Школа современного учителя. История
I. Проверка умения находить и извлекать информацию
Задание 1. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими
характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две
соответствующие характеристики, обозначенные цифрами
А) Между тем мы за благо усмотрели, чтоб всех охотников рудных дел последующими привилегиями пожаловать и снабдить, и сим нашим указом народу нашего Российского государства объявить.
1. Соизволяется всем, и каждому дается воля, какого бы чина и достоинства ни был, во всех местах как на собственных, так и на чужих землях искать, плавить, варить и чистить всякие металлы
2. Кто новые металлы и минералы изобрящет, и охоту будет иметь ко устроению заводов, тем являться в Санкт-Петербурге в Берг-коллегии; в Москве же, в Сибири и в Казани определенным от Берг-коллегии берг-офицерам, которые долженствуют оным добрым советом вспомоществовать.
6. Помещики или владетели тех земель, в которых руды изобрящутся, имеют напредь в сих позволение ко устроению тех заводов, когда заранее о том востребуют.
8. Кто в своих землях полезные металлы, яко золото, серебро и медь сыщет, и объявит в Берг-коллегиум, и похощет завод построить, тому дастся из коллегии, по доброте руд смотря, взаймы денег на строение.
10. Мастеровые люди таких заводов, которые подлинно в дело произведутся, не токмо от поборов денежных и солдатской и матрозской службы и всякой накладки освобождаются, но и в определенные времена за их работу исправную за плату получать будут.
Б) Понеже хотя по прежним указам купецким людям деревень покупать было и запрещено, и тогда то запрещение было того ради, что они, кроме купечества, к пользе государственной других никаких заводов не имели; а ныне по нашим указам, как всем видно, что многие купецкие люди компаниями, и особно многие возымели к приращению государственной пользы заводить вновь разные заводы, а именно: серебреные, медные, железные, игольные и прочие сим подобные, к тому ж и шелковые и полотняные и шерстяные фабрики, из которых многие уже и в действо произошли. Того ради позволяется сим нашим указом, для размножения таких заводов, как шляхетству, так и купецким людям, к тем заводам деревни покупать невозбранно, с позволения Берг- и Мануфактур-коллегии, токмо под такою кондициею, дабы те деревни всегда были уже при тех заводах неотлучно. И для того, как шляхетству, так и купечеству, тех деревень особо без заводов отнюдь никому не продавать и не закладывать, и никакими вымыслы ни за кем не крепить, и на выкуп таких деревень никому не отдавать, разве кто похочет для необходимых своих нужд те деревни и с теми заводы продать, то таким продавать с позволения Берг- и Мануфактур-коллегии. А ежели кто противо сего поступит, то оного всего того лишить безповоротно.
А ежели кто будет заводы заводить токмо для лица малые, чтоб ему тем у кого деревни купить, и таковых вымышленников до той покупки отнюдь не допускать, и смотреть того накрепко в Берг- Мануфактур-коллегии; а ежели таковые явятся, и их по усмотрению штрафовать отнятием всего движимого и недвижимого имения.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Указ был направлен на создание железо- и медеплавильных заводов
2) Указ относился только к помещикам и купцам
3) Указ направлен на обеспечение заводов рабочей силой
4) Указ предоставлял льготы для людей, занимающихся рудным делом
5) Указ поощрял частновладельческие предприятия различной направленности
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
Задание 2. Рассмотрите схему и выполните задания
Напишите название войны, события которой обозначены на данной схеме.
Ответ: _______________ .
Напишите название города, у стен которого произошло сражение, обозначенное на схеме цифрой «1».
Ответ: ________________________ .
Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются
верными? Выберите все правильные суждения и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Мирный договор, завершивший войну, события которой изображены на данной схеме, был подписан в городе, обозначенном цифрой «2».
2) В результате этой войны Россия утратила заштрихованные на схеме территории.
3) После завершения войны, события которой обозначены на данной схеме, Россия стала империей.
4) Одну из решающих побед в данной войне русская армия одержала в сражении, обозначенном цифрой «3».
5) В ходе войны, события которой обозначены на данной схеме, проводились рекрутские наборы.
6) Следствием войны, события которой изображены на данной схеме, стала утрата Россией статуса морской державы.
Ответ: ____________________ .
Задание 3. Прочитайте отрывок из документа и выполните задание.
«В эти решительные дни в жизни России почли мы долгом совести облегчить народу нашему тесное единение и сплочение всех сил народных для скорейшего достижения победы и, в согласии с Государственной думою, признали мы за благо отречься от Престола Государства Российского и сложить с себя Верховную власть.»
Из Манифеста Николая II об отречении
от престола 2 марта 1917 г.
1.Чем объясняет Николай II необходимость своего отречения от престола?
2. Какую позицию по этому решению заняла Государственная Дума?
