государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области
проведенного в 3 «В» классе МБОУ г. Шахты «Гимназия №2 им. А.С. Пушкина»
Целевой блок |
Тема | Золотое кольцо России |
Педагогическая цель | Познакомить учащихся с древними городами, которые образуют Золотое кольцо России; создать условия для знакомства с городами Золотого кольца России, их достопримечательностями; восхищения и необходимости изучения истории своей страны. |
Планируемые результаты | Предметные: - познакомятся с городами Золотого кольца России, историческим значением и основными достопримечательностями городов Золотого кольца России; - научатся называть города России, их достопримечательности, показывать на карте города Золотого кольца России; рассказывать об основных достопримечательностях древних городов. Личностные: 1.Принятие социальной роли обучающегося; 2.Умение управлять своей познавательной деятельностью; 3.Воспитывать уважение к культовым сооружениям и чувствам верующих; 4.Использовать дополнительные источники информации; 5.Находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков Метапредметные: Регулятивные: 1.Умение планировать и регулировать свою деятельность; работать по плану; 2.Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Коммуникативные: 1.Умение вступать в диалог. 2.Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные: - анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы; - преобразовывать информацию на основе схем, моделей, сообщений; понимать заданный вопрос и, в соответствии с ним, строить ответ; - составлять монологическое высказывание по заданной теме. |
Инструментальный блок |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Учебно-методический комплекс | Учебник «Окружающий мир» 3 класс, 2 часть, О.Н Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, Л.А Царева. УМК «Перспективная начальная школа». Компьютер. Презентация. |
Организационно-деятельностный блок |
Основные понятия | города Москва, Сергиев – Посад, Переславль – Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Суздаль, Владимир, Гусь – Хрустальный и другие. |
Организация пространства | Индивидуальная, фронтальная, парная. |
Действия обучающихся | Учащиеся формулируют общую цель. Участие в обсуждении проблемы. Формулирование собственного мнения и аргументирование его. |
Диагностика результатов урока (итог урока) | - Чему вы сегодня учились на уроке? - Что нового узнали на уроке? |
Домашнее задание | Учебник стр.108, нарисовать и раскрасить гербы изученных городов и подготовить рассказ об изученных городах по учебнику и записям в таблице.. |
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
1.Организационный момент | Организует положительный настрой на урок. - Вот и прозвенел звонок, начинается урок. Слушаем и отвечаем, работаем, запоминаем. | Приветствуют учителя. | Отрабатывают способы взаимодействия |
II.Актуализация опорных знаний. | Проверка домашнего задания. - Домашнее задание проверим следующим образом: пока двое учеников готовят письменный ответ по карточкам, проведём устный опрос и тестирование. 1) устный опрос: - Что такое лента времени? - Какой сейчас век? - Какими цифрами принято записывать век? | 1) Отвечают на вопросы. | Осуществляют актуализацию жизненного опыты. Оценка и самооценка. |
III.Сообщение темы урока. Актуализация знаний | 2) Выполнение теста и проверка. – Выпишите буквы правильных ответов на первую строку листа самостоятельной работы. - Проверим в парах как выполнили тест – поменяйтесь листами, поставьте оценку. А теперь посмотрите подсказку. (Слайд) - Какое слово получилось? Почему? - Оцените свою работу- поднимите руку – у кого на «5»? Молодцы! | 2) Выполняют тест. 1. Самая крупная единица времени: а) час; б) минута; в) год. 2. Какие из утверждений верные? а) час – это 60 минут; б) в году 12 месяцев; в) в неделе 5 суток. 3. В каких утверждениях есть ошибки? а) летние месяцы – август, сентябрь, октябрь; б) зимние месяцы – декабрь, январь, февраль; в) времена года – зима, весна, лето, январь. - Оценивают правильность выполнения теста. | Осуществляют актуализацию жизненного опыты. Оценка и самооценка. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Планируют решение учебной задачи: выстраивают алгоритм действий, выбирают действия в соответствии с поставленной задачей. |
3) Организовывает опрос по карточкам и оценивание. - Продолжим, ребята, работавшие по карточкам, зачитывают ответы. - Оцените правильность ответов. | 3) Выполняют работу по карточкам. Карточка №1. Лента времени – это ___. Она нужна, чтобы ____. Пример ленты времени ___. Карточка №2. Век это отрезок времени в --- лет. Эра – это ___ летоисчисления. Сейчас – век. Текущий век закончится в ___ году. - Оценивают ответы отвечающих |
