СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие языковой личности младшего школьника

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях современной жизни возрастает роль языка, как средства накопления, хранения, переработки и передачи информации. Одновременно с этим возрастает роль личностного фактора в обществе. Поэтому владение языком рассматривается как важнейший компонент личности. Что же такое языковая личность.  Есть несколько определений этого понятия. Одно из них гласит:

   Языковая личность-обобщенный образ носителя культурно-языковых и коммуникативно-деятельностных ценностей, знаний, установок и форм поведения.

         Развитие языковой личности и языковых способностей проходит несколько этапов, один из которых приходится на обучение в начальной школе.

Именно здесь формируется словарный состав, усваиваются основные грамматические формы. На этом этапе должна быть решена задача формирование навыков письменной и устной речи как условия изучения других школьных предметов.

Просмотр содержимого документа
«Развитие языковой личности младшего школьника»

Развитие  языковой личности  младшего школьника Выступление на Фестивале педагогических идей учителя начальных классов  МБОУ лицея №6 г. Ессентуки Шевченко Н.А.

Развитие языковой личности младшего школьника

Выступление на Фестивале педагогических идей

учителя начальных классов

МБОУ лицея №6 г. Ессентуки

Шевченко Н.А.

 Языковая личность- обобщенный образ носителя культурно-языковых и коммуникативно-деятельностных ценностей, знаний, установок и форм поведения.

Языковая личность- обобщенный образ носителя культурно-языковых и коммуникативно-деятельностных ценностей, знаний, установок и форм поведения.

Цель изучения русского языка состоит в том, чтобы   - помочь ученику вобрать в себя систему языка, его грамматику и лексику, - глубже проникнуть в значение форм и категорий, - яснее осознать смыслы слов и фразеологизмов - и на этой основе овладеть нормами литературного языка в его устной и письменной форме.

Цель изучения русского языка состоит в том, чтобы

- помочь ученику вобрать в себя систему языка, его грамматику и лексику,

- глубже проникнуть в значение форм и категорий,

- яснее осознать смыслы слов и фразеологизмов

- и на этой основе овладеть нормами литературного языка в его устной и письменной форме.

Мыслительные действия: Наблюдение над языковыми явлениями. Выделение в наблюдаемом явлении существенных признаков, наиболее важных в каком-то отношении. Сопоставление отдельных явлений и языковых факторов, умение находить в них сходное и различное. Получение доказательного вывода, обоснование своего ответа. Обобщение ряда явлений и их классификация. Наблюдение над языковыми явлениями. Выделение в наблюдаемом явлении существенных признаков, наиболее важных в каком-то отношении. Сопоставление отдельных явлений и языковых факторов, умение находить в них сходное и различное. Получение доказательного вывода, обоснование своего ответа. Обобщение ряда явлений и их классификация.

Мыслительные действия:

  • Наблюдение над языковыми явлениями. Выделение в наблюдаемом явлении существенных признаков, наиболее важных в каком-то отношении. Сопоставление отдельных явлений и языковых факторов, умение находить в них сходное и различное. Получение доказательного вывода, обоснование своего ответа. Обобщение ряда явлений и их классификация.
  • Наблюдение над языковыми явлениями.
  • Выделение в наблюдаемом явлении существенных признаков, наиболее важных в каком-то отношении.
  • Сопоставление отдельных явлений и языковых факторов, умение находить в них сходное и различное.
  • Получение доказательного вывода, обоснование своего ответа.
  • Обобщение ряда явлений и их классификация.
Задачи, помогающие развитию лингвистических способностей у младших школьников: Формирование логико-языковых и творческих компонентов, которые обуславливают умение учащихся совершать логико-языковые и творческие операции с языковым материалом.   Совершенствование важнейших структур и компонентов языковой способности: а) логического мышления - владение логико-языковыми операциями; б) образного мышления - умения сопоставлять словесные, живописные образы, находить цветовые эквиваленты, графические.   начала формирования специального  речевого (творческого) компонента

Задачи, помогающие развитию лингвистических способностей у младших школьников:

  • Формирование логико-языковых и творческих компонентов, которые обуславливают умение учащихся совершать логико-языковые и творческие операции с языковым материалом.
  •   Совершенствование важнейших структур и компонентов языковой способности:
  • а) логического мышления - владение логико-языковыми операциями;
  • б) образного мышления - умения сопоставлять словесные, живописные образы, находить цветовые эквиваленты, графические.
  •   начала формирования специального

речевого (творческого) компонента

При формировании и развитии языковой личности ребенка основываюсь на принципах:   системности; научности; непротиворечивости; преемственности этапов обучения. индивидуального подхода к каждому ребенку.

