Предмет | География | |
Класс | 5 | |
УМК | География 5-6 классы: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / [А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Никлина и др.]; под ред. А.И. Алексеева. – М.: Просвещение, 2016. – 192 с. | |
Тип урока | Урок открытия новых знаний | |
Тема урока | «Зачем нужна география» | |
Цель урока | Способствовать формированию первоначальных представлений о географии как науке. Стимулировать развитие интереса к географии. | |
Задачи урока (планируемые результаты) | Личностные: воспитывать усидчивость, настойчивость в приобретении знаний, развивать познавательный интерес. Метапредметные: развивать навыки и умения работать с атласом, текстом учебника, сравнивать и анализировать, развивать умение работать в группе по картам, дополнительной литературой. Предметные: освоение знаний по основным географическим понятиям темы: | |
Методы обучения | Поисковый, метод дискуссии, метод групповой работы. | |
Формы организации познавательной деятельности обучающихся | Групповая, индивидуальная | |
Средства обучения | Учебник, компьютер, проектор, интерактивная доска, карточки рефлексии, дополнительные источники географической информации. | |
| Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
| Осущест-вляемые учебные действия | Формиру-емые способы действий | Осущест-вляемые учебные действия | Форми-руемые способы действий | Осущест-вляемые учебные действия | Форми-руемые способы действий |
| 1. Организационный момент. | Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу. Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока. Отметка отсутствующих. | Отвечают на приветствие учителя. | Выделение существенной информации из слов учителя. | Взаимодействуют с учителем. | Слушают учителя. | Настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке. | Умение настраиваться на занятие. |
| 2. Актуализация знаний | Ребята, какую тему мы изучали на прошлом уроке? И я хотела бы, чтобы вы проверили свои знания, ответив на предложенные вопросы: Экспресс-контроль (слайд 1,2) – Оцените свою работу.– Поднимите руки, кто получил «5», «4» – Молодцы!!! Открытия новых материков, океанов, остров, рек и озёр, горных хребтов остались в прошлом, но нашу планету изучают и сегодня. Подведение учащихся к формулированию темы и постановке задач урока в ходе фронтальной бесед – О чём мы будем говорить на уроке? Как сегодня изучают Землю. | Выполнение задания, представленного на доске, в рабочей тетради. | Построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей | Формирование умения систематизировать, делать выводы | Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей | Развитие регуляции учебной деятельности | Умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им |
| Постановка цели и задач урока | Объявляет тему урока, раскрывает обучающие цели. Тема: «Зачем нужна гекография». Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с источниками географической информации, а также подробно рассмотреть современные технологии получения и хранения информации. | Слушают учителя. | Выделение существенной информации из слов учителя. | Взаимодействуют с учителем. | Слушают учителя. | Настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке. | Умение слушать в соответствии с целевой установкой. |
| 4. Первичное усвоение новых знаний | Откройте текст §4 и определите, какие вопросы мы будете решать, какие задачи можно поставить для выполнения работы. С помощью чего собирают информацию о Земле? (предположения)→Запись на доске Сравнить со слайдом (слайд 4) Записать в тетрадь Как собирают информацию? Путешествие (описание) Съёмка из космоса (непрерывное наблюдение) Представьте себе, что вам посчастливилось выиграть приз – путевка на неделю отдыха в Италию. Ваш отдых начинается через две недели. - С чего начнется ваша подготовка? (узнать как можно больше об этой стране– где находятся, каковы природа, климат, обычаи и традиции населения и пр., т.е.собрать необходимую информацию). – Чем воспользуетесь? Анализ схемы рис. 11 стр. 17 «Источники географической информации» (слайд 5,6,7) | Слушают учителя, участвуют дискуссиях. Осознание многообразия видов источников географической информации. | Умение работать с различными источниками информации. Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, умения анализировать, систематизировать, делать выводы | Согласование усилий по решению учебной задачи, умение договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других | Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Связь с другими сферами знаний. | Уметь принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров. Уметь адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации. |
| 5. Первичная проверка понимания | Формулирует условие задания. Организует деятельность учащихся по отработке изученных знаний и способов деятельности посредством их применения по образцу и в измененных условиях. | Решают познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения. | Осознание и произвольное построение речевых высказываний в письменной форме. | Выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Умение формулировать собственное мнение и позицию. | Самоконтроль понимания вопросов. | Осуществление самоконтроля. |
| 6.Первичное закрепление | Формулирует условие задания. Организует деятельность учащихся по отработке изученных знаний и способов деятельности посредством их применения по образцу и в измененных условиях 1. Задание: - выяснить, какой источник является более информативным при составлении описания местности; - как один источник дополняет другой. (слайд 8,9) 2. Определите, какой населенный пункт изображен на снимке. (слайд 10) 3. Задание: выберите информацию из приведенного ниже текста, которая является географической. (слайд 11) | Решают познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения. | Осознание и произвольное построение речевых высказываний в устной форме. | Выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Умение формулировать собственное мнение и позицию. | Самоконтроль понимания вопросов. | Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля. |
| 7.Домашнее задание | Формулирует домашнее задание. Проводит инструктаж по его выполнению.Мотивирует выполнение домашнего задания. §1, Для удовольствия «Задание 2» (внизу) (слайд 12) | Слушают учителя, записывают домашнее задание | Выделение существенной информации из слов учителя. | Взаимодействуют с учителем. | Слушают учителя | Осознание качества и уровня усвоения материала. | Регуляция учебной деятельности. Мотивация волевойсаморегуляции. |
| 8. Итог урока | - Какую цель ставили мы сегодня на уроке? Достигли ли цели. Формулирует вопросы, подводит итоги учебного занятия. Спасибо за работу! | Отвечают на вопросы | Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме | Умение обсуждать содержание урока | Формулирование собственного мнения и позиции. Умение понимать ответы других. | Контроль, самоконтроль, коррекция правильности ответов. | Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. |
| 9. Рефлексия | – Оцените свою работу на уроке Попробуйте оценить собственные знания и умения следующим образом: Учащиеся по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из «Рефлексивного экрана» по шаблону: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я приобрел… Я научился… | Рефлексируют | Умение делать выводы. | Взаимодействуют с учителем. | Формулирование собственного мнения и позиции. | Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний | Саморегуляция |