Организует формулирование темы, цели, задач урока 1) – Итак, продолжим наше путешествие в прошлое, расшифруйте тему урока. (Слайд ) - Проверим. (Слайд) - Запишите тему урока в лист самостоятельной работы. | 1) Расшифровывают тему урока: Е Т З О О О Л Ь О Л К Ц О Р И С О И С 7 5 1 4 6 2 3 4 2 3 1 5 6 1 6 4 2 5 3 - Проверяют правильность ответа по экрану |
III.Сообщение темы урока. Актуализация знаний IV.Открытие нового знания. Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала | 2) Чтобы вы поняли о чём пойдёт речь, послушайте стихотворение Владимира Степанова, которое к уроку подготовили ребята. - Как думаете, где сегодня побываем? - Названия каких городов запомнили? - Что вы узнали об этих городах? - Как связано стихотворение с темой урока? | 2) Слушают стихотворение. Читают заранее подготовленные ученики. Города старинные, крепость на реке. Новгород на Волхове, Муром на Оке. Здесь дружины храбрые в бой вели князья. Конного и пешего недруга разя. Города старинные, мастерами славные. Улицы кузнечные, улицы гончарные. Площади торговые, праздничные ярмарки – Из Ельца – матрёшки, из Тулы – пряники. Города старинные – к солнышку лицом – Для России стали Золотым кольцом. | Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Планируют решение учебной задачи: выстраивают алгоритм действий, выбирают действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Применять правило делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально – нравственную отзывчивость. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность в сотрудничестве. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия, контроль по результату. |
3) Сформулируйте цель урока. (Открывает таблицы на доске) - Цель: познакомится с городами… -Какие задачи предстоит выполнить, чтобы добиться цели? Узнаем … Научимся… Сможем… | Цель: познакомиться с городами, входящими в Золотое кольцо России. Задачи: 1. Узнаем, что означают гербы городов, когда города были образованы. 2. Научимся находить города Золотого кольца на карте. 3. Сможем показать на карте города Золотого кольца. |
Организует работу по открытию нового знания. 1) – Тема «Золотое кольцо России» рассчитана на три урока. Сегодняшнее путешествие по пяти городам Золотого кольца. - Различают Большое Золотое кольцо и Малое Золотое кольцо городов. Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми древними городами Малого Золотого кольца. Проверим, правильно ли вы поняли - что такое Золотое кольцо России. Откройте первый форзац учебника, рассмотрите карту. Расскажите, какие города входят в Малое Золотое Кольцо России. (Слайд № 6) - Почему группу древних городов назвали кольцом? | 1) Отвечают: здесь помещена карта золотого кольца России. В Золотое кольцо России входят города Москва, Сергиев – Посад, Переславль – Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Суздаль, Владимир, Гусь – Хрустальный и другие. Они расположены на карте кольцом. |
IV.Открытие нового знания. Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала. Физкультминутка. | 2) Рассказывает. - Золотое кольцо России – это наше историческое наследие, так называют древние русские земли, на которых стоят старинные города, хранящие уникальные памятники культуры и истории – храмы, монастыри, кремли. - Как вы понимаете слово «кремль»? | Воспринимают информацию, отвечают на вопросы, вступают в диалог | Воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Применять правило делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально – нравственную отзывчивость. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность в сотрудничестве. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия, контроль по результату. Проявлять активность, развивать чувство доброжелательности |
3) Организует работу по этимологическому словарю. | Один из учеников читает из словаря как произошло и что означает слово. - Кремль – произошло от греческого слова «кремнос», имеющего значение «крутизна, крутая гора над берегом или оврагом, на Руси - название городских укреплений, окружённых крепостной стеной с бойницами и башнями. |
4) – Знакомит с презентацией «Москва. Сергиев – Посад». - Из какого города отправимся в путешествие по Золотому кольцу? -Что вы знаете о Москве, достопримечательностях города? -Начинаем изучение городов Золотого кольца. Подумайте, по какому плану будем изучать каждый город? (Вывешивает план на доску ) - Где можно найти информацию о городе? - Назовите следующий после Москвы город. - Расскажите, что изображено на гербе этого города. - Подумайте, о чём рассказывает герб города. - Сергиев – Посад построен на месте монастыря, который основал в 1335 году русский монах Сергий Радонежский, поэтому город так и называется. С 14 века сохранился монастырь. Он окружен высокими крепостными стенами высотой 15 метров и толщиной 10 метров. В 18 веке императрица Елизавета присвоила этому монастырю знание главного монастыря России. Сейчас здесь крупнейшая духовная академия и семинария, в которой учатся будущие служители церкви. Кроме того, Сергиев – Посад – это родина русской матрёшки, здесь есть фабрика по её производству. В городе находится Музей игрушки и колледж, где обучают делать деревянные игрушки. - Как лучше оформить информацию, полученную на уроке? - Прочитайте, какие графы будут в таблице? - Заполняем таблицу изучения города, кроме третьего столбика, это д/з. | Воспринимают информацию, отвечают на вопросы, вступают в диалог. Заносят информацию в лист самостоятельной работы. Заполняют графы в таблице посвящённые Сергиеву – Посаду, третий столбик – герб города заполняют дома |
