Деятельность учителя Приветствие учащихся. Здравствуйте ребята Громко прозвенел звонок, Начинается урок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем. Проверяем готовность к уроку. Давайте с вами повторим стишок про алфавит 1.Стих про алфавит А, Б, В, Г, Д, Е, Ж Прикатили на еже! 3, И, К, Л, М, Н, О Дружно вылезли в окно! П, Р, С, Т, У, Ф, X Оседлали петуха, - Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я, Вот и все они, друзья! Молодцы! Давайте еще повторим ленту букв. 2. Лента букв На "Ленте букв", буквы расположены в 2 ряда. Красным цветом выделены гласные буквы. Гласные верхнего ряда (А, О, У, Ы, Э) – обозначают твердость согласных звуков, после которых они следуют. Гласные нижнего ряда (Я, Ё, Ю, И, Е) – обозначают мягкость согласных звуков, после которых они следуют. Буквы Н, М, Л, Р, Б, В, Г, Д, З, П, Ф, К, Т, С, Х (выделены на половину синим цветом, на половину зеленым) – обозначают твердый и мягкий звук . Ж, Ш, Ц (синие буквы) – всегда твердые звуки. Й, Ч, Щ (зеленые буквы ) – всегда мягкие звуки. Согласные звуки верхнего ряда – звонкие. Согласные звуки нижнего ряда – глухие. Буквы Ъ и Ь - (буквы черного цвета на белом фоне) не обозначают звуков. 3. Характеристика букв Учитель выборочно спрашивает учеников | Деятельность учащихся Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. Дети все вместе рассказывают стихотворение про алфавит. |
Деятельность учителя Деятельность учителя 1. Знакомство со звуками [й’у] [у]. 1)Работа по сюжетной картинке в учебнике и составление предложений - Что вы видите на этой картинке? Давайте попробуем составить предложение по этой картинке. 2) Теперь мы должны сделать разбор этого предложения и составить схему. 3) Выделение слова для анализа. Прочитайте предложения. Юбки шью и брюки шью, Одеваю всю семью. Выберите слово для анализа. 4)а) Слого-звуковой анализ слова с опорой на слух. Давайте сделаем слого-звуковой анализ слова « брюки». - Сколько слогов в этом слове вы слышите? - Почему? Давайте произнесем это слово по слогам. - Какой первый слог вы услышали? Как произносится слог? Как будем обозначать этот слог в схеме? - Какой второй слог? Как произносится слог? Как будем обозначать этот слог в схеме? Давайте произнесем это слово и поставим ударение. Составим схему этого слова Давайте вернемся к нашему предложению и разберем слово «юбки» - Сколько слогов в этом слове вы слышите? - Почему? Давайте произнесем это слово по слогам. - Какой первый слог вы услышали? - Какой первый звук в этом слоге? - Как произносится слог? - Как произносится слог [й’у б]? Как мы будем его обозначать в схеме? - Какой второй слог? Давайте произнесем это слово и поставим ударение. Составим схему этого слова. 4)б)Слого-звуковой анализ слов с опорой на схему (детям предлагается определить, соответствует ли слово схеме) Каким двум словам соответствуют данные схемы? Докажите. ( повторяется разбор как в предыдущем пункте) 6)Выделение нового звука и его артикулирование. - Какой звук вы слышите в середине слова «брюки»? - Какой звук в начале слова «юбки»? -А теперь давайте посмотрим на соседа по парте и узнаем, что происходит, когда мы произносим звук [у], [й’у]? 7) Узнавание звука [л], [л’] в других словах – Хлопните в ладоши, если услышите звуки [й’у] в словах: яблоко, ёлка, Эдик, Юра, Елена, юмор, яма, юла, улица, юбка. 8) Подбор слов с изученным звуком 2. Знакомство с новой буквой Ю, ю. 1) Показ учителем демонстрационной карточки с печатной буквой. Анализ строения буквы. Карточка ставится в верхний правый угол доски. Анализ строения заглавной и малой буквы, вычерчиваем букву на листе А4. 2) Стих о букве. Чтобы О не укатилось, Крепко к столбику прибью. Ой, смотри-ка, что случилось: Получилась буква Ю! А. Шибаев Согласные звуки [у], [й’у]обозначаются буквой «Ю, ю». Печатание буквы в прописи и рабочей тетради к учебнику. 