СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемное обучение в начальных классах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Именно, поэтому сегодня учитель начальных классов переосмысляет свой педагогический опыт и ставит перед собой вопросы: Как обучать детей? Как формировать умение учиться? Как формировать и развивать универсальные учебные действия у учащихся?

Поэтому, по мнению многих педагогов, актуальным в процессе образования является технология проблемного обучения, так как данная образовательная технология реализует компетентностный подход в педагогической деятельности, что соответствует требованиям Стандартов второго поколения.

Глубокие исследования в области проблемного обучения начались в 60-х годах. Идея и принципы проблемного обучения в русле исследования психологии мышления разрабатывались советскими психологами С. Л. Рубинштейном, Д. Н. Богоявленским, А. М. Матюшкиным, а в применении к школьному обучению такими дидактами, как М. А. Данилов, М. Н. Скаткин. Много этими вопросами занимались Ю. К. Бабанский, М. И. Махмутов и И. Я. Лернер.

В педагогической литературе имеется несколько определений этому явлению. Сегодня под проблемным обучением (технологией проблемного обучения) понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей. Основано такое обучение на теоретических положениях Дьюи. Условиями успешности обучения он считал 3 компонента:

- проблематизацию учебного материала (Знания дети лучше усваивают от удивления и любопытства)

- активность ребенка (Знания должны усваиваться с "аппетитом")

- связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом. [4].

Основано проблемное обучение на создании особого вида мотивации – проблемной. Содержание материала представляет собой цепь проблемных ситуаций.

Проблемное обучение предполагает:

Создание проблемной ситуации.

Вход из неё, то есть решение проблемы.

Основная цель учителя: заинтересовать, увлечь учащихся работой.

Действия учащихся:

выявление проблемы;

формулирование;

поиск решения;

решение непосредственно.

В основу проблемной ситуации помещают противоречие между знанием и незнанием.

Следовательно, проблемная ситуация - центральное звено в проблемном обучении. С.Л. Рубинштейн утверждал: "Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мышление начинается с проблемы, с удивления или недоумения, с противоречия".[2].

Рассмотрим основные этапы проблемного урока :

  1. Организационный момент.

Начало нетрадиционного урока предполагает активизацию познавательного интереса:

- рифмованное начало урока;

- с элементами театрализации;

- с эпиграфа;

- с высказывания выдающихся людей, относящегося к теме урока;

- с пословицы, поговорки;

- начало урока с постановки непосредственно проблемного вопроса, создания проблемной ситуации.

Цели этого этапа:

- психологический настрой;

- обеспечение условий для успешного выполнения заданий, заинтересовать познавательным процессом.

2. Актуализация знаний.

Воспроизведение понятий и алгоритмов, необходимых для «открытия» нового знания; фиксирование затруднения в деятельности.

3. Основной этап

- Постановка учебной проблемы.

Учитель

Ученики

Варианты создания проблемной ситуации:

1. Предлагает практическое задание на новый материал, чтобы возник разброс мнений учащихся (фронтально, в группах или в парах) или разные варианты уже выполненного задания.

2.Одновременно предлагает противоречивые факты или теории.

3.Подводящий к теме диалог (система вопросов и заданий, выводящая на формулирование темы урока).

Вступают в диалог с учителем, выполняя задание, выявляют, осознают и проговаривают противоречие.

-Формулирование проблемы, планирование деятельности.

Учитель

Ученики

Какой же возникает вопрос? Что предстоит выяснить? Как будем действовать? Записывает на доске основную проблему, вопрос или тему, план.

Формулируют учебную проблему (вопрос или тему), называют этапы работы.

-Поиск решения (открытие нового знания),формулирование правила.

Учитель

Ученики

Варианты:1. Предлагает ученикам выдвинуть гипотезы:

-Какие есть предложения, версии? (Все версии принимаются с одобрением).Фиксирует на доске версии в виде схем, ключевых слов и т.д., организует обсуждение.

2. Предлагает материал для наблюдения и систему вопросов, которые подводят детей к формулировке правила или определения.

Предлагают свои версии (фронтально или в группах).

По окончании работы сверяют свой результат с правилом (определением учебника).

Отвечают на вопросы, формулируют правило или определение, сверяют с учебником.

-Развитие умений- применение нового знания.

Учитель

Ученики

1. Просит детей прочитать про себя задание к упражнению, объяснить, что нужно сделать (с проговариваем, коллективно, по ходу выполнения упражнения).2. Предлагает самостоятельно выполнить упражнение.

Читают, объясняют и выполняют с проговариванием.

Выполняют индивидуально или в парах, по окончании работы объясняют, проговаривают, как действовали.

4.Итог урока.

Учитель

Ученики

-Какая была проблема (вопрос, тема)?Какой ответ (решение) мы нашли? К какому выводу пришли?

- Что получилось на уроке?

- Что вызвало затруднение?

-Как оцениваете свою работу? и т.д.

Обобщают, делают выводы.

Рефлексия.

Самоанализ, самооценка.

Обсуждение.

5. Домашнее задание.

Учитель

Ученики

Комментирование д/з

Вопросы по ходу комментирования (выбор д/з)

На проблемном уроке нужно создать все условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем происходит обязательное проговаривание алгоритма решения и применение его на практике при выполнении самостоятельной работы.

Использование технологии проблемного обучения также оказывает влияние на повышение качества обучения.

Технология проблемного обучения привлекла, прежде всего, своей универсальностью: она применима на любой ступени и на любом предметном содержании. Будучи учителем начальных классов, преподавая в одном классе несколько предметов, хотелось найти именно такую универсальную технологию обучения.

Итак, применение в учебном процессе проблемных ситуаций способствует:

- повышению интереса к учебе;

- обеспечивает развивающий эффект и мотивацию учения;

- не допускает переутомления на уроке;

- обеспечивает атмосферу сотрудничества учителя и ученика;

- развивает речь, логическое мышление;

- развивает личность ребенка, его творческие способности и интерес к предметам;

- вырабатывает активную позицию детей;

Всё это помогает учителю выполнить одну из важных задач, поставленных реформой школы, — формировать у учащихся самостоятельную познавательность, активное, творческое мышление. Развитие же таковых способностей может осуществляться лишь в творческой самостоятельной деятельности учеников, специально организуемой учителем в процессе обучения.

Библиографический список

1. Брызгалова С.И. «Проблемное обучение в начальной школе» – Калининград, 1998;

2. Рубинштейн С.Л. «О мышлении и путях его исследования» – М., 1958;

3. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии» – М., 1998;

4. Дьюи Дж. Образование и демократия. – М., 2000.

5. Махмутов М.И. Проблемное обучение. – М.: педагогика, 1975. Мельникова Е.Л. Проблемный урок или как открывать знания с учениками. М.: АПК и ПРО, 2002.

08.09.2021 21:42


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!