При формировании и развитии языковой личности ребенка основываюсь на принципах:

  • системности;
  • научности;
  • непротиворечивости;
  • преемственности этапов обучения.
  • индивидуального подхода к каждому ребенку.
 Коммуникативно -деятельностные ценности, установки и формы поведения ребенка в новой, незнакомой среде:   готовность к выработке своей (детской) позиции; умение запрашивать недостающую информацию; умение договариваться, не переводя логического разногласия в личностный конфликт; доверие к себе, движущемуся от не знания к знанию.

Коммуникативно -деятельностные ценности, установки и формы поведения ребенка в новой, незнакомой среде:

  • готовность к выработке своей (детской) позиции;
  • умение запрашивать недостающую информацию;
  • умение договариваться, не переводя логического разногласия в личностный конфликт;
  • доверие к себе, движущемуся от не знания к знанию.
Упражнения  гимнастики мозга П. Дениссона Упражнения  гимнастики мозга Перекрёстные шаги Мыслительный колпак Улучшает восприятие новой информации, повышает творческие способности, помогает справиться со стрессом. Помогает быстрее выйти из проблемной ситуации, способствует улучшению памяти. Способствует развитию координации и ориентации в пространстве, делают более успешными приобретение навыков письма и чтения, слушания, усвоения новой информации Кнопки мозга Активизирует мозг, в результате чего повышается внимательность, развивает такие качества как ясный слух, отчетливая речь, развивает умение выдерживать сложные учебные испытания. Улучшает чувство равновесия и координацию движения.

Упражнения гимнастики мозга П. Дениссона

Упражнения

гимнастики мозга

Перекрёстные шаги

Мыслительный

колпак

Улучшает восприятие новой информации, повышает творческие способности, помогает справиться со стрессом. Помогает быстрее выйти из проблемной ситуации, способствует улучшению памяти.

Способствует развитию координации и ориентации в пространстве, делают более успешными приобретение навыков письма и чтения, слушания, усвоения новой информации

Кнопки мозга

Активизирует мозг, в результате чего повышается внимательность, развивает такие качества как ясный слух, отчетливая речь, развивает умение выдерживать сложные учебные испытания. Улучшает чувство равновесия и координацию движения.

Игры для гимнастики мозга Психологические развивающие игры Тонкую  моторику  рук Внимание, восприятие Мышление, воображение «Вертушка», «Упражнения в парах» «Найди отличие», «Сравни картинки» Память «Недостающие фигуры»,  «Нелепицы» «Каскад цифр»,  «Найди предметы»

Игры для гимнастики мозга

Психологические развивающие игры

Тонкую

моторику

рук

Внимание, восприятие

Мышление,

воображение

«Вертушка»,

«Упражнения в парах»

«Найди отличие», «Сравни картинки»

Память

«Недостающие фигуры»,

«Нелепицы»

«Каскад цифр»,

«Найди предметы»

Упражнения  гимнастики мозга П. Дениссона

Упражнения гимнастики мозга П. Дениссона

  Выполнение подобных упражнений и игр помогает :   учиться самостоятельно открывать, осваивать и применять новые знания; не бояться трудностей в учебе и выполнять с усердием задания любой сложности; развивать навыки согласованной работы в группах; развивать качества, помогающие в учебе: активность, доброжелательность, трудолюбие, честность, любознательность; учиться более увлеченно и результативно

Выполнение подобных упражнений и игр помогает :

