СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология проблемного обучения в современной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.................3

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ..............7

1.1 Сущность и особенности проблемного обучения в начальной школе………………………….………..........7

1.2 Методы проблемного обучения, используемые на уроках................…….11

2. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ КОНКРЕТНЫХ УРОКОВ............15

2.1 Методы постановки учебной проблемы.................15

2.2 Влияние проблемного обучения на умственные способности обучающихся………..............18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ......28

ПРИЛОЖЕНИЕ А «ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ»……….30

ВВЕДЕНИЕ

Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знаний, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.

При проблемном обучении следует не сообщать знания в готовом виде, а ставить перед учеником задачу (проблему), заинтересовав его, пробуждая у него желание найти способ ее разрешения.

Ключевым понятием проблемного обучения является проблемная ситуация. Проблемная ситуация в обучении имеет общую ценность только тогда, когда предлагаемое ученику проблемное задание соответствует его интеллектуальным возможностям, способствует пробуждению у обучаемых желание выйти из этой ситуации, снять возникшее противоречие. В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания и т.п. Однако нельзя смешивать проблемное задание и проблемную ситуацию. Проблемное задание само по себе не является проблемной ситуацией, оно может вызвать лишь при определенных условиях. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.

В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема и они в непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения, т.е. строят гипотезу, намечают и обсуждают способы проверки ее истинности, аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.

По степени познавательной самостоятельности учащихся проблемное обучение осуществляется в трех основных формах: проблемного изложения, частично-поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности.

Если учитель чувствует, что учащиеся затрудняются выполнить то или иное задание, он может ввести дополнительную информацию, снизить тем самым степень проблемности и перевести учащихся на более низкий уровень технологии проблемного обучения.

Технология проблемного обучения, как и другие технологии, имеет положительные и отрицательные стороны. Преимущества технологии проблемного обучения: способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения. Недостатки: большие затраты времени на достижение запланированных результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав и четырех параграфов, заключения, списка использованных источников и приложения.

В введении отмечается актуальность выбранной темы, определена цель, задачи, предмет исследования. В I главе «Теоретические основы проблемного обучения в начальной школе» рассматриваются вопросы понимания учебных занятий, как нужно учить детей и чему. Рассматриваются особенности проблемного обучения, а также методы, используемые на уроках.

Во II главе «Технология проблемного обучения на примере конкретных уроков» рассматриваются методы и технология постановки учебной проблемы на примере конкретных уроков, а также, как влияет проблемное обучение на умственные способности детей.

Цель – выявить оптимальные методы и приемы проблемного обучения в современной школе, основываясь на индивидуальные особенности обучающихся.

Задачи: изучить научную, публицистическую, педагогическую, психологическую литературу по теме курсовой работы; проанализировать работу педагогов, опираясь на конкретные примеры, проанализировать существующие программы по проблемному обучению в начальной школе; обобщить результаты исследования.

Предметом исследования является учебно-воспитательная деятельность, как следует обучать и воспитывать обучающихся с помощью проблемного обучения.

Объектом исследования является сама технология проблемного обучения, применяемая на уроках.

В заключении представлены выводы по теме курсовой работы «Технология проблемного обучения в современной школе».

Список использованных источников насчитывает 16 книг, интернет ресурсов в количестве 6.

Приложение А содержит терминологический словарь.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
    1. Сущность и особенности проблемного обучения в начальной школе.

Технология проблемного обучения не нова, она получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школах. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859-1952), основавшего в 1894 году в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью. Занятия чтением, счетом, письмом проводились только в связи с потребностями, инстинктами, возникающими у детей спонтанно, по мере их физиологического созревания. Он выделил четыре инстинкта для обучения: социальный, конструирование, художественного выражения, исследовательский. Для удовлетворения инстинктов ребенку предоставлялось в качестве источников познания: слово, произведение искусства, технические устройства, дети вовлекались в игру и практическую деятельность - труд.

Методы проблемного обучения, используемые на уроках.

Методы проблемного обучения использовались еще в школе Сократа. Для обучения детей этот метод был предложен американским ученым и педагогом Джоном Дьюи в 1894 г. Четкую формулировку концепция приобрела благодаря трудам советского ученого С. Рубинштейна, который и предложил способ развития сознания детей через постановку познавательных проблем.

