СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт разработки и результативного использования современных воспитательных технологий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт разработки и результативного использования

современных воспитательных технологий

 

 

 

  1. Введение. Современные воспитательные технологии.
  2. Действенные технологии, которых я придерживаюсь в практике работы (о содержании технологий, тактических приемах).      
  3. Методы: «Коллаж», «Кейс-стади», «Ученый совет»
  4. Результативность работы и  о диагностике воспитанности. 

 

Воспитание - это наука, которая обучает

наших детей обходиться без нас.

 

Творческая успешная личность - это человек, обладающий всеми качествами личности, плюс желанием творить, плюс обладание системой умений и навыков, необходимых для творчества. В понятии "Творческая личность" всё-таки главное слово личность. А главное качество личности – это нравственность. С помощью каких технологий воспитания можно идти к цели воспитания нравственной личности?

В чём отличие современных технологий от традиционных: если раньше технология была направлена на приобретение знаний, то сейчас - на приобретение опыта.

Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты: диагностирование, целеполагание, проектирование, конструирование, организационно – деятельностный компонент, контрольно – управленческий компонент.

 

Современные воспитательные технологии:

  • технология проектного обучения;
  • личностно-ориентированная технология;
  • технология здоровьесберегающая;
  • технология учебной деловой игры;
  • технология развития критического мышления;
  • технология КТД И. П. Иванова;
  • технология проведения учебных дискуссий;
  • тьюторство – технология педагогической поддержки;
  • технология создания ситуации успеха;
  • шоу-технологии;
  • ситуативные технологии.

Рассмотрим  одну из современных технологий,  методики и приемы.

Технология коллективно-творческих дел И.П.Иванова включает в себя:

 

  • Интеллектуальные КТД (пример: «Брейн-ринг», «Олимпиады», «Умники и умницы»)
  • Художественные КТД (пример: театрализация праздников, концерты, декоративное творчество)
  • Спортивные  (пример: «Спартакиады»)
  • Трудовые  (пример: «Трудовой десант», «Книжкина больница», «В детский сад с играми и игрушками»)
  • Сценарии добрых дел (социально-значимые акции, шефская работа, выход в ДОУ и т.д.)

Это эффективная технология  воспитания и развития учащегося, основанная на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации?

Коллективно-творческое дело характеризуют:

- единое дело и добровольное участие в нём;

- выбора форм деятельности;

-содружество взрослых и детей  (совместная работа с родителями);

- коллективная  творческая деятельность под влиянием  творчески одарённых лидеров.

 

Методы и приемы в технологиях воспитания:

Методика «Коллаж»

  • Предполагает изучение  проблемы путем создания плакатов из найденных иллюстраций, цитат и других имеющихся средств.
  • Реализуется в группах.
  • Предусматривает презентацию, видеоролики

Например: «Быть героем - это обо мне?», «Я – часть природы», «Этот большой добрый мир ».

 

Методика «Кейс – стади» - изучение типовых ситуаций в ходе коллективного анализа образцов принятия решений.

Метод представляет собой специфическую разновидность исследовательской аналитической технологии, т.е. включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры.

Метод «кейс-стади» выступает как технология коллективного обучения, важнейшими составляющими которой выступают работа в группе (или подгруппах) и взаимный обмен информацией.

К преимуществам метода «кейс-стади» можно отнести:

- использование принципов проблемного обучения – получение навыков решения реальных проблем, возможность работы группы на едином проблемном поле, при этом процесс изучения, по сути, имитирует механизм принятия решения в жизни, он более адекватен жизненной ситуации, чем заучивание терминов с последующим пересказом, поскольку требует не только знания и понимания терминов, но и умения оперировать ими, выстраивая логические схемы решения проблемы, аргументировать свое мнение;

- получение навыков работы в команде;

- выработка навыков простейших обобщений;

- получение навыков презентации.

При использовании метода можно говорить о трех стадиях в работе:

Первая фаза представляет собой вхождение в психологическую раскованность, отказ от стереотипности, страха показаться смешным и неудачником; достигается созданием благоприятной психологической обстановки и взаимного доверия, когда идеи теряют авторство, становятся общими. Основная задача этой фазы — успокоиться и расковаться.

Вторая фаза – это собственно активная работа; задача этой фазы – породить поток, лавину идей по следующим принципам:

- есть идея, — говорю, нет идеи, — не молчу;

- поощряется самое необузданное ассоциирование, чем более дикой покажется идея, тем лучше;

- количество предложенных идей должно быть как можно большим;

-высказанные идеи разрешается заимствовать и как угодно комбинировать, а также видоизменять и улучшать;

- исключается критика, можно высказывать любые мысли без боязни, что их признают плохими, критикующих лишают слова;

- время высказываний — не более 1-2 минут.

