Языковая личность П онятие. Средства коммуникации. Языковые компетенции
Равдис Наталья
учащаяся 11-Б класса
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №1» г. Джанкоя
Языковая личность - это
способ описания языковой способности
человека, получение знания о личности на
основе его письменного текста.
3 уровня рассмотрения языковой личности :
- вербально-семантический;
- когнитивный;
- мотивационный.
- Первое обращение к языковой личности связано с именем
немецкого ученого И. Вейсгербера.
- В русской лингвистике первые шаги в этой области сделал
В.В.Виноградов, который выработал два пути изучения ЯЛ –
личность автора и личность персонажа.
- О говорящей личности писал А. А. Леонтьев.
- Само понятие ЯЛ начал разрабатывать Г.И. Богин, создав
модель языковой личности, где человек рассматривается с
точки зрения его «готовности производить речевые поступки,
создавать и принимать произведения речи».
- Ввел это понятие в широкий научный обиход Ю. Н.Карау-
лов, считая, что ЯЛ - это человек, обладающий способностью
создавать и воспринимать тексты, различающиеся: «а) сте-
пенью структурно-языковой сложности; б) глубиной и точно-
стью отражения действительности;
в) определенной целевой направленностью».
Уровневая модель Ю.Н.Караулова
- Языковая личность имеет три структурных уровня:
- вербально-семантический , отражающий степень
владения обыденным языком.
- когнитивный, где происходит актуализация и идентифика-
ция релевантных знаний и представлений, присущих
социуму (языковой личности) и создающих коллективное и
(или) индивидуальное когнитивное пространство, что предпо-
лагает отражение языковой модели мира личности, ее
тезауруса, культуры.
- прагматический (высший уровень), включает выявление и
характеристику мотивов и целей, движущих развитием языко-
вой личности, поэтому кодирование и декодирование инфор-
мации происходит при взаимодействии трех уровней «комму-
никативного пространства личности» - вербально-семантиче-
ского, когнитивного и прагматического.
- Концепция трехуровневого устройства языковой личности
определенным образом коррелирует с тремя типами комму-
никативных потребностей - контактоустанавливающей, ин-
формационной и воздействующей, и с тремя сторонами про-
цесса общения - коммуникативной, интерактивной и
перцептивной.
- Уровневая модель языковой личности отражает обобщен-
ный тип личности. Конкретных же языковых личностей в дан-
ной культуре может быть множество, они отличаются вариа-
циями значимости каждого уровня в составе личности.
Таким образом, языковая личность – это многослойная и
многокомпонентная парадигма речевых личностей. При этом
речевая личность - это языковая личность в парадигме ре-
ального общения, в деятельности. Именно на уровне речевой
личности проявляются как национально-культурная специ-
фика языковой личности, так и национально-культурная
специфика самого общения.
Термин «языковая личность» соотносится с
Понятием «языковая идентичность», которая
рассматривается как гипотетическая модель
актуализации динамической дихотомии язык-речь,
репрезентирующая в обобщенном виде идеального
(по М. Веберу) носителя этнокультурных характери-
стик в процессе реализации национальных
Параметров коммуникации.
При этом ЯЛ трактуется как концепт, отражающий
этнокультурный инвариант ментальности (лингво-
культурный аттрактор, на который ориентируется
большинство представителей национальной
лингвокультуры),по отношению к которому все
остальные рассматриваются как варианты .
С другой стороны , ЯЛ репрезентируется,
опираясь на концепцию Ю.Н.Караулова, как
общенациональный языковой тип, как динами-
чески развивающийся феномен культуры.
По концепции Макса Вебера «идеальный
тип» представляет абстрактную конструкцию
или предельное понятие, не имеющее
прямого аналога в реальности, но
отражающее типологические тенденции
функционирования того или иного явления.
Актуализация языковой личности
- Творит культуру и живет в ней человек, личность.
Именно в личности на передний план выходит
социальная природа человека, а сам человек
выступает как субъект социокультурной жизни.
- Другие концепции личности. А.Маслоу видит че-
ловека как бытие внутренней природы, которая
почти независима от внешнего мира и которая есть
исходная предпосылка всякой психологии, а жизнь в
согласии с внутренней природой рассматривается
как причина психического здоровья.
Пирамида потребностей по А.Маслоу
Становление личности по А. Маслоу,
- это движение к идеалу, в качестве
которого выступает личность, все-
Сторонне реализовавшая себя.