  • учиться самостоятельно открывать, осваивать и применять новые знания;
  • не бояться трудностей в учебе и выполнять с усердием задания любой сложности;
  • развивать навыки согласованной работы в группах;
  • развивать качества, помогающие в учебе: активность, доброжелательность, трудолюбие, честность, любознательность;
  • учиться более увлеченно и результативно
Фонетическая работа над словом –  знакомство со звуками человеческой речи, как строительным материалом языка, с главной работой звуков речи;

Фонетическая работа над словом

–  знакомство со звуками человеческой речи, как строительным материалом языка, с главной работой звуков речи;

Фонетическая работа над словом –  установление последовательности звуков в слове;

Фонетическая работа над словом

–  установление последовательности звуков в слове;

Фонетическая работа над словом –  обучение умению различать гласные и согласные звуки;

Фонетическая работа над словом

–  обучение умению различать гласные и согласные звуки;

Фонетическая работа над словом –  обучение умению слогоделения;

Фонетическая работа над словом

–  обучение умению слогоделения;

Фонетическая работа над словом –  обучение умению находить ударный слог

Фонетическая работа над словом

–  обучение умению находить ударный слог

Игра «Собери слово» а рас а к по а к вы сад а к пере

Игра «Собери слово»

а

рас

а

к

по

а

к

вы

сад

а

к

пере

Игра «Собери слово» + ок лесок лес + н лесной ой +

Игра «Собери слово»

+

ок

лесок

лес

+

н

лесной

ой

+

 езд сад по по дым ок к а посадка поезд дымок

езд

сад

по

по

дым

ок

к

а

посадка

поезд

дымок

Работа с Обратным словарем

Работа с Обратным словарем

Работа с ассоциативным словарем:

Работа с ассоциативным словарем:

 Фонетическая работа сопровождает ребенка на протяжении всего обучения русскому языку

Фонетическая работа сопровождает ребенка на протяжении всего обучения русскому языку

Упражнения в тетради  для самостоятельных работ:

Упражнения в тетради для самостоятельных работ:

Ассоциативный словарик в стихах Агафонова  «Неправильные правила»:

Ассоциативный словарик в стихах Агафонова «Неправильные правила»:

Карточки: Ф.И. 1. Вставь нужные буквы в глаголах. Обрати внимание на время глаголов, оно подскажет, какую букву надо писать в окончании или в суффиксе, в скобках укажи спряжение и время: Пове . л ( спр., вр.) легкий в . терок. Ты разве. л ( спр., вр.) мои сомнения. Вет . р, вет . р, ты могуч, Ты гоня . шь ( спр., вр.) стаи туч . Её леле . т ( спр., вр.) папа и мама. Стол сто . т ( спр., вр.) у окна. Мальчик сто . л ( спр., вр.) на крылечке. Вот – вот туча накро . т ( спр., вр.) город. Земл . коп ро . т ( спр., вр.) яму для фундамента. Щенок громко зала . л ( спр., вр.). Мы чита . м ( спр., вр.) сказки народов мира .

Карточки:

Ф.И.

1. Вставь нужные буквы в глаголах. Обрати внимание на время глаголов, оно подскажет, какую букву надо писать в окончании или в суффиксе, в скобках укажи спряжение и время:

Пове . л ( спр., вр.) легкий в . терок.

Ты разве. л ( спр., вр.) мои сомнения.

Вет . р, вет . р, ты могуч,

Ты гоня . шь ( спр., вр.) стаи туч .

Её леле . т ( спр., вр.) папа и мама.

Стол сто . т ( спр., вр.) у окна.

Мальчик сто . л ( спр., вр.) на крылечке.

Вот – вот туча накро . т ( спр., вр.) город.

Земл . коп ро . т ( спр., вр.) яму для фундамента.

Щенок громко зала . л ( спр., вр.).

Мы чита . м ( спр., вр.) сказки народов мира .

Карточки:

Карточки:

Какографические упражнения:

Какографические упражнения:

Какографические упражнения: В л е су сне г  по колено. На ветках пу ши стые подуше чк и. Тонкие бере з ки со гнулись, а ели опустили м о хнатые лапы. Л е жит  под ёлкой за я ц. Ря б чик поклевал семян и нырнул в снег. Ленивые лоси бр о дили по снегу, а потом легли на снег. Скоро белая пороша за сыпала их спины и гол о вы.

