Организация внеурочной деятельности по развитию математической грамотности младших школьников
Один из компонентов функциональной грамотности – математическая грамотность, которая позволяет человеку использовать
математические знания на практике и на их основе уметь описывать и объяснять явления, прогнозировать их развитие.
Для обучающихся начальной школы мир чисел – нечто совершенно новое и абстрактное. Именно поэтому учителям важно показать, что эти знания будут нужны не в далѐком будущем, а здесь и сейчас.
Инструменты по
формированию математической грамотности
школьников:
Технология проектов
Проблемное обучение
учатся ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах
проблемные задания на уроках, позволяют развивать находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, возможность находить применение уже имеющимся знаниям и
Работы с символическим
преобразование информации, работа с диаграммами, таблицами,
Игровых технологии
умениям
текстом
Моделирование заданий
ребусы, кроссворды, ролевые игры
чертежами
представление ситуаций задачи и ее моделирование с помощью
рисунка, отрезка, чертежа
Функциональная математическая грамотность включает в себя три уровня математической компетентности:
2 уровень
установление связей, интеграцию материала, ориентирование,
математические рассуждения, обобщения, интуиции, больше творчества и
самостоятельности; в
нестандартных ситуациях, интерпретацию
3 уровень
рассматривает более
сложные задания, решение которых предусматривает выделение и формулировку проблемы, построение
математической модели, обобщения, интерпретацию.
1 уровень
включает в себя
воспроизведение
математических фактов, методов, выполнение
стандартных процедур, алгоритмов, работу с
формулами, вычисления
Задачи на формирование математической грамотности младших школьников учителя применяют на этапах – изучение нового
материала, закрепление полученных знаний .
Эти задания на понимание учеником необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач; это
задачи профориентационной направленности, где предлагается помочь домохозяйке, повару- кондитеру, продавцу, и т.д., оценка разнообразных учебных ситуаци
(контекстов), которые требуют применения математических знаний, умений.
Графический диктант
Математические ребусы
Решение геометрических задач, связанных с жизнью
Самые сложные задания - на владение математическими фактами, использование математического языка для решения учебных задач, построения математических суждений, на примере семейно- практического содержания (ремонт квартиры, семейные расходы)
Решая такие задачи, дети не только учатся выявлять математические закономерности и отношения, выполнять посильное обобщение, делать выводы,
но и осознают необходимость и важность математических знаний в
повседневной жизни.
Поэтому использование учителем таких курсов внеурочной
деятельности, является не только желаемым, но даже необходимым элементом формирования математической грамотности.
Задача МГ «Аптека. Выгодная покупка»
В гoрoде рабoтают три разных аптеки. Бабушка отправила внука Диму в 11 часов утра за лекарствами от простудных и инфекционно- воспалительных заболеваний в аптеку. В пятницу в аптеках действуют скидки. Бабушка дала Диме с собой 700 рублей и список необходимых лекарств: ацетилсалициловая кислота, парацетамол, ибуклин, ринза, терафлю (смотри таблицу цен). Как ты думаешь, в какой аптеке Дима сделает выгoдную покупку? (цены на лекарства в таблице даны уже со скидкой)
Хватит ли оставшихся денег на покупку витаминов «Аскорбиновая кислота» (драже), которые продаются в этих аптеках по цене 30 рублей и на сколько штук?
№
Название аптек
1
2
«Миницен» 0% скидка
«Твоя аптека» (скидка – 5 %)
Парацетамол
Ацетилсалициловая кислота
3
4
«Социальная аптека» (скидка – 10 %)
45 рублей
Ибуклин
40 рублей
Ринза
45 рублей
50 рублей
5
145 рублей
140 рублей
48 рублей
140 рублей
53 рубля
ТераФлю
Итого:
137 рублей
146 рублей
295 рублей
147 рублей
300рублей
310 рублей
Данная работа учит младших
школьников работать с информацией, без чего в наше
время не обойтись.
1. Таблицы содержат данные (сведения о скорости, времени,верные и неверные
высказывания, площади стран, и др.), которые ученику нужно использовать при выполнении задания. Дети должны уметь
найти информацию,
классифицировать еѐ, расположить по уменьшению, возрастанию данные.
2. На занятиях обучающиеся узнают о том, что одной из самых
эффективных форм подачи, хранения и систематизации информации могут выступать различные схемы, графики и диаграммы.
Практическую значимость имеет работа со схемами и представленной в них информацией.
Дети должны научиться находить конкретную информацию по схеме, графику или диаграмме. Также
учатся использовать календарь и часы.
рекомендаций по
формированию математической грамотности — одного из важнейших компонентов функциональной грамотности в начальной школе:
Объяснять математические
понятия с помощью предметных действий
Играть в математические игры
Давать
жизненные задания
Подключать родителей
Использовать
цифровые платформы
В целом хочется сказать, что все новое – это хорошо забытое старое. В своей работе я использую пособия, которые направлены не только на формирование читательской грамотности, но и учат детей выполнять задания с использованием символических текстов, на преобразование информации, работа с диаграммами, таблицами, чертежами. Они включают в себя систему интеллектуально- развивающих занятий, обеспечивающие формирование познавательных результатов, а именно формирование
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ .
Спасибо за внимание !