СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы обучения,воспитания и диагностики обучающихся,в том числе и сВОЗ

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Министерство образования Новосибирской области государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Новосибирской области «Бердский Политехнический Колледж» (ГБПОУ НСО «БПК»)

 

 

Исследовательский проект

На тему:

“Мозг управляет человеком или человек мозгом?”

 

 

 

Работу выполнили:

Студентки

1 курса

По специальности: Технология аналитического контроля химических соединений.

БПК

Научный руководитель:

Божинская Светлана Анатольевна

 

 

 

 

Бердск 2023

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.3

Глава 1. Термины «Когнитивная нейробиология»

и «Когнетивная психология»    их различия и что изучают.

Глава 1.1.  Историческое происхождение когнитивной нейробиологии.

Глава 1.2.  Истоки когнитивной психологии.

Глава 1.3. Я vs мозг. Кто кем управляет?

Глава 1.4. Механизм принятия решений. Влияем ли мы сами на свои решения и действия?

Глава 1.5. Иллюзия выбора. От чего зависит наш выбор и как мы на него влияем?

Глава 2. Практическая часть. Сравнение работы мозга в зависимости от действий и поведения человека.

Глава 2.1. Иллюзия звука. Обман мозга.

Вывод. Опровержение или доказательство теории.

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    Часто можно слышать фразу «Разумом я понимаю, но сердцу не прикажешь». Одно это расхожее выражение говорит о том, как долго человек заблуждался насчет собственной головы. Это нормально: когда ты думаешь, что человека человеком делает душа, а не разум, волей-неволей недооцениваешь странный розоватый орган внутри черепа. Кайя Норденген, норвежская исследовательница, преподаватель Университета Осло и врач-невролог, написала книгу «Мозг всемогущий: путеводитель по самому незаменимому органу нашего тела», где она задается вопросом: кто же кем управляет- мы мозгом или мозг нами?

    В эксперименте 2005 года испытуемому нужно было выбрать, какая из двух фотографий девушек ему нравится больше — левая или правая. Затем хитрый ученый подменял его выбор и давал ему фото той девушки, которую он не выбирал. Только в 26% случаев люди замечали подмену. Но самое примечательное, что на вопрос, почему они «выбрали» эту девушку, испытуемые уверенно давали объяснения вроде «Мне всегда нравились такие сережки» или «Она похожа на мою тетю». В психологии этот эффект называется слепотой выбора (choice blindness. — Прим. T&P). Благодаря ему мы легко объясняем себе решение, которое не принимали. Мы слабо понимаем истинные причины своих решений!

        Команда Юлии Ковас провела исследование семи тысяч пар близнецов и выяснила, что, например, выбор области, в которой человек будет получать образование, до 80% определяется генами, а успеваемость — до 76%, в зависимости от предмета. Наш мозг формируется под сильнейшим влиянием генов, и, что интересно, именно области, связанные с рациональными решениями и самоконтролем — наша лобная кора, — находятся под сильнейшим, если не наиболее сильным, генетическим влиянием.

Если повредить какую-то часть вашего мозга, вы уже не будете той личностью, что прежде. Кстати, именно с изучения одного такого повреждения началась сама нейробиология как наука. В 1848 году в голову работника железной дороги Финеаса Гейджа вонзился металлический прут. Прут вытащили, Гейтс выздоровел, но разрушенная передняя часть лобной доли изменила некогда толкового и перспективного парня, превратив его в импульсивного и бесчувственного алкоголика (существуют свидетельства, что личностные изменения пациента были временными, а не постоянными)

      Исходя из вышеперечисленного, актуальность темы заключается в том, что тема мозга человека считается малоизученной и загадочной даже в наше время, когда процветают высококвалифицированные технологии и уже давно зародился искусственный интеллект

Объект исследования: поведение человека.

 Предмет исследования: мыслительная и мозговая деятельность человека с точки зрения психологии и когнитивной нейробиологии.

Цель проекта: доказать или опровергнуть теорию о том, что мозг управляет действиями и мыслями человека.

Задачи проекта: 

  1. Собрать информацию из различных источников по данной теме для создания проекта.
  2. Изучить когнитивную нейробиологию и разработать собственную гипотезу о деятельности мозга человека.
  3. Провести эксперимент.
  4. Опровергнуть или доказать гипотезу с помощью эксперимента.
  5. Обобщить полученные результаты и сделать выводы.
  6. Проанализировать собственное исследование.
  7. Защитить проект.

Методы исследования:

  • Изучение литературы и других источников информации.
  • Эксперимент.
  • Анализ и синтез.

 

Практическая значимость: может быть использована в школе или в колледже для проведения уроков биологии, внеклассных занятий.

 

 

Глава 1.

 

     Термины «Когнитивная нейробиология» 

 и «Когнетивная психология»  их различия и что они изучают.

Когнитивная нейробилогия - это наука, изучающая связь активности головного мозга и других сторон нервной системы с познавательными процессами, внешней средой и поведением, а также самопознание, с точки зрения психических процессов.

В понятие “Когнитивные науки” входит не только сам мозг и протекание действий нервной системы с помощью нейронов, но, также изучение сознания и его процессов с вовлечением лингвистики, психологии, неврологии, философии и т.д. Они исследуют природу, задачи и функции познания.

Когнитивная психология – это психология, ориентированная на эксперименте над мышлением и задействовании в математическом моделировании сознания. Направление когнитизма, которая исследует память, внимание, чувства, воображение, логическое мышление и способности к принятию решений.

