ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Я, я.
Цели: познакомиться с буквой Я, я, упражнять в письме заглавной буквы; развивать моторику, фонематический слух; воспитывать аккуратность.
Ход урока
^ I. Вступительное слово учителя.
Всем на свете буква Я
Доложить готова:
– А вы знаете, кто я?
Вы не знаете, кто я.
Я не только буква Я –
Буква, слог и слово!
А. Шибае
– Что такого удивительного увидел в букве Я поэт?
II. Изучение нового материала.
1.Звуковой анализ слов «мяч», «пять», «дыня».
– Рассмотрите картинку в учебнике. Найдите картинку «мяча»,.
– Произнесите слово так, чтобы отчётливо был слышен первый звук. Назовите этот звук. Какой это звук?
– Произнесите слово так, чтобы отчётливо был слышен второй звук. (мьааач.)
– Назовите этот звук. Какой этот звук?
– Запомните правило: звук [а] после мягких согласных никогда не обозначается буквой А; после мягких согласных звук [а] обозначается буквой Я. (Несколько учеников повторяют правило.)
2. Заполнение таблицы.
– После твёрдого согласного надо писать букву А. Какую букву надо писать после мягкого согласного, если слышим звук [а]?
синяя
фишка
а
зеленая
фишка
я
^ 3. Знакомство с буквой Я.
– Поставьте во вторую клетку схемы букву Я. Произнесите слово так, чтобы отчётливо был слышен третий звук. Назовите этот звук.
– Обозначьте мягкий согласный звук [ч] фишкой зелёного цвета. Запомните, у этого звука нет твёрдой пары.
– Проведите самостоятельно звуковой анализ слов «пять» и «дыня». (Далее проводится самопроверка.)
– Обозначьте звук [а] после мягкого согласного буквой Я.
– Сравните количество звуков в словах «пять» и «дыня», «пять» и «мяч», «дыня» и «мяч».
– Назовите другие слова, обозначающие числа, в которых столько же звуков, сколько в слове «пять». (Два, три, семь.)
III. Итог урока.
– Что интересного вы узнали о букве Я?