СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Золотое кольцо России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Золотое кольцо России"»

министерство общего и профессионального образования Ростовской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области

«Шахтинский педагогический колледж»





Технологическая карта урока окружающего мира,

проведенного в 3 «В» классе МБОУ г. Шахты «Гимназия №2 им. А.С. Пушкина»

студенткой группы 3 «Г» ГБПОУ РО «ШПК»

специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Ситниковой Татьяной Викторовной

Учитель 3 «В» класса: Трифонова Людмила Викторовна

Преподаватель ГБПОУ РО «ШПК»: Аксенова Галина Ивановна





Оценка:________________

Подпись преподавателя:_____________

Технологическая карта урока


Целевой блок

Тема

Золотое кольцо России

Педагогическая цель


Познакомить учащихся с древними городами, которые образуют Золотое кольцо России; создать условия для знакомства с городами Золотого кольца России, их достопримечательностями; восхищения и необходимости изучения истории своей страны.

Планируемые результаты

Предметные:

- познакомятся с городами Золотого кольца России, историческим значением и основными достопримечательностями городов Золотого кольца России;

- научатся называть города России, их достопримечательности, показывать на карте города Золотого кольца России; рассказывать об основных достопримечательностях древних городов.

Личностные:

1.Принятие социальной роли обучающегося;

2.Умение управлять своей познавательной деятельностью;

3.Воспитывать уважение к культовым сооружениям и чувствам верующих;

4.Использовать дополнительные источники информации;

5.Находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков


Метапредметные:

Регулятивные:

1.Умение планировать и регулировать свою деятельность; работать по плану;

2.Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Коммуникативные:

1.Умение вступать в диалог.

2.Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные:

- анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;

- преобразовывать информацию на основе схем, моделей, сообщений; понимать заданный вопрос и, в соответствии с ним, строить ответ;

- составлять монологическое высказывание по заданной теме.


Инструментальный блок

Тип урока

Урок открытия нового знания

Учебно-методический комплекс

Учебник «Окружающий мир» 3 класс, 2 часть, О.Н Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, Л.А Царева. УМК «Перспективная начальная школа».

Компьютер. Презентация.

Организационно-деятельностный блок

Основные понятия

города Москва, Сергиев – Посад, Переславль – Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Суздаль, Владимир, Гусь – Хрустальный и другие.

Организация пространства

Индивидуальная, фронтальная, парная.

Действия обучающихся

Учащиеся формулируют общую цель.

Участие в обсуждении проблемы.

Формулирование собственного мнения и аргументирование его.

Диагностика результатов урока (итог урока)

- Чему вы сегодня учились на уроке?

- Что нового узнали на уроке?

Домашнее задание

Учебник стр.108, нарисовать и раскрасить гербы изученных городов и подготовить рассказ об изученных городах по учебнику и записям в таблице..


Ход урока


Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

1.Организационный момент

Организует положительный настрой на урок.

- Вот и прозвенел звонок, начинается урок. Слушаем и отвечаем, работаем, запоминаем.

Приветствуют учителя.

Отрабатывают способы взаимодействия

II.Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

- Домашнее задание проверим следующим образом: пока двое учеников готовят письменный ответ по карточкам, проведём устный опрос и тестирование.


1) устный опрос:

- Что такое лента времени? - Какой сейчас век?

- Какими цифрами принято записывать век?





1) Отвечают на вопросы.



Осуществляют актуализацию жизненного опыты. Оценка и самооценка.





























III.Сообщение темы урока. Актуализация знаний

2) Выполнение теста и проверка.

– Выпишите буквы правильных ответов на первую строку листа самостоятельной работы.


- Проверим в парах как выполнили тест –

поменяйтесь листами, поставьте оценку. А теперь посмотрите подсказку. (Слайд)

- Какое слово получилось? Почему?

- Оцените свою работу- поднимите руку – у кого

на «5»? Молодцы!

2) Выполняют тест.

1. Самая крупная единица времени:

а) час; б) минута; в) год.

2. Какие из утверждений верные?

а) час – это 60 минут;

б) в году 12 месяцев;

в) в неделе 5 суток.

3. В каких утверждениях есть ошибки?

а) летние месяцы – август, сентябрь, октябрь;

б) зимние месяцы – декабрь, январь, февраль;

в) времена года – зима, весна, лето, январь.


- Оценивают правильность выполнения теста.

Осуществляют актуализацию жизненного опыты. Оценка и самооценка.

Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Планируют решение учебной задачи: выстраивают алгоритм действий, выбирают действия в соответствии с поставленной задачей.

