I. Организационный этап Цель: организовать актуализацию требований к учащимся в процессе учебной деятельности. | Регулятивные: - уметь организовывать свою учебную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания. Коммуникативные: - формировать умение слушать и слышать. | Проверяет готовность к уроку. - Ребята, наш урок мне хотелось бы начать стихотворением: Улыбнись! Даже если на сердце темно И мешают в дороге ошибки, Посмотри, заглянул тёплый день к нам в окно, Разве это не стоит улыбки? - Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. | Проверяют готовность к уроку. |
III. Этап актуализации знаний Цель: организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для открытия новых знаний. | Познавательные:- - уметь ориентироваться в системе знаний ранее изученного материала. Личностные: - проявлять познавательный интерес и учебную мотивацию. Коммуникативные: - придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. - проявлять желание оказать поддержку и помощь в затруднениях при устном ответе. | Настраивает на успешную работу на уроке. - Кто настроен на хорошую работу на уроке, хлопните в ладоши. Молодцы! - Ребята, а кто был из вас самым внимательным, и заметил с чем я сегодня пришла в школу? - А как вы думаете, в жизни, зачем нужен чемоданчик? - А зачем люди путешествуют? - Ребята, и мы с вами сегодня отправимся в путешествие. Но для того чтобы отправиться путешествовать, нам необходимо вспомнить, то что проходили на предыдущих уроках. Игра «Назови одним словом». План доходов и расходов (бюджет) Деньги, которые попадают в бюджет (доход) Деньги, которые тратятся из бюджета (расход) Доход выше затрат (профицит) Доход меньше затрат (дефицит) Плата за работу (зарплата) Установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству (налоги) Работа в паре Найди соответствие. | Настраиваются на работу С чемоданчиком Для складывания одежды, для путешествий Ответы детей Называют понятия данных определений Работают в паре. Находят соответствия |
III. Этап постановки проблемы, формулирования темы и цели урока Цель: постановка проблемы по формулированию темы и цели урока. | Регулятивные: - ставить и формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно. Познавательные: - уметь формулировать учебную проблему и цель; - проявлять готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач; Коммуникативные: -формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. | - Итак, мы отправляемся в путешествие. А чтобы определить по какому маршруту мы отправимся, послушайте стихотворение. Катись, катись, колечко, По краешку Земли, От Северного моря, И голубой тайги, По рощам и долинам До волжских берегов, Где древняя Россия В названьях городов. Владимир, тихий Углич, Залесский Переславль, Жемчужина России – Нарядный Ярославль. Ростов Великий, Суздаль И Сергиев Посад… Их имена как песня Народная звучат. Колечко золотое Скрепило города. Здесь матушка Россия, Здесь русский дух всегда! - Кто догадался, по какому маршруту мы отправимся сегодня? Верно! Мы побываем в нескольких древних русских городах, которые расположены на «Золотом кольце». - Как вы понимаете, что такое кольцо? - Почему же кольцо? (На доску вывешиваются данные вопросы) – Вы сами в конце урока сможете ответить на эти вопросы и подтвердить или опровергнуть ваши предположения. - Какие правила мы должны соблюдать во время путешествия? (На доску вывешиваются правила поведения во время путешествия) Прием «Яркое пятно» - А что может лежать в чемоданчике, если мы с вами отправляемся путешествовать? Достает из чемоданчика карту. - Ребята, а для чего нужна карта в путешествии? - Итак, мы начинаем наше путешествие! (Музыка) | Слушают стихотворение, определяют маршрут. По Золотому кольцу России Высказывают свои предположения Обучающиеся перечисляют правила безопасного путешествия Обучающиеся называют предметы Чтобы знать, куда отправиться в путешествие |
