СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знакомство со звуками [й’у], [’у] и буквами «Ю, ю».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Знакомство со звуками [й’у], [’у] и буквами «Ю, ю».»


Технологическая карта конструирования урока

Учебник: Соловейчик, Бетенькова, Кузьменко, Курлыгина - Букварь. 1 класс. УМК «Гармония».

Тип урока: Урок открытия новых знаний.


ОБЩАЯ ЧАСТЬ


Предмет


Чтение

Класс

1

Тема урока

Знакомство со звуками [й’у], [’у] и буквами «Ю, ю».


Планируемые образовательные результаты


Предметные

Метапредметные


Личностные

Познакомить со звуками [й’у], [’у] и буквами «Ю, ю» развить фонематический слух (научиться различать каждый звук в речи ), выявить случаи когда буква «Ю» обозначает два звука, различать печатную и письменную, заглавную и строчную букву.



Развитие речи, внимания, воображения, мышления и памяти.

Воспитать трудолюбие, нормы правильного поведения, этические нормы и любовь к природе.

Решаемые учебные проблемы


Знакомство со звуками [й’у], [’у] и буквами « Ю, ю ». Научить различать звуки [й’у], [’у] в речи.


Основные понятия, изучаемые на уроке


Звук. Буквы. Строчная буква. Заглавная буква. Гласный звук.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


1. ЭТАП Организационный момент и Актуализация знаний


Деятельность учителя


Приветствие учащихся.


Здравствуйте ребята

Громко прозвенел звонок, 

Начинается урок. 


Слушаем, запоминаем, 


Ни минуты не теряем.


Проверяем готовность к уроку.


Давайте с вами повторим стишок про алфавит

1.Стих про алфавит

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж

Прикатили на еже!

3, И, К, Л, М, Н, О

Дружно вылезли в окно!

П, Р, С, Т, У, Ф, X

Оседлали петуха, -

Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я,


Вот и все они, друзья!

Молодцы!

Давайте еще повторим ленту букв.

2. Лента букв

На "Ленте букв", буквы расположены в 2 ряда. Красным цветом выделены гласные буквы.

Гласные верхнего ряда (А, О, У, Ы, Э) – обозначают твердость согласных звуков, после которых они следуют.

Гласные нижнего ряда (Я, Ё, Ю, И, Е) – обозначают мягкость согласных звуков, после которых они следуют.

Буквы Н, М, Л, Р, Б, В, Г, Д, З, П, Ф, К, Т, С, Х (выделены на половину синим цветом, на половину зеленым) – обозначают твердый и мягкий звук .

Ж, Ш, Ц (синие буквы) – всегда твердые звуки.

Й, Ч, Щ (зеленые буквы  ) – всегда мягкие звуки.

Согласные звуки верхнего ряда – звонкие. Согласные звуки нижнего ряда – глухие.

Буквы Ъ и Ь - (буквы черного цвета на белом фоне) не обозначают звуков.

3. Характеристика букв

Учитель выборочно спрашивает учеников


Деятельность учащихся





Приветствуют учителя.





Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.



Дети все вместе рассказывают стихотворение про алфавит.
















2.3 ЭТАП «Создание проблемной ситуации» и ЭТАП «Целеполагания»


Деятельность учителя

- Назовите одинаковые звуки в словах:

юнга, юг, юбка, юннат, юркий, юрта.


- А сейчас скажите мне, как вы думаете? Какая у нас сегодня будет тема урока?




Деятельность учащихся

- Звуки [й’у].



- Звуки [й’у],[’у], буквы «Ю,ю».

4 ЭТАП Планирование

Деятельность учителя


Давайте составим план сегодняшнего урока.

Деятельность учащихся



Сегодня на уроке:

Нам нужно будет дать характеристику этим звукам, то есть рассказать, какие они.

Нужно научиться находить эти звуки в словах и различать эти звуки.

Познакомиться с новой буквой, которая обозначает эти звуки.

Научиться читать слоги и слова с этими буквами.







Составляем план работы на уроке.


1. Составим характеристику звуков.

2. Будем работать со схемами слов.

3. Будем читать слоги.

4. Будем читать слова и предложения.

5 ЭТАП Применение нового знания. "Открытие" нового знании.


Деятельность учителя

Деятельность учителя

1. Знакомство со звуками [й’у] [у].

1)Работа по сюжетной картинке в учебнике и составление предложений


- Что вы видите на этой картинке?