3) Организовывает опрос по карточкам и

оценивание.

- Продолжим, ребята, работавшие по карточкам,

зачитывают ответы.




- Оцените правильность ответов.

3) Выполняют работу по карточкам.

Карточка №1. Лента времени – это ___. Она нужна, чтобы ____. Пример ленты времени ___.


Карточка №2. Век это отрезок времени в --- лет. Эра – это ___ летоисчисления. Сейчас – век. Текущий век закончится в ___ году.


- Оценивают ответы отвечающих

Организует формулирование темы, цели, задач урока

1) – Итак, продолжим наше путешествие в прошлое, расшифруйте тему урока. (Слайд )


- Проверим. (Слайд)

- Запишите тему урока в лист самостоятельной работы.

1) Расшифровывают тему урока:

Е Т З О О О Л Ь О Л К Ц О Р И С О И С

7 5 1 4 6 2 3 4 2 3 1 5 6 1 6 4 2 5 3

- Проверяют правильность ответа по экрану

III.Сообщение темы урока. Актуализация знаний

































IV.Открытие нового знания. Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала

2) Чтобы вы поняли о чём пойдёт речь, послушайте стихотворение Владимира Степанова, которое к уроку подготовили ребята.






- Как думаете, где сегодня побываем?

- Названия каких городов запомнили?

- Что вы узнали об этих городах?

- Как связано стихотворение с темой урока?

2) Слушают стихотворение. Читают заранее подготовленные ученики.

Города старинные, крепость на реке.

Новгород на Волхове, Муром на Оке.

Здесь дружины храбрые в бой вели князья.

Конного и пешего недруга разя.

Города старинные, мастерами славные.

Улицы кузнечные, улицы гончарные.

Площади торговые, праздничные ярмарки –

Из Ельца – матрёшки, из Тулы – пряники.

Города старинные – к солнышку лицом –

Для России стали Золотым кольцом.

Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Планируют решение учебной задачи: выстраивают алгоритм действий, выбирают действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Применять правило делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально – нравственную отзывчивость. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность в сотрудничестве.

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия, контроль по результату.

3) Сформулируйте цель урока.

(Открывает таблицы на доске)

- Цель: познакомится с городами…


-Какие задачи предстоит выполнить, чтобы добиться цели?

Узнаем …

Научимся…

Сможем…

Цель: познакомиться с городами,

входящими в Золотое

кольцо России.


Задачи:

1. Узнаем, что означают гербы городов, когда города были образованы.

2. Научимся находить города Золотого кольца на карте.

3. Сможем показать на карте

города Золотого кольца.

Организует работу по открытию нового знания.

1) – Тема «Золотое кольцо России» рассчитана на три урока. Сегодняшнее путешествие по пяти городам Золотого кольца.


- Различают Большое Золотое кольцо и Малое Золотое кольцо городов. Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми древними городами Малого Золотого кольца. Проверим, правильно ли вы поняли - что такое Золотое кольцо России. Откройте первый форзац учебника, рассмотрите карту. Расскажите, какие города входят в Малое Золотое Кольцо России. (Слайд № 6)


- Почему группу древних городов назвали

кольцом?

1) Отвечают: здесь помещена карта золотого кольца России. В Золотое кольцо России входят города Москва, Сергиев – Посад, Переславль – Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Суздаль, Владимир, Гусь – Хрустальный и другие. Они расположены на карте кольцом.










IV.Открытие нового знания. Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала.

















































































Физкультминутка.




2) Рассказывает.

- Золотое кольцо России – это наше историческое наследие, так называют древние русские земли, на которых стоят старинные города, хранящие уникальные памятники культуры и истории – храмы, монастыри, кремли.

- Как вы понимаете слово «кремль»?

Воспринимают информацию, отвечают на вопросы, вступают в диалог

Воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Применять правило делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально – нравственную отзывчивость. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность в сотрудничестве.

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия, контроль по результату.

Проявлять активность, развивать чувство доброжелательности

3) Организует работу по этимологическому словарю.

Один из учеников читает из словаря как произошло и что означает слово.

- Кремль – произошло от греческого слова «кремнос», имеющего значение «крутизна, крутая гора над берегом или оврагом, на Руси - название городских укреплений, окружённых крепостной стеной с бойницами и башнями.

4) – Знакомит с презентацией «Москва. Сергиев – Посад».

- Из какого города отправимся в путешествие по

Золотому кольцу?

