СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской грамотности на уроках истории в рамках повторительно -обобщающего урока по теме «Великая Отечественная война 1941-1945», 11 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлены задания по истории по теме "Великая Отечественная война 1941-1945 гг", направленные на формирование читательской грамостности

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности на уроках истории в рамках повторительно -обобщающего урока по теме «Великая Отечественная война 1941-1945», 11 класс»

Советский Союз: годы испытаний ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В РАМКАХ ПОВТОРИТЕЛЬНО – ОБОБЩАЮЩЕГО УРОКА «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-1945»

Советский Союз: годы испытаний

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

НА УРОКАХ ИСТОРИИ В РАМКАХ ПОВТОРИТЕЛЬНО – ОБОБЩАЮЩЕГО УРОКА

«ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-1945»

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ  Способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.  На уроках истории обучающиеся работают с различными типами текста – сплошными (например, исторические источники: извлечения из летописей, хроник, законодательных актов, завещаний и т.д.) и несплошными (графики, диаграммы, таблицы и т.д.)

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

На уроках истории обучающиеся работают с различными типами текста – сплошными (например, исторические источники: извлечения из летописей, хроник, законодательных актов, завещаний и т.д.) и несплошными (графики, диаграммы, таблицы и т.д.)

Методы формирования читательской грамотности Поиск и извлечение информации из текста, Толкование или интерпретация информации, содержащейся в тексте, Интеграция или связывание отдельных сообщений текста в единое целое, Осмысление и оценка содержания текста.

Методы формирования читательской грамотности

  • Поиск и извлечение информации из текста,
  • Толкование или интерпретация информации, содержащейся в тексте,
  • Интеграция или связывание отдельных сообщений текста в единое целое,
  • Осмысление и оценка содержания текста.
поиск и извлечение информации из текста ПОИСК - чтобы найти в тексте один или нескольких фрагментов информации, необходимо бегло просмотреть (сканировать) весь текст и выделить  ту его часть (например, страницу в сплошном тексте, таблицу или список), где искомая информация содержится. ИЗВЛЕЧЕНИЕ - это процесс выбора и предъявления конкретной информации , запрашиваемой в вопросе .  Читательские умения 1. Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.) 2. Находить и извлекать одну или несколько единиц информации 3. Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста 4. Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста 5. Определять наличие/отсутствие информации

поиск и извлечение информации из текста

ПОИСК - чтобы найти в тексте один или нескольких фрагментов информации, необходимо бегло просмотреть (сканировать) весь текст и выделить ту его часть (например, страницу в сплошном тексте, таблицу или список), где искомая информация содержится.

ИЗВЛЕЧЕНИЕ - это процесс выбора и предъявления конкретной информации , запрашиваемой в вопросе .

Читательские умения

1. Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.)

2. Находить и извлекать одну или несколько единиц информации

3. Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста

4. Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста

5. Определять наличие/отсутствие информации

Толкование или интерпретация информации, содержащейся в тексте Предполагает извлечение из текста такой информации, которая не сообщается напрямую (установить скрытую связь, иногда понять подразумеваемое сообщение, осмыслить подтекст) Интеграция или связывание отдельных сообщений текста в единое целое Интеграция или связывание отдельных сообщений текста в единое целое свидетельствует о том, что читатель понимает, что соединяет элементы текста – от отдельных предложений или абзацев до частей составных (множественных) текстов. В каждом случае связать единицы информации означает определить их общую роль в тексте, к примеру, показать сходство или различие, обнаружить причинно-следственные связи и т.п. И связывание отдельных сообщений текста, и их истолкование необходимы для того, чтобы построить общее, целостное понимание текста.

Толкование или интерпретация информации, содержащейся в тексте

Предполагает извлечение из текста такой информации, которая не сообщается напрямую (установить скрытую связь, иногда понять подразумеваемое сообщение, осмыслить подтекст)

Интеграция или связывание отдельных сообщений текста в единое целое

Интеграция или связывание отдельных сообщений текста в единое целое свидетельствует о том, что читатель понимает, что соединяет элементы текста – от отдельных предложений или абзацев до частей составных (множественных) текстов. В каждом случае связать единицы информации означает определить их общую роль в тексте, к примеру, показать сходство или различие, обнаружить причинно-следственные связи и т.п. И связывание отдельных сообщений текста, и их истолкование необходимы для того, чтобы построить общее, целостное понимание текста.