IV. Этап «открытия» нового знания Цель: выявление знаний обучающихся по теме «Задачи на части»; восприятие новой темы. | Регулятивные: - контролировать процесс собственной учебной деятельности и выполнять учебное задание в соответствии с целью; - определять последовательность своих действий для решения предметной задачи (проблемы); Коммуникативные: - вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы; - аргументировать свои высказывания; Познавательные: - умение читать и составлять задачи по заданной схеме; - умение анализировать, систематизировать и обобщать полученные знания и делать выводы | - Для вас в чемоданчике были припасены маршрутные листы, и листы на которых вы будете отмечать свое настроение на протяжении нашего путешествия, а также наш главный помощник – это учебник. Работать по нему мы будем на стр. 86-95 - Ребята, угадайте, на чем мы будем путешествовать? Что за чудо - серый дом! Ребятишек много в нем. Носит обувь из резины И питается бензином! - Ребята, под вашим сидением в автобусе спрятано послание, найдите и прочитайте его. - Почему же кольцо? Все города Золотого кольца России, соединяясь дорогами, выстраиваются в символический круг. Около 40 лет назад (с начала 1970 года) несколько древних городов России к северо-востоку от Москвы были объединены в туристический маршрут, получивший название "Золотое кольцо России". Посмотрите на план – карту размещения этих городов в Золотом кольце. - Называется золотым, так как эти города являются достоянием нашего государства, в них много памятников истории, архитектуры, искусства, а в конце урока вы мне ответите на вопрос действительно ли верные данные послания. - Проверим это во время путешествия, которое начинаем из сердца нашей Родины. Откуда? - Скажите, ребята, кто-нибудь знает, кто основал Москву? - Город был основан в 1147 году князем Юрием Долгоруким. - А экскурсоводами в этом путешествии будут Надя и Сережа. Кто такие экскурсоводы? Экскурсоводы - это специалист, который проводит экскурсии - На листах отметьте ваше настроение. Зеленый цвет обозначает прекрасное настроение, желтый нейтральное, красное – у вас плохое настроение. - Рассаживаемся поудобнее и отправляемся в путь. До первого города всего 60 километров на северо-восток..... Итак, двигаемся в Сергиев Посад. - Запишите данный город на маршрутном листе. - Надя и Сережа подготовили для вас сообщения о городах. Итак, откройте голубой конверт. 1. Город Сергиев-Посад назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь – Троице-Сергиева лавра. Слово “лавра” означает главный, самый важный монастырь. И он действительно признан главным монастырём России. На территории Троице – Сергиевой Лавры располагается Московская Духовная академия – старейшее высшее учебное заведение России. В прошлом столетии здесь жили и работали сотни первоклассных мастеров – игрушечников. Не случайно, именно здесь находится единственный в России “Музей игрушки”, в котором насчитывается около 30000 экспонатов. - В конверте у вас лежит наклеечка с гербом Сергиева Посада, приклейте ее рядом с названием города. А также отметьте ваше настроение. - Отправляемся дальше в город .... Запишите город на маршрутном листе. - Откройте зеленый конверт и прочитайте о данном городе. 2. Переславль-Залесский – был основан князем Юрием Долгоруким. Он раскинулся на берегу живописного Плещеева озера. Переславль считается одним из заповедных и привлекательных городов Золотого кольца, а также считается родиной русского флота. Здесь сохранились старинные церкви и другие творения русского зодчества: Спасо-Преображенская церковь, Никитский и Горицкий монастыри, уникальные музеи. А какие музеи вы узнаете, собрав пазл, который находится в конверте. - Какие музеи? - Отметьте настроение и наш автобус продолжает свой путь. - Итак, мы приехали в город.... А в какой вы мне скажите сами, разгадав ребус - Запишите на маршрутном листе. Сережа и Надя сообщают нам, что об этом городе мы можем узнать из учебника, откройте стр. 88. 3. Ростов - информация о городе в учебнике на стр. 88. - Итак, ребята, встретилось новое для вас слово «финифть». Что это? - Что вам запомнилось о городе Ростове? Какие эмоции вы испытали, побывав в городе Ростов? Запишите в листок настроения. - Следующая остановка на нашем маршруте — город Углич. Запишите в маршрутном листе. Откройте красный конверт. 4. Углич стоит на реке Волге. Название города, возможно, произошло от слова «угол». Река в этом месте изгибается, течёт «углом». В Угличе много памятников старины. Кроме них, интересна Угличская гидроэлектростанция — одна из первых гидроэлектростанций, построенных на Волге. А ещё в Угличе работает большой часовой завод, где делают часы «Чайка». - Обозначьте на листе ваше настроение. - Из Углича мы отправляемся в Ярославль. Надя и Сережа предлагают открыть желтый конверт. 