Побуждающим методом преподавания называется деятельность учителя, которая побуждает активную умственную деятельность ученика. Использование ребусов, кроссвордов, задач в стихах. Поисковый метод учения представляет умственные действия по формулировке проблемы и нахождения пути ее решения.

  1. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ КОНКРЕТНЫХ УРОКОВ.
    1. Методы постановки учебной проблемы.

В технологии проблемного обучения, по мнению Селевко Г.К., сочетаются систематическая, самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учётом целеполагания и принципа проблемности. Проблемное обучение требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций. В основе лежит принцип непосредственного участия, который обязывает учителя сделать каждого учащегося участником учебно-воспитательного процесса. Это представляется возможным при использовании проблемных ситуаций в учебном процессе. Проблемные ситуации могут быть различными по характеру неизвестного, по интересности содержания, по уровню проблемности, по методическим особенностям.

Классификация методов обучения

Методы бывают – проблемные и традиционные. Постановка учебной проблемы в проблемном методе – это, побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме, сообщение с мотивирующим приемом. Поиск решения – побуждающий к гипотезам диалог, подводящий диалог от проблемы и без проблемы. В традиционном методе все намного проще, учитель сообщает тему и дает знания.

В рамках технологии разработаны приемы создания проблемной ситуации и для каждого прописан текст диалога, описаны способы реагирования учителя на предлагаемые учениками формулировки учебной проблемы; установлена предметная специфика приемов создания проблемной ситуации.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Первый прием, о фактах: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты?»; о теориях: «Что вас удивило? Сколько существует точек зрения?». Второй прием: «Сколько в нашем классе мнений?». Третий прием: «Вы сначала как думали? А как на самом деле?». Четвертый прием: «Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?». Пятый прием: «Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее?». Шестой прием: «Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?».

    1. Влияние проблемного обучения на умственные способности обучающихся.

Сегодня на уроке недостаточно дать готовую информацию об изучаемом предмете, а необходимо научить добывать знания самостоятельно, развивать познавательную мотивацию, творческие способности, индивидуальность мышления учащихся. Неизбежно встаёт вопрос выбора технологии обучения, которая позволила бы так организовать процесс обучения, чтобы учащиеся не только запоминали, заучивали материал, но и на его основе могли бы обобщать, сравнивать факты и делать собственные выводы.

Необходимо отметить, что одной из важнейших форм вхождения инвалидов в социум является их профессиональное обучение и трудовая деятельность. Для формирования профессиональных компетенций в рамках учебной процесса ведущим принципом построения учебного материала является принцип профессиональной направленности.

В педагогической деятельности, необходимо использовать такие педагогические технологии, которые учитывают индивидуальные особенности обучающихся инвалидов. Из спектра педагогических технологий наиболее перспективными в своей работе, считается проблемная технология в сочетании с технологиями, обеспечивающими сохранение здоровья учащихся. Проблемная технология отвечает целям формирования системы знаний будущих специалистов, развивают творческие способности учащихся, вызывают собственную познавательную деятельность обучающихся.

Как показали исследования, можно выделить наиболее характерные для педагогической практики типы проблемных ситуаций.

Первый прием — прием проблемного сопоставительного анализа. Учебный материал многих профессиональных предметов, в своей значительной части характеризуется много вариантностью. Изучение многовариантного учебного материала по традиционной методике обычно осуществляется последовательно: каждый способ или процесс изучается в отдельности. Эксперимент с проблемным обучением позволил отыскать достаточно эффективный методический прием — сопоставительный анализ, который целесообразно применять при проблемном преподнесении учебного материала, характеризующегося много вариантностью каких-либо способов или процессов. Подготавливая проблемное изучение таких тем, педагог анализирует учебный материал и обнаруживает не только возможность организовать несколько дидактических проблем, но и целесообразность разрешать эти проблемы сразу применительно ко всем изучаемым техническим или технологическим способам, или процессам. Проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях. Как правило, преподаватель организуют эти условия не только для того, чтобы учащиеся сумели применить свои знания на практике, но и столкнулись с фактом их недостаточности. Осознание этого факта учащимися возбуждает познавательный интерес и стимулирует поиск новых знаний.