II. Проверка умения интегрировать и интерпретировать информацию
Задание 1. Рассмотрите иллюстрацию и выполните задания.
Какие суждения о картине и событиях, изображенных не ней, являются верными? Выберите все верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Царь Петр I обсуждает с сыном его будущую свадьбу
2) Автор картины художник Н.Ге
3) Царевич Алексей был единомышленником отца
4) У Петра I и его сына были разные взгляды на будущее России
5) Царевич Алексей раскаялся и принял сторону отца
Ответ: ________________
Задание 2. Прочтите отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы.
«УКАЗ О ЕДИНОНАСЛЕДИИ…
1. Всем недвижимых вещей, то есть, родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, также и дворов, и лавок не продавать и не закладывать, но обращятися оным в род таким образом:
2. Кто имеет сыновей, и ему же аще хощет, единому из оных дать недвижимое чрез духовную (по завещанию. — Ред.), тому в наследие и будет; другие же дети обоего пола да награждены будут движимыми имении, которыя должен отец их или мать разделити им при себе как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по своей воли, кроме онаго одного, который в недвижимых наследником будет. А ежели у онаго сыновей не будет, а имеет дочерей, то должен их определити таким образом.
3. Кто бездетен, и оный волен отдавать недвижимое одному фамилии своей, кому похочет дать сродникам своим, или и посторонним, и то в его произволении будет. А жели при
себе не учинит, тогда обои те имения да разделены будут указом в род; недвижимое одному по линии ближнему (одному из ближайших родственников — Ред.), а прочее другим, кому надлежит равным образом.
4. Кому по духовной или по первенству достанутся недвижимыя, у того и движимаго имения части других в сохранении да будут до тех мест (до тех пор. — Ред.), пока его братья и сестры приспеют возроста своего, мужеской до осмнадцати, а женской до семнадцати лет; и в те уреченные лета должен тот наследник их братей и сестр кормить и снабдевать, и учить всех грамоте, а мужской пол и цыфирному счету, также и наукам, к которым приклонность будет кто иметь.
5. И для того надлежит отцам или матерям заранее духовные писать, и движимыя имения долями описывать; буде же отец или мать умрет без духовной, то тотчас детям их объявить после смерти родителей своих, где они ведомы, и требовать, дабы пожитки описать, и доли им определить при свидетелях. А покамест наследники недвижимых вещей до двадцати лет возраста своего не приидут, а другие оставшиеся в движимых имениях обоего пола до вышеприписанных лет не приспеют, никаким их письмам или записям не верить, который прежде тех явятся у кого; и дабы кадеты (несовершеннолетние, «недоросли» — Ред.) обоих полов каким образом не были притеснены в молодых летах, того для, невольно в брак вступать, ранее, мужеского пола до двадцати, а женского до семнадцати лет.»¹
1. Укажите автора документа и месяц и год его создания. Укажите название периода
истории России, когда правил это монарх.
2. Каковы предпосылки создания этого документа? Укажите не менее двух предпосылок.
В интересах какого сословия был составлен Указ?
3. К каким результатам должно было привести исполнение этого Указа? Укажите не
менее двух положений.
Задание 3. Прочитайте текст и ответьте на вопрос.
По подсчётам историка С. В. Мироненко, если взять за основу владение крепостными
крестьянами членами правящей элиты России в первой четверти XIX в., то картина получается следующая:
не имели — 28,2%;
имели до 100 душ — 9,4%;
имели от 101 до 500 душ — 24,7%;
имели свыше 1000 душ — 20,4%;
нет сведений — 18,8%.
Что можно сказать о характере правящей элиты в России, если мелкопоместными назывались дворяне, имевшие до 100 душ, среднепоместными — до 500 душ, крупнопоместными — свыше 500 душ?
III. Умение осмысливать и оценивать содержание и форму текста
Задание 1. Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки.
В начальный период правления Ивана IV был проведён ряд преобразований, направленных на централизацию власти и построение общественных институтов. Не последнюю роль в этих преобразованиях сыграла так называемая «Избранная рада» - неофициальное правительство царя, среди которых выделялись окольничий А. Адашев и духовник царя священник Филофей. В 1550-е гг. Россия проводит активную внешнюю политику, в результаты чего были покорены Крымское и Астраханское ханства.
Положение текста, в котором допущена ошибка | Исправленное положение текста |
1) | |
2) | |
Задание 2. Прочитайте отрывок из документа и выполните задание.
«В эти решительные дни в жизни России почли мы долгом совести облегчить народу нашему тесное единение и сплочение всех сил народных для скорейшего достижения победы и, в согласии с Государственной думою, признали мы за благо отречься от Престола Государства Российского и сложить с себя Верховную власть.»
Из Манифеста Николая II об отречении
от престола 2 марта 1917 г.
Предположите, к чему могло привести такое решение? С вашей точки зрения, как можно
оценить такой поступок главы государства в военное время?