СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знакомство со звуком (щ), буквой Щ,щ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство со звуком (щ), буквой Щ,щ.

Звуки  ж],[ц],[ш]- это согласные звуки, всегда твердые, не имеют мягкой пары, а звук [ щ] мы еще не проходили, поэтому мы не можем сказать , какой он.

 Верно, сегодня на уроке мы откроем  его секрет. И увидим,  чем же похожи и чем отличаются данные звуки. А с этим заданием вы справились и мы переходим к следующему заданию

Просмотр содержимого документа
«Знакомство со звуком (щ), буквой Щ,щ»

Теоретическое обоснование

хронометраж

Ход урока

1 этап. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока

Цель: обеспечить хорошую внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.

1 мин.



У: Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком и буквами, которые его обозначают, будем читать слоги и слова с новой буквой.


У: Смотри: волшебница – зима

Детей во двор всех вызывает,

Чтоб на уроках не бывали…


Ой, ты зимушка- зима, погоди!

Наших деток ты с уроков не зови!

Ведь они еще хотят почитать!

На уроке нам придётся не скучать!


Чтобы все прошло на уроке хорошо, чтобы вы смогли справиться с заданиями, подготовим к работе артикуляционный аппарат




2 этап. Артикуляционная, речевая разминка.

Задания предложены с целью развития артикуляционного и речевого аппарата, так как у 50 % детей данного класса наблюдается отклонение в дикции. Здесь же преследую цель: развитие образного воображения.

2 мин.

а) Упражнение на дыхание.

  • Вдыхаем морозную свежесть носом, выдыхаем ртом. ( 3- 4 раза)

  • Сдуваем снежинки с рукавичек ( 3 раза)

  • Наши руки замерзли, согреем их дыханием. ( 3-4 раза)

  • Читаем скороговорку, четко произнося каждое слова « Три скороговорки прокатились с горки».

У: Молодцы, ребята! Вот теперь вы готовы к тому, чтобы выполнить все задания, преодолеть все трудности, которые подготовила для вас наша гостья. А кто она , вы узнаете, отгадав загадку.

3 этап. Подготовительный . Актуализация знаний.


На данном этапе вводится элемент игры. Так как это позволяет вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что способствует развитию познавательного интереса к предмету.






Это задание с элементами логических операций: сравнение, анализ.

Задание предполагает создание проблемной ситуации. В ходе её решения учащиеся понимают, что звук [щ] новый звук и сами формулируют тему урока.

Характер учебной активности детей: преобразующий, творческий.

Роль учителя на данном этапе: направляющая.

3 мин.

Учитель читает загадку:

Всю ночь летает, мышей добывает,

А станет светло- спать летит в дупло.

Кто это?

Д: Сова .

На доске появляется рисунок совы.( прил.)

У: Молодцы, ребята! Вы верно отгадали загадку. К нам на урок прилетела сова, но не простая. Это Мудрая сова. Она работает в лесной школе и приготовила для вас задания. Сова хочет проверить , умеете ли вы думать, отвечать на вопросы, читать, дружно работать.

Вот первое задание.

Рассмотрите рисунки.

На экране компьютера рисунки: жирафа, цапли, шмеля, щетка.

У: Назовите, что или кого вы видите на рисунках?

Д: жираф, шмель, цапля, щетка.

У: Предложите задания к данным картинкам.

Д: разделить на две группы. Первая- животные ( жираф, шмель, цапля), вторая- предметы (щетка).

У: К какой группе относиться каждое из этих животных?

Д: Жираф- звери, цапля- птица, шмель- насекомое.

У: Какое еще задание можно предложить?

Вероятно учащиеся затруднятся с ответом.

У: Назовите первый звук в каждом слове.

Д: [ж],[ц],[ш], [щ].

У: Что вы можете сказать об этих звуках?

Д: Звуки ж],[ц],[ш]- это согласные звуки, всегда твердые, не имеют мягкой пары, а звук [ щ] мы еще не проходили, поэтому мы не можем сказать , какой он.

У: Что же нам предстоит узнать сегодня на уроке?

Д: Сегодня мы познакомимся со звуком [щ].

