СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экспресс - диагностика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диагностическое обследование детей, поступающих в первый класс общеобразовательной школы, определяет уровень развития устной речи ребёнка и позволяет выявить предрасположенность к дисграфии и дислексии до начала обучения в школе.

Обследование одного ребёнка занимает обычно 15 — 25 минут. Позволяет обследовать устную речь, сделать прогноз успешности/не успешности обучения чтению и письму.

Обследование позволяет выявить уровень сформированности пространственных представлений, моторных навыков, фонематических процессов и других параметров, позволяющих делать прогноз школьного обучения.

Цель заключается в проведении наиболее информативного обследования за небольшое количество времени без привлечения большого количества наглядного материала и специального оборудования.

Диапазон использования — дети в возрасте 6 -8 лет, поступающие в первый класс.

В основе обследования лежат следующие составляющие

Традиционные педагогические методы обследования устной речи, применяемые логопедами.

Клинико-педагогические методы, в том числе методика раннего выявления дислексии (МРВД), разработанная А.Н. Корневым.

Логопедические и психологические методы обследования взяты из работы Г.А. Волковой «Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи».

За основу клинико-психологических методик были взяты скрининг-тесты, разработанные Александром Николаевичем Корневым (психиатр, логопатолог, нейропсихолог, доктор психологических наук, вице-президент Ассоциации логопатологов Санкт-Петербурга, профессор кафедры общей и прикладной психологии факультета клинической психологии СПбГПМА).

Тесты назывались «Методика раннего выявления дислексии». Были ориентированы на детей 6 — 8 лет. Обследование ребёнка не требовало специального оборудования и занимало меньше 10 минут.

Кроме МРВД стала использовать тестовые задания обследования уровня сформированности моторных процессов, разработанных в 30-е годы Михаилом Осиповичем Гуревичем и Николаем Ивановичем Озерецким и исследования праксиса позы по А. Р. Лурия А) Тест «Кулак — ребро — ладонь» (Гуревич, Озерецкий)

I. Составление рассказа по серии картин.

Ребёнку предлагаются 4 картинки из сборника «Рассказы в картинках» Н. Радлова.

Инструкция. «Посмотри! На этих картинках нарисован маленький рассказ.

Что было сначала? Потом? Расскажи, про что здесь нарисовано».

Оценивается правильность расположения картинок, качество рассказа, состояние словаря и грамматического строя речи, умение озаглавить рассказ.

Это задание предлагается первым, потому что позволяет ребёнку быстрее адаптироваться, снимает эмоциональное напряжение.

II. Обследования состояние звукопроизношения и слоговой структуры. Осуществляется методом отражённой речи, без наглядного материала.

III. Обследование состояния слуховой памяти.

Повторение цифр (субтест из теста Векслера, взят из МРВД).

Предлагаю в прямом порядке повторить серию из 4 цифр.

При успешном выполнении предлагается серия из 5 цифр, неуспешном — из 3 или 2 цифр.

Повторить предложение, состоящее из 7 — 8 слов.

Например: Большой белый пароход плывёт вниз по течению реки. После дождя высоко в небе появилась яркая радуга.

Оценивается точность выполнения, количество слов, которые запомнил ребёнок, наличие перестановок, вставок, искажений и т.д.

Ритмы.

Инструкция: «Послушай, как я постучу, и после того, как я закончу, постучи точно так же».

После этого однократно предъявляется серия ударов по столу (карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами:

  • простые ритмы II I, I II, II I I, I I II, I III; если задание выполнено верно, то переходят к более сложному; если допущено больше одной ошибки, то прекращают;
  • сложные ритмыIII I I, I II II, I III I, II III I. Критерий выполнения такой же, как в простых ритмах.

IV. Пробы на статический и динамический праксис.

Тест «Кулак — ребро — ладонь» (по Н.И. Озерецкому).

Инструкция: «Посмотри внимательно на то, что я сейчас сделаю, и повтори точно так же».

Экспериментатор демонстрирует ребенку трижды подряд последовательность из трех движений руки: ударить кулаком по столу, поставить ладонь ребром, хлопнуть ладонью по столу.

Ребенок, так же, как и экспериментатор, должен трижды без ошибок воспроизвести эту последовательность.

Если ребенок нарушил последовательность движений не более одного раза, нужно указать, что допущена ошибка, и предоставить ему еще попытку (если ребенок воспроизвел последовательность из 3 движений только один раз и после стимуляции продолжил ее верно, то это ошибкой не считается).

При явно ошибочном воспроизведении демонстрация образца повторяется.

Всего допускается не более 5 демонстраций.

Задание предлагается выполнить ведущей рукой.

Можно попросить выполнить обеими руками поочерёдно.

Тест «Кулак — ладонь» (по Н.И. Озерецкому).

Проба заключается в том, что ребёнку предлагают положить перед 'собой руки, причем одна кисть сжата в кулак, другая с распрямленными пальцами.

Затем предлагают одновременно изменять положение обеих кистей, расправляя одну и сжимая другую.