 

Третья фаза представляет собой творческий анализ идей с целью поиска конструктивного решения проблемы по следующим правилам:

- анализировать все идеи без дискриминации какой-либо из них;

- не должна нарушаться красота и изящество полученного результата;

- должно быть принципиально новое видение;

- ищи «жемчужину».

 

Как правило, во всех дискуссиях при обсуждении кейсов преподавателем формулируются четыре основных вопроса:

1.Почему ситуация выглядит как дилемма?

2.Кто принимал решение?

3.Какие варианты решения имел тот, кто принимал решение?

4.Что ему надо было сделать?

В процессе подбора имеющихся материалов или разработки кейса самим учителем, важно полностью переработать имеющийся текст. Во- первых, выбрать оптимальный объем кейс-текста. Для учащихся 2-4 кл. – не более 0,5 - 1 страницы, содержащими до 2 смысловых проблемных фрагментов. В состав кейса может быть включен небольшой вводный или дополняющий комментарий учителя. При подготовке текста кейса абсолютным требованием к нему становится удаление всего, что содержит анализ проблемы, объяснение причин события, принятых мер по решению проблемы, оценочных суждений (если не требуется анализа данных оценок), и, главное, открытое представление проблемы. На наш взгляд, проблема должна быт представлена косвенно, через набор фактов-трудностей, через перечисление действий субъектов события и т.д. Важной задачей кейс-технологии является выявление и анализ проблемной ситуации, что позволяет выстроить путь и способы ее решения. Кейс может быть дополнен приложением с дополнительной информацией или списком литературы для дополнительного изучения вопроса, ситуации, списком Интернет-ресурсов по теме. Во всех методических рекомендациях по кейс-технологиям непременным требованием для работы с ними становятся вопросы или задания по тексту кейса. В качестве задания можно приложить самостоятельный сбор дополнительной информации самим учеником, задание по разработке компьютерной презентации или проекта.

Методика «Фруктовый сад»

Методика используется для выявления потребностей, целей, ожиданий и опасений участников перед проведением отдельных занятий. Работа проводится в группе.

Оборудование: изображения яблок и лимонов из плотной бумаги, плакаты с нарисованными на них деревьями и подписями "яблоня" и "лимонное дерево", фломастеры, плакат, скотч.

Перед участниками работы вывешиваются плакаты с изображением деревьев, раздаются вырезанные из бумаги яблоки и лимоны.

Свои ожидания участникам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Фрукты нужно разместить на соответствующих деревьях при помощи скотча. Организатор озвучивает записи участников, ожидания и опасения, предлагает их обсудить.

 

 «Ученый совет»

Методика, которая позволяет оценить уровень своих знаний, опыта в процессе составления материалов для блицтурниров, олимпиад, конкурсов и соревнований. Ребята не только учатся использовать свои труды, но и учитывать знания  и опыт сверстников. «Какие игры приготовить для малышей из детского сада?», «С какой инсценировкой выступить на празднике?», «Какие вопросы  и задания предложить для олимпиады?» - эти и многие другие вопросы предстоит обдумывать ребятам при подготовке  и проведении классных мероприятий. Экспертами в подборе материалов в начальных классах выступают учителя и родители.

 

- Активные методы воспитания – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие  практической деятельности воспитанников, например:

-Тренинги;

-Игровое обучение;

-Деловые игры;

-Моделирование и выполнение проектов (сценариев добрых дел, сценариев КТД, праздников и мероприятий и др.)  и т.д.

             С помощью активных методов воспитания можно развить в детях способность работать в команде, осуществлять совместную проектную и исследовательскую деятельность, отстаивать свои позиции, обосновывать собственное мнение и принимать ответственность.

 

Методы диагностики:

  • метод эксперимента – проявления воспитанности в специально созданных условиях, в которых, по мнению педагога, необходимое качество обязательно проявится;
  • метод анкетирования (интервью) - содержания даваемых человеком письменных ответов на заранее подготовленный перечень письменных (устных) вопросов;
  • метод независимых характеристик – оценочного суждения других лиц о воспитанности конкретного человека.

Качества Достойной цели: новизна, общественная полезность, конкретность, значительность, практичность. Ощущение продвижения вперед.

