантов. Жесты  - способ знакового использования рук. Например, призывно махать рукой, привлекая внимание. Показывать рост и размеры с помощью рук. Можно покрутить рукой у виска или сделать раздражительный отмахивающийся жест. Аплодисменты также являются жестом, означающим приветствие или благодарность. Один-два хлопка в ладоши – способ привлечь внимание.

Невербальная коммуникация:

  • Язык тела  может многое рассказать о чувствах и

намерениях коммуникантов.

  • Жесты  - способ знакового использования рук.

Например, призывно махать рукой, привлекая

внимание. Показывать рост и размеры с помощью

рук. Можно покрутить рукой у виска или сделать

раздражительный отмахивающийся жест.

Аплодисменты также являются жестом, означающим

приветствие или благодарность. Один-два хлопка в

ладоши – способ привлечь внимание.

Невербальная коммуникация: Мимика  - выражения лица. Человек способен различать и интерпретировать тончайшие движения лицевых мышц. Положение или движения лица выполняют знаковые функции. Физиогномикой занимался еще Аристотель.  Положение тела  - способ держать себя. Так, расслаблен- ное положение свидетельствует о доверии к собеседнику. Многое в семиотике тела восходит к природным инстинктам.   Тактильная коммуникация ( прикосновения, похлопыва- ния и т.п.) говорит о взаимных отношениях, статусе, степени дружбы между коммуникантами. У близких людей их взаимоотношения выражаются в объятиях, поглаживаниях, поцелуях.

Невербальная коммуникация:

  • Мимика  - выражения лица. Человек способен различать и

интерпретировать тончайшие движения лицевых мышц. Положение или движения лица выполняют знаковые

функции. Физиогномикой занимался еще Аристотель. 

  • Положение тела  - способ держать себя. Так, расслаблен-

ное положение свидетельствует о доверии к собеседнику. Многое в семиотике тела восходит к природным

инстинктам.

  •   Тактильная коммуникация ( прикосновения, похлопыва-

ния и т.п.) говорит о взаимных отношениях, статусе, степени

дружбы между коммуникантами. У близких людей их

взаимоотношения выражаются в объятиях, поглаживаниях,

поцелуях.

Виды коммуникации: межличностные или организационные коммуника- ции  на основе устного общения; коммуникации на основе письменного обмена информацией. Межличностные коммуникации делятся на: формальные или официальные – определяются политикой, правилами, должностными инструкциями и осуществляются по формальным каналам; неформальные   коммуникации,  которые не следу- ют общим правилам; осуществляются согласно установившейся системе личных отношений между работниками организации или учреждения.

Виды коммуникации:

  • межличностные или организационные коммуника-

ции  на основе устного общения;

  • коммуникации на основе письменного обмена

информацией.

Межличностные коммуникации делятся на:

  • формальные или официальные – определяются

политикой, правилами, должностными инструкциями

и осуществляются по формальным каналам;

  • неформальные   коммуникации,  которые не следу-

ют общим правилам; осуществляются согласно

установившейся системе личных отношений между

работниками организации или учреждения.

Коммуникативная (языковая) компетенция Компетенция  – это круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен, обладает познанием, опытом. Коммуникативная компетенция -  способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках определённой сферы деятель- ности. В ее основе лежит комплекс умений, позво- ляющих участвовать в речевом общении в его продуктивных и рецептивных видах. 

Коммуникативная (языковая) компетенция

  • Компетенция  – это круг вопросов, в которых

кто-либо хорошо осведомлен, обладает

познанием, опытом.

  • Коммуникативная компетенция -  способность

средствами изучаемого языка осуществлять речевую

деятельность в соответствии с целями и ситуацией

общения в рамках определённой сферы деятель-

ности. В ее основе лежит комплекс умений, позво-

ляющих участвовать в речевом общении в его

продуктивных и рецептивных видах. 

Виды коммуникативной компетенции: Лингвистическая компетенция – это владение знанием о системе языка, о правилах функционирования единиц языка в речи и способность с их помощью понимать чужие мысли и выражать собственные суждения в устной и письменной форме. Речевая  компетенция - способы формирования и форму- лирования мыслей с помощью языка, т.е. способность пользо- ваться языком в речи. Некоторые исследователи такую спосо- бность считают с оциолингвистической, подчеркивая умение обладать такой компетенцией как выбрать нужные лингвисти- ческую форму и способ выражения в условиях речевого акта: ситуации, коммуникативных целей и намерения говорящего.

Виды коммуникативной компетенции:

  • Лингвистическая компетенция – это владение знанием о

системе языка, о правилах функционирования единиц языка в

речи и способность с их помощью понимать чужие мысли и

выражать собственные суждения в устной и письменной

форме.

  • Речевая  компетенция - способы формирования и форму-

лирования мыслей с помощью языка, т.е. способность пользо-

ваться языком в речи. Некоторые исследователи такую спосо-

бность считают с оциолингвистической, подчеркивая умение

обладать такой компетенцией как выбрать нужные лингвисти-

ческую форму и способ выражения в условиях речевого акта:

ситуации, коммуникативных целей и намерения говорящего.