Давайте попробуем составить предложение по этой картинке.


2) Теперь мы должны сделать разбор этого предложения и составить схему.


3) Выделение слова для анализа.

Прочитайте предложения.

Юбки шью и брюки шью,

Одеваю всю семью.

Выберите слово для анализа.

4)а) Слого-звуковой анализ слова с опорой на слух.

Давайте сделаем слого-звуковой анализ слова « брюки».

- Сколько слогов в этом слове вы слышите?

- Почему?

Давайте произнесем это слово по слогам.

- Какой первый слог вы услышали? Как произносится слог?

Как будем обозначать этот слог в схеме?







- Какой второй слог? Как произносится слог?

Как будем обозначать этот слог в схеме?



Давайте произнесем это слово и поставим ударение.


Составим схему этого слова



Давайте вернемся к нашему предложению и разберем слово «юбки»


- Сколько слогов в этом слове вы слышите?

- Почему?

Давайте произнесем это слово по слогам.

- Какой первый слог вы услышали?


- Какой первый звук в этом слоге?

- Как произносится слог?



- Как произносится слог [й’у б]? Как мы будем его обозначать в схеме?






- Какой второй слог?




Давайте произнесем это слово и поставим ударение.



Составим схему этого слова.





4)б)Слого-звуковой анализ слов с опорой на схему (детям предлагается определить, соответствует ли слово схеме)


Каким двум словам соответствуют данные схемы? Докажите.
( повторяется разбор как в предыдущем пункте)




































6)Выделение нового звука и его артикулирование.

- Какой звук вы слышите в середине слова «брюки»?

- Какой звук в начале слова «юбки»?


-А теперь давайте посмотрим на соседа по парте и узнаем, что происходит, когда мы произносим звук [у], [й’у]?








7) Узнавание звука [л], [л’] в других словах


– Хлопните в ладоши, если услышите звуки [й’у] в словах: яблоко, ёлка, Эдик, Юра, Елена, юмор, яма, юла, улица, юбка.




8) Подбор слов с изученным звуком






2. Знакомство с новой буквой Ю, ю.

1) Показ учителем демонстрационной карточки с печатной буквой. Анализ строения буквы.


Карточка ставится в верхний правый угол доски.
Анализ строения заглавной и малой буквы, вычерчиваем букву на листе А4.

2) Стих о букве.

Чтобы О не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась буква Ю!

А. Шибаев

Согласные звуки [у], [й’у]обозначаются буквой «Ю, ю».

Печатание буквы в прописи и рабочей тетради к учебнику.


3) Объяснение роли заглавной буквы.

Дети, а знаете зачем нам нужна заглавная буква? Правильно, она нужна нам для обозначения начала текста и предложений, для обозначения имен собственных, то есть наших с вами имен, названия городов, улиц, рек, гор и так далее…



4) Установка новый буквы на ленту букв

Помещаем новую букву в ленту букв

5) Физкультминутка.

Самолёт

Полетели, полетели,

Вперёд руками завертели.

А потом наоборот —

Назад помчался самолёт. (Вращение прямыми руками вперёд и назад.)

Деятельность учителя

Работа по Азбуке.





- Ёжик, брюки, утюг.


Ёжик гладит брюки утюгом.




Схема |______ ______ ______ ______ .











Брюки.





- в этом слове два слога, потому что 2 гласных звука.

- Слог «брю» произносится отдельно. Звук «б» мы поместим в отдельный квадратик, а два звука «рю» поместим в один прямоугольник и разделим его косой линией, чтобы получилось два треугольника. При этом гласный звук «у» должен находиться сверху, а согласный «р» снизу.

- Слог «ки» произносится слитно. Два звука «рю» поместим в один прямоугольник и разделим его косой линией, чтобы получилось два треугольника.

Произносят и ставят ударение в слове.

Ударение падает на первый слог.

Схема:





- в этом слове 2 слога, потому что 2 гласных звука.

й’у б-ки

- Слог «й’у б» .

- Звук «й’».

- Он произносится быстро, кратко и мягко.

- Этот слог произносится отдельно. Звук [й’у] произносится слитно, поэтому поместим в один прямоугольник и разделим его косой линией, чтобы получилось два треугольника, а звук «б» произносится отдельно, мы поместим его в отдельный квадратик.