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Опыт разработки и результативного использования современных воспитательных технологий»

Гордеевой Натальи Викторовны,

учителя начальных классов ГБОУ СОШ №2 г. Сызрани


Опыт разработки и результативного использования

современных воспитательных технологий




  1. Введение. Современные воспитательные технологии.

  2. Действенные технологии, которых я придерживаюсь в практике работы (о содержании технологий, тактических приемах).

  3. Методы: «Коллаж», «Кейс-стади», «Ученый совет»

  4. Результативность работы и о диагностике воспитанности. 


Воспитание - это наука, которая обучает

наших детей обходиться без нас.


Творческая успешная личность - это человек, обладающий всеми качествами личности, плюс желанием творить, плюс обладание системой умений и навыков, необходимых для творчества. В понятии "Творческая личность" всё-таки главное слово личность. А главное качество личности – это нравственность. С помощью каких технологий воспитания можно идти к цели воспитания нравственной личности?

В чём же отличие современных технологий от традиционных? Если раньше технология была направлена на приобретение знаний, то сейчас - на приобретение опыта.

Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты: диагностирование, целеполагание, проектирование, конструирование, организационно – деятельностный компонент, контрольно – управленческий компонент.


Современные воспитательные технологии:

  • технология проектного обучения;

  • личностно-ориентированная технология;

  • технология здоровьесберегающая;

  • технология учебной деловой игры;

  • технология развития критического мышления;

  • технология КТД И. П. Иванова;

  • технология проведения учебных дискуссий;

  • тьюторство – технология педагогической поддержки;

  • технология создания ситуации успеха;

  • шоу-технологии;

  • ситуативные технологии.

Рассмотрим одну из современных технологий, методики и приемы.



Технология коллективно-творческих дел И.П.Иванова включает в себя:


  • Интеллектуальные КТД (пример: «Брейн-ринг», «Олимпиады», «Умники и умницы»)

  • Художественные КТД (пример: театрализация праздников, концерты, декоративное творчество)

  • Спортивные (пример: «Спартакиады»)

  • Трудовые (пример: «Трудовой десант», «Книжкина больница», «В детский сад с играми и игрушками»)

  • Сценарии добрых дел (социально-значимые акции, шефская работа, выход в ДОУ и т.д.)

Это эффективная технология воспитания и развития учащегося, основанная на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации?

Коллективно-творческое дело характеризуют:

- единое дело и добровольное участие в нём;

- выбора форм деятельности;

-содружество взрослых и детей (совместная работа с родителями);

- коллективная творческая деятельность под влиянием  творчески одарённых лидеров.


Методы и приемы в технологиях воспитания:

Методика «Коллаж»

  • Предполагает изучение проблемы путем создания плакатов из найденных иллюстраций, цитат и других имеющихся средств.

  • Реализуется в группах.

  • Предусматривает презентацию, видеоролики

Например: «Быть героем - это обо мне?», «Я – часть природы», «Этот большой добрый мир ».


Методика «Кейс – стади» - изучение типовых ситуаций в ходе коллективного анализа образцов принятия решений.

Метод представляет собой специфическую разновидность исследовательской аналитической технологии, т.е. включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры.

Метод «кейс-стади» выступает как технология коллективного обучения, важнейшими составляющими которой выступают работа в группе (или подгруппах) и взаимный обмен информацией.

К преимуществам метода «кейс-стади» можно отнести:

- использование принципов проблемного обучения – получение навыков решения реальных проблем, возможность работы группы на едином проблемном поле, при этом процесс изучения, по сути, имитирует механизм принятия решения в жизни, он более адекватен жизненной ситуации, чем заучивание терминов с последующим пересказом, поскольку требует не только знания и понимания терминов, но и умения оперировать ими, выстраивая логические схемы решения проблемы, аргументировать свое мнение;

- получение навыков работы в команде;

- выработка навыков простейших обобщений;

- получение навыков презентации.

При использовании метода можно говорить о трех стадиях в работе:

Первая фаза представляет собой вхождение в психологическую раскованность, отказ от стереотипности, страха показаться смешным и неудачником; достигается созданием благоприятной психологической обстановки и взаимного доверия, когда идеи теряют авторство, становятся общими. Основная задача этой фазы — успокоиться и расковаться.