5. Ярославль— самый крупный город Золотого кольца. Он был основан князем Ярославом Мудрым, имя которого и носит. Город тоже стоит на Волге. Вдоль реки можно прогуляться по очень красивой набережной. В центре города мы увидим памятник Фёдору Григорьевичу Волкову. Этот замечательный человек создал в Ярославле первый в России общедоступный театр. Вот почему Ярославль называют родиной русского театра. - А какое настроение у вас после посещения города Углича? Отметьте на листе настроения. - Ребята, мы с вами долгое время находимся в автобусе, пора сделать остановку для зарядки. | Рассматривают маршрутные листы и листы настроения. Слушают загадку Автобус Читают послания Из Москвы Ответы обучающихся. Предположения обучающихся. Отмечают на листе настроения Сергиев Посад Записывают город на маршрутном листе Приклеивают Переславль-Залесский. Записывают город на маршрутном листе Читают о городе и собирают пазл. Музей Утюга и музей Чайника Ростов Читают информацию о городе Ответы обучающихся. Записывают в маршрутном листе. Читают об Угличе Обозначают настроение. Читают информацию о городе. Отмечают настроение |
V. Физкультминутка Цель: реализация двигательной активности для снятия усталости и напряжения. | Коммуникативные: - уметь коллективно выполнять физические упражнения по команде. | Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. (Наклоны вправо-влево) Ветер тише, тише, тише, (Присесть, спина прямая) Деревцо все выше, выше. (Встать на носки) Раз, два — выше голова, (Поднять голову) Три, четыре - руки шире, (Руки в стороны) Пять, шесть — тихо сесть, (Сесть за парту) | Делают упражнения всем классом |
VI. Этап открытия «нового» знания | Регулятивные: - контролировать процесс собственной учебной деятельности и выполнять учебное задание в соответствии с целью; - определять последовательность своих действий для решения предметной задачи (проблемы); Коммуникативные: - вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы; - аргументировать свои высказывания; Познавательные: - умение читать и составлять задачи по заданной схеме; - умение анализировать, систематизировать и обобщать полученные знания и делать выводы | - Путешествие наше продолжается. И мы отправляемся в следующий город. А какой это город вы узнаете, взяв оранжевый конверт. - Какой это город? Отметьте его на маршрутном листе. - Посмотрите на изображение в конверте. На что похож вид сверху этого города? Учитель рассказывает о Костроме. 6. Кострома. Если посмотреть на план города, можно заметить, что улицы здесь расположены в виде веера. Есть легенда, которая это объясняет. Когда императрица Екатерина Вторая приказала перестроить город, её спросили, какой она хочет видеть Кострому. В этот момент императрица развернула веер. Вот город и сделали таким необычным. В той части города, где улицы сходятся, расположены старинные Торговые ряды. Торгуют в них уже несколько веков. Каждому товару отводилось своё место. Об этом говорят названия — Большие и Малые мучные ряды, Масляные ряды, Пряничные ряды... - Покажите свое настроение. - Продолжая двигаться по маршруту Золотого кольца, мы останавливаемся в городе Плес. Прочитайте об этом городе в учебнике на стр. 90-92. И обязательно укажите этот город на своем маршрутном листе. 7. Плёс - информация о городе на стр. 90-92 - Что узнали об этом городе? А какое настроение у вас сейчас? Покажите на листе. - Итак, мы приехали в еще один замечательный город. Город Иваново. Отметьте город на карте и откройте коричневый конверт. 8. В городе Иваново сохранились бывшие купеческие дома, которым более 100 лет. С давних пор в городе работают текстильные фабрики, на которых производят красивые ткани. Поэтому Иваново часто называют «текстильной столицей России», «ситцевым краем». - Поделитесь своим настроением. - Следующий пункт нашего маршрута – город с интересным названием Суздаль. Чтобы узнать об этом городе, Сережа и Надя предлагают найти информацию в учебнике на стр. 92. А также не забываем отмечать город на маршрутном листе. 9. Суздаль - информация о городе в учебнике на стр. 92) - Мы узнали о городе Суздале, и теперь настало время отправиться в последний город Золотого кольца. С каким настроением вы отправляетесь в последний город? - А какой это будет город, вы узнаете сами. Откройте золотой конверт. Сейчас вам нужно собрать из букв слово. Работать будете в паре. Кто первый закончит, сделайте руки «домиком». - Итак, кто назовет последний город в нашем путешествии? Это город... Укажите город на нашей карте. - Информацию о городе, прочитайте на экране. 