А. Маслоу: «Человеческому
существу, чтобы жить... необходимы
система координат, философия
жизни, религия (или заменитель
религии), причем они нужны ему
почти в той же мере, что и
солнечный свет, кальций или
любовь»
Лингвистические исследования:
На современном этапе в исследованиях языковой личности,
выделяются направления:
- разработка модели языковой личности (Ю.Н. Караулова,
Г.И. Богина, С.Г. Воркачева),
- анализ языковой личности как homo loquens (Г.В. Ейгер,
С.В. Лебедева, И.А. Раппопорт, А.А. Залевская),
- языковая личность как носитель национального языка и
культуры (Н.В. Уфимцева, Н.Л. Чулкина, В.М. Богуславский),
- выделение социолингвистического или психологического
подтипа - языковая личность ребенка, интеллигента, жителя
деревни, ведущего и т.д. (А.В. Захарова, Л.П. Крысин,
Г.Н. Беспамятнова, Т.А. Ивушкина, М.В. Ляпон),
- переход от языковой личности к речевой личности (Клобукова Л.П., Прохоров Е.Ю., Красных В.В.) и др.
Философский подход в концепции А.В. Пузырёва
За каждой личностью стоит культура общечеловеческая как
нечто универсальное, всеобщее; национальная –как общее;
социальная, профессиональная как нечто особенное; инди-
видуальная - как неповторимое, единичное.
«Ступени сущности человека» (по А.В. Пузыреву):
- личность мыслительная (мыслящая), как всеобщее;
- ЯЛ (владеющая определенным языком) как общее;
- личность речевую (говорящую) как особенное;
- личность коммуникативную (коммуницирующую) как проявление единичного. Именно единичное создает уникальность и неповторимость языковой личности.
Основные характеристики языковой личности:
- языковая способность,
- языковое сознание,
- коммуникативная потребность.
Языковая способность
ЕЁ компоненты: фонетический, морфологический,
синтаксический и лексический.
Языковая способность и коммуникативная потреб-
ность являются предпосылками для осуществления
общения.
Успешность речевого общения зависит от
коммуникативной компетенции общающихся. Коммуникативная компетенция выступает проявле-
нием языкового сознания в выборе средств общения
в конкретной коммуникативной ситуации.
Языковая личность – носитель языкового сознания.
Языковое сознание - это опосредованный языком
образ мира той или иной культуры.
Языковое сознание личности реализуется в речевом
поведении, которое определяется коммуникативной
ситуацией, языковым и культурным статусом,
социальной принадлежностью, мировоззрением . Языковое сознание – это «субъективная форма
человеческой жизнедеятельности по отношению к
объективному миру, высшая форма нервной дея-
тельности языковой личности, совокупность психи-
ческих и ментальных систем, а также когнитивных
способностей человека.
Коммуникация - (лат. communicatio),
буквально означающее «общее» или «разде-
ляемое всеми».
В практическом плане - это процесс обмена
Идеями и информацией между двумя и более
людьми, ведущий к взаимному пониманию.
Цели коммуникаций:
- обеспечение эффективного обмена инфор-
мацией между субъектами и объектами
управления;
- совершенствование межличностных
отношений в процессе обмена информацией.
Вербальные и невербальные средства коммуникации
- Вербальные средства - устная и письменная
разновидности языка. В коммуникации,
осуществляемой вербальными средствами,
передается громадный объем информации.
Невербальная коммуникация – это общение,
обмен информацией без помощи слов: жесты,
мимика, различные сигнальные и знаковые
системы.
Эти способы общения по аналогии называют
языками – первичными и вторичными, или
естественными и искусственными.
Невербальная коммуникация:
- Язык тела может многое рассказать о чувствах и
намерениях коммуникантов.
- Жесты - способ знакового использования рук.
Например, призывно махать рукой, привлекая
внимание. Показывать рост и размеры с помощью
рук. Можно покрутить рукой у виска или сделать
раздражительный отмахивающийся жест.
Аплодисменты также являются жестом, означающим
приветствие или благодарность. Один-два хлопка в
ладоши – способ привлечь внимание.
Невербальная коммуникация:
- Мимика - выражения лица. Человек способен различать и
интерпретировать тончайшие движения лицевых мышц. Положение или движения лица выполняют знаковые
функции. Физиогномикой занимался еще Аристотель.
- Положение тела - способ держать себя. Так, расслаблен-
ное положение свидетельствует о доверии к собеседнику. Многое в семиотике тела восходит к природным
инстинктам.
- Тактильная коммуникация ( прикосновения, похлопыва-
ния и т.п.) говорит о взаимных отношениях, статусе, степени
дружбы между коммуникантами. У близких людей их
взаимоотношения выражаются в объятиях, поглаживаниях,
поцелуях.