Отсюда следует, что различия когнитивной нейробиологии и когнитивной психологии состоят в том, что нейробиология изучает мозг и его протекание действий и мышление, а так же само тело человека и его реакции на внешние раздражители, а когнитивная психология изучает и ставит эксперименты над психикой и познавательными процессами.

Цель когнитивной науки: Ключевым техническим достижением, сделавшим когнитивистику возможной, стали новые методы сканирования мозга. Томография и другие методы впервые позволили заглянуть внутрь мозга и получить прямые, а не косвенные данные о его работе. Наблюдаемый сейчас прогресс в когнитивистике позволит описать и объяснить процессы в мозгу человека, ответственные за высшую деятельность. Это позволит создать системы так называемого сильного искусственного интеллекта, который будет обладать способностями к самостоятельному обучению, творчеству, свободному общению с человеком.

 

Глава 1.1

Историческое происхождение когнитивной нейробиологии.

Истоки когнитивной нейробиологии начинались со времен древней философии.

Древнегреческий философ и ученый Аристотель в сочинение «О частях животных» писал, что мозг-орган холодный, недвижимый, нечувствительный, служит лишь для того, чтобы охладить кровь, происходящую из сердца-органа горячего, вместилища чувств и ума. Он приписал сердцу происхождение психической функции и ощущений.

Древнеримский медик и философ Гален утверждал, что мозг был источником умственной деятельности. Он показал, что мозг связан с остальным телом целой серией нервов: некоторые служат проводниками чувств и ощущений, а другие направляются к мышцам.

Одним из поворотных моментов является появление френологии - одной из первых псевдонаук в современном понимании, основным положением которой является утверждение о взаимосвязи между психикой человека и строением поверхности черепа. Люди определяли умственные и нравственные особенности людей по шишкам и образованиям на черепе.

«Шишки способностей, храбрости, скупости, честолюбия» и т.п. создали верную идею о локализации функций в коре больших полушарий.

В этой эволюции доктрина нейрона, разработанная Сантьяго Рамоном и Кахалом, является фундаментальной, согласно которой нервная система состоит из отдельных клеток, нейронов - дискретных клеток, то есть они не соединяются, образуя ткань, но генетически и метаболистически отличаются от других.

В 20-м веке достижения в экспериментальной психологии были также очень важны для когнитивной нейробиологии. Особенно демонстрация того, что

некоторые задачи выполняются через отдельные этапы обработки.

Термин «когнитивная нейробиология» был придумал Джорджем Миллером и

Майклом Газзанигой в конце 1970-х годов и был взят из курса, который они

организовали в Корнеллском медицинском колледже по биологическим

основам человеческого познания. До этого когнитивистко-ориентированная психология и нейробиология развивались независимо друг от друга, и практически не было работ, объединяющих знания обоих.

Однако, вероятно, только в 1982 году была опубликована первая статья с этим термином. Это называлось «Когнитивная нейронаука: разработки к науке синтеза» Познер, Горох и Вольпе.

Информатика внесла важный вклад в когнитивную неврологию. В частности искусственный интеллект дал этой дисциплине язык для объяснений функций мозга.

Компьютеры тесно связаны с картированием мозга. Поэтому появление технологии картирования мозга было фундаментальным аспектом в развитии методологии когнитивной нейробиологии.

Это позволило когнитивным наукам создавать новые эспериментальные стратегии для изучения и анализа функций мозга.

Глава 1.2

Истоки когнитивной психологии.

Основанием возникновения когнитивной психологии считают встречу 11 сентября 1956 года, представителей института электрической и электронной инженерии и специалистов в области информационных теорий в Массачусетском технологическом институте. Но именно Фриц Хайдер и Леон Фестингер стали зародителями когнитивной психологии.

Когнитивная психология зародилась как реакция на господствующий в середине двадцатого века бихевиоризм. Суть бихевиоризма находится в том, что наше поведение обусловлено реакцией на внешние события, как текущие, так и отложившиеся в наших воспоминаниях, инструментом сбора информации о которых было наблюдение.

В течение определенного времени когнитивная нейропсихология и нейробиология развивались по-разному. Поскольку первая была сосредоточена на том, как происходят психические функции, а не на том, где, оставив изучение анатомических структур в руках нейробиологов.

 В наше время продвижение нейронаук не обошлось бы без психологии так, как она имеет превосходные теоритические модели для разъяснения человеческого поведения и умственной деятельности, которые могут внести огромный вклад в нейронауку. Так мы пришли к выводу о том, что весь набор данных может быть объяснен из последовательной теории, которая может привести к новым гипотезам, которые служат в качестве исследования.

Глава 1.3.

Я vs мозг. Кто кем управляет?

Для того чтобы разобраться в данной теме, обратимся к вопросу. Какие основные функции мозга, и какую роль он играет в нашей жизни?

Функции мозга включают в себя: обработку сенсорной информации, поступающую от органов чувств, планирование, координацию, положительные и отрицательные эмоции, принятие решений, внимание, память. Одной из важнейших функций мозга человека является восприятие и генерация речи. Мозг человека выполняет высшую функцию-мышление.

Наш мозг выполняет самые важные роли в нашем организме: он контролирует работу внутренних органов, объединяя их в одно целое, обеспечивает высшую нервную и психическую деятельность.

Многие считают, что мозг отделен от нас психически, якобы есть я, а есть мозг, который реализует мои действия. Но это огромное заблуждение. Сами решения программируются в нашем мозге.