Какографические упражнения:

В л е су сне г по колено. На ветках пу ши стые подуше чк и. Тонкие бере з ки со гнулись, а

ели опустили м о хнатые лапы. Л е жит

под ёлкой за я ц. Ря б чик поклевал семян и нырнул в снег. Ленивые лоси бр о дили по снегу, а потом легли на снег. Скоро белая пороша за сыпала их спины и гол о вы.

Ребусы: ба бочка г роза э кран  к рот

Ребусы:

ба бочка

г роза

э кран

к рот

Найди слово в слове:

Найди слово в слове:

Анаграммы: Из данного слова собери новое слово: слово шнурок мышка обрыв  Волос – Коршун – Камыш – Выбор -

Анаграммы:

Из данного слова собери новое слово:

слово

шнурок

мышка

обрыв

Волос –

Коршун –

Камыш –

Выбор -

Найди лишнее слово: Рис, рисунок, рисовать, рисую. Гусь, гусыня, гусеница, гусята, гусёнок.

Найди лишнее слово:

  • Рис, рисунок, рисовать, рисую.
  • Гусь, гусыня, гусеница, гусята, гусёнок.
Изографы: воробей ворона

Изографы:

воробей

ворона

Цифровой диктант:

Цифровой диктант:

Рифмованные правила:

Рифмованные правила:

Игры : ра . щебетались з з з з ра . летелись с с с ра . кричались с с ра . шумелись ра . мелькались ра . клевали ра . веселились

Игры :

ра . щебетались

з

з

з

з

ра . летелись

с

с

с

ра . кричались

с

с

ра . шумелись

ра . мелькались

ра . клевали

ра . веселились

    Игра «Найдите лишнее слово» разметать рассказать налетел восхождение выдувает рассыпала избрала посыпались развеет разлетелись раскрыла испытание

Игра «Найдите лишнее слово»

разметать

рассказать

налетел

восхождение

выдувает

рассыпала

избрала

посыпались

развеет

разлетелись

раскрыла

испытание

Угадай слова  1. Хвойный лес.   ( с бор)  2. Спрятанные ценности.   ( с клад)   С  +  3. Сражение.   ( с бой)   4. Домик для отдыха в пригороде.  ( с дача)  5. Корень слова лётчик .   ( с лёт)

Угадай слова

1. Хвойный лес.

( с бор)

2. Спрятанные ценности.

( с клад)

С + 3. Сражение.

( с бой)

4. Домик для отдыха в пригороде.

( с дача)

5. Корень слова лётчик .

( с лёт)

 Подберите к данным словам антонимы  с приставками на з-, с- Порядок, одарённый, участливый, корыстный, жалостливый, честный. Проверка! Бе с порядок, бе з участный, бе з дарный, бе с корыстный, бе з жалостный, бе с честный.

Подберите к данным словам антонимы

с приставками на з-, с-

Порядок, одарённый, участливый,

корыстный, жалостливый, честный.

Проверка!

Бе с порядок, бе з участный, бе з дарный,

бе с корыстный, бе з жалостный, бе с честный.

Алгоритм написания приставок на з - с Выдели в слове приставку С какого звука начинается корень? гласный звук согласный звук звонкий звук глухой звук В приставке пишем С В приставке пишем З и з учить;  и з бежать ; ра з бить и с пугать; ра с сказать

Алгоритм написания приставок на з - с

Выдели в слове приставку

С какого звука начинается корень?

гласный звук

согласный звук

звонкий звук

глухой звук

В приставке пишем С

В приставке пишем З

и з учить;

и з бежать ; ра з бить

и с пугать; ра с сказать

Памятка это передаёт это стоит служит 2 основное значение 1 после часть или после 3 перед часть 4 после часть

Памятка

это

передаёт

это

стоит

служит

2

основное

значение

1

после

часть

или

после

3

перед

часть

4

после

часть

Кроссворды: я н в в м е т е л ь а о т р д е ь р б а к о р ь пиши с а з л а и к правильно! н н л ь р а е в е ф г й и р ь

Кроссворды:

я

н

в

в

м

е

т

е

л

ь

а

о

т

р

д

е

ь

р

б

а

к

о

р

ь

пиши

с

а

з

л

а

и

к

правильно!