У: Верно, сегодня на уроке мы откроем его секрет. И увидим, чем же похожи и чем отличаются данные звуки. А с этим заданием вы справились и мы переходим к следующему заданию.

Физкультминутка- 1 мин

4 этап: изучение нового материала.

а) знакомство с новым звуком












Это задание выполняется всеми учащимися в парах. Вид задания необычный, он требует выполнения детьми поисковой, исследовательской деятельности. Такой вид задания развивает внимание учащихся, организует их, вызывает интерес к работе. На этом этапе формируется умение работать в паре ( взаимовыручка, сотрудничество).









На данном этапе применяется поисковый метод. В итоге рассуждений, методом проб и ошибок учащиеся сами приходят к выводу о том, что звук [щ] всегда мягкий и не имеет пары по глухости, звонкости. Проблемная ситуация сменилась на ситуацию успеха.





















Данное упражнение направлено на выработку умения распознавать звук [щ] в словах. Оно развивает внимание, память, воображение.

2 мин.

У : Мудрая сова приготовила для вас загадку. Послушайте её:

В реке обитает, хвостом виляет,

Зубаста, но не лает

Кто это?

Д: Щука.

На доске рисунок щуки.

У: Верно. Произнесите слово – отгадку медленно и прислушайтесь к каждому звуку.

Д: учащиеся медленно, протяжно произносят слово.

У: Назовите по порядку звуки в этом слове.


13 мин.

У: Давайте, исследуем первый звук и дадим ему характеристику. А работать будем по следующему плану.

На экране появляется запись:

1. Гласный ? согласный

2. Звонкий ? глухой

3. Твердый ? мягкий

( приведи пример) ( приведи пример)

4. Парный ? непарный

Этот же план лежит у вас на партах. А сейчас поработайте в паре и исследуйте этот звук самостоятельно. То, что подходит для характеристики нового звука, обведите карандашом. Когда вы задание выполните, покажите знаком вашу готовность.

Учащиеся работают самостоятельно. Заранее учитель распределить, кто с кем будет работать, учитывая развитие учащихся. Сильный ученик- слабый ученик.

У: Что вы узнали о звуке [щ]?

Д:

-Звук [щ] согласный, так как во рту встречает препятствия.

- Звук [щ] глухой, так как он произносится без голоса/

- Звук [ щ] мягкий, так как при произнесении язык поднимается вверх и прижимается спинкой к небу.

У: Подберите слова, где бы этот звук произносился мягко.

Д: щетка, лещ, щеки.

У: Подберите пример, где бы этот звук произносился мягко.

Учащиеся пробуют подобрать слова, но у них не получается.

У: Как вы думаете, почему вы не смогли подобрать слова с твердым звуком.

Д: Потому, что звук [щ] всегда мягкий.

У: Верно. Запомните! В русском языке звук [щ] всегда мягкий, он не имеет твердой пары.

У: Что еще вы узнали о звуке?

Д: Он не имеет пары по звонкости- глухости.

У: Хорошо. А теперь дайте полную характеристику этому звуку.

Д: Согласный, глухой, всегда мягкий, непарный.

У: Молодцы! И с эти заданием вы справились.

У: Мудрая сова хочет знать, умеете ли вы составлять звуковые схемы слов. Самостоятельно составьте звуковую схему слова щука.

Учащиеся работают самостоятельно. На экране появляется подготовленная схема.

У: У кого получилась такая же схема? Сколько слогов в слове?

Д: два.

У: Докажите.

Д: Мы слышим два гласных звука.

У: Какой слог ударный? Произнесите.

Д: Первый.

У:Назовите первый слог, второй слог. Из каких звуков они состоят.

Д. Щу –ка.

У: А теперь давайте поиграем, игра называется « Ворота!» Если услышите звук [щ] в слове- ворота закрываются, мы его поймали , если в слове нет звука [щ]- ворота открыты.

Учитель называет слова: шелк, шептать, щекотать, цапля, , щипать, шапка, затем просит учащихся самим придумать такие слова.

У: Молодцы: А теперь послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить все слова со звуком [щ].

Щуку тощую с реки

Притащили рыбаки.

Щука хищная страшней,

Чем страшилище Кощей.