Исследования доказывают, что для ощущения свободного выбора важны моторные участки мозга, для длительных планов и самоконтроля - лобные. Но в лаборатории мы можем призвать движение через магнитный импульс, направленного в моторную кору мозга. А если в результате хирургического вмешательства или травмы разделить две половины человеческого мозга, то выйдет два центра, принимающих решения. Премоторная кора в левом и в правом полушариях начнет принимать свои решения и даже сможет решить дать вам пощечину-это так называемый синдром чужой руки.

Синдром чужой руки - это нарушение способности совершать контролируемые действия в сочетании с неконтролируемыми движениями верхней конечности.

Глава 1.4.

Механизм принятия решений. Влияем ли мы сами на свои решения и действия?

В 1983 году Бенджамин Либет провел свой эксперимент. В этом эксперименте к мозгу испытуемого подключали электроды для регистрации активности, к запястью датчики для регистрации движения, а перед глазами располагался циферблат. Участнику эксперимента предлагалось выбрать момент времени, в который он захочет пошевелить рукой, зафиксировать этот момент по циферблату и произвести действие. Результаты были шокирующими. Сначала обнаруживалась работа мозга, в результате которой он “принимал решение”, а лишь спустя какое-то время человек его воспроизводил. Позже эксперимент повторяли уже с использованием новейшей аппаратуры и даже научились предугадывать еще не совершившиеся решения. Эксперимент показал то, что мы ощущаем, как сознательное волевое решение является лишь следствием работы нашего мозга. А тот в свою очередь принимает решение о действии примерно за полсекунды до того, как разум осознает выбор. В виде “свободного собственного решения” в сознании наш мотив проявляется примерно за 200 миллисекунд до реального действия.

В таких рассуждениях даже нашлась опасность того, что люди переносили всю ответственность за свои тяжкие и не очень деяния исключительно на мозг. По словам биолога и нейропсихолога Т. Черниговской был случай в судебной практике, где преступник высказался «это не я, это мой мозг».

В результате вышеописанного эксперимента под серьезный вопрос был поставлен феномен свободы выбора и воли. Нейробиологи предположили, что мозг руководствуется бессознательной мозговой активностью, что еще раз обращает внимание на важность бессознательности в жизни людей.

За принятие решений работает префронтальная кора, а особенно вентромедиальная кора мозга, в этом процессе задействуются нейронные цепочки улучшающие психоэмоциональное состояние. Именно эта зона мозга человека отвечает за целенаправленное поведение.

Наука, изучающая процесс принятия решений при выборе альтернативных вариантов, распределения рисков и вознаграждений, называется-нейроэкономикой.

    В нейроэкономике принятие решений выглядит надлежащим образом: появляется проблема, следует сопоставление альтернатив, совершается выбор среди альтернатив и расценивается результат с целью получения опыта. Большинство исследований в нейроэкономике фокусируются на этапе сравнения альтернатив.  Считается, что, если известно предпочтение, можно прогнозировать решение. Следовательно, большинство изучений сосредоточены на выявлении, почему нам нравится одна опция больше, чем другая.

 

 

 

 

Глава 1.5.

Иллюзия выбора. От чего зависит наш выбор, и как мы на него влияем?

Как мозг принимает решения?

Для принятия решений мозгу нужно проанализировать потребности и покопаться в памяти и сенсорных системах.  Сначала мозг выявляет главную потребность, затем вспоминает программы, которые уже приводили к успеху, собирает информацию об окружающей среде и выдает решение.

Сначала мозг определяет доминирующей потребностью.  Это может быть потребность в еде, заботе, отдыхе, любви и т.д. Потребности – важный компонент в принятии решений.  Они конкурируют между собой: мозг постоянно выбирает доминирующую потребность.

Нобелевский лауреат Даниел Канеман предложил идею двух систем, которая предполагает, что иногда мы пользуемся интуицией, а иногда пользуемся системой рассуждения. У обеих систем есть свои преимущества.

Так, эмоциональная система очень быстрая - при ее использовании мы можем обрабатывать параллельно большой объем информации, она автоматична и порой приводит человека к ситуации, когда при больших потерях он начинает совершать нерациональные поступки.  Система рассуждения, в свою очередь, контролируема, но очень медленна.

Ученым пришла в голову идея о том, что есть множество факторов, которые влияют на принятие решений (гены, социум и др.), среди них мозг – ключевой механизм, который объясняет наши решения. Так возникла новая область - нейроэкономика, которая пытается создать принципиально новую теорию, которая объяснит наши решения генами, активностью нейронов, восприятием нашим мозгом информации, влиянием социальной среды и эволюцией.

История иллюзии выбора.

Иллюзия выбора – это относительно новая концепция.  Впервые на этот термин намекнул американский философ и психолог Уильям Джеймс в своей лекции «Воля к вере», опубликованный в 1896 году.

В эссе Джеймс утверждает, что выбор может быть вынужденным или избегаемым, и что «любая дилемма, основанная на полной логической развязке, без возможности не выбирать, является вариантом этого вынужденного типа».

Впоследствии на иллюзию выбора стали ссылаться в области психологии. В основополагающей работе, опубликованной в 2000 году, психологи Шина Айенгар и Марк Леппер обнаружили, что люди с большей вероятностью будут покупать товары, когда им представляется меньший выбор.

Более того исследователи также обнаружили, что люди были более удовлетворены своими покупками, если им было предоставлено меньще выбора. Этот вывод стал известен как «парадокс выбора».

Глава 2.

Практическая часть.

