СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт учебного занятия по географии в соответствии с требованиями ФГОС по теме: «Озера и болота России»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  по географии 8 класс

Дата проведения: 26.12.2018 

Выполнила: учитель географии Козлова Т.А., МБОУ Опалиховская СОШ, г.Красногорск

Тема: «Озера и болота России»

Оборудование:

Учебник: Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я. – 5-ое издание: География России: Природа, население, хозяйство. 8 класс. - М.: Дрофа, 2017.

Атлас: В.П.Дронов: География России. 8 класс. – М.: Просвещение,2018.

Презентация «Типы озерных котловин».

Видеоурок «Где спрятана вода» (https://imfourok.net/videouroki/735).

Физическая карта России (настенная).

Компьютер, проектор.

Тип урока: Изучение и закрепление нового материала

Цели: Изучить озера и болота нашей страны, особенности их происхождения, оценить важное значение для природы и человека.

Задачи:

Обучающая

  • познакомить учащихся с озерами и болотами России, продолжить формирование представлений об основных чертах внутренних вод и взаимосвязи с другими компонентами природы.

Развивающая

  • развивать устную речь, способность анализировать и делать выводы, активировать географическое мышление;
  • организовать деятельность учащихся по применению, закреплению новых понятий и терминов.

Воспитывающая

  • воспитывать чуткое и бережное отношение к природе и  ее богатствам.

Планируемые результаты:

Предметные:

А) Дать определение озеру, болоту

Б) Выделить типы озер

В) Назвать типы озерных котловин (по происхождению).

Г) Найти на карте России болота и разные типы озер.

Развивающие:

А) Приводить примеры  взаимосвязи тектоники, рельефа и климата территории с образованием озер и болот.

Б) Сопоставить распространение озер с их хозяйственным и рекреационным использованием населением страны. 

Метапредметные:

А) Вспомнить и привести примеры, как в народном фольклоре воспета красота болот и озер родного края.

Воспитательные:

А) Воспитывать чувства гордости, уважения и бережливого  отношения к водным ресурсам страны.

А) Уметь объяснить основы рационального (бережного)  использования озер и болот.

Б) Высказать и обосновать свою точку зрения о допустимых способах использования в хозяйственной деятельности озер России.

Универсальные учебные действия:

- Личностные: осознать необходимость изучения внутренних вод России, оценка и самоанализ;

- Регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему;

- Познавательные: поиск информации при работе с картами и учебником, выделять главное, сопоставлять данные,  делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников информации, находить причинно-следственные связи;

- Коммуникативные:  умение общаться и взаимодействовать друг с другом в группах по заданной теме.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Организационный момент

Психологически настроить на продуктивный урок   

- Проверка готовности учеников к уроку

- Вовлечение учащихся в процесс обучения

- Создание комфортной обстановки  

 

Подготовка к  уроку (достают учебники, тетради, атласы, письменные принадлежности)

Приветствуют учителя стоя

 

Личностные: Полная готовность к уроку

Регулятивные: Включение в ритм работы

Познавательные: Рефлексия способов и условий действия

Коммуникативные: Контроль, коррекция

 

2. Актуализация новых знаний для учащихся

Определить цели и задачи урока через постановку проблемных вопросов

Обеспечивает мотивацию восприятия темы, необходимость новых знаний

Вопрос:

- зачем нужны знания об озерах и болотах нашей страны?

- Сможем ли мы вести грамотное природопользование, если не будем знать их особенностей и отличий?

 

Настраиваются на понимание и необходимости изучения темы. Анализируют полученную ранее информацию, дают ответы на поставленные вопросы

 

Познавательные:

Осознавать необходимость изучения материала

Регулятивные:

Выдвигать свою версию решения

Коммуникативные:

Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

3. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Сформулировать и сообщить чему должны научиться на уроке.

Зафиксировать новую учебную задачу

Сегодня мы изучим озера и болота нашей страны, разберем их особенности  происхождения, оценим важное значение для природы и человека.

Как вы думаете:

- есть различия у озёр или они все одинаковые?

- могут ли озёра влиять на другие природные объекты?

- болота – это ключевой источник жизни или неудобья?

 

Высказывают свои предположении про цели и задачи урока, аргументируют свой ответ.

 

Личностные: Сформулирована мотивация учащихся на учебную деятельность

Регулятивные: Мобилизация сил и энергии

Коммуникативные: Владение монологической и диалогической речью

Познавательные: умение структурировать знания

 

4. Проверка домашнего задания

Определение качества усвоенного ранее материала

Актуализирует опорные знания (повторение терминов и понятий)

Вводное слово учителя: «Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Именно 8 дней имеют в запасе горноспасатели, которые ведут спасение шахтеров, оказавшихся отрезанными от выхода при обвале. Вода – это чудесный дар природы. Человеку нужна чистая пресная вода, которая составляет около 2% гидросферы. Россия богата водами, которые находятся на суше – это внутренние воды».

Сегодня мы продолжаем с Вами изучение темы «Внутренние воды России». Но прежде, давайте вспомним:

- что такое река и чем она отличается от канала?