Социокультурная  компетенция – знание личностью национально-культурных особенностей социального и речевого поведения носителей языка: их обычаев, этикета, социальных стереотипов, истории и культур, а также способов пользоваться этими знаниями в процессе общения.   Социальная  компетенция проявляется в желании и умении вступать в коммуникацию с другими людьми,  в способности ориентироваться в ситуации общения и строить высказывание в соответствии с коммуникативным намерением говорящего и ситуацией. 
  • Социокультурная  компетенция – знание

личностью национально-культурных

особенностей социального и речевого поведения

носителей языка: их обычаев, этикета, социальных

стереотипов, истории и культур, а также способов

пользоваться этими знаниями в процессе

общения. 

Социальная  компетенция проявляется в

желании и умении вступать в коммуникацию с

другими людьми,  в способности ориентироваться

в ситуации общения и строить высказывание в

соответствии с коммуникативным намерением

говорящего и ситуацией. 

Стратегическая  (компенсаторная) компетенция – это компетенция, с помощью которой можно восполнить пробелы в знании языка, а также речевом и социальном опыте общения в иноязычной среде. Владение ею дает возможность: при чтении : догадаться о значении незнакомых слов, опираясь на контекст, тему, ситуацию; при обращении к словарю выбрать правильное значение искомого слова; догадаться о значении слова по знакомым элементам его структуры (корню, суффиксу и др.); при слушании : догадаться о значении слова, фразы, опираясь на контекст; при межличностном контакте обратиться к партнеру за помощью; при говорении: упростить фразу, опираясь на известные слова, образцы речи и структуры ее построения; внести в свою речь поправки, используя выражения: «Простите, я скажу это по-другому» и др.
  • Стратегическая  (компенсаторная) компетенция – это

компетенция, с помощью которой можно восполнить пробелы

в знании языка, а также речевом и социальном опыте

общения в иноязычной среде.

Владение ею дает возможность:

  • при чтении : догадаться о значении незнакомых слов,

опираясь на контекст, тему, ситуацию; при обращении к

словарю выбрать правильное значение искомого слова;

догадаться о значении слова по знакомым элементам его

структуры (корню, суффиксу и др.);

  • при слушании : догадаться о значении слова, фразы,

опираясь на контекст; при межличностном контакте

обратиться к партнеру за помощью;

  • при говорении: упростить фразу, опираясь на известные

слова, образцы речи и структуры ее построения; внести в

свою речь поправки, используя выражения: «Простите, я скажу это по-другому» и др.

Дискурсивная  компетенция – способность использовать определенные стратегии для конструирования и интерпретации теста.  ДК - это знание особенностей, присущих раз- личным типам дискурсов, способность поро- ждать дискурсы в процессе общения. Употреби- тельные типы дискурсов в профессиональной сфере общения - доклад, сообщение, обсуждение, расспрос Предметная  компетенция – это способность ориентироваться в содержательном плане общения в определенной сфере человеческой деятельности.
  • Дискурсивная  компетенция – способность

использовать определенные стратегии для

конструирования и интерпретации теста.

ДК - это знание особенностей, присущих раз-

личным типам дискурсов, способность поро-

ждать дискурсы в процессе общения. Употреби-

тельные типы дискурсов в профессиональной сфере

общения - доклад, сообщение, обсуждение, расспрос

  • Предметная  компетенция – это способность

ориентироваться в содержательном плане общения

в определенной сфере человеческой деятельности.

Профессиональная компетенция, приобретаемая в ходе обучения, обеспечивая способность к успешной профессиональной деятельности и включает: знания из области дидактики, методики, психологии, лингвистики и других наук, значимых для профессиональной деятельности; умение организовывать и управлять деятельностью; умение владеть коммуникативной компетенцией, максимально близкой к уровню носителей языка; личностные качества, обеспечивающие эффективность труда (требовательность, вежливость, ответственность и др.)
  • Профессиональная компетенция, приобретаемая в

ходе обучения, обеспечивая способность к успешной

профессиональной деятельности и включает:

  • знания из области дидактики, методики,

психологии, лингвистики и других наук, значимых для

профессиональной деятельности;

  • умение организовывать и управлять

деятельностью;

  • умение владеть коммуникативной компетенцией,

максимально близкой к уровню носителей языка;

  • личностные качества, обеспечивающие

эффективность труда (требовательность,

вежливость, ответственность и др.)

Вывод: человек должен владеть языком  Способность человека понимать и синтезировать высказывания связана с умениями: отличать правильные высказывания от неправильных; дифференцировать сходные по форме, но различные по смыслу высказывания; способностью к перефразированию – умением выбирать из конкурирующих средств выражения наиболее адекватные данной коммуникативной ситуации.  Владение языком предполагает не только пассивное восприятие, но и активное использование языка. Н. Хомский и Ю.Д. Апресян приравнивают владение языком языковой компетенции.  Д. Хаймс, наряду с языковой компетенцией, в понятие В.я. включает также коммуникативную компетенцию.

Вывод: человек должен владеть языком

Способность человека понимать и синтезировать

высказывания связана с умениями:

  • отличать правильные высказывания от неправильных;
  • дифференцировать сходные по форме, но различные по

смыслу высказывания;

  • способностью к перефразированию – умением выбирать из

конкурирующих средств выражения наиболее адекватные

данной коммуникативной ситуации.

Владение языком предполагает не только пассивное

восприятие, но и активное использование языка.

Н. Хомский и Ю.Д. Апресян приравнивают владение языком

языковой компетенции.

Д. Хаймс, наряду с языковой компетенцией, в понятие В.я.

включает также коммуникативную компетенцию.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!