5) Организует работу в группах. - А теперь поработаем в группах: четыре группы получат маршрутные листы и информацию из интернета для изучения разных городов Золотого кольца, а у пятой группы более сложное задание – представить себя на месте путешественников, посетивших 5 городов Золотого кольца и написать заметку в газету о путешествии. На работу отводится 10 минут. Старайтесь при работе с материалами заносить в ответ самое основное. Организует выступление групп в сопровождении презентации «Золотое кольцо России» и заполнение таблицы «Золотое кольцо России | 5) Работают в группах, вступают в диалог, ищут информацию, оформляют письменный ответ на задание. Задание для 1 группы. Рассказать о Переславле-Залесском. Задание для 2 группы. Рассказать о Ростове – Великом. Задание для 3 группы. Рассказать о Ярославле. Задание для 4 группы. Рассказать о Костроме. Задание для 1 группы. Рассказать о путешествии по Золотому кольцу. - Группы презентуют работу по теме. - Заносят информацию в лист самостоятельной работы (кроме графы «Герб города», это д/з). |
Организует проведение физкультминутки с использованием презентации. - Давайте отдохнём, отправимся в весёлое путешествие вместе с героями «Весёлой песенки» | Выполняют физические упражнения |
V. Включение нового в активное в активное использование. Самостоятельная работа | Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся 1) Устный опрос. - На следующем уроке мы продолжим наше путешествие, а сейчас вспомним – что узнали на сегодня. - Что такое Золотое кольцо России?- О каких городах говорили сегодня? - Что общего у этих древних русских городов? Организует выполнение теста (в форме кроссворда) 2) – Переверните лист самостоятельной работы. Разгадайте кроссворд. 3) – Проверка | Воспринимают информацию, отвечают на вопросы, вступают в диалог. Выполняют тест в форме кроссворда в листе самостоятельной работы. Проверяют выполнение кроссворда | Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия, контроль по результату. |
VI. Домашнее задание | Объясняет домашнее задание - Каким может быть домашнее задание? - Дома дополнить таблицу в листе самостоятельной работы – нарисовать и раскрасить гербы изученных городов и подготовить рассказ об изученных городах по учебнику и записям в таблице. Или подготовить сообщение по изученной теме | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Сохранять учебную задачу |
VII. Итог урока. Рефлексия | Организует подведение итогов урока обучающимися, предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке (Обратиться к помещенным на доске теме, цели, задачам урока) – По какой теме работали? - Какую цель мы сформулировали в начале урока? Мы ее достигли? - Что вас особенно удивило? - Оцените свою работу: перед вами «Перекрёсток мнений». Наклейте свой стикер на то направление стрелки, которое считаете нужным: «Мало узнал», «Много узнал», «Работал хорошо», «Работал плохо».- Молодцы, спасибо за работу. | Воспринимают информацию, отвечают на вопросы, вступают в диалог. Золотое кольцо России. Познакомиться с городами, входящими в Золотое кольцо России. Да. Заполняют экран рефлексии «Перекресток мнений» «Работал хорошо» «Мало узнал» «Много узнал» «Работал плохо» | Способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности. Выражать доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость |
1. Город, план которого в виде веера.
2. Город, который назвали в честь Ярослава Мудрого.
3. Город, который издревле называли великим.
4. Художественное произведение (женские украшения, посуда) украшенные
рисунками по эмали.
5. Город, на гербе которого Георгий Победоносец.
6. Какие игрушки делают в Сергиевом Посаде?
7. Что изображено на гербе Костромы?
1. Город, план которого в виде веера.
2. Город, который назвали в честь Ярослава Мудрого.
3. Город, который издревле называли великим.
4. Художественное произведение (женские украшения, посуда) украшенные
рисунками по эмали.
5. Город, на гербе которого Георгий Победоносец.
6. Какие игрушки делают в Сергиевом Посаде?
7. Что изображено на гербе Костромы?
Карточка №1. Лента времени – это __________________________. Она нужна, чтобы __________________________. Пример ленты времени ___________________________________.
Карточка №2. Век это отрезок времени в _____ лет. Эра – это _____________________________ летоисчисления. Сейчас ________ век. Текущий век закончится в ________ году.