- Сегодня мы начнем занятие с небольшого упражнения. Подумайте и ответьте на следующие вопросы: «Кто или что влияет на мое решение о выборе будущей профессии? В каком объеме?»
- Постарайтесь ответить на этот вопрос честно. Для этого оцените по 10-балльной шкале ваш выбор.
- Сейчас я расскажу вам притчу, речь в которой пойдет о приключениях девяти персонажей, а потом задам вопрос.
- Я предлагаю записать вам этих персонажей списком у себя на листочке, они нам еще понадобятся.
Жил-был на свете Барон. И была у него жена —
Баронесса. В один прекрасный день в их замок
прибыл Гонец, от Короля с дурными вестями.
Оказалось, что Король ввязался в войну и теперь призывает Барона с его войском как своего вассала. Барон, как честный человек, собрал свое войско, подготовил оружие и перед самым своим отъездом обратился к Баронессе:
— Дорогая моя Баронесса, я уезжаю на войну, но обязательно вернусь. Живи спокойно. Жди меня. Но не вздумай ночевать за пределами нашего замка. Если до меня дойдут вести, о том, что ты нарушила мой запрет, то я казню тебя.
С этими словами он развернулся и уехал. Баронесса же осталась в замке. Прошел день, неделя, месяц. Баронесса все свободное от забот время гуляла по замку и прилегающей деревне и соблюдала запрет мужа. И вот, однажды, она встретила в деревне своего Старого Знакомого. За воспоминаниями и прогулкой Баронесса и не заметила, как приблизился закат.
Быстро распрощавшись со Знакомым, Баронесса побежала к мосту через ров, который окружал замок. От шага на мост ее остановил громкий возглас - “СТОЙ, Баронесса!”. Баронесса остановилась и увидела на мосту странного человека, укутанного в плащ.
“ Я Маньяк”, - продолжил незнакомец. - “и я убиваю всех тех, кто заходит на мост в темноте. Теперь выбирай, хочешь ли ты жить, или умереть”.
Столкнувшись с таким странным препятствием,
Баронесса вспомнила о своей Подруге, которая
также жила в этой деревне, и отправилась к ней. В ответ на стук в дверь распахнулось маленькое
окошко, в котором Баронесса увидела удивленные глаза Подруги. Баронесса в двух словах описала свое бедствие и попросила помощи. Подруга, в свою очередь, объяснила, что её Муж тоже уехал с Бароном на войну и обещал казнить её, если узнает, что хоть кто-нибудь ночевал в их доме.
На этих словах Подруга захлопнула окошко, а Баронесса в нерешительности отступила от двери.
Внезапно Баронесса вспомнила, что через ров
всегда ходил паром, и, сломя голову, бросилась к берегу. Как только ров оказался в зоне видимости, Баронесса увидела, что Лодочники уже паркуют свои судна на стороне замка. “Помогите”, - крикнула Баронесса. “Смена закончилась”, - бесцеремонно ответили Лодочники. Не зная что еще предпринять, Баронесса решила испытать удачу и направилась к мосту. Сделав первый шаг на мост, Баронесса ощутила жаркое дыхание у себя за спиной. Маньяк выполнил обещанное. Баронесса погибла.
- Барон
- Баронесса
- Гонец
- Король
- Знакомый
- Маньяк
- Подруга
- Муж подруги
- Лодочник
Кто и в какой мере несет ответственность за жизнь баронессы?
- Кто оказался в вашем рейтинге? Почему?
- Каким образом он ответственен?
- Какие из решений Баронессы были ей во благо? Какие во вред?
- Какие варианты спасти свою жизнь у нее были?
- Какие ресурсы для спасения своей жизни она могла бы задействовать?
- Какие решения вы бы приняли на её месте, оказавшись в той же ситуации?
- Какова мера ответственности за свою жизнь самой Баронессы?
- Как вы думаете, сколько раз вы произнесли слово «ответственность» в первом обсуждении?
- А какое слово вы использовали вместо слова «ответственность»?
- При этом мы говорим, что осознанный выбор - это ответственность. А как вы думаете - что такое ответственность?
- В русских словарях ответственность — это когда ты отвечаешь за какой-то блок работы и если там что-то не так, то ты виновен.
- В иностранных словарях значение немного иной — это когда ты отвечаешь за какой-то блок работы и твоя задача сделать так, чтобы там все было хорошо. Для англоязычных людей ответственность, как понятие, несет совершенно иной подтекст. Если в русском языке есть некоторая негативная коннотация, то в английском, например, это привилегия, это возможность, это право.
- Когда на человека возлагают ответственность, он сразу начинает думать — а не буду ли я виноват? Именно поэтому с ответственностью возникают такие проблемы, с результатами возникают такие проблемы. Но только ответственность дает возможность добиться какого-то результата.
- Когда вы в следующий раз вы будете ставить себе задачи, цели (а цели — они всегда про ответственность и результат), думайте об ответственности не как о возможности не справиться, а как о праве, о полномочиях, как о доверии к себе.
- Сегодня мы с вами начали погружаться в первый шаг осознанного выбора – ШАГ «ОСТАНОВИСЬ».
- Вы уже знаете о разнице между реактивным, привычным и осознанным поведением. Действуя реактивно или по привычке, мы приспосабливаемся к событиям, которые возникают вокруг нас.
