СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Языковая личность младшего школьника: условия и средства формирования на уроках русского языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются вопросы формирования языковой личности младшего школьника. Предложен опыт работы по формированию языковой личности.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Языковая личность младшего школьника: условия и средства формирования на уроках русского языка"»

УДК 330 Г.А.Бобоёрова, учитель начальных классов


ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА: УСЛОВИЯ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Аннотация :

В статье рассматриваются вопросы формирования языковой личности младшего школьника. Предложен опыт работы по формированию языковой личности.

Ключевые слова: языковая личность, развитие речи, младший школьник, сочинение по картине.

Федеральный государственный образовательный стандарт НОО ставит новые цели и новые требования к освоению ООП НОО. Одним из требований ФГОС НОО является формирование языковой личности младшего школьника [30, с. 18]. Государство и общество России через ФГОС НОО определили заказ в системе образования в виде формирования языковой личности младшего школьника, поскольку в связи с глобализацией системы образования возникла потребность в грамотных и образованных людях. Сформированная языковая личность младшего школьника является основой функциональной грамотности среднего школьника. Стратегически начальная школа должна развить желание ребенка изучать родной язык и иностранные языки, но на практике традиционно серьезное внимание уделяется исключительно формированию навыков по узким предметным областям. При этом многие педагоги могли с большим успехом использовать возможности внеурочного времени для достижения выше обозначенных задач.

Формирование языковой личности неразрывно переплетено с эстетическими представлениями ребенка о действительности, о деятельности, о человеке и о самом себе [19, 29]. Поэтому формированию языковой личности как необходимое условие предшествует общий эстетический контекст (взаимодействие, окружение), выраженный в программе через понятия, усвоение которых поможет учащимся включиться в процесс языкового творчества через сопричастность и сопереживание.

Практическая реализация урочной деятельности при формировании языковой личности предполагает наличие заданий на размышление, на усвоение языка и восприятие речевых норм, на поисково-экспериментальную деятельность, результатом чего является урочная работа младших школьников, которая гарантирует успешность формирования языковой личности ребенка, если педагоги способны профессионально методически оправданно подходить к становлению языковой деятельности детей.

Важнейшим средством формирования языковой личности являются речевые знания, умения и навыки и различные языковые компетенции. Яркие, интересные задания для формирования языковой личности позволяют освоить многие языковые материалы (элементы лингвострановедения, жестовой культуры, задания по истории языка и т.д.). В заданиях, наравне с индивидуальными формами работы, вводятся формы коллективной работы над общей языковой деятельностью [4, 5]. Коллективное языковое творчество учит ребят сотрудничеству, умению договариваться, лучше понимать собственные намерения, создает общую атмосферу совместного языкового действия.

Для формирования языковой личности младшего школьника необходим ряд определенных условий: систематичность, мотивированность, психологический комфорт, а также учет возрастных особенностей. Обучение должно быть посильным и интересным именно конкретному ребенку. Оно должно открывать для него нечто новое, быть захватывающим и увлекательным.

Мы предлагаем методические рекомендации с 2 по 4 класс по развитию речи посредством написания сочинений по картине.

Работа по картине способствует развитию речи учащихся, в тоже время эту задача начинает решаться последовательно, основательно и системно во 2 классе, значительно улучшать работу следующие предложения:

- С начала учебного года предпочтительней использовать не просто иллюстрации, а картины художников, для того, чтобы учащиеся в дальнейшем могли соотносить словестный и живописный образы.

- К подбору полотен следует подходить обдуманно, необходимо, чтобы ученики смогли разобраться в содержании картины, представить героев, изображенных на ней, проникнуться эмоциями и переживаниями. Для этого класса подошли бы такие произведения живописи, как Ф.П. Решетникова «Опять двойка», И.С. Остроухов «Золотая осень», З. Е. Серебрякова «За обедом» и др.

- В начале детям можно давать готовые описания картин, в котором предложения поменяны местами или пропущены, что позволит освоить примерный план будущих сочинений.

- По-прежнему возможно использование сюжетных картин, но в этом случае учащимся предоставляется больше самостоятельности, так как они наблюдают только одну или две картины и сами должны придумать продолжение, изображенной истории.

- Для большего понимания полотна, учащимся сначала предлагается попытаться составить устный рассказ, высказать свое личное мнение, задать вопросы, если в чем-то затрудняется.

- Как и в других видах сочинения всем классом составляется план сочинения, подбираются предложения и опорные слова. Составляется подробный план, так как это облегчит учащимся написание сочинения. По мере освоения учениками данного вида работы, можно будет использовать простой или краткий план сочинения.