Второй прием — выполнение проблемных заданий. Осуществляя обучение, педагог, как уже отмечалось, преследует цель выявить не только условия и способы преподнесения нового материала, обеспечивающие высокую степень умственного развития обучающихся, но и соответствующие им формы систематической учебной работы обучающихся. В частности, необходимо решить задачу организации систематической самостоятельной познавательной работы обучающихся в условиях проблемного изучения тех разделов учебных дисциплин, учебный материал которых носит ярко выраженный описательный характер, что ранее предопределяло, в основном, репродуктивную деятельность обучающихся.

Проблемное обучение, которое осуществляется в рамках не одной, а ряда специальных дисциплин, воспитывает уважение учащихся к интеллектуальному потенциалу их будущей профессии, приобщает к исканиям научной мысли, готовит к творческому решению актуальных проблем профессиональной деятельности.

Проблемное обучения усиливают мотивацию изучения материала, мобилизуют память учащихся, заставляют их быть внимательными, активизируют умственную деятельность, ставят перед необходимостью осуществлять самопроверку.

Какие дидактические цели преследует создание проблемных ситуаций в учебном процессе? Можно указать на следующие дидактические цели:

1) привлечь внимание учащегося к вопросу, задаче, учебному материалу, возбудить у него познавательный интерес и другие мотивы деятельности;

2) поставить его перед таким познавательным затруднением, продолжение которого активизировало бы мыслительную деятельность;

3) помочь ему определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения; побудить учащегося к активной поисковой деятельности; 4) помочь ему определить границы актуализируемых ранее усвоенных заданий и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения.

Учебная проблема – явление субъективное и существует в сознании ученика в идеальной форме, в мысли, так же как любое суждение, пока оно не станет логически завершенным. Задача – явление объективное, для ученика она существует с самого начала в материальной форме, и превращается задача в субъективное явление лишь после ее восприятия и осознания.

Основными элементами учебной проблемы являются «известное» и «неизвестное», нужно найти «связь», «отношение» между известным и неизвестным. В условиях задачи обязательно содержатся такие элементы, как «данное» и «требования».

Применяемые современные образовательные технологии дают возможность повышения эффективности и качества образования, позволяют расширять рамки обучения инвалидов, способствуют повышению мотивации учащихся в образовательном процессе, развитию интеллектуальных, творческих способностей учащихся, их умений самостоятельно приобретать новые знания и создают условия для их успешной самореализации в будущем. Постоянная постановка перед учащимся проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, таким образом, мы имеем дело с творческой личностью, всегда способной к поиску, и, войдя в самостоятельную жизнь, он будет более защищен от стрессов.

Таким образом, применяемая технология проблемного обучения, сочетающая умственную деятельность с физической активностью, приводят не только к укреплению и сохранению здоровья учащихся с ограниченными возможностями, но и позволяют активизировать познавательный интерес учащихся, повышают мотивацию к обучению, сохраняют необходимый уровень формирования качества знаний.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании вышеизложенного материала, можно сделать следующие выводы. Главным образом проблемное обучение призвано для реализации трёх основных целей: первая цель - сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков; вторая цель - достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию; третья цель - сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся.

Главным результатом использования технологии проблемного обучения является то, что выпускник школы ориентируется в современных ценностях, обретает опыт творческой деятельности, что он готов к межличностному и межкультурному сотрудничеству.

Следует применять такие технологии проблемного обучения, чтобы они сочетали в себе умственную и физическую деятельность, чтобы у обучающихся активизировался познавательный процесс, повышать мотивацию к обучению, тягу детей к знаниям.

В ходе проделанной мною работы, я сделал вывод, что проблемное обучение может быть использовано, как и средство обучения, так и средство воспитания обучающихся через какие-либо виды деятельности. Технология проблемного обучения должна решать образовательные задачи урока, воспитательные, и развивающие.

Таким образом, технология проблемного обучения в современной школе – это такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем. Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций.

16.06.2020 08:11


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!