Исследование праксиса позы (по А.Р. Лурия).

Ребёнок воспроизводит различные положения пальцев руки по образцу.

Сделай одной «козу» (вытягивание 2-го и 5-го пальцев), а другой «зайчика» (вытягивание 2-го и 3-го пальцев).

При успешном выполнении прошу поменять положение рук, повторить движения несколько раз без зрительного образца.

При неуспешном — выполнить отдельно «козу» и «зайца».

V. Исследование ориентировки в пространстве.

Простая ориентировка.

Инструкция: «Подними левую руку (начинать надо обязательно с неведущей руки), попрыгай на правой ноге. Помаши левой рукой над головой, правой — за головой, двумя руками перед лицом».

Фиксируется умение ориентироваться в пространстве и знание простых пространственных предлогов.

VI. Речевая проба Хеда.

Инструкция для правшей: «Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой — за правое ухо, правой рукой — за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз».

Для левшей — наоборот.

Рядоговорение.

Инструкция ребенку: «Перечисли по порядку времена года и (после ответа на этот вопрос) дни недели» (при недостаточном понимании своих временных понятий допустима помощь в виде наводящих вопросов или подсказки, не содержащей порядкового перечисления).

Дополнительные вопросы: «Какое время года перед зимой?» «Какой день недели после вторника?» позволяют выявить предыдущего и последующего элемента в цепочке понятий.

Тест на понимание инструкции.

Прошу ребёнка выполнить последовательно серию из трёх движений.

Например: «Один раз топни ногой, подойди к двери и похлопай в ладоши. Делать задание начнёшь, когда я скажу: «ВЫПОЛНЯЙ»!».

Инструкция даётся однократно.

Качество выполнения задания позволяет оценить пассивный словарь ребёнка, его память, волевые компоненты личности, точность понимания инструкции.

VII. Обследование состояния фонематических процессов.

Анализ предложения.

Инструкция: «Сколько слов я сказала?»

Предлагается прослушать предложения без предлога из 2 — 5 слов.

Речевой материал:

Мальчик быстро бегает.

Бабушка спит.

Мама принесла домой вкусные яблоки.

При успешном выполнении исследуется анализ предложения с предлогом из 4 -5 слов. Оценивается понимание задания, умение выделять слова как языковую единицу.

Фонематический анализ.

Инструкция: «Сколько в этом слове звуков?» или «Сколько ты напишешь букв?» Можно предложить в помощь наглядный материал (фишки, кружочки и т.д.)

Речевой материал: слова из 2 — 6 звуков, в которых произношение совпадает с написанием, разные по наличию / отсутствию твёрдости — мягкости, стечения согласных и т.д.

Например: ноги, дом, кит, кактус, лимон, куст, руки, мост, стол, глаза, трава, клубок, диван, лист, глобус, камыш, ананас и т.д.

Оценивается умение определить количество звуков в слове, способность скорректировать свой ответ с опорой на наглядный материал, принять помощь взрослого.

VIII. Состояние фонематического восприятия.

Дифференциация шипящих — свистящих и аффрикат:

Инструкция: «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук Ш». – в ряду звуков: ш, с, ж, ш, ш, ч, щ – слове (начало, середина, конец).

Задание позволяет определить уровень развития фонематического восприятия ребёнка: есть ли смешение звуков на слух, выделяет ли звук в слове, только в начале слова или в середине, конце и т. п.

Дифференциация гласных. Выполняется аналогично.

Акцент на различение на слух звуков о-у, а-о, выделение гласных в середине и конце слова.

Оценивается умение определить количество звуков в слове, способность скорректировать свой ответ с опорой на наглядный материал, принять помощь взрослого.

  • Состояние фонематического восприятия.

Дифференциация шипящих — свистящих и аффрикат:

Инструкция: «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук Ш». – в ряду звуков: ш, с, ж, ш, ш, ч, щ – слове (начало, середина, конец).

Задание позволяет определить уровень развития фонематического восприятия ребёнка: есть ли смешение звуков на слух, выделяет ли звук в слове, только в начале слова или в середине, конце и т. п.

Дифференциация гласных.

Выполняется аналогично. Акцент на различение на слух звуков о-у, а-о, выделение гласных в середине и конце слова.

По результатам обследования даются рекомендации родителям.

Очень полезным оказывается применение такой диагностики для детей 6 — 6,5 лет, родители которых хотят начать обучение в школе до достижения ребёнком семилетнего возраста.

Литература:

  1. Волкова Г.А. «Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи» М.: «Детство-Пресс» 2011 г.
  2. Гуревич М. О., Озерецкий Н. И. «Психомоторика, часть вторая: Методика исследования моторики». М.; Л., 1930.
  3. Иншакова О.Б. «Альбом для логопеда» М.: «Владос» 2015.
  4. Корнев А.Н. «Основы логопатологии детского возраста» СПб.: «Речь» 2006 г.
  5. Лурия А.Р. «Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга». М.: Изд-во МГУ 1962
Категория: Логопедия
23.11.2022 14:04


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!