Виды коммуникации:
- межличностные или организационные коммуника-
ции на основе устного общения;
- коммуникации на основе письменного обмена
информацией.
Межличностные коммуникации делятся на:
- формальные или официальные – определяются
политикой, правилами, должностными инструкциями
и осуществляются по формальным каналам;
- неформальные коммуникации, которые не следу-
ют общим правилам; осуществляются согласно
установившейся системе личных отношений между
работниками организации или учреждения.
Коммуникативная (языковая) компетенция
- Компетенция – это круг вопросов, в которых
кто-либо хорошо осведомлен, обладает
познанием, опытом.
- Коммуникативная компетенция - способность
средствами изучаемого языка осуществлять речевую
деятельность в соответствии с целями и ситуацией
общения в рамках определённой сферы деятель-
ности. В ее основе лежит комплекс умений, позво-
ляющих участвовать в речевом общении в его
продуктивных и рецептивных видах.
Виды коммуникативной компетенции:
- Лингвистическая компетенция – это владение знанием о
системе языка, о правилах функционирования единиц языка в
речи и способность с их помощью понимать чужие мысли и
выражать собственные суждения в устной и письменной
форме.
- Речевая компетенция - способы формирования и форму-
лирования мыслей с помощью языка, т.е. способность пользо-
ваться языком в речи. Некоторые исследователи такую спосо-
бность считают с оциолингвистической, подчеркивая умение
обладать такой компетенцией как выбрать нужные лингвисти-
ческую форму и способ выражения в условиях речевого акта:
ситуации, коммуникативных целей и намерения говорящего.
- Социокультурная компетенция – знание
личностью национально-культурных
особенностей социального и речевого поведения
носителей языка: их обычаев, этикета, социальных
стереотипов, истории и культур, а также способов
пользоваться этими знаниями в процессе
общения.
Социальная компетенция проявляется в
желании и умении вступать в коммуникацию с
другими людьми, в способности ориентироваться
в ситуации общения и строить высказывание в
соответствии с коммуникативным намерением
говорящего и ситуацией.
- Стратегическая (компенсаторная) компетенция – это
компетенция, с помощью которой можно восполнить пробелы
в знании языка, а также речевом и социальном опыте
общения в иноязычной среде.
Владение ею дает возможность:
- при чтении : догадаться о значении незнакомых слов,
опираясь на контекст, тему, ситуацию; при обращении к
словарю выбрать правильное значение искомого слова;
догадаться о значении слова по знакомым элементам его
структуры (корню, суффиксу и др.);
- при слушании : догадаться о значении слова, фразы,
опираясь на контекст; при межличностном контакте
обратиться к партнеру за помощью;
- при говорении: упростить фразу, опираясь на известные
слова, образцы речи и структуры ее построения; внести в
свою речь поправки, используя выражения: «Простите, я скажу это по-другому» и др.
- Дискурсивная компетенция – способность
использовать определенные стратегии для
конструирования и интерпретации теста.
ДК - это знание особенностей, присущих раз-
личным типам дискурсов, способность поро-
ждать дискурсы в процессе общения. Употреби-
тельные типы дискурсов в профессиональной сфере
общения - доклад, сообщение, обсуждение, расспрос
- Предметная компетенция – это способность
ориентироваться в содержательном плане общения
в определенной сфере человеческой деятельности.
- Профессиональная компетенция, приобретаемая в
ходе обучения, обеспечивая способность к успешной
профессиональной деятельности и включает:
- знания из области дидактики, методики,
психологии, лингвистики и других наук, значимых для
профессиональной деятельности;
- умение организовывать и управлять
деятельностью;
- умение владеть коммуникативной компетенцией,
максимально близкой к уровню носителей языка;
- личностные качества, обеспечивающие
эффективность труда (требовательность,
вежливость, ответственность и др.)
Вывод: человек должен владеть языком
Способность человека понимать и синтезировать
высказывания связана с умениями:
- отличать правильные высказывания от неправильных;
- дифференцировать сходные по форме, но различные по
смыслу высказывания;
- способностью к перефразированию – умением выбирать из
конкурирующих средств выражения наиболее адекватные
данной коммуникативной ситуации.
Владение языком предполагает не только пассивное
восприятие, но и активное использование языка.
Н. Хомский и Ю.Д. Апресян приравнивают владение языком
языковой компетенции.
Д. Хаймс, наряду с языковой компетенцией, в понятие В.я.
включает также коммуникативную компетенцию.