Вторая фаза – это собственно активная работа; задача этой фазы – породить поток, лавину идей по следующим принципам:

- есть идея, — говорю, нет идеи, — не молчу;

- поощряется самое необузданное ассоциирование, чем более дикой покажется идея, тем лучше;

- количество предложенных идей должно быть как можно большим;

-высказанные идеи разрешается заимствовать и как угодно комбинировать, а также видоизменять и улучшать;

- исключается критика, можно высказывать любые мысли без боязни, что их признают плохими, критикующих лишают слова;

- время высказываний — не более 1-2 минут.



Третья фаза представляет собой творческий анализ идей с целью поиска конструктивного решения проблемы по следующим правилам:

- анализировать все идеи без дискриминации какой-либо из них;

- не должна нарушаться красота и изящество полученного результата;

- должно быть принципиально новое видение;

- ищи «жемчужину».



Как правило, во всех дискуссиях при обсуждении кейсов преподавателем формулируются четыре основных вопроса:

  1. Почему ситуация выглядит как дилемма?

  2. Кто принимал решение?

  3. Какие варианты решения имел тот, кто принимал решение?

  4. Что ему надо было сделать?

В процессе подбора имеющихся материалов или разработки кейса самим учителем, важно полностью переработать имеющийся текст. Во-первых, выбрать оптимальный объем кейс-текста. Для учащихся 2-4 кл. – не более 0,5 - 1 страницы, содержащими до 2 смысловых проблемных фрагментов. В состав кейса может быть включен небольшой вводный или дополняющий комментарий учителя. При подготовке текста кейса абсолютным требованием к нему становится удаление всего, что содержит анализ проблемы, объяснение причин события, принятых мер по решению проблемы, оценочных суждений (если не требуется анализа данных оценок), и, главное, открытое представление проблемы. На наш взгляд, проблема должна быт представлена косвенно, через набор фактов-трудностей, через перечисление действий субъектов события и т.д. Важной задачей кейс-технологии является выявление и анализ проблемной ситуации, что позволяет выстроить путь и способы ее решения. Кейс может быть дополнен приложением с дополнительной информацией или списком литературы для дополнительного изучения вопроса, ситуации, списком Интернет-ресурсов по теме. Во всех методических рекомендациях по кейс-технологиям непременным требованием для работы с ними становятся вопросы или задания по тексту кейса. В качестве задания можно приложить самостоятельный сбор дополнительной информации самим учеником, задание по разработке компьютерной презентации или проекта.

Методика «Фруктовый сад»

Методика используется для выявления потребностей, целей, ожиданий и опасений участников перед проведением отдельных занятий. Работа проводится в группе.

Оборудование: изображения яблок и лимонов из плотной бумаги, плакаты с нарисованными на них деревьями и подписями "яблоня" и "лимонное дерево", фломастеры, плакат, скотч.

Перед участниками работы вывешиваются плакаты с изображением деревьев, раздаются вырезанные из бумаги яблоки и лимоны.

Свои ожидания участникам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Фрукты нужно разместить на соответствующих деревьях при помощи скотча. Организатор озвучивает записи участников, ожидания и опасения, предлагает их обсудить.


«Ученый совет»

Методика, которая позволяет оценить уровень своих знаний, опыта в процессе составления материалов для блицтурниров, олимпиад, конкурсов и соревнований. Ребята не только учатся использовать свои труды, но и учитывать знания и опыт сверстников. «Какие игры приготовить для малышей из детского сада?», «С какой инсценировкой выступить на празднике?», «Какие вопросы и задания предложить для олимпиады?» - эти и многие другие вопросы предстоит обдумывать ребятам при подготовке и проведении классных мероприятий. Экспертами в подборе материалов в начальных классах выступают учителя и родители.


- Активные методы воспитания – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие практической деятельности воспитанников, например:

-Тренинги;

-Игровое обучение;

-Деловые игры;

-Моделирование и выполнение проектов (сценариев добрых дел, сценариев КТД, праздников и мероприятий и др.) и т.д.

С помощью активных методов воспитания можно развить в детях способность работать в команде, осуществлять совместную проектную и исследовательскую деятельность, отстаивать свои позиции, обосновывать собственное мнение и принимать ответственность.


Методы диагностики:

  • метод эксперимента – проявления воспитанности в специально созданных условиях, в которых, по мнению педагога, необходимое качество обязательно проявится;

  • метод анкетирования (интервью) - содержания даваемых человеком письменных ответов на заранее подготовленный перечень письменных (устных) вопросов;

  • метод независимых характеристик – оценочного суждения других лиц о воспитанности конкретного человека.


Качества Достойной цели: новизна, общественная полезность, конкретность, значительность, практичность. Ощущение продвижения вперед.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!