СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Диагностическое обследование детей, поступающих в первый класс общеобразовательной школы, определяет уровень развития устной речи ребёнка и позволяет выявить предрасположенность к дисграфии и дислексии до начала обучения в школе.
Обследование одного ребёнка занимает обычно 15 — 25 минут. Позволяет обследовать устную речь, сделать прогноз успешности/не успешности обучения чтению и письму.
Обследование позволяет выявить уровень сформированности пространственных представлений, моторных навыков, фонематических процессов и других параметров, позволяющих делать прогноз школьного обучения.
Цель заключается в проведении наиболее информативного обследования за небольшое количество времени без привлечения большого количества наглядного материала и специального оборудования.
Диапазон использования — дети в возрасте 6 -8 лет, поступающие в первый класс.
В основе обследования лежат следующие составляющие
Традиционные педагогические методы обследования устной речи, применяемые логопедами.
Клинико-педагогические методы, в том числе методика раннего выявления дислексии (МРВД), разработанная А.Н. Корневым.
Логопедические и психологические методы обследования взяты из работы Г.А. Волковой «Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи».
За основу клинико-психологических методик были взяты скрининг-тесты, разработанные Александром Николаевичем Корневым (психиатр, логопатолог, нейропсихолог, доктор психологических наук, вице-президент Ассоциации логопатологов Санкт-Петербурга, профессор кафедры общей и прикладной психологии факультета клинической психологии СПбГПМА).
Тесты назывались «Методика раннего выявления дислексии». Были ориентированы на детей 6 — 8 лет. Обследование ребёнка не требовало специального оборудования и занимало меньше 10 минут.
Кроме МРВД стала использовать тестовые задания обследования уровня сформированности моторных процессов, разработанных в 30-е годы Михаилом Осиповичем Гуревичем и Николаем Ивановичем Озерецким и исследования праксиса позы по А. Р. Лурия А) Тест «Кулак — ребро — ладонь» (Гуревич, Озерецкий)
I. Составление рассказа по серии картин.
Ребёнку предлагаются 4 картинки из сборника «Рассказы в картинках» Н. Радлова.
Инструкция. «Посмотри! На этих картинках нарисован маленький рассказ.
Что было сначала? Потом? Расскажи, про что здесь нарисовано».
Оценивается правильность расположения картинок, качество рассказа, состояние словаря и грамматического строя речи, умение озаглавить рассказ.
Это задание предлагается первым, потому что позволяет ребёнку быстрее адаптироваться, снимает эмоциональное напряжение.
II. Обследования состояние звукопроизношения и слоговой структуры. Осуществляется методом отражённой речи, без наглядного материала.
III. Обследование состояния слуховой памяти.
Повторение цифр (субтест из теста Векслера, взят из МРВД).
Предлагаю в прямом порядке повторить серию из 4 цифр.
При успешном выполнении предлагается серия из 5 цифр, неуспешном — из 3 или 2 цифр.
Повторить предложение, состоящее из 7 — 8 слов.
Например: Большой белый пароход плывёт вниз по течению реки. После дождя высоко в небе появилась яркая радуга.
Оценивается точность выполнения, количество слов, которые запомнил ребёнок, наличие перестановок, вставок, искажений и т.д.
Ритмы.
Инструкция: «Послушай, как я постучу, и после того, как я закончу, постучи точно так же».
После этого однократно предъявляется серия ударов по столу (карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами:
IV. Пробы на статический и динамический праксис.
Тест «Кулак — ребро — ладонь» (по Н.И. Озерецкому).
Инструкция: «Посмотри внимательно на то, что я сейчас сделаю, и повтори точно так же».
Экспериментатор демонстрирует ребенку трижды подряд последовательность из трех движений руки: ударить кулаком по столу, поставить ладонь ребром, хлопнуть ладонью по столу.
Ребенок, так же, как и экспериментатор, должен трижды без ошибок воспроизвести эту последовательность.
Если ребенок нарушил последовательность движений не более одного раза, нужно указать, что допущена ошибка, и предоставить ему еще попытку (если ребенок воспроизвел последовательность из 3 движений только один раз и после стимуляции продолжил ее верно, то это ошибкой не считается).
При явно ошибочном воспроизведении демонстрация образца повторяется.
Всего допускается не более 5 демонстраций.
Задание предлагается выполнить ведущей рукой.
Можно попросить выполнить обеими руками поочерёдно.
Тест «Кулак — ладонь» (по Н.И. Озерецкому).
Проба заключается в том, что ребёнку предлагают положить перед 'собой руки, причем одна кисть сжата в кулак, другая с распрямленными пальцами.