 Сравнение работы мозга в зависимости от действий и поведения человека.

С помощью исследования всей вышестоящей информации, мы подходим к выявлению ответа на вопрос: Мозг управляет человеком или человек мозгом?

У данного вопроса имеется множество различных ответов, но мнения людей разделились на несколько мнений: Человеком, его эмоциями, действиями и принятиями решений отвечает исключительно мозг и личность человека силы не имеет, а второе мнение базируется на том, что мозг не влияет на личностные решения человека, а лишь исполняет свои базовые функции как орган.

На самом деле данный вопрос нерешенный до конца в области нейробиологии, но в своей работе я хочу опровергнуть или доказать собственную гипотезу, которая состоит в том, что мозг и человек взаимосвязаны в управлении действиями принятия решений и выборов.

План действий:

  • Провести исследование ЭЭГ сигналов мозга на подопытном.
  • Рассмотреть сигналы мозга в зависимости от действий человека (физ.нагрузка, умственная деятельность.)
  • Проанализировать их.

 

(изображение 1. физ.нагрузка)

В данном снимке ЭЭГ изображена физическая активность человека, за которую отвечает двигательная кора.

Двигательная кора – области коры больших полушарий, отвечающих за планирование, контроль и выполнение производных движений.

Датчики ЭЭГ, поместили на лобную долю головы человека, где и находится моторная часть головного мозга. Подопытный выполнял приседания и это можно видеть через периодичность скачков сигнала.

Можно прийти к выводу о том, что мозг посылает сигналы для совершения действий, до того как человек их осознал, так как периодичность сигналов выявлялись раньше, чем осознанность человеком своих же действий.

(изображение 2. умственная деятельность)

На данном снимке ЭЭГ, мы можем наблюдать сигналы мозга на умственную деятельность. Сигналы, в отличие от прошлого снимка не периодичны, так как происходит мышление, а если точно, то чтение про себя.

За мыслительную деятельность, а так же мышление, память и обучение отвечает левое полушарие мозга.

Левое полушарие называют рационально-логическим. Оно заведует логическим, аналитическим, абстрактным мышлением, обрабатывает информацию последовательно, поступательно, перебирая все возможные варианты.

 

 

 

 

Глава 2.1.

Иллюзия звука. Обман мозга.

Слуховая иллюзия – ложное восприятие реального звука либо внешнего раздражителя. Они выделяют области, в которых человеческое ухо и мозг, как органические инструменты выживания, отличаются от совершенных звуковых рецепторов.

Иллюзия выбора – это когнитивное предубеждение, которое заставляет людей верить, что они больше контролируют свою жизнь, чем есть это на самом деле.

Во втором эксперименте я продемонстрировала иллюзию выбора путем слуховой иллюзии.

Задача эксперимента состояла в том, чтобы путем иллюзии выбора доказать искажение в восприятии сделанного выбора мозгом.

Группе подопытных перед включением аудио файла, было сказано то, что они должны услышать только фразу “Brain storm”. Когда аудио закончилось, люди утверждали то, что они услышали именно эту фразу.

Позже тем же людям была предложена запись с фразой “Green needle" и они также утвердили, что слышали именно эту фразу.

Но весь эксперимент состоял в том, что подопытным предлагалась одна и та же запись и при повторном включении люди могли слышать обе эти фразы одновременно, в зависимости от того какую именно из предложенных они хотели услышать.

Вывод. Опровержение или доказательство теории.

В ходе своего исследования мы изучили многие аспекты работы мозга человека и его поведение, доказав тем самым свою гипотезу того, что мы – и есть наш мозг. Мы способны принимать решения, основываясь на наших потребностях, в которых нуждается наш мозг. Так же цель мозга состоит в том, чтобы контролировать работу всего организма. При этом вся информация получается мозгом от органов зрения, слуха и т.п. Мозг получает информацию при помощи нас. Например человек желает съесть ту или иную еду в таком контексте, то получится, что желание на самом деле появилось до того, как человек его осознал.

Заключение.

В ходе своей работы мы убедились в актуальности своей темы, мозг человека по сей день является загадкой для многих ученых, и для прояснения данного вопроса я провела ряд опытов на добровольцах.

В данном проекте мы рассмотрели ключевые темы мозга человека и его сознания, также когнитивистко-ориентированную психологию и нейробиологию, углубились в происхождения и истории данных наук.

А также изучили темы управления сознанием человека мозгом, иллюзии выбора и слуха.

Мы достигли своей цели, доказав собственную теорию о том, что мозг и человек взаимосвязаны, в каком-то смысле человек способен делать выбор самостоятельно, без влияния на него особенностей мозга. Тем не менее верно и обратное: мозг во многом определяет действия человека.

 

Список литературы.

        Оригинальная исследовательская статья. Аникет Киттут, Дональд Калар, Эрик Миллер, Кристиан Сеппа, Иорладна Гил, Д. Стотт Паркер, Фред В. Саб77, Роберт М. Билдер.

         Когнитивный атлас: на пути к фундаменту знаний для когнитивной нейронауки. – 2011 г.

         Эскера.С Историко – концептуальный подход к когнитивной нейронауке. – 2004 г.

Электронные ресурсы.