-Что вы знаете о Москве, достопримечательностях города?

-Начинаем изучение городов Золотого кольца.

Подумайте, по какому плану будем изучать каждый город? (Вывешивает план на доску )

- Где можно найти информацию о городе?

- Назовите следующий после Москвы город.

- Расскажите, что изображено на гербе этого

города.

- Подумайте, о чём рассказывает герб города.


- Сергиев – Посад построен на месте монастыря, который основал в 1335 году русский монах Сергий Радонежский, поэтому город так и называется. С 14 века сохранился монастырь. Он окружен высокими крепостными стенами высотой 15 метров и толщиной 10 метров. В 18 веке императрица Елизавета присвоила этому монастырю знание главного монастыря России. Сейчас здесь крупнейшая духовная академия и семинария, в которой учатся будущие служители церкви. Кроме того, Сергиев – Посад – это родина русской матрёшки, здесь есть фабрика по её производству. В городе находится Музей игрушки и колледж, где обучают делать деревянные игрушки.

- Как лучше оформить информацию, полученную

на уроке?

- Прочитайте, какие графы будут в таблице?

- Заполняем таблицу изучения города, кроме

третьего столбика, это д/з.

Воспринимают информацию, отвечают на вопросы, вступают в диалог. Заносят информацию в лист самостоятельной работы.






























Заполняют графы в таблице посвящённые Сергиеву – Посаду, третий столбик – герб города заполняют дома

5) Организует работу в группах.

- А теперь поработаем в группах: четыре группы получат маршрутные листы и информацию из интернета для изучения разных городов Золотого кольца, а у пятой группы более сложное задание – представить себя на месте путешественников, посетивших 5 городов Золотого кольца и написать заметку в газету о путешествии. На работу отводится 10 минут. Старайтесь при работе с материалами заносить в ответ самое основное.

Организует выступление групп в сопровождении презентации «Золотое кольцо России» и заполнение таблицы «Золотое кольцо России

5) Работают в группах, вступают в диалог, ищут информацию, оформляют письменный ответ на задание.

Задание для 1 группы. Рассказать о Переславле-Залесском.

Задание для 2 группы. Рассказать о Ростове – Великом.

Задание для 3 группы. Рассказать о Ярославле.

Задание для 4 группы. Рассказать о Костроме.

Задание для 1 группы. Рассказать о путешествии по Золотому кольцу.

- Группы презентуют работу по теме.


- Заносят информацию в лист самостоятельной работы (кроме графы «Герб города», это д/з).

Организует проведение физкультминутки с использованием презентации.

- Давайте отдохнём, отправимся в весёлое путешествие вместе с героями «Весёлой песенки»




Выполняют физические упражнения

V. Включение нового в активное в активное использование. Самостоятельная работа

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся

1) Устный опрос.

- На следующем уроке мы продолжим наше путешествие, а сейчас вспомним – что узнали на сегодня. - Что такое Золотое кольцо России?- О каких городах говорили сегодня?

- Что общего у этих древних русских городов?


Организует выполнение теста (в форме кроссворда)

2) – Переверните лист самостоятельной работы. Разгадайте кроссворд.


3) – Проверка

Воспринимают информацию, отвечают на вопросы, вступают в диалог.









Выполняют тест в форме кроссворда в листе самостоятельной работы.



Проверяют выполнение кроссворда

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия, контроль по результату.

VI. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание

- Каким может быть домашнее задание?

- Дома дополнить таблицу в листе самостоятельной работы – нарисовать и раскрасить гербы изученных городов и подготовить рассказ об изученных городах по учебнику и записям в таблице. Или подготовить сообщение по изученной теме

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Сохранять учебную задачу

VII. Итог урока. Рефлексия

Организует подведение итогов урока обучающимися, предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке


(Обратиться к помещенным на доске теме, цели, задачам урока)

– По какой теме работали?

- Какую цель мы сформулировали в начале урока?


Мы ее достигли?

- Что вас особенно удивило?

- Оцените свою работу: перед вами «Перекрёсток мнений». Наклейте свой стикер на то направление стрелки, которое считаете нужным: «Мало узнал», «Много узнал», «Работал хорошо», «Работал плохо».- Молодцы, спасибо за работу.

Воспринимают информацию, отвечают на вопросы, вступают в диалог.





Золотое кольцо России.

Познакомиться с городами, входящими в Золотое кольцо России.

Да.