н

н

л

ь

р

а

е

в

е

ф

г

й

и

р

ь

Чайнворды: Чайнворды:

Чайнворды:

Чайнворды:

 Направления развития трёхуровневой модели языковой личности пополнение лексикона детей, в частности словами, образующими тематические группы; активизация познавательной деятельности; осознание коммуникативной цели (мотивов, намерений) авторов художественных произведений

Направления развития трёхуровневой модели языковой личности

  • пополнение лексикона детей, в частности словами, образующими тематические группы;
  • активизация познавательной деятельности;
  • осознание коммуникативной цели (мотивов, намерений) авторов художественных произведений
А. Дюрер «Травы» Художник А. Дюрер писал большие многоцветные картины для храмов, но все это не мешало ему любоваться обыкновенными, ничем не примечательными, на первый взгляд, травами.

А. Дюрер «Травы»

Художник А. Дюрер писал большие многоцветные картины для храмов, но все это не мешало ему любоваться обыкновенными, ничем не примечательными, на первый взгляд, травами.

А. Дюрер «Травы» – Рассмотрите фрагмент «Трав»  Какие ассоциации при рассматривании этого кусочка природы у вас возникают ? – Помните ли вы, как пахнет трава? Представляете ли вы запахи разнотравья середины лета? По стебельку можно скользить пальцем, о клейкое молочко можно испачкаться, а об острый лист порезаться.

А. Дюрер «Травы»

– Рассмотрите фрагмент «Трав»

Какие ассоциации при рассматривании этого кусочка природы у вас возникают ?

– Помните ли вы, как пахнет трава? Представляете ли вы запахи разнотравья середины лета?

По стебельку можно скользить пальцем, о клейкое молочко можно испачкаться, а об острый лист порезаться.

Обратите внимание на разную освещенность: на какие-то листики травы попал луч солнца, а какие-то оказались в тени. И все это подметил художник.

Обратите внимание на разную освещенность: на какие-то листики травы попал луч солнца, а какие-то оказались в тени. И все это подметил художник.

 Такое внимательное отношение к каждой травинке, которая под ногами, позволяет художнику обнаружить ее особенность, неповторимость, открыть для будущих поколений красоту в простом.

Такое внимательное отношение к каждой травинке, которая под ногами, позволяет художнику обнаружить ее особенность, неповторимость, открыть для будущих поколений красоту в простом.

А. Венецианов «Жнецы» (1780—1847)  В картине 1820-х годов «Жнецы» Венецианов дает действующих лиц крупным планом, приближает их к зрителю.

А. Венецианов «Жнецы»

(1780—1847)

В картине 1820-х годов «Жнецы» Венецианов дает действующих лиц крупным планом, приближает их к зрителю.

 Утомленное, некрасивое лицо крестьянки привлекает высокой человечностью, жизненной правдивостью изображения.  Рядом с ней смышленый мальчик с загорелым широкоскулым лицом, с пытливым взором. Он замер, любуясь расцветкой крыльев бабочки. Крестьянам доступно глубокое понимание прекрасного, именно на это Венецианов обращает внимание зрителя.

Утомленное, некрасивое лицо крестьянки привлекает высокой человечностью, жизненной правдивостью изображения.

Рядом с ней смышленый мальчик с загорелым широкоскулым лицом, с пытливым взором. Он замер, любуясь расцветкой крыльев бабочки. Крестьянам доступно глубокое понимание прекрасного, именно на это Венецианов обращает внимание зрителя.

 Композиция этого полотна отличается серьезностью и продуманностью. Содержание ее раскрывается в ясных и выразительных формах. В левой верхней части и в правой нижней художник помещает серпы, которые как бы замыкают композицию, придавая ей устойчивость и уравновешенность.