Мы ей дали овощей

И погуще жирных щей.

Щука шлепнула хвостом,

Словно щелкнула хлыстом,

И таким ударом крепким расщепила стол на щепки.

У: Какие слова со звуком [щ] вы запомнили?

Учащиеся называют слова.

б) знакомство с новой буквой








Данное задание развивает творческое воображение детей. Так как у учащихся данного класса лучше развито наглядно- образное восприятие , они сами конструируют букву из карандашей, счетных палочек и т.д., что способствует быстрому запоминанию.

3 мин.

У: Мы дали характеристику звуку [щ]. Может быть кто-то из вас найдет эту букву в нашем городе букв?

На доске появляются изображения букв.

Назовите букву в алфавите. После какой буквы в алфавите стоит буква щ.

Д: Буква ш.

У: Прочитайте алфавит, начиная с буквы о. Правильно называйте буквы

Учащиеся читают алфавит жужжащим чтением.

У: Подумайте на что похожа буква Щ.

Ответы детей.

На экране появляются изображения

У: Буква Щ поможет Вам зубы чистить по утрам.

На расческу щ похожа.

Три зубца всего?

Ну, что же.

У: Попробуйте создать букву из того, что лежит у вас на партах.

Учащиеся конструируют буквы из карандашей, ручек, счетных палочек.

У: Какие же вы молодцы! И с этим заданием справились.


Физкультминутка – 1 мин.

в) чтение слогов с изученной буквой


Преследуется цель: отработка навыка чтения. Роль учителя направляющая.

3 мин.

У: А сейчас мудрая сова предлагает вам отправиться на кораблике в путешествие на сказочный остров, где живут гласные буквы. Капитаном будет буква Щ .

На экране появляется картинка . ( прилож.)

Нашего капитана вышли встречать гласные буквы. Назовите их.

Д: а, и,у,е,ё.

У: Все ли изученные гласные буквы вышли встречать капитана?

Д: нет, не вышли буквы э,ю,я,о

У: А почему они не вышли, мы узнаем на следующем уроке.

Капитан брал с собой каждую букву и катал их по очереди. А волны в такт их звучания качали кораблик:

Учащиеся в месте с учителем произносят: ща-ща-ща, щи-щи-щи, щу-щу-щу, ще-ще-ще, щё-щё-щё.

У: как вы произносили слоги- слияния?

Д: мягко.

У:Почему?

Д: Потому что звук [щ] всегда мягкий.

5 . Закрепление нового материала.









Так как у учащихся данного класса низкий уровень развития словарного запаса, проводиться словарная работа с наглядным представлением.

5 мин.

У: Возьмите «Азбуку», положите перед собой и откройте там, где у вас лежит закладка ( стр 187.)

В самом верху страницы прочитайте слова жужжащим чтением, вполголоса.

Учащиеся читают.

У: А теперь хором по слогам, хором целыми словами.

Учащиеся читают.

Все ли слова вам были понятны.

Кто- то говорит утвердительно, кому- то некоторые слова были не понятны.

Давайте объясним смысл некоторых слов.

На экране появляются рисунки. Учащиеся, смотря на рисунки, объясняют смысл слов.

Роща- небольшой лиственный лес.

Чаща- густой, частый лес.

Лещ- пресноводные рыбы.

Щегол- певчая птица из отряда воробьиных, с пестрым оперением.


6 этап: Итог урока.

Сформировать осознанное отношение к итогу учебной деятельности: обратить результат в мотив для новой познавательной деятельности.

1 мин.

У: Молодцы ,ребята!

Со всеми заданиями Мудрой совы вы справились.

Наш урок подошел к концу. Что нового вы узнали на уроке?

Д: познакомились с буквой щ, звуком [щ].

У: Что у вас вызвало затруднение? Над чем нам стоит поработать.

Д: Звуковой анализ слова.

7 .Рефлексия


1 мин.

- Перед вами лежат: солнышко и тучка. Покажите ,какое у вас сейчас

настроение?

Если плохое и вам на уроке ничего не понравилось, то покажите тучку, а если хорошее, веселое , все на уроке понравилось – солнышко.

Окончен урок и выполнен план,

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

Что Мудрой сове вы так пригодились.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!