СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Именно, поэтому сегодня учитель начальных классов переосмысляет свой педагогический опыт и ставит перед собой вопросы: Как обучать детей? Как формировать умение учиться? Как формировать и развивать универсальные учебные действия у учащихся?
Поэтому, по мнению многих педагогов, актуальным в процессе образования является технология проблемного обучения, так как данная образовательная технология реализует компетентностный подход в педагогической деятельности, что соответствует требованиям Стандартов второго поколения.
Глубокие исследования в области проблемного обучения начались в 60-х годах. Идея и принципы проблемного обучения в русле исследования психологии мышления разрабатывались советскими психологами С. Л. Рубинштейном, Д. Н. Богоявленским, А. М. Матюшкиным, а в применении к школьному обучению такими дидактами, как М. А. Данилов, М. Н. Скаткин. Много этими вопросами занимались Ю. К. Бабанский, М. И. Махмутов и И. Я. Лернер.
В педагогической литературе имеется несколько определений этому явлению. Сегодня под проблемным обучением (технологией проблемного обучения) понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей. Основано такое обучение на теоретических положениях Дьюи. Условиями успешности обучения он считал 3 компонента:
- проблематизацию учебного материала (Знания дети лучше усваивают от удивления и любопытства)
- активность ребенка (Знания должны усваиваться с "аппетитом")
- связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом. [4].
Основано проблемное обучение на создании особого вида мотивации – проблемной. Содержание материала представляет собой цепь проблемных ситуаций.
Проблемное обучение предполагает:
Создание проблемной ситуации.
Вход из неё, то есть решение проблемы.
Основная цель учителя: заинтересовать, увлечь учащихся работой.
Действия учащихся:
выявление проблемы;
формулирование;
поиск решения;
решение непосредственно.
В основу проблемной ситуации помещают противоречие между знанием и незнанием.
Следовательно, проблемная ситуация - центральное звено в проблемном обучении. С.Л. Рубинштейн утверждал: "Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мышление начинается с проблемы, с удивления или недоумения, с противоречия".[2].
Рассмотрим основные этапы проблемного урока :
Начало нетрадиционного урока предполагает активизацию познавательного интереса:
- рифмованное начало урока;
- с элементами театрализации;
- с эпиграфа;
- с высказывания выдающихся людей, относящегося к теме урока;
- с пословицы, поговорки;
- начало урока с постановки непосредственно проблемного вопроса, создания проблемной ситуации.
Цели этого этапа:
- психологический настрой;
- обеспечение условий для успешного выполнения заданий, заинтересовать познавательным процессом.
2. Актуализация знаний.
Воспроизведение понятий и алгоритмов, необходимых для «открытия» нового знания; фиксирование затруднения в деятельности.
3. Основной этап
- Постановка учебной проблемы.
Учитель |
Ученики |
Варианты создания проблемной ситуации: 1. Предлагает практическое задание на новый материал, чтобы возник разброс мнений учащихся (фронтально, в группах или в парах) или разные варианты уже выполненного задания. 2.Одновременно предлагает противоречивые факты или теории. 3.Подводящий к теме диалог (система вопросов и заданий, выводящая на формулирование темы урока). |
Вступают в диалог с учителем, выполняя задание, выявляют, осознают и проговаривают противоречие. |
-Формулирование проблемы, планирование деятельности.
Учитель |
Ученики |
Какой же возникает вопрос? Что предстоит выяснить? Как будем действовать? Записывает на доске основную проблему, вопрос или тему, план. |
Формулируют учебную проблему (вопрос или тему), называют этапы работы. |
-Поиск решения (открытие нового знания),формулирование правила.
Учитель |
Ученики |
Варианты:1. Предлагает ученикам выдвинуть гипотезы: -Какие есть предложения, версии? (Все версии принимаются с одобрением).Фиксирует на доске версии в виде схем, ключевых слов и т.д., организует обсуждение. 2. Предлагает материал для наблюдения и систему вопросов, которые подводят детей к формулировке правила или определения. |
Предлагают свои версии (фронтально или в группах). По окончании работы сверяют свой результат с правилом (определением учебника). Отвечают на вопросы, формулируют правило или определение, сверяют с учебником. |
-Развитие умений- применение нового знания.
Учитель |
Ученики |
1. Просит детей прочитать про себя задание к упражнению, объяснить, что нужно сделать (с проговариваем, коллективно, по ходу выполнения упражнения).2. Предлагает самостоятельно выполнить упражнение. |
Читают, объясняют и выполняют с проговариванием. Выполняют индивидуально или в парах, по окончании работы объясняют, проговаривают, как действовали. |
4.Итог урока.
Учитель |
Ученики |
-Какая была проблема (вопрос, тема)?Какой ответ (решение) мы нашли? К какому выводу пришли? - Что получилось на уроке? - Что вызвало затруднение? -Как оцениваете свою работу? и т.д. |
Обобщают, делают выводы. Рефлексия. Самоанализ, самооценка. Обсуждение. |
5. Домашнее задание.
Учитель |
Ученики |
Комментирование д/з |
Вопросы по ходу комментирования (выбор д/з) |
На проблемном уроке нужно создать все условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем происходит обязательное проговаривание алгоритма решения и применение его на практике при выполнении самостоятельной работы.
Использование технологии проблемного обучения также оказывает влияние на повышение качества обучения.
Технология проблемного обучения привлекла, прежде всего, своей универсальностью: она применима на любой ступени и на любом предметном содержании. Будучи учителем начальных классов, преподавая в одном классе несколько предметов, хотелось найти именно такую универсальную технологию обучения.
Итак, применение в учебном процессе проблемных ситуаций способствует:
- повышению интереса к учебе;
- обеспечивает развивающий эффект и мотивацию учения;
- не допускает переутомления на уроке;
- обеспечивает атмосферу сотрудничества учителя и ученика;
- развивает речь, логическое мышление;
- развивает личность ребенка, его творческие способности и интерес к предметам;
- вырабатывает активную позицию детей;
Всё это помогает учителю выполнить одну из важных задач, поставленных реформой школы, — формировать у учащихся самостоятельную познавательность, активное, творческое мышление. Развитие же таковых способностей может осуществляться лишь в творческой самостоятельной деятельности учеников, специально организуемой учителем в процессе обучения.
Библиографический список
1. Брызгалова С.И. «Проблемное обучение в начальной школе» – Калининград, 1998;
2. Рубинштейн С.Л. «О мышлении и путях его исследования» – М., 1958;
3. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии» – М., 1998;
4. Дьюи Дж. Образование и демократия. – М., 2000.
5. Махмутов М.И. Проблемное обучение. – М.: педагогика, 1975. Мельникова Е.Л. Проблемный урок или как открывать знания с учениками. М.: АПК и ПРО, 2002.
© 2021, Климашина Елена Валентиновна 90