Когнитивная психология. Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/Когнитивная_психология

Когнитивная нейробиология. Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/Когнитивная_нейробиология

Theory and practice. Статья: Я или мой мозг: кто на самом деле принимает решения? (2 апреля 2019 г.) https://theoryandpractice.ru/

ВикибриФ.Статья: Принятие решений – Decision – making(12 мая 2021г.) https://ru.wikibrief.org/wiki/Decision-making

Просмотр содержимого документа
«Методы обучения,воспитания и диагностики обучающихся,в том числе и сВОЗ»

Министерство образования Новосибирской области государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Новосибирской области «Бердский Политехнический Колледж» (ГБПОУ НСО «БПК»)





Исследовательский проект

На тему:

Мозг управляет человеком или человек мозгом?”







Работу выполнили:

Студентки

1 курса

По специальности: Технология аналитического контроля химических соединений.

БПК

Научный руководитель:

Божинская Светлана Анатольевна









Бердск 2023







ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.3

Глава 1. Термины

и их различия и что изучают.

Глава 1.1. Историческое происхождение когнитивной нейробиологии.

Глава 1.2. Истоки когнитивной психологии.

Глава 1.3. Я vs мозг. Кто кем управляет?

Глава 1.4. Механизм принятия решений. Влияем ли мы сами на свои решения и действия?

Глава 1.5. Иллюзия выбора. От чего зависит наш выбор и как мы на него влияем?

Глава 2. Практическая часть. Сравнение работы мозга в зависимости от действий и поведения человека.

Глава 2.1. Иллюзия звука. Обман мозга.

Вывод. Опровержение или доказательство теории.

Заключение.

Список литературы.





















Введение

Часто можно слышать фразу «Разумом я понимаю, но сердцу не прикажешь». Одно это расхожее выражение говорит о том, как долго человек заблуждался насчет собственной головы. Это нормально: когда ты думаешь, что человека человеком делает душа, а не разум, волей-неволей недооцениваешь странный розоватый орган внутри черепа. Кайя Норденген, норвежская исследовательница, преподаватель Университета Осло и врач-невролог, написала книгу «Мозг всемогущий: путеводитель по самому незаменимому органу нашего тела», где она задается вопросом: кто же кем управляет- мы мозгом или мозг нами?

В эксперименте 2005 года испытуемому нужно было выбрать, какая из двух фотографий девушек ему нравится больше — левая или правая. Затем хитрый ученый подменял его выбор и давал ему фото той девушки, которую он не выбирал. Только в 26% случаев люди замечали подмену. Но самое примечательное, что на вопрос, почему они «выбрали» эту девушку, испытуемые уверенно давали объяснения вроде «Мне всегда нравились такие сережки» или «Она похожа на мою тетю». В психологии этот эффект называется слепотой выбора (choice blindness. — Прим. T&P). Благодаря ему мы легко объясняем себе решение, которое не принимали. Мы слабо понимаем истинные причины своих решений!

Команда Юлии Ковас провела исследование семи тысяч пар близнецов и выяснила, что, например, выбор области, в которой человек будет получать образование, до 80% определяется генами, а успеваемость — до 76%, в зависимости от предмета. Наш мозг формируется под сильнейшим влиянием генов, и, что интересно, именно области, связанные с рациональными решениями и самоконтролем — наша лобная кора, — находятся под сильнейшим, если не наиболее сильным, генетическим влиянием.

Если повредить какую-то часть вашего мозга, вы уже не будете той личностью, что прежде. Кстати, именно с изучения одного такого повреждения началась сама нейробиология как наука. В 1848 году в голову работника железной дороги Финеаса Гейджа вонзился металлический прут. Прут вытащили, Гейтс выздоровел, но разрушенная передняя часть лобной доли изменила некогда толкового и перспективного парня, превратив его в импульсивного и бесчувственного алкоголика (существуют свидетельства, что личностные изменения пациента были временными, а не постоянными)

Исходя из вышеперечисленного, актуальность темы заключается в том, что тема мозга человека считается малоизученной и загадочной даже в наше время, когда процветают высококвалифицированные технологии и уже давно зародился искусственный интеллект

Объект исследования: поведение человека.

Предмет исследования: мыслительная и мозговая деятельность человека с точки зрения психологии и когнитивной нейробиологии.

Цель проекта: доказать или опровергнуть теорию о том, что мозг управляет действиями и мыслями человека.

Задачи проекта:

  1. Собрать информацию из различных источников по данной теме для создания проекта.

  2. Изучить когнитивную нейробиологию и разработать собственную гипотезу о деятельности мозга человека.

  3. Провести эксперимент.

  4. Опровергнуть или доказать гипотезу с помощью эксперимента.

  5. Обобщить полученные результаты и сделать выводы.

  6. Проанализировать собственное исследование.

  7. Защитить проект.

Методы исследования:

  • Изучение литературы и других источников информации.

  • Эксперимент.

  • Анализ и синтез.


Практическая значимость: может быть использована в школе или в колледже для проведения уроков биологии, внеклассных занятий.



Глава 1.


Термины

и их различия и что они изучают.

Когнитивная нейробилогия - это наука, изучающая связь активности головного мозга и других сторон нервной системы с познавательными процессами, внешней средой и поведением, а также самопознание, с точки зрения психических процессов.

В понятие “Когнитивные науки” входит не только сам мозг и протекание действий нервной системы с помощью нейронов, но, также изучение сознания и его процессов с вовлечением лингвистики, психологии, неврологии, философии и т.д. Они исследуют природу, задачи и функции познания.

Когнитивная психология – это психология, ориентированная на эксперименте над мышлением и задействовании в математическом моделировании сознания. Направление когнитизма, которая исследует память, внимание, чувства, воображение, логическое мышление и способности к принятию решений.