3) Объяснение роли заглавной буквы. Дети, а знаете зачем нам нужна заглавная буква? Правильно, она нужна нам для обозначения начала текста и предложений, для обозначения имен собственных, то есть наших с вами имен, названия городов, улиц, рек, гор и так далее… 4) Установка новый буквы на ленту букв Помещаем новую букву в ленту букв 5) Физкультминутка. Самолёт Полетели, полетели, Вперёд руками завертели. А потом наоборот — Назад помчался самолёт. (Вращение прямыми руками вперёд и назад.) | Деятельность учителя Работа по Азбуке. - Ёжик, брюки, утюг. Ёжик гладит брюки утюгом. Схема |______ ______ ______ ______ . Брюки. - в этом слове два слога, потому что 2 гласных звука. - Слог «брю» произносится отдельно. Звук «б» мы поместим в отдельный квадратик, а два звука «рю» поместим в один прямоугольник и разделим его косой линией, чтобы получилось два треугольника. При этом гласный звук «у» должен находиться сверху, а согласный «р» снизу. - Слог «ки» произносится слитно. Два звука «рю» поместим в один прямоугольник и разделим его косой линией, чтобы получилось два треугольника. Произносят и ставят ударение в слове. Ударение падает на первый слог. Схема: - в этом слове 2 слога, потому что 2 гласных звука. й’у б-ки - Слог «й’у б» . - Звук «й’». - Он произносится быстро, кратко и мягко. - Этот слог произносится отдельно. Звук [й’у] произносится слитно, поэтому поместим в один прямоугольник и разделим его косой линией, чтобы получилось два треугольника, а звук «б» произносится отдельно, мы поместим его в отдельный квадратик. - Слог «ки» произносится слитно. Два звука «рю» поместим в один прямоугольник и разделим его косой линией, чтобы получилось два треугольника. Ударение падает на первый слог. Схема: Доказывают: Первая схема соответствует слову «брюки», потому что - в этом слове два слога, потому что 2 гласных звука. Слог «брю» произносится отдельно. Звук «б» мы поместим в отдельный квадратик, а два звука «рю» поместим в один прямоугольник и разделим его косой линией, чтобы получилось два треугольника. При этом гласный звук «у» должен находиться сверху, а согласный «р» снизу. Слог «ки» произносится слитно. Два звука «рю» поместим в один прямоугольник и разделим его косой линией, чтобы получилось два треугольника. Произносят и ставят ударение в слове. Ударение падает на первый слог. А вторая схема соответствует слову «юбки», так как в этом слове 2 слога, потому что 2 гласных звука. Слог «й’у б» . Звук «й’». Он произносится быстро, кратко и мягко. Этот слог произносится отдельно. Звук [й’у] произносится слитно, поэтому поместим в один прямоугольник и разделим его косой линией, чтобы получилось два треугольника, а звук «б» произносится отдельно, мы поместим его в отдельный квадратик. Слог «ки» произносится слитно. Два звука «рю» поместим в один прямоугольник и разделим его косой линией, чтобы получилось два треугольника. Ударение падает на первый слог. - Звук [у]. - Звук [й’у]. - Сначала мы произносим звук [й’], затем сразу же звук [у]. При переходе к йотированным звукам спинка языка напрягается и поднимается к передней части твердого нёба; губы же, нижняя челюсть и кончик языка следуют движениям артикуляционного аппарата при произнесении звука. Хлопают в ладоши, когда слышат в словах звуки [й’у]. Распознают звуки [й’у]. Ребята выполняют задания. - Люстра, утюг, люлька, малютка, юла, Юля. Дети смотрят на демонстрационную карточку. Учатся печатать новую букву. - Чтобы начинать предложения, писать имена и названия. Достают ленту букв и находят положение новой буквы в ленте букв. |
Деятельность учителя Работа по заданиям на карточках и по страницам букваря 1) Чтение слогов.. Прочитайте слоги в таблице. [ню] [рю] [сю] [лю] [вю] [тю] [бю] [юн] [юр] [юс] [юл] [юв] [ют] 2) Чтение текста -Рассмотрите картинку -Можно ли сразу сказать, какой танец танцуют дети? -Что нам поможет узнать, какой танцуют танец дети? -Прочитайте самостоятельно стихотворение. -Какой танец танцуют дети? -Выразительное чтение вслух. 3) Работа по развитию речи Прочитайте скороговорку (запись на доске): Юлил – юлил и выюлил. -Можно так сказать про поведение человека? -Каким другим, словом можно заменить слово юлил при характеристике поведения человека? -А вам нравятся люди, которые хитрят по отношению к вам? -А сами вы хитрите по отношению к другим людям? | Деятельность учащихся Ребята читают слоги по очереди. - Нет, нельзя. - Прочитать текст стихотворения. - Дети читают самостоятельно. - Дети танцуют вальс. Читает сильный ученик. -Так можно сказать про поведение человека. -Хитрил. -Мне не нравятся люди, которые хитрят по отношению ко мне, надо быть честным по отношению к друзьям и близким. |