СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания по формированию читательской грамотности на уроках истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Задания по формированию читательской грамотности на уроках истории»



Школа современного учителя. История

I. Проверка умения находить и извлекать информацию


Задание 1. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими

характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две

соответствующие характеристики, обозначенные цифрами

А) Между тем мы за благо усмотрели, чтоб всех охотников рудных дел последующими привилегиями пожаловать и снабдить, и сим нашим указом народу нашего Российского государства объявить.

1. Соизволяется всем, и каждому дается воля, какого бы чина и достоинства ни был, во всех местах как на собственных, так и на чужих землях искать, плавить, варить и чистить всякие металлы

2. Кто новые металлы и минералы изобрящет, и охоту будет иметь ко устроению заводов, тем являться в Санкт-Петербурге в Берг-коллегии; в Москве же, в Сибири и в Казани определенным от Берг-коллегии берг-офицерам, которые долженствуют оным добрым советом вспомоществовать.

6. Помещики или владетели тех земель, в которых руды изобрящутся, имеют напредь в сих позволение ко устроению тех заводов, когда заранее о том востребуют.

8. Кто в своих землях полезные металлы, яко золото, серебро и медь сыщет, и объявит в Берг-коллегиум, и похощет завод построить, тому дастся из коллегии, по доброте руд смотря, взаймы денег на строение.

10. Мастеровые люди таких заводов, которые подлинно в дело произведутся, не токмо от поборов денежных и солдатской и матрозской службы и всякой накладки освобождаются, но и в определенные времена за их работу исправную за плату получать будут.


Б) Понеже хотя по прежним указам купецким людям деревень покупать было и запрещено, и тогда то запрещение было того ради, что они, кроме купечества, к пользе государственной других никаких заводов не имели; а ныне по нашим указам, как всем видно, что многие купецкие люди компаниями, и особно многие возымели к приращению государственной пользы заводить вновь разные заводы, а именно: серебреные, медные, железные, игольные и прочие сим подобные, к тому ж и шелковые и полотняные и шерстяные фабрики, из которых многие уже и в действо произошли. Того ради позволяется сим нашим указом, для размножения таких заводов, как шляхетству, так и купецким людям, к тем заводам деревни покупать невозбранно, с позволения Берг- и Мануфактур-коллегии, токмо под такою кондициею, дабы те деревни всегда были уже при тех заводах неотлучно. И для того, как шляхетству, так и купечеству, тех деревень особо без заводов отнюдь никому не продавать и не закладывать, и никакими вымыслы ни за кем не крепить, и на выкуп таких деревень никому не отдавать, разве кто похочет для необходимых своих нужд те деревни и с теми заводы продать, то таким продавать с позволения Берг- и Мануфактур-коллегии. А ежели кто противо сего поступит, то оного всего того лишить безповоротно.

А ежели кто будет заводы заводить токмо для лица малые, чтоб ему тем у кого деревни купить, и таковых вымышленников до той покупки отнюдь не допускать, и смотреть того накрепко в Берг- Мануфактур-коллегии; а ежели таковые явятся, и их по усмотрению штрафовать отнятием всего движимого и недвижимого имения.


ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Указ был направлен на создание железо- и медеплавильных заводов

2) Указ относился только к помещикам и купцам

3) Указ направлен на обеспечение заводов рабочей силой

4) Указ предоставлял льготы для людей, занимающихся рудным делом

5) Указ поощрял частновладельческие предприятия различной направленности

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

Фрагмент А

Фрагмент Б






Задание 2. Рассмотрите схему и выполните задания


  1. Напишите название войны, события которой обозначены на данной схеме.

Ответ: _______________ .

  1. Напишите название города, у стен которого произошло сражение, обозначенное на схеме цифрой «1».

Ответ: ________________________ .

  1. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются

верными? Выберите все правильные суждения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Мирный договор, завершивший войну, события которой изображены на данной схеме, был подписан в городе, обозначенном цифрой «2».

2) В результате этой войны Россия утратила заштрихованные на схеме территории.

3) После завершения войны, события которой обозначены на данной схеме, Россия стала империей.

4) Одну из решающих побед в данной войне русская армия одержала в сражении, обозначенном цифрой «3».

5) В ходе войны, события которой обозначены на данной схеме, проводились рекрутские наборы.

6) Следствием войны, события которой изображены на данной схеме, стала утрата Россией статуса морской державы.

Ответ: ____________________ .


Задание 3. Прочитайте отрывок из документа и выполните задание.


«В эти решительные дни в жизни России почли мы долгом совести облегчить народу нашему тесное единение и сплочение всех сил народных для скорейшего достижения победы и, в согласии с Государственной думою, признали мы за благо отречься от Престола Государства Российского и сложить с себя Верховную власть.»

Из Манифеста Николая II об отречении

от престола 2 марта 1917 г.



1.Чем объясняет Николай II необходимость своего отречения от престола?