Композиция этого полотна отличается серьезностью и продуманностью. Содержание ее раскрывается в ясных и выразительных формах. В левой верхней части и в правой нижней художник помещает серпы, которые как бы замыкают композицию, придавая ей устойчивость и уравновешенность.

 Поворот головы крестьянки и взор мальчика, устремленный к ее руке, связывают их воедино. Плотные краски способствуют созданию насыщенного художественного образа. Мы ощущаем и тяжелый зной летнего дня, и необъятность стеной стоящей нивы, и охватившее людей чувство сопричастности красоте земли и душевной близости.

Поворот головы крестьянки и взор мальчика, устремленный к ее руке, связывают их воедино. Плотные краски способствуют созданию насыщенного художественного образа. Мы ощущаем и тяжелый зной летнего дня, и необъятность стеной стоящей нивы, и охватившее людей чувство сопричастности красоте земли и душевной близости.

Работа с текстом

Работа с текстом

Проектная деятельность Проект «Наследники Победы» Проект «Сказочный зимний лес» Проект «Корабль знаний»

Проектная деятельность

Проект «Наследники Победы»

Проект «Сказочный зимний лес»

Проект «Корабль знаний»

 Культура речи и грамотность - это «одежда мысли» , по которой обычно определяют уровень образованности человека. Вот почему задача развития грамотной и разносторонней языковой личности стоит на первом плане при изучении русского языка и литературного чтения в начальной школе.

Культура речи и грамотность - это «одежда мысли» , по которой обычно определяют уровень образованности человека. Вот почему задача развития грамотной и разносторонней языковой личности стоит на первом плане при изучении русского языка и литературного чтения в начальной школе.

Список литературы и Интернет –ресурсы:

Список литературы:

  • Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе:От действия к мысли : пос. для учителя /А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.] ; под ред. А.Г. Асмолова. – М. :Просвещение, 2010
  •  
  • Каленчук, М.Л. Русский язык : 2йкласс ; ч. 2 / М.Л.Каленчук, О.В. Малаховская, Н.А.Чуракова. – М. : Академкнига,2007.Каленчук, М.Л. Русский язык : 3й класс ;ч. 2 / М.Л. Каленчук, О.В. Малаховская,Н.А. Чуракова. – М. : Академкнига, – 2006.Каленчук, М.Л. Русский язык : 4й класс ;ч. 2 / М.Л. Каленчук, О.В. Малаховская, Н.А.Чуракова. – М. : Академкнига, –2008.
  • Лингвистические знания – основа умений и навыков. – М. : Просвещение, 1985.
  • Божович Е.Д. Языковая компетенция как критерий готовности к школьному обучению. М., Просвещение, 2000.
  • Кабардов М.К. Коммуникативно-речевые и когнитивно-лингвистические способности. Глава в монографии “Способности и склонности”. М., 1989, с. 103–128.
  • Кабардов М.К. О диагностике языковых способностей. Психологические и психофизиологические исследования речи.- М., Просвещение, 1985, с. 176–202.
  • Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. М., Просвещение, 1965.
  • Слобин Д. Психолингвистика. М., Просвещение, 1961.
  • Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных. М.: Просвещение, 1995.
  • Булохов В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся. // Начальная школа,1991, № 1.
  • Жедек П.С. Вопросы теории и методики обучении фонетике, орфоэпии, графике и орфографии. Томск: Пеленг, 1992.
  • Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М.: Просвещение, 1990.
  • Репкин В.В. Формирование орфографического навыка как умственного действия // Вопросы психологии, 1960. № 2.
  • Тоцкий П.С. Орфография без правил. М.: Просвещение, 1991.
  • Шклярова Т.В. Как научить вашего ребенка писать без ошибок. М.: Грамотей, 2000.

Интернет –ресурсы:

  • http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/orfograficheskaya-zorkost-na-urokakh-russkogo-yazyka-v-nachalnykh-kl
  • http://festival.1september.ru/articles/553373/
  • http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-1341
  • http://www.myshared.ru/slide/188815/
  • http:// rudocs.exdat.com/docs/index-23171.html
  • http://www.youtube.com/watch?v=FlbGrCgInl4
  • http://yandex.ru/images
  • /


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!