Просмотр содержимого документа
«Краткий план урока в 7 классе»
Тема урока: Искусство первобытной эпохи: послание потомкам
Цель: формирование у учащихся общего представления об искусстве первобытных времен и его роли в мировой художественной культуре.
Задачи: — актуализировать знания о синкретизме первобытной культуры;
— показать специфические особенности первобытного искусства (в процессе восприятия артефактов первобытных времен);
— формировать умение выделять мифологические сюжеты в художественных произведениях разных видов искусств;
— развивать художественное мышление на материале первобытной культуры
Ход урока
Организационный момент
Объяснение нового материала §1, с.5-9
Появление искусства. Синкретизм первобытной культуры. Связь первобытного искусства и верований. Миф — основа первобытных представлений о мире. Путь от подражания природе к творчеству. Первые наскальные изображения как проявление творческой деятельности первобытного человека. Изображения следов рук. Сюжеты и образы первобытного искусства как универсальная основа мировой художественной культуры.
Восприятие и обсуждение артефактов первобытных времен.
Дискуссия на тему «Почему популярны мифы?».
Устное сочинение на тему «Миф о… (знаке зодиака, названии города, реки и т. д.)».
Физкультминутка
Составление таблицы «Знакомые мифологические персонажи и сюжеты».
Выполнение рисунка (тема по выбору) в стилистике первобытного искусства
Рефлексия
Художественно-иллюстративный материал
Росписи пещеры Ласко (Франция), палеолит; Примеры гребенчато-ямочной керамики, неолит; Ожерелья из Дольних Вестониц (Южная Моравия, Чехия), палеолит; Рисунки «макароны» из пещеры Альтамира (Испания), палеолит; Примеры отпечатков рук в пещерах палеолита; Наскальные рисунки (пиктограммы, гравировка) («Пещера тысячи мамонтов», Руффиньяк, Франция), палеолит; Сунгирская лошадка (Владимирская обл., Россия), 25—30 тыс. до н. э.; «Бизон, облизывающий свой бок» (пещера Ла-Мадлен, Франция), ок. 17—20 тыс. до н. э.; Голова животного на обломке оленьего рога (пещера Пекарна, около г. Брно, Чехия), 15—8 тыс. до н. э.
Отражение первобытного искусства в культуре последующих эпох: Р. Киплинг. «Кошка, которая гуляла сама по себе»; Янка Мавр. «Человек идет»; П. Клее. «Смерть и огонь», 1940; Б. Барток. «Варварское аллегро»; И. Ф. Стравинский. Балет «Весна священная» («Весенние гадания. Пляски щеголих»).