Читательские умения 1. Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.) 2. Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста) 3. Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста 4. Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент –контраргумент, тезис –пример, сходство –различие и др.) 5. Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом 6. Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста 7. Понимать чувства, мотивы, характеры героев 8. Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение)

Читательские умения

1. Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.)

2. Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста)

3. Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста

4. Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент –контраргумент, тезис –пример, сходство –различие и др.)

5. Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом

6. Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста

7. Понимать чувства, мотивы, характеры героев

8. Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение)

Осмысление и оценка содержания текста ОСМЫСЛЕНИЕ  - Способность связать сообщение текста с собственными убеждениями и опытом ОЦЕНКА - Способность осмыслить и оценить форму текста Читательские умения 1. Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора 2. Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов 3. Понимать назначение структурной единицы текста 4. Оценивать полноту, достоверность информации 5. Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах 6. Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте

Осмысление и оценка содержания текста

ОСМЫСЛЕНИЕ - Способность связать сообщение текста с собственными убеждениями и опытом

ОЦЕНКА - Способность осмыслить и оценить форму текста

Читательские умения

1. Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора

2. Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов

3. Понимать назначение структурной единицы текста

4. Оценивать полноту, достоверность информации

5. Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах

6. Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте

Директива № 21.  План

Директива № 21. План "Барбаросса"

1. Раскройте основную цель плана Барбаросса? (подчеркните прямой линией)

2. В какие сроки план должен был быть выполнен?

3. Какие факторы должны были сопутствовать воплощению в жизнь директивы № 21.

4. Какие ошибки были допущены Гитлером при составлении плана.

5. Как вы думаете, нападение Германии на СССР было неожиданным? Объясните свою пози-цию.

6. Как вы думаете, была у СССР возможность избежать войны?? Объясните свою позицию.

Задания

на проверку понимания

содержания текста

ЗАДАНИЕ 5 -6 ОСМЫСЛЕНИЕ И ОЦЕНИВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ

ЗАДАНИЕ 1-4

ПОИСК И ИЗВЛЕЧЕНИЕ НЕОБХОДИМОЙ

ИНФОРМАЦИИ

 Работа с текстом и картой 1. Используя текст и карту назовите основные направления немецких группировок по плану «Барбаросса» 2. Какие из них добились наибольших успехов в первые дни войны? ЗАДАНИЕ 2 НА ИНТЕРПРЕТАЦИЮ И ТОЛКОВАНИЕ ЗАДАНИЕ 1 ПОИСК И ИЗВЛЕЧЕНИЕ (ОТБОР) НЕОБХОДИМОЙ ИНФОРМАЦИИ

Работа с текстом и картой

1. Используя текст и карту назовите основные направления немецких группировок по плану «Барбаросса»

2. Какие из них добились наибольших успехов в первые дни войны?

ЗАДАНИЕ 2 НА ИНТЕРПРЕТАЦИЮ И ТОЛКОВАНИЕ

ЗАДАНИЕ 1 ПОИСК И ИЗВЛЕЧЕНИЕ (ОТБОР) НЕОБХОДИМОЙ ИНФОРМАЦИИ

Из бесед маршала Г. К. Жукова с писателем К. М. Симоновым о причинах военных неудач Красной Армии в 1941 г. 1. В чем, по мнению маршала Г. К. Жукова, состояла ошибка Сталина? 2. Составь по рассказу Г. К. Жукова список причин, обусловивших неудачи Красной Армии в 1941 г. 3. Какова трактовка Г. К. Жуковым фактора внезапности? Задания на проверку понимания содержания текста ЗАДАНИЕ 3 ОСМЫСЛЕНИЕ И ОЦЕНИВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ЗАДАНИЕ 1-2 ПОИСК И ИЗВЛЕЧЕНИЕ НЕОБХОДИМОЙ ИНФОРМАЦИИ

Из бесед маршала Г. К. Жукова с писателем К. М. Симоновым о причинах военных неудач Красной Армии в 1941 г.

1. В чем, по мнению маршала Г. К. Жукова, состояла ошибка Сталина?

2. Составь по рассказу Г. К. Жукова список причин, обусловивших неудачи Красной Армии в 1941 г.

3. Какова трактовка Г. К. Жуковым фактора внезапности?