Отсюда следует, что различия когнитивной нейробиологии и когнитивной психологии состоят в том, что нейробиология изучает мозг и его протекание действий и мышление, а так же само тело человека и его реакции на внешние раздражители, а когнитивная психология изучает и ставит эксперименты над психикой и познавательными процессами.

Цель когнитивной науки: Ключевым техническим достижением, сделавшим когнитивистику возможной, стали новые методы сканирования мозга. Томография и другие методы впервые позволили заглянуть внутрь мозга и получить прямые, а не косвенные данные о его работе. Наблюдаемый сейчас прогресс в когнитивистике позволит описать и объяснить процессы в мозгу человека, ответственные за высшую деятельность. Это позволит создать системы так называемого сильного искусственного интеллекта, который будет обладать способностями к самостоятельному обучению, творчеству, свободному общению с человеком.


Глава 1.1

Историческое происхождение когнитивной нейробиологии.

Истоки когнитивной нейробиологии начинались со времен древней философии.

Древнегреческий философ и ученый Аристотель в сочинение «О частях животных» писал, что мозг-орган холодный, недвижимый, нечувствительный, служит лишь для того, чтобы охладить кровь, происходящую из сердца-органа горячего, вместилища чувств и ума. Он приписал сердцу происхождение психической функции и ощущений.

Древнеримский медик и философ Гален утверждал, что мозг был источником умственной деятельности. Он показал, что мозг связан с остальным телом целой серией нервов: некоторые служат проводниками чувств и ощущений, а другие направляются к мышцам.

Одним из поворотных моментов является появление френологии - одной из первых псевдонаук в современном понимании, основным положением которой является утверждение о взаимосвязи между психикой человека и строением поверхности черепа. Люди определяли умственные и нравственные особенности людей по шишкам и образованиям на черепе.

«Шишки способностей, храбрости, скупости, честолюбия» и т.п. создали верную идею о локализации функций в коре больших полушарий.

В этой эволюции доктрина нейрона, разработанная Сантьяго Рамоном и Кахалом, является фундаментальной, согласно которой нервная система состоит из отдельных клеток, нейронов - дискретных клеток, то есть они не соединяются, образуя ткань, но генетически и метаболистически отличаются от других.

В 20-м веке достижения в экспериментальной психологии были также очень важны для когнитивной нейробиологии. Особенно демонстрация того, что

некоторые задачи выполняются через отдельные этапы обработки.

Термин «когнитивная нейробиология» был придумал Джорджем Миллером и

Майклом Газзанигой в конце 1970-х годов и был взят из курса, который они

организовали в Корнеллском медицинском колледже по биологическим

основам человеческого познания. До этого когнитивистко-ориентированная психология и нейробиология развивались независимо друг от друга, и практически не было работ, объединяющих знания обоих.

Однако, вероятно, только в 1982 году была опубликована первая статья с этим термином. Это называлось «Когнитивная нейронаука: разработки к науке синтеза» Познер, Горох и Вольпе.

Информатика внесла важный вклад в когнитивную неврологию. В частности искусственный интеллект дал этой дисциплине язык для объяснений функций мозга.

Компьютеры тесно связаны с картированием мозга. Поэтому появление технологии картирования мозга было фундаментальным аспектом в развитии методологии когнитивной нейробиологии.

Это позволило когнитивным наукам создавать новые эспериментальные стратегии для изучения и анализа функций мозга.

Глава 1.2

Истоки когнитивной психологии.

Основанием возникновения когнитивной психологии считают встречу 11 сентября 1956 года, представителей института электрической и электронной инженерии и специалистов в области информационных теорий в Массачусетском технологическом институте. Но именно Фриц Хайдер и Леон Фестингер стали зародителями когнитивной психологии.

Когнитивная психология зародилась как реакция на господствующий в середине двадцатого века бихевиоризм. Суть бихевиоризма находится в том, что наше поведение обусловлено реакцией на внешние события, как текущие, так и отложившиеся в наших воспоминаниях, инструментом сбора информации о которых было наблюдение.

В течение определенного времени когнитивная нейропсихология и нейробиология развивались по-разному. Поскольку первая была сосредоточена на том, как происходят психические функции, а не на том, где, оставив изучение анатомических структур в руках нейробиологов.

В наше время продвижение нейронаук не обошлось бы без психологии так, как она имеет превосходные теоритические модели для разъяснения человеческого поведения и умственной деятельности, которые могут внести огромный вклад в нейронауку. Так мы пришли к выводу о том, что весь набор данных может быть объяснен из последовательной теории, которая может привести к новым гипотезам, которые служат в качестве исследования.

Глава 1.3.

Я vs мозг. Кто кем управляет?

Для того чтобы разобраться в данной теме, обратимся к вопросу. Какие основные функции мозга, и какую роль он играет в нашей жизни?

Функции мозга включают в себя: обработку сенсорной информации, поступающую от органов чувств, планирование, координацию, положительные и отрицательные эмоции, принятие решений, внимание, память. Одной из важнейших функций мозга человека является восприятие и генерация речи. Мозг человека выполняет высшую функцию-мышление.

Наш мозг выполняет самые важные роли в нашем организме: он контролирует работу внутренних органов, объединяя их в одно целое, обеспечивает высшую нервную и психическую деятельность.

Многие считают, что мозг отделен от нас психически, якобы есть я, а есть мозг, который реализует мои действия. Но это огромное заблуждение. Сами решения программируются в нашем мозге.