- Слог «ки» произносится слитно. Два звука «рю» поместим в один прямоугольник и разделим его косой линией, чтобы получилось два треугольника.

Ударение падает на первый слог.

Схема:









Доказывают:

Первая схема соответствует слову «брюки», потому что - в этом слове два слога, потому что 2 гласных звука.

Слог «брю» произносится отдельно. Звук «б» мы поместим в отдельный квадратик, а два звука «рю» поместим в один прямоугольник и разделим его косой линией, чтобы получилось два треугольника. При этом гласный звук «у» должен находиться сверху, а согласный «р» снизу.

Слог «ки» произносится слитно. Два звука «рю» поместим в один прямоугольник и разделим его косой линией, чтобы получилось два треугольника.

Произносят и ставят ударение в слове.

Ударение падает на первый слог.

А вторая схема соответствует слову «юбки», так как в этом слове 2 слога, потому что 2 гласных звука.

Слог «й’у б» .

Звук «й’». Он произносится быстро, кратко и мягко.

Этот слог произносится отдельно. Звук [й’у] произносится слитно, поэтому поместим в один прямоугольник и разделим его косой линией, чтобы получилось два треугольника, а звук «б» произносится отдельно, мы поместим его в отдельный квадратик.

Слог «ки» произносится слитно. Два звука «рю» поместим в один прямоугольник и разделим его косой линией, чтобы получилось два треугольника.

Ударение падает на первый слог.









- Звук [у].

- Звук [й’у].


- Сначала мы произносим звук [й’], затем сразу же звук [у]. При переходе к йотированным звукам спинка языка напрягается и поднимается к передней части твердого нёба; губы же, нижняя челюсть и кончик языка следуют движениям артикуляционного аппарата при произнесении звука.







Хлопают в ладоши, когда слышат в словах звуки [й’у]. Распознают звуки [й’у].





Ребята выполняют задания.




- Люстра, утюг, люлька, малютка, юла, Юля.









Дети смотрят на демонстрационную карточку.

Учатся печатать новую букву.










- Чтобы начинать предложения, писать имена и названия.









Достают ленту букв и находят положение новой буквы в ленте букв.


6 ЭТАП Применение нового знания.

Деятельность учителя


Работа по заданиям на карточках и по страницам букваря

1) Чтение слогов..

Прочитайте слоги в таблице.

[ню] [рю] [сю] [лю] [вю] [тю] [бю]

[юн] [юр] [юс] [юл] [юв] [ют]

2) Чтение текста

-Рассмотрите картинку

-Можно ли сразу сказать, какой танец танцуют дети?

-Что нам поможет узнать, какой танцуют танец дети?

-Прочитайте самостоятельно стихотворение.

-Какой танец танцуют дети?

-Выразительное чтение вслух.



3) Работа по развитию речи

Прочитайте скороговорку (запись на доске):

Юлил – юлил и выюлил.

-Можно так сказать про поведение человека?

-Каким другим, словом можно заменить слово юлил при характеристике поведения человека?


-А вам нравятся люди, которые хитрят по отношению к вам?

-А сами вы хитрите по отношению к другим людям?


Деятельность учащихся





Ребята читают слоги по очереди.







- Нет, нельзя.

- Прочитать текст стихотворения.

- Дети читают самостоятельно.

- Дети танцуют вальс.

Читает сильный ученик.







-Так можно сказать про поведение человека.

-Хитрил.



-Мне не нравятся люди, которые хитрят по отношению ко мне, надо быть честным по отношению к друзьям и близким.



7 ЭТАП ЭТАП Рефлексия



Деятельность учителя


- Что сегодня на уроке мы изучили?

- Чему мы научились?







- Что было просто, а что сложно?

- Что вам понравилось больше всего?

- Довольны или не довольны уроком?

Проводится самоанализ проделанной работы на уроке.

Деятельность учащихся


- Мы изучили новые звуки [у], [й’у] и буквы которыми они обозначаются.

- Научились различать звуки в словах, узнали что буквы Ю, ю в начале слова и после гласной обозначает два звука, а после согласной смягчает ее и дает- один звук.



- Для меня было сложно (просто)...

- Мне больше всего понравилось...

- Я доволен/на ( не доволен/на)...


8 Домашнее задание

Составьте предложение со словами: вьюга, пою.







Оценка учителя Ужова Ирина Владимировна:_________________


Подпись:__________________м ае666


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!