Задания

на проверку понимания

содержания текста

ЗАДАНИЕ 3 ОСМЫСЛЕНИЕ И ОЦЕНИВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ

ЗАДАНИЕ 1-2

ПОИСК И ИЗВЛЕЧЕНИЕ НЕОБХОДИМОЙ

ИНФОРМАЦИИ

Задания на поиск и извлечение информации, интерпретацию и толкование. Предполагается, что у учащегося есть определённые знания по истории. Из воспоминаний историка Евгении Владимировны Гутновой Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. 1. Укажите название битвы, о которой говорится в документе. Назовите месяц и год, к которому относятся данные воспоминание. 2. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трёх причин победы в указанной битве. 3. Как автор определяет в воспоминаниях значение этой победы? Приведите не менее трёх положений.

Задания на поиск и извлечение информации, интерпретацию и толкование.

Предполагается, что у учащегося есть определённые знания по истории.

Из воспоминаний историка Евгении Владимировны Гутновой

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы.

1. Укажите название битвы, о которой говорится в документе. Назовите месяц и год, к которому относятся данные воспоминание.

2. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трёх причин победы в указанной битве.

3. Как автор определяет в воспоминаниях значение этой победы? Приведите не менее трёх положений.

В воспоминаниях многих современников о Великой Отечественной войне особое место занимает Московская битва. Так, когда маршала Г. К. Жукова спрашивали, какое событие прошедшей войны ему больше всего запомнилось, он всегда отвечал: «Битва за Москву». Предположите , чем объясняется особое значение Московской битвы в истории Великой Отечественной войны (приведите не менее трёх предположений). ЗАДАНИЕ ОСМЫСЛЕНИЕ И ОЦЕНИВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ

В воспоминаниях многих современников о Великой Отечественной войне особое место занимает Московская битва.

Так, когда маршала Г. К. Жукова спрашивали, какое событие прошедшей войны ему больше всего запомнилось, он всегда отвечал: «Битва за Москву».

Предположите , чем объясняется особое значение Московской битвы в истории Великой Отечественной войны (приведите не менее трёх предположений).

ЗАДАНИЕ ОСМЫСЛЕНИЕ И ОЦЕНИВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ

«Непоколебимо решение фюрера сравнять Москву и Ленинград с землей, чтобы полностью избавиться от населения этих городов, которые в противном случае мы потом будем вынуждены кормить в течение зимы. Задачу уничтожения этих городов должна выполнить авиация. Для этого не следует использовать танки. Это будет народное бедствие, которое лишит центров не только большевизм, но и московитов (русских) вообще». Из дневника начальника Генерального штаба сухопутных войск генерал –полковника Ф. Гальдера. 1. Обозначьте планы Вермахта относительно судьбы города Ленинграда. 2. Объясните, почему план уничтожения города Ленинграда немецкими войсками не был случайностью? Аргументируйте ответ. 3. Предположите, почему немцам не удалось реализовать свой план. 4. Изучите материал инфографики. Перечислите основные символы блокадного Ленинграда. Задания на поиск и извлечение необходимой информации, интерпретацию и толкование, осмысление и оценивание содержания, интеграция или связывание отдельных сообщений текста в единое целое

«Непоколебимо решение фюрера сравнять Москву и Ленинград с землей, чтобы полностью избавиться от населения этих городов, которые в противном случае мы потом будем вынуждены кормить в течение зимы. Задачу уничтожения этих городов должна выполнить авиация. Для этого не следует использовать танки. Это будет народное бедствие, которое лишит центров не только большевизм, но и московитов (русских) вообще».

Из дневника начальника Генерального штаба сухопутных войск генерал –полковника Ф. Гальдера.

1. Обозначьте планы Вермахта относительно судьбы города Ленинграда.

2. Объясните, почему план уничтожения города Ленинграда немецкими войсками не был случайностью? Аргументируйте ответ.

3. Предположите, почему немцам не удалось реализовать свой план.

4. Изучите материал инфографики. Перечислите основные символы блокадного Ленинграда.