Исследования доказывают, что для ощущения свободного выбора важны моторные участки мозга, для длительных планов и самоконтроля - лобные. Но в лаборатории мы можем призвать движение через магнитный импульс, направленного в моторную кору мозга. А если в результате хирургического вмешательства или травмы разделить две половины человеческого мозга, то выйдет два центра, принимающих решения. Премоторная кора в левом и в правом полушариях начнет принимать свои решения и даже сможет решить дать вам пощечину-это так называемый синдром чужой руки.

Синдром чужой руки - это нарушение способности совершать контролируемые действия в сочетании с неконтролируемыми движениями верхней конечности.

Глава 1.4.

Механизм принятия решений. Влияем ли мы сами на свои решения и действия?

В 1983 году Бенджамин Либет провел свой эксперимент. В этом эксперименте к мозгу испытуемого подключали электроды для регистрации активности, к запястью датчики для регистрации движения, а перед глазами располагался циферблат. Участнику эксперимента предлагалось выбрать момент времени, в который он захочет пошевелить рукой, зафиксировать этот момент по циферблату и произвести действие. Результаты были шокирующими. Сначала обнаруживалась работа мозга, в результате которой он “принимал решение”, а лишь спустя какое-то время человек его воспроизводил. Позже эксперимент повторяли уже с использованием новейшей аппаратуры и даже научились предугадывать еще не совершившиеся решения. Эксперимент показал то, что мы ощущаем, как сознательное волевое решение является лишь следствием работы нашего мозга. А тот в свою очередь принимает решение о действии примерно за полсекунды до того, как разум осознает выбор. В виде “свободного собственного решения” в сознании наш мотив проявляется примерно за 200 миллисекунд до реального действия.

В таких рассуждениях даже нашлась опасность того, что люди переносили всю ответственность за свои тяжкие и не очень деяния исключительно на мозг. По словам биолога и нейропсихолога Т. Черниговской был случай в судебной практике, где преступник высказался «это не я, это мой мозг».

В результате вышеописанного эксперимента под серьезный вопрос был поставлен феномен свободы выбора и воли. Нейробиологи предположили, что мозг руководствуется бессознательной мозговой активностью, что еще раз обращает внимание на важность бессознательности в жизни людей.

За принятие решений работает префронтальная кора, а особенно вентромедиальная кора мозга, в этом процессе задействуются нейронные цепочки улучшающие психоэмоциональное состояние. Именно эта зона мозга человека отвечает за целенаправленное поведение.

Наука, изучающая процесс принятия решений при выборе альтернативных вариантов, распределения рисков и вознаграждений, называется-нейроэкономикой.

В нейроэкономике принятие решений выглядит надлежащим образом: появляется проблема, следует сопоставление альтернатив, совершается выбор среди альтернатив и расценивается результат с целью получения опыта. Большинство исследований в нейроэкономике фокусируются на этапе сравнения альтернатив. Считается, что, если известно предпочтение, можно прогнозировать решение. Следовательно, большинство изучений сосредоточены на выявлении, почему нам нравится одна опция больше, чем другая.





Глава 1.5.

Иллюзия выбора. От чего зависит наш выбор, и как мы на него влияем?

Как мозг принимает решения?

Для принятия решений мозгу нужно проанализировать потребности и покопаться в памяти и сенсорных системах. Сначала мозг выявляет главную потребность, затем вспоминает программы, которые уже приводили к успеху, собирает информацию об окружающей среде и выдает решение.

Сначала мозг определяет доминирующей потребностью. Это может быть потребность в еде, заботе, отдыхе, любви и т.д. Потребности – важный компонент в принятии решений. Они конкурируют между собой: мозг постоянно выбирает доминирующую потребность.

Нобелевский лауреат Даниел Канеман предложил идею двух систем, которая предполагает, что иногда мы пользуемся интуицией, а иногда пользуемся системой рассуждения. У обеих систем есть свои преимущества.

Так, эмоциональная система очень быстрая - при ее использовании мы можем обрабатывать параллельно большой объем информации, она автоматична и порой приводит человека к ситуации, когда при больших потерях он начинает совершать нерациональные поступки. Система рассуждения, в свою очередь, контролируема, но очень медленна.

Ученым пришла в голову идея о том, что есть множество факторов, которые влияют на принятие решений (гены, социум и др.), среди них мозг – ключевой механизм, который объясняет наши решения. Так возникла новая область - нейроэкономика, которая пытается создать принципиально новую теорию, которая объяснит наши решения генами, активностью нейронов, восприятием нашим мозгом информации, влиянием социальной среды и эволюцией.

История иллюзии выбора.

Иллюзия выбора – это относительно новая концепция. Впервые на этот термин намекнул американский философ и психолог Уильям Джеймс в своей лекции «Воля к вере», опубликованный в 1896 году.

В эссе Джеймс утверждает, что выбор может быть вынужденным или избегаемым, и что «любая дилемма, основанная на полной логической развязке, без возможности не выбирать, является вариантом этого вынужденного типа».

Впоследствии на иллюзию выбора стали ссылаться в области психологии. В основополагающей работе, опубликованной в 2000 году, психологи Шина Айенгар и Марк Леппер обнаружили, что люди с большей вероятностью будут покупать товары, когда им представляется меньший выбор.

Более того исследователи также обнаружили, что люди были более удовлетворены своими покупками, если им было предоставлено меньще выбора. Этот вывод стал известен как «парадокс выбора».

Глава 2.

Практическая часть.

Сравнение работы мозга в зависимости от действий и поведения человека.