- Когда мы создаем события в нашей жизни, мы поступаем осознанно. Перед тем, как запускать новые события, полезно оценить ситуацию, в которой мы находимся, а для этого необходимо остановиться.
- У каждого человека остановка происходит по-своему. У каждого человека есть свой собственный способ останавливаться и замедляться.
- На уровне ДЕЙСТВИЙ остановиться – это значит перестать что-то делать.
- Например, бывает, что когда мы спешим на работу или в школу, потом мы можем долго и мучительно вспоминать в течение дня всё ли мы выключили. Для того, чтобы этого не происходило, можно просто приучить себя физически останавливаться на минуту перед выходом рядом с дверью и мысленно проверить, всё ли было сделано. Этот прием поможет также не забыть дома важные вещи: ключи, документы и т.д.
- На уровне ЭМОЦИЙ – это значит перестать вести себя импульсивно под воздействием эмоциональных реакций.
- На уровне МЫСЛЕЙ – допустить возможность, что твое мнение не единственно правильное и дать себе шанс услышать и понять другую точку зрения или увидеть, какое сильное влияние оказывают на твои решения и поведение другие люди.
- Когда ты останавливаешься, ты развиваешь в себе такое важное качество как осознанность. Практика внимательности также помогает развивать это ценное качество.
- У всех народов мира, во всех культурах существуют практики, помогающие человеку развивать осознавание настоящего. Внимательное осознавание – универсальная цель всех культур!
- Практика внимательности – это метод, который помогает человеку лучше узнать и понять механизмы собственного внимания.
- Принятие – важная часть практики внимательности! Это значит, что мы обращаем внимание на ощущения, чувства и мысли, не оценивая их и не реагируя на них.
- Когда ты внимателен, нет «правильного» или «неправильного» способа думать или чувствовать в определенный момент. Ты берешь паузу между событием и твоей реакций на него, и в этот момент автоматическая реакция становится обдуманным ответом.
- В самом начале занятия мы с вами сделали УПРАЖНЕНИЕ «КТО ИЛИ ЧТО ВЛИЯЕТ НА МОЙ ВЫБОР?»
- Нет ничего страшного в том, чтобы прислушиваться к мнению людей, которым мы доверяем и которых мы уважаем, но вы должны понимать, что решение в итоге следует принимать самостоятельно и взвешенно, особенно, если оно касается будущего.
Инструкция для испытуемого:
В бланке для ответов после номеров соответствующих утверждений поставьте: 7 баллов – ваш ответ «безусловно да»; 6 баллов – «да»; 5 баллов – «возможно да»; 4 балла – ответ нейтральный ( прибегать в исключительных случаях) ; 3 балла – «возможно нет»; 2 балла – «нет»; 1 балл – «безусловно нет».
1. Я тщательно взвешиваю свои возможности, прежде чем принять то или иное решение.
2. Считаю, что за все свои действия и поступки человек должен отвечать.
3. При выполнении коллективных поручений я предпочитаю быть простым исполнителем.
4. После совершения неблаговидного поступка меня долго мучает совесть.
5. Данные мною обещания я всегда выполняю.
6. Я предпочитаю не браться за слишком серьезные дела.
7. Среди многих моих товарищей я отличаюсь более ответственным отношением к делу.
8. Мне подходят те профессии, которые требуют большой ответственности и самостоятельности принимаемых решений.
9. Важные дела и ответственные поручения лучше выполнять вместе с другими.
10.Я очень серьёзно отношусь к общественным поручениям.
11. Я прилагаю все свои усилия, чтобы закончить начатое дело.
12. Бывало, что за мои поступки отвечали другие.
Подсчитывается общая сумма баллов по всем вопросам.
При этом, в итоговую сумму баллов третьей (ответы на вопросы № 3, 6, 9, 12) колонки идут ответы, подсчитанные по обратной шкале. НАПРИМЕР: если за ответ на вопрос 6 в третьей колонке ставится 5 баллов, то в итоговую сумму идет 3 балла по обратной шкале (ОШ).
Шкалы
Безусловно да
Прямая (пш)
Обратная (ош)
Да
7
Возможно да
6
1
Нечто среднее
2
5
3
4
Возможно нет
Нет
4
3
Безусловно нет
2
5
1
6
7
- Об ответственности испытуемых можно говорить при сумме баллов от 60 до 84.
- Ответственность ситуативная при сумме от 37 до 59 баллов.
- Безответственность - при сумме от 12 до 36 баллов.
- ОСОЗНАННЫЙ ВЫБОР – это когда мы видим карту всех доступных вариантов действия, выбираем подходящий для нас вариант и принимаем ответственность за этот выбор.
- Иногда случается так, что мы все равно находимся под действием каких-то обстоятельств или чьего-то влияния, поэтому важно иногда «остановиться» и проанализировать ситуацию.
Упражнение «Сценарий моей жизни»
- Напишите сценарий про свою прошлую, настоящую и будущую жизнь, в которой вы будете главными героями. Вы можете переделать известную историю или сценарий, а можете сочинить полностью свою. Суть в том, чтобы ваш главный герой, т.е. вы, занимал активную и ответственную позицию. Не тратьте на это много времени. 10−15 минут будет вполне достаточно. Главная задача — это создать общее видение картины вашей жизни, построенной на основе активной и ответственной позиции.
Всем спасибо, до новых встреч!