Задания на поиск и извлечение необходимой информации, интерпретацию и толкование, осмысление и оценивание содержания, интеграция или связывание отдельных сообщений текста в единое целое

Сталинградская и Курская битвы 1. Используя текст учебника и знания по истории сравните условия проведения, ход, результаты и значение Сталинградской и Курской битв в годы Великой Отечественной войны. 2. Укажите, что было общим (не менее трёх общих характеристик), а что - различным (не менее двух различий). 3. Почему Сталинградскую и Курскую битвы относят к коренному перелому в ходе ВОВ? ЗАДАНИЕ 1 ПОИСК И ИЗВЛЕЧЕНИЕ НЕОБХОДИМОЙ ИНФОРМАЦИИ ЗАДАНИЕ 2 ИНТЕРПРЕТАЦИЯ И ТОЛКОВАНИЕ: проанализировать, сравнить, соотнести, сделать вывод ЗАДАНИЕ 3 Интеграция или связывание отдельных сообщений текста в единое целое

Сталинградская и Курская битвы

1. Используя текст учебника и знания по истории сравните условия проведения, ход, результаты и значение Сталинградской и Курской битв в годы Великой Отечественной войны.

2. Укажите, что было общим (не менее трёх общих характеристик), а что - различным (не менее двух различий).

3. Почему Сталинградскую и Курскую битвы относят к коренному перелому в ходе ВОВ?

ЗАДАНИЕ 1

ПОИСК И ИЗВЛЕЧЕНИЕ НЕОБХОДИМОЙ

ИНФОРМАЦИИ

ЗАДАНИЕ 2

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ И ТОЛКОВАНИЕ: проанализировать,

сравнить, соотнести, сделать вывод

ЗАДАНИЕ 3

Интеграция или связывание отдельных сообщений текста в единое целое

Сталинградская и Курская битвы 1. Используя текст учебника и знания по истории сравните условия проведения, ход, результаты и значение Сталинградской и Курской битв в годы Великой Отечественной войны. 2. Укажите, что было общим (не менее трёх общих характеристик), а что - различным (не менее двух различий). 3. Почему Сталинградскую и Курскую битвы относят к коренному перелому в ходе ВОВ? ЗАДАНИЕ 1 ПОИСК И ИЗВЛЕЧЕНИЕ НЕОБХОДИМОЙ ИНФОРМАЦИИ ЗАДАНИЕ 2 ИНТЕРПРЕТАЦИЯ И ТОЛКОВАНИЕ: проанализировать, сравнить, соотнести, сделать вывод ЗАДАНИЕ 3 Интеграция или связывание отдельных сообщений текста в единое целое

Сталинградская и Курская битвы

1. Используя текст учебника и знания по истории сравните условия проведения, ход, результаты и значение Сталинградской и Курской битв в годы Великой Отечественной войны.

2. Укажите, что было общим (не менее трёх общих характеристик), а что - различным (не менее двух различий).

3. Почему Сталинградскую и Курскую битвы относят к коренному перелому в ходе ВОВ?

ЗАДАНИЕ 1

ПОИСК И ИЗВЛЕЧЕНИЕ НЕОБХОДИМОЙ

ИНФОРМАЦИИ

ЗАДАНИЕ 2

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ И ТОЛКОВАНИЕ: проанализировать,

сравнить, соотнести, сделать вывод

ЗАДАНИЕ 3

Интеграция или связывание отдельных сообщений текста в единое целое

Потери Красной Армии Сравните и проанализируйте ежесуточные потери личного состава Красной Армии. Объясните причины изменений. Проверяем умение работать с таблицей которое является составной частью читательской грамотности. Не требуются контекстные знания.

Потери Красной Армии

  • Сравните и проанализируйте ежесуточные потери личного состава Красной Армии.
  • Объясните причины изменений.

Проверяем умение работать с таблицей которое является составной частью читательской грамотности. Не требуются контекстные знания.

ВЫВОДЫ  Формировать читательские умения необходимо и возможно на каждом уроке истории, через организацию работы с документами, картами, иллюстрациями, таблицами, диаграммами, текстом учебника.  Проверить сформированность читательских умений можно только с помощью заданий, которые предполагают исключительно работу с текстом, картой, иллюстрацией, таблицей или диаграммой, и не требуют привлечения контекстных знаний.  Только систематическая работа на уроках, а также во внеурочной деятельности может привести к достижению результатов по формированию читательской грамотности.

ВЫВОДЫ

Формировать читательские умения необходимо и возможно на каждом уроке истории, через организацию работы с документами, картами, иллюстрациями, таблицами, диаграммами, текстом учебника.

Проверить сформированность читательских умений можно только с помощью заданий, которые предполагают исключительно работу с текстом, картой, иллюстрацией, таблицей или диаграммой, и не требуют привлечения контекстных знаний.

Только систематическая работа на уроках, а также во внеурочной деятельности может привести к достижению результатов по формированию читательской грамотности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!