СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Развитие языковой личности младшего школьника"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья содержит описание авторской программы развития языковой личности младшего школьника "Твоё слово".

Просмотр содержимого документа
«Статья "Развитие языковой личности младшего школьника"»

Развитие языковой личности младшего школьника во внеурочной деятельности

В условиях современного меняющегося общества, в котором ценны не столько те знания, умения и навыки, которыми обладает человек в данный момент времени, сколько сама личность, способность человека быть мобильным, быстро адаптироваться, желание развиваться и самосовершенствоваться, речь человека неизменно остается универсальным показателем умственных и коммуникативных способностей. В любой сфере деятельности ценен человек, обладающий грамотной, богатой и выразительной речью, способный воспринимать и создавать произведения речи, для отражения собственного видения окружающей действительности и достижения определенных целей. Иными словами, в обществе востребованы люди с высоким уровнем развития языковой личности.

Под языковой личностью принято понимать последовательно формирующееся в процессе онтогенеза личностное образование, имеющее сложную структуру и проявляющееся в способности человека воспринимать и создавать произведения речи с использованием языковых средств, для отражения собственного видения окружающей действительности и достижения определённых целей.

Однако, несмотря на запросы общества, речь большинства обучающихся не отличается грамотностью, богатством и выразительностью. Данная тенденция связана с отсутствием у детей интереса к чтению и самореализации посредством слова.

В данной ситуации актуальным становится изменение подходов к процессу обучения, введение новых форм и методов, а также разработка новых интегрированных курсов.

Реальная возможность реализации авторских программ появилась с введением внеурочной деятельности в образовательный процесс, как полноценной его составляющей. Внеурочная деятельность предоставляет большой простор для педагогического творчества. Именно во внеурочной деятельности педагоги и учащиеся могут совместно реализовать свой творческий потенциал.

Осознание существующего противоречия между требованиями общества к уровню развития языковой личности обучающегося и отсутствием интереса современного школьника к чтению и самореализации посредством слова побудило нас к разработке программы внеурочной деятельности для учащихся 4 класса «Твоё слово».

При разработке данного курса мы руководствовались критериями развития третьего уровня языковой личности - уровня насыщенности:

  • владение синонимическими средствами на уровне лексики, грамматики, синтаксиса;

  • владение коммуникативными качествами речи: богатство, выразительность;

Согласно выделенным критериям, содержание курса предусматривает работу над обогащением словарного запаса школьника, работу с синонимическими средствами на уровне лексики, грамматики и синтаксиса, а также работу с изобразительно-выразительными средствами, такими как эпитеты, сравнения, олицетворения.

Из всего вышесказанного вытекают цели и задачи данного курса.

Цель курса: создание условий для развития богатой и выразительной речи.

Задачи курса:

  • Мотивировать и поддерживать интерес учащихся к процессу обогащения собственной речи.

  • Расширять словарный запас учащихся.

  • Научить обучающихся владеть синонимическими средствами на уровне лексики, грамматики, синтаксиса.

  • Научить обучающихся использовать в речи различные изобразительно-выразительные средства языка.

Программа предусматривает решение вышеперечисленных задач путем специально организованной работы над текстами детской художественной литературы и выполнением дополнительных упражнений.

Программа курса включает в себя работу с теми произведениями известных детских писателей, которые не входят в основную образовательную программу по литературному чтению.

Таким образом, курс «Твое слово» объединяет в себе программный материал таких дисциплин как русский язык и литературное чтение.

Данный курс рекомендуется реализовывать на параллели 4-х классов средней общеобразовательной школы. Группы детей формируются по возрасту, от 10 до 20 человек в группе. Программа рассчитана на 35 часов в год с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью 40 минут.

Содержание внеурочного занятия по программе «Твоё слово» учитывает интересы, склонности и познавательные способности каждого учащегося.

Занятия выстроены следующим образом:

  1. Чтение текста детской художественной литературы.

  2. Постановка проблемной ситуации педагогом, при помощи специальных вопросов по прочитанному тексту.

  3. Определение темы занятия, формулировка проблемной задачи.

  4. Поиск решения проблемы, путем выполнения заданий проблемно-поискового и творческого характера.

  5. Формулировка нового знания.

  6. Выполнение упражнений на закрепление изученного материала.

  7. Подведение итогов занятия. Самооценка.

Реализация программы «Твоё слово» предполагает использование разнообразных методов обучения.

По способу передачи и усвоения информации:

  • Словесные (рассказ, беседа)

  • Наглядные

  • Практические (письменные упражнения, работа с книгой)

По способу мыслительной деятельности:

  • Объяснительно-иллюстративный метод

  • Метод проблемного изложения материала

  • Частично-поисковый или эвристический метод

Репродуктивный метод также может применяться учителем, однако, он не должен быть основным, или применяться чаще, чем продуктивные методы обучения.

Для мотивации школьников на изучение данного курса и поддержания интереса к процессу обучения рекомендуется использовать методы стимулирования учебной деятельности:

  • познавательные игры, конкурсы, викторины;

  • учебные дискуссии.

В целях отслеживания результативности обучения рекомендуется использовать методы устного и письменного контроля.

В основе обучения по данной программе лежит работа с текстами художественной литературы. Для правильной организации работы с текстовыми источниками информации рекомендуется использовать следующие приемы:

  • комментированное чтение;

  • перефразирование текста;

  • выбор фактов, подтверждающих ту или иную мысль;

  • поиск ответов на поставленные вопросы;

  • дополнение пропущенных слов в тексте, исправление ошибок;

  • подбор (разработка) иллюстраций к тексту;

Формы обучения

Реализация программы «Твоё слово» предполагает использование разнообразных форм обучения:

  • фронтальная;

  • работа в парах;

  • работа в мини-группах.

Данная программа была реализована на параллели 4-х классов, в группе из 20 человек.

На заключительном этапе реализации программы была проведена повторная диагностика уровня развития языковой личности младшего школьника. С целью определения результативности, разработанной нами программы внеурочной деятельности, мы провели сравнительный анализ данных первичной и повторной диагностики. Сравнительный анализ показал, что программа внеурочной деятельности «Твоё слово» результативна и способствует развитию третьего уровня языковой личности - уровня насыщенности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!