С помощью исследования всей вышестоящей информации, мы подходим к выявлению ответа на вопрос: Мозг управляет человеком или человек мозгом?

У данного вопроса имеется множество различных ответов, но мнения людей разделились на несколько мнений: Человеком, его эмоциями, действиями и принятиями решений отвечает исключительно мозг и личность человека силы не имеет, а второе мнение базируется на том, что мозг не влияет на личностные решения человека, а лишь исполняет свои базовые функции как орган.

На самом деле данный вопрос нерешенный до конца в области нейробиологии, но в своей работе я хочу опровергнуть или доказать собственную гипотезу, которая состоит в том, что мозг и человек взаимосвязаны в управлении действиями принятия решений и выборов.

План действий:

  • Провести исследование ЭЭГ сигналов мозга на подопытном.

  • Рассмотреть сигналы мозга в зависимости от действий человека (физ.нагрузка, умственная деятельность.)

  • Проанализировать их.


(изображение 1. физ.нагрузка)

В данном снимке ЭЭГ изображена физическая активность человека, за которую отвечает двигательная кора.

Двигательная кора – области коры больших полушарий, отвечающих за планирование, контроль и выполнение производных движений.

Датчики ЭЭГ, поместили на лобную долю головы человека, где и находится моторная часть головного мозга. Подопытный выполнял приседания и это можно видеть через периодичность скачков сигнала.

Можно прийти к выводу о том, что мозг посылает сигналы для совершения действий, до того как человек их осознал, так как периодичность сигналов выявлялись раньше, чем осознанность человеком своих же действий.

(изображение 2. умственная деятельность)

На данном снимке ЭЭГ, мы можем наблюдать сигналы мозга на умственную деятельность. Сигналы, в отличие от прошлого снимка не периодичны, так как происходит мышление, а если точно, то чтение про себя.

За мыслительную деятельность, а так же мышление, память и обучение отвечает левое полушарие мозга.

Левое полушарие называют рационально-логическим. Оно заведует логическим, аналитическим, абстрактным мышлением, обрабатывает информацию последовательно, поступательно, перебирая все возможные варианты.





Глава 2.1.

Иллюзия звука. Обман мозга.

Слуховая иллюзия – ложное восприятие реального звука либо внешнего раздражителя. Они выделяют области, в которых человеческое ухо и мозг, как органические инструменты выживания, отличаются от совершенных звуковых рецепторов.

Иллюзия выбора – это когнитивное предубеждение, которое заставляет людей верить, что они больше контролируют свою жизнь, чем есть это на самом деле.

Во втором эксперименте я продемонстрировала иллюзию выбора путем слуховой иллюзии.

Задача эксперимента состояла в том, чтобы путем иллюзии выбора доказать искажение в восприятии сделанного выбора мозгом.

Группе подопытных перед включением аудио файла, было сказано то, что они должны услышать только фразу “Brain storm”. Когда аудио закончилось, люди утверждали то, что они услышали именно эту фразу.

Позже тем же людям была предложена запись с фразой “Green needle" и они также утвердили, что слышали именно эту фразу.

Но весь эксперимент состоял в том, что подопытным предлагалась одна и та же запись и при повторном включении люди могли слышать обе эти фразы одновременно, в зависимости от того какую именно из предложенных они хотели услышать.

Вывод. Опровержение или доказательство теории.

В ходе своего исследования мы изучили многие аспекты работы мозга человека и его поведение, доказав тем самым свою гипотезу того, что мы – и есть наш мозг. Мы способны принимать решения, основываясь на наших потребностях, в которых нуждается наш мозг. Так же цель мозга состоит в том, чтобы контролировать работу всего организма. При этом вся информация получается мозгом от органов зрения, слуха и т.п. Мозг получает информацию при помощи нас. Например человек желает съесть ту или иную еду в таком контексте, то получится, что желание на самом деле появилось до того, как человек его осознал.

Заключение.

В ходе своей работы мы убедились в актуальности своей темы, мозг человека по сей день является загадкой для многих ученых, и для прояснения данного вопроса я провела ряд опытов на добровольцах.

В данном проекте мы рассмотрели ключевые темы мозга человека и его сознания, также когнитивистко-ориентированную психологию и нейробиологию, углубились в происхождения и истории данных наук.

А также изучили темы управления сознанием человека мозгом, иллюзии выбора и слуха.

Мы достигли своей цели, доказав собственную теорию о том, что мозг и человек взаимосвязаны, в каком-то смысле человек способен делать выбор самостоятельно, без влияния на него особенностей мозга. Тем не менее верно и обратное: мозг во многом определяет действия человека.


Список литературы.

Оригинальная исследовательская статья. Аникет Киттут, Дональд Калар, Эрик Миллер, Кристиан Сеппа, Иорладна Гил, Д. Стотт Паркер, Фред В. Саб77, Роберт М. Билдер.

Когнитивный атлас: на пути к фундаменту знаний для когнитивной нейронауки. – 2011 г.

Эскера.С Историко – концептуальный подход к когнитивной нейронауке. – 2004 г.

Электронные ресурсы.

Когнитивная психология. Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/Когнитивная_психология

Когнитивная нейробиология. Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/Когнитивная_нейробиология

Theory and practice. Статья: Я или мой мозг: кто на самом деле принимает решения? (2 апреля 2019 г.) https://theoryandpractice.ru/

ВикибриФ.Статья: Принятие решений – Decision – making(12 мая 2021г.) https://ru.wikibrief.org/wiki/Decision-making


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!