- Очень важен этап анализа работ учащихся, так как это обучающие сочинения, дети должны понимать, в чем они ошиблись и как можно было бы доработать сочинение.

Так как в 3 классе начинается более серьезная работа по развитию речи, то и к написанию сочинений по картине меняется подход. Усложняются все этапы работы от анализа картины до содержания текста сочинений.

Обязательно необходимо знакомить учащихся с авторами картин, а также рассказывать интересные факты из биографии, кроме того можно познакомить учащихся с разнообразием картин одного художника. Для большей заинтересованности можно использовать работы местных художников, которые дети могли увидеть в музее, выставочном зале своего города, описывать свою местность, там, где возможно бывали будет занимательней.

«Важным этапом является подготовка учащихся, можно в течение уроков создавать ситуации, в которых учащимся приходилось описывать какие-либо события, предметы, тем самым происходило бы накопление выразительных языковых средств», так рассуждает М.Р. Львов [25:367].

Еще одним важным моментом является наглядный опыт. Так перед тем как описывать картину, к примеру, пейзаж (осенний/весенний лес) было бы неплохо отправиться с учащимися на экскурсию, чтобы они смогли пронаблюдать за элементами живой и неживой природы. Младшие школьники начнут делиться впечатлениями и тем самым подбирать слова для описания.

Постоянно необходимо обогащать словарь учащихся, который позволит разнообразить и наполнить сочинения выразительными средствами. Можно предложить задания следующего вида:

- соотнесите предложенные синонимы или подберите к словам;

- подбор слов, описывающих конкретных предмет или объект;

- объяснение значений слов с помощью различных приёмов: определения, найденного в словаре, развёрнутого описания, включение слова в контекст, подбора синонимов и антонимов;

- выделение в предложении слов, употреблённых в неточном или не свойственном им значении, их замена.

В 4 классе проделанная работа закрепляется и наполняется глубоким изучением биографий художников, жанров, увеличивается использование выразительных средств. Уместно использовать разнообразные приемы анализа картины, допустим, прием «Лупа» подразумевает последовательное внимательное рассмотрение каждого объекта, переднего и заднего плана. Кроме того, можно применять прием «Назови картину», учащиеся должны придумать и объяснить свое название, изображенного полотна, возможно так они смогут уловить замысел автора. Перед тем как преступить к написанию сочинения, рекомендуется потренироваться в построении предложений: по моделям составьте предложения, связанные с описанием анализируемой картины. Примеры моделей:

1. художник, живописец, автор обратился к …;

2. выделил фигуру…;

3. изображает в центре композиции …;

4. добивается какого-либо настроения противопоставлением каких-либо цветов или благодаря контрасту…

Отмечается то, что необходимо следить за тем, чтобы в тексте все слова были употреблены в одном времени, так как автор изображает на картине только один момент.

Сочинение по картине выступает значимым видом речевых упражнений, являясь многофункциональным, во-первых, позволяет повысить уровень эстетического восприятия учащимися картин, во-вторых, обеспечивает прирост речевых умений младших школьников. По этой причине сочинение по картине занимает значительное место среди речевых упражнений. Знакомство детей с полотнами известных художников, способствует обогащению знаний об окружающей действительности.

В рассмотренных образовательных программах («Гармония», «Школа 2100», «Начальная школа XXIвека», система Л.С. Занкова) полноценная работа над сочинениями по картине начинается уже со второго класса, а в третьем и четвертом классе происходит уже более глубокий и осознанный анализ художественных произведений и написание сочинений с использованием различных языковых средств.

Написание сочинения по картине практикуется на протяжении всего курса «Русский язык» в начальной школе. При всей важности этот вид работы является наиболее сложным, так как требует значительной подготовки. В каждом классе есть свои особенности написания сочинения по картине, но всегда значительную роль играет беседа учителя с учащимися. В первом классе написание сочинений отсутствует, но имеется устное описание картинок, то есть беседа, а затем используется составление устных рассказов. Во втором классе вводится написание сочинения по сюжетным картинкам или серии картинок, а в третьем и четвертом классах происходит более глубокий и осознанный анализ картин, знакомство с авторами полотен. Можно выделить основные этапы при написании сочинения по картине: рассматривание картины, беседа по картине, словарная работа, составление плана и подбор опорных слов, написание сочинения, анализ работ учащихся. Определение места сочинения по картине в разделе развития речи устанавливается образовательной программой.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!