Затем предлагают одновременно изменять положение обеих кистей, расправляя одну и сжимая другую.
Исследование праксиса позы (по А.Р. Лурия).
Ребёнок воспроизводит различные положения пальцев руки по образцу.
Сделай одной «козу» (вытягивание 2-го и 5-го пальцев), а другой «зайчика» (вытягивание 2-го и 3-го пальцев).
При успешном выполнении прошу поменять положение рук, повторить движения несколько раз без зрительного образца.
При неуспешном — выполнить отдельно «козу» и «зайца».
V. Исследование ориентировки в пространстве.
Простая ориентировка.
Инструкция: «Подними левую руку (начинать надо обязательно с неведущей руки), попрыгай на правой ноге. Помаши левой рукой над головой, правой — за головой, двумя руками перед лицом».
Фиксируется умение ориентироваться в пространстве и знание простых пространственных предлогов.
VI. Речевая проба Хеда.
Инструкция для правшей: «Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой — за правое ухо, правой рукой — за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз».
Для левшей — наоборот.
Рядоговорение.
Инструкция ребенку: «Перечисли по порядку времена года и (после ответа на этот вопрос) дни недели» (при недостаточном понимании своих временных понятий допустима помощь в виде наводящих вопросов или подсказки, не содержащей порядкового перечисления).
Дополнительные вопросы: «Какое время года перед зимой?» «Какой день недели после вторника?» позволяют выявить предыдущего и последующего элемента в цепочке понятий.
Тест на понимание инструкции.
Прошу ребёнка выполнить последовательно серию из трёх движений.
Например: «Один раз топни ногой, подойди к двери и похлопай в ладоши. Делать задание начнёшь, когда я скажу: «ВЫПОЛНЯЙ»!».
Инструкция даётся однократно.
Качество выполнения задания позволяет оценить пассивный словарь ребёнка, его память, волевые компоненты личности, точность понимания инструкции.
VII. Обследование состояния фонематических процессов.
Анализ предложения.
Инструкция: «Сколько слов я сказала?»
Предлагается прослушать предложения без предлога из 2 — 5 слов.
Речевой материал:
Мальчик быстро бегает.
Бабушка спит.
Мама принесла домой вкусные яблоки.
При успешном выполнении исследуется анализ предложения с предлогом из 4 -5 слов. Оценивается понимание задания, умение выделять слова как языковую единицу.
Фонематический анализ.
Инструкция: «Сколько в этом слове звуков?» или «Сколько ты напишешь букв?» Можно предложить в помощь наглядный материал (фишки, кружочки и т.д.)
Речевой материал: слова из 2 — 6 звуков, в которых произношение совпадает с написанием, разные по наличию / отсутствию твёрдости — мягкости, стечения согласных и т.д.
Например: ноги, дом, кит, кактус, лимон, куст, руки, мост, стол, глаза, трава, клубок, диван, лист, глобус, камыш, ананас и т.д.
Оценивается умение определить количество звуков в слове, способность скорректировать свой ответ с опорой на наглядный материал, принять помощь взрослого.
VIII. Состояние фонематического восприятия.
Дифференциация шипящих — свистящих и аффрикат:
Инструкция: «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук Ш». – в ряду звуков: ш, с, ж, ш, ш, ч, щ – слове (начало, середина, конец).
Задание позволяет определить уровень развития фонематического восприятия ребёнка: есть ли смешение звуков на слух, выделяет ли звук в слове, только в начале слова или в середине, конце и т. п.
Дифференциация гласных. Выполняется аналогично.
Акцент на различение на слух звуков о-у, а-о, выделение гласных в середине и конце слова.
Оценивается умение определить количество звуков в слове, способность скорректировать свой ответ с опорой на наглядный материал, принять помощь взрослого.
Дифференциация шипящих — свистящих и аффрикат:
Инструкция: «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук Ш». – в ряду звуков: ш, с, ж, ш, ш, ч, щ – слове (начало, середина, конец).
Задание позволяет определить уровень развития фонематического восприятия ребёнка: есть ли смешение звуков на слух, выделяет ли звук в слове, только в начале слова или в середине, конце и т. п.
Дифференциация гласных.
Выполняется аналогично. Акцент на различение на слух звуков о-у, а-о, выделение гласных в середине и конце слова.
По результатам обследования даются рекомендации родителям.
Очень полезным оказывается применение такой диагностики для детей 6 — 6,5 лет, родители которых хотят начать обучение в школе до достижения ребёнком семилетнего возраста.
Литература:
© 2022, Семёнова Наталья Сергеевна 149