Заполняют экран рефлексии «Перекресток мнений»


«Работал хорошо»

«Мало узнал» «Много узнал»

«Работал плохо»

Способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности. Выражать доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость









4Ф




5М









И




О









Н




С









И




К







3Р


Ф




В






1К

О

С

Т

Р

О

6М

А







С


Ь



А








Т





Т








О





Р


2Я

Р

О

С

7Л

А

В

Л

Ь



Ё






А







Ш






Д







К






Ь







А






Я











По горизонтали:

1. Город, план которого в виде веера.

2. Город, который назвали в честь Ярослава Мудрого.


По вертикали:

3. Город, который издревле называли великим.

4. Художественное произведение (женские украшения, посуда) украшенные

рисунками по эмали.

5. Город, на гербе которого Георгий Победоносец.

6. Какие игрушки делают в Сергиевом Посаде?

7. Что изображено на гербе Костромы?


















4




5














































3












1






6









































2




7































































По горизонтали:

1. Город, план которого в виде веера.

2. Город, который назвали в честь Ярослава Мудрого.


По вертикали:

3. Город, который издревле называли великим.

4. Художественное произведение (женские украшения, посуда) украшенные

рисунками по эмали.

5. Город, на гербе которого Георгий Победоносец.

6. Какие игрушки делают в Сергиевом Посаде?

7. Что изображено на гербе Костромы?









МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

(ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ГОРОДА)



1. Показать город на карте.

2. Описать герб города.

3. Когда и кем основан город.

4. В честь кого назван город.

5. Главные достопримечатель-

ности города.

















Проверка домашнего задания. Тест. -

Тема урока « »

Название города

Когда и кем образован

Герб города

Достопримечательности города







































































Карточка №1. Лента времени – это __________________________. Она нужна, чтобы __________________________. Пример ленты времени ___________________________________.





Карточка №2. Век это отрезок времени в _____ лет. Эра – это _____________________________ летоисчисления. Сейчас ________ век. Текущий век закончится в ________ году.







Маршрутный лист

Задание для 1 группы.

1. Показать на карте город Переславль-Залесский.

2. На гербе изображён _____________________________________________________

3. Город основан в ______ году.

4. Назван город в честь ____________________________________________________ __________________________________________________________________________

5. Главные достопримечательности города? ___________________________________

_____________________________________________________________________

_________________________________________________________________________






Маршрутный лист

Задание для 2 группы.

1. Показать на карте город Ростов Великий.

2. На гербе изображён _____________________________________________________

3. Город основан в ______ году.

4. Назван город в честь ____________________________________________________ __________________________________________________________________________

5. Главные достопримечательности города? ___________________________________

_____________________________________________________________________

_________________________________________________________________________




Маршрутный лист

Задание для 3 группы.

1. Показать на карте город Ярославль.

2. На гербе изображён _____________________________________________________

3. Город основан в ______ году.

4. Назван город в честь ____________________________________________________ __________________________________________________________________________

5. Главные достопримечательности города? ___________________________________

_____________________________________________________________________

_________________________________________________________________________




Маршрутный лист

Задание для 4 группы.

1. Показать на карте город Кострому.

2. На гербе изображён _____________________________________________________

3. Город основан в ______ году.

4. Назван город в честь ____________________________________________________ __________________________________________________________________________

5. Главные достопримечательности города? ___________________________________

_____________________________________________________________________

_________________________________________________________________________
















Маршрутный лист

Задание для 5 группы.

1. Показать на карте города Золотого кольца России.

2. Рассказать о путешествии по Золотому кольцу. Составить текст поможет текст учебника на стр. 108 – 115.

Мы решили отправиться в путешествие по _________________________ ,

чтобы познакомиться с историческим наследием _________________ народа, увидеть архитектурные памятники ________________ веков. Наш путь лежал к _________________ от Москвы. Мы проехали 4 города ________________________

____________________________________. В Сергиеве Посаде мы посетили главную достопримечательность города __________________________________ лавру.

В _________________________ на берегу Плещеева озера мы были в музее, который называется Ботик. Там нас удивили огромные якоря. Мы узнали, что самый крупный Волжский город заложил ______________________ Мудрый в 1010 году. А город Кострому, так же как и Москву, заложил князь __________________________.

Наше путешествие было очень _________________________________________.























Тема урока :

«ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО РОССИИ»


Цель: познакомиться с городами,

входящими в Золотое

кольцо России.



Задачи:

1. Узнаем, что означают гербы

городов, когда города были

образованы.

2. Научимся находить города Золотого кольца на карте.


3. Сможем показать на карте

города Золотого кольца.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!