2. Какую позицию по этому решению заняла Государственная Дума?


II. Проверка умения интегрировать и интерпретировать информацию


Задание 1. Рассмотрите иллюстрацию и выполните задания.



Какие суждения о картине и событиях, изображенных не ней, являются верными? Выберите все верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Царь Петр I обсуждает с сыном его будущую свадьбу

2) Автор картины художник Н.Ге

3) Царевич Алексей был единомышленником отца

4) У Петра I и его сына были разные взгляды на будущее России

5) Царевич Алексей раскаялся и принял сторону отца

Ответ: ________________


Задание 2. Прочтите отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы.

«УКАЗ О ЕДИНОНАСЛЕДИИ…

1. Всем недвижимых вещей, то есть, родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, также и дворов, и лавок не продавать и не закладывать, но обращятися оным в род таким образом:

2. Кто имеет сыновей, и ему же аще хощет, единому из оных дать недвижимое чрез духовную (по завещанию. — Ред.), тому в наследие и будет; другие же дети обоего пола да награждены будут движимыми имении, которыя должен отец их или мать разделити им при себе как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по своей воли, кроме онаго одного, который в недвижимых наследником будет. А ежели у онаго сыновей не будет, а имеет дочерей, то должен их определити таким образом.

3. Кто бездетен, и оный волен отдавать недвижимое одному фамилии своей, кому похочет дать сродникам своим, или и посторонним, и то в его произволении будет. А жели при

себе не учинит, тогда обои те имения да разделены будут указом в род; недвижимое одному по линии ближнему (одному из ближайших родственников — Ред.), а прочее другим, кому надлежит равным образом.

4. Кому по духовной или по первенству достанутся недвижимыя, у того и движимаго имения части других в сохранении да будут до тех мест (до тех пор. — Ред.), пока его братья и сестры приспеют возроста своего, мужеской до осмнадцати, а женской до семнадцати лет; и в те уреченные лета должен тот наследник их братей и сестр кормить и снабдевать, и учить всех грамоте, а мужской пол и цыфирному счету, также и наукам, к которым приклонность будет кто иметь.

5. И для того надлежит отцам или матерям заранее духовные писать, и движимыя имения долями описывать; буде же отец или мать умрет без духовной, то тотчас детям их объявить после смерти родителей своих, где они ведомы, и требовать, дабы пожитки описать, и доли им определить при свидетелях. А покамест наследники недвижимых вещей до двадцати лет возраста своего не приидут, а другие оставшиеся в движимых имениях обоего пола до вышеприписанных лет не приспеют, никаким их письмам или записям не верить, который прежде тех явятся у кого; и дабы кадеты (несовершеннолетние, «недоросли» — Ред.) обоих полов каким образом не были притеснены в молодых летах, того для, невольно в брак вступать, ранее, мужеского пола до двадцати, а женского до семнадцати лет.»¹


1. Укажите автора документа и месяц и год его создания. Укажите название периода

истории России, когда правил это монарх.

2. Каковы предпосылки создания этого документа? Укажите не менее двух предпосылок.

В интересах какого сословия был составлен Указ?

3. К каким результатам должно было привести исполнение этого Указа? Укажите не

менее двух положений.


Задание 3. Прочитайте текст и ответьте на вопрос.

По подсчётам историка С. В. Мироненко, если взять за основу владение крепостными

крестьянами членами правящей элиты России в первой четверти XIX в., то картина получается следующая:

не имели — 28,2%;

имели до 100 душ — 9,4%;

имели от 101 до 500 душ — 24,7%;

имели свыше 1000 душ — 20,4%;

нет сведений — 18,8%.

Что можно сказать о характере правящей элиты в России, если мелкопоместными назывались дворяне, имевшие до 100 душ, среднепоместными — до 500 душ, крупнопоместными — свыше 500 душ?


III. Умение осмысливать и оценивать содержание и форму текста


Задание 1. Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки.

В начальный период правления Ивана IV был проведён ряд преобразований, направленных на централизацию власти и построение общественных институтов. Не последнюю роль в этих преобразованиях сыграла так называемая «Избранная рада» - неофициальное правительство царя, среди которых выделялись окольничий А. Адашев и духовник царя священник Филофей. В 1550-е гг. Россия проводит активную внешнюю политику, в результаты чего были покорены Крымское и Астраханское ханства.


Положение текста, в котором допущена ошибка

Исправленное положение текста

1)



2)





Задание 2. Прочитайте отрывок из документа и выполните задание.


«В эти решительные дни в жизни России почли мы долгом совести облегчить народу нашему тесное единение и сплочение всех сил народных для скорейшего достижения победы и, в согласии с Государственной думою, признали мы за благо отречься от Престола Государства Российского и сложить с себя Верховную власть.»

Из Манифеста Николая II об отречении

от престола 2 марта 1917 г.


Предположите, к чему могло привести такое решение? С вашей точки зрения, как можно

оценить такой поступок главы государства в военное время?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!