10. Владимир. Владимир основал князь Владимир Мономах (отсюда название города). Владимир стоит на высоком берегу реки Клязьмы. Главная достопримечательность – Золотые ворота. - Итак, - Наше путешествие заканчивается там, где начиналось. Где? - Молодцы, ребята! С каким настроением вы вернулись из путешествия? | Кострома Отмечают город Предположения обучающихся Слушают рассказ учителя Отмечают на листе настроение Читают информацию в учебнике Ответы обучающихся Читают информацию о городе Иваново Отмечают на листе настроения Открывают учебник и читают о городе Отмечают настроение на листе настроения Работа в паре Владимир, указывают город на маршрутном листе Читают текст, выведенный на экран В Москве Делятся эмоциями |
VII. Этап первичного закрепления Цель: организация усвоения учащимися нового материала (самостоятельно). | Личностные: - формировать интерес к способу решения и общему способу действия. Регулятивные: -уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: -осуществлять для решения учебных задач операцию анализа, делать выводы с опорой на правила. | - А сейчас давайте посмотрим, кто из вас был самым внимательным во время путешествия и запомнил больше всего информации о городах Золотого кольца. Задание 1 - установите соответствие между названиями городов и великими людьми, с которыми связаны эти названия. Задание 2 - узнай город по описанию. Улицы этого города расположены в виде веера. Там, где они сходятся, стоят старинные Торговые ряды. | Самостоятельное выполнение заданий |
VIII.Этап вторичного закрепления. Цель: проверка усвоения материала по теме урока. (работа в парах) | Личностные: - формировать интерес к способу решения и общему способу действия. Регулятивные: -уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: -осуществлять для решения учебных задач операцию анализа, делать выводы с опорой на правила. Коммуникативные: - умение уважительно относиться к позиции другого, аргументировано объяснять свое несогласие и пытаться договариваться. | - А сейчас поработаем в парах. 1 задание – наклейте рядом с каждым городом на маршрутном листе герб города. 2 задание – впишите в текст пропущенные слова. Город ______ стоит на берегу реки Клязьма. Текстильная столица России – это город _________. Фёдор Григорьевич Волков создал в Ярославле первый в России общедоступный _______. Название города произошло от слова «угол». Река течет «углом». - это красивые украшения с эмалью: броши, серьги, браслеты. | Работа в паре Наклеивают герба на маршрутный лист Вставляют пропущенные слова Владимир Иваново Театр Углич Финифть |
IX. Подведение итогов урока Цель –формулирование вывода, выделение актуальных знаний. | Познавательные: - контроль и оцека процесса и результатов деятельности Регулятивные: -уметь соотносить цель и результат; - осознают уровень и качество усвоения учебного материала. Коммуникативные: - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | - Итак, подведем итог нашего урока-путешествия. - О чем говорили на уроке? - Как расположены города Золотого кольца России? - Перечислите города туристического маршрута Золотого кольца России? - Почему маршрут назван Золотым кольцом? - В каком значении употреблено слово золотое в прямом или переносном? - Города украшают нашу Родину. Маршрут назван Золотым кольцом, потому что достопримечательности городов бесценны и могут быть сравнимы с дорогим металлом. | О городах Золотого кольца России Расположены в виде кольца Сергиев Посад, Переславль Залесский, Углич, Ростов, Кострома, Плес, Иваново, Ярославль, Суздаль, Владимир. Ответы обучающихся |
X. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель: организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности. | Регулятивные: - уметь адекватно воспринимать отметки Личностные: - развивать cпособность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности | Самооценка деятельности Используй фразы: * Сегодня я узнал… * Теперь я могу… * У меня получилось… * Было интересно… * Было трудно…, но… - На парте у вас лежат сигнальные карточки. С помощью них оцените свою работу. Зеленая карточка – мне было не трудно, я доволен своей работой, я понял тему урока. Желтая карточка – мне было нелегко, я вполне доволен своей работой, я должен повторить. Красный листочек – мне было очень трудно, я недоволен своей работой, мне нужна помощь. | Оценивают свою деятельность на уроке. Оценивают свою деятельность на уроке |