- какие есть составные части у реки?

- что такое речной сток, падение и уклон реки?

- чем отличается половодье от наводнения?

- какую роль реки играют в народном хозяйстве страны?

 

Повторяют пройденный материал, вспоминают изученное,

дают устные ответы

Личностные: мотивация учащихся на учебную деятельность

Регулятивные: Мобилизация сил и энергии, формулирование проблемы

Коммуникативные: Владение монологической и диалогической речью

Познавательные: умение структурировать знания, анализ, причинно-следственные связи

 

5. Изучение нового материала

Подача нового материала

Показывает видеоурок «Где спрятана вода».

Используя слайды презентации «Типы озерных котловин» и текста учебника знакомит учеников с  другими видами внутренних вод – озерами и болотами страны.

Тектонические – в разломах земной коры (узкие, длинные, глубокие)

Вулканические – в кратерах вулкана (на Курильских островах, Камчатке. При извержении озеро выкипает).

Термокарстовые – в районах с многолетней мерзлотой (Якутия). Летом мерзлота подтаивает, грунты проседают, образуя неглубокие котлованы, запоенные водой. (оз. Неджели в Якутии)

 Ледниковые – котловина была углубленна под тяжестью четвертичного оледенения. Северо – западной Русской равнины (Ладожское, Онежское).

Запрудные – река перегораживается естественной плотиной, завалом (в горных районах, Кавказ – оз. Рица).

Озера – старицы – старые русла реки.

Остаточные озера – бывшие части морей. На берегу Азовского и Черного морей (Ханское, Соленое, Голубицкое, Каспийское)

 

Дает развернутые ответы на ключевые вопросы темы: Что такое озеро?  Чем сточное озеро отличается от бессточного озера?  Какие из них являются солеными и почему? Как озера различаются по происхождению.

Болота – это важный источник питания рек и озер; это естественная среда обитания растений и животных; в болотах сосредоточено до 80% запасов торфа страны; это ядро экосистемы, регулирующее подземный сток.     

Слушают учителя, смотрят демонстрируемый материал, запоминают, тренируют память, делают отметки в тетради

Познавательные: Конспектирование реперных точек, самостоятельное выделение главного из потока информации

Личностные: Осознавание целостности природы и влияния природных условий на жизнь и здоровье человека

Познавательные: Общеучебные. Умение работать с разными источниками географической информации

6. Закрепление изученного материала

Проверить освоение новых знаний

Дает практическое задание. Ученикам нужно самостоятельно, пользуясь учебником и новым материалом, найти ответы на вопросы:

- что такое болото? Каковы причины образования болот?

- где встречаются болота?

- «болота – это зло или добро?»

- какие признаки общие для всех озёр?

- перечислите типы озерных котловин; какие из них чаще всего встречаются на равнинах, а какие в горах?

- как человек должен относиться к внутренним водам России?

Используют источники информации, формулируют и записывают ответы в тетрадь, зачитывают результаты, закрепляют полученные в ходе урока новые знания.

 

Познавательные: Поиск информации, анализ, сопоставление, выявление причинно-следственных связей, преобразование знаково-символьной информации в словесную

Личностные: Установление связи между целью и результатом

Регулятивные: Оценка и выделение и осознание того, что усвоено, поиск и сбор информации

Коммуникативные: демонстрация владения монологической и диалогической речью, умение грамотно излагать свои мысли, слушать других.

 

7. Рефлексия

Понять, что было усвоено на занятии

Формулирует выводы о результатах выполненной работы. Выставляет оценки за урок.

Эмоционально оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников, выступивших с ответами.

Личностные: Самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в уч. деятельности.

Регулятивные: Осознание уровня и качества усвоения знания

Познавательные: Универсальные логические действия

 

8. Домашнее задание

Постановка домашнего задания

Зачитывает 3-х уровневое домашнее задание:

Параграф №20 (озера и болота – читать, пересказывать) и повторять конспекты в тетради; ответить письменно на вопрос №1 в конце параграфа; подготовить сообщения (на выбор) про озера или болота России/ охрану озер от загрязнения и истощения.

Записывают домашнее задание.

Познавательные: Использовать разные источники информации

Регулятивные: Сверяют свои действия с целью

Личностные: Формируют персональное бережное отношение к природе, испытывают гордость за ее богатства

 

Просмотр содержимого документа
«Конструкт учебного занятия по географии в соответствии с требованиями ФГОС по теме: «Озера и болота России»»

Озёра и  типы котловин МБОУ Опалиховская СОШ Учитель географии Козлова Т.А.

Озёра и типы котловин

МБОУ Опалиховская

СОШ

Учитель географии

Козлова Т.А.

Типы озёр Тектонические

Типы озёр

Тектонические

Байкал

Байкал

Типы озёр Вулканические

Типы озёр

Вулканические

.

.

Типы озёр Ледниковые

Типы озёр

Ледниковые

Ладога

Ладога

Типы озёр Карстовые

Типы озёр

Карстовые

.

.

Типы озёр Запрудные

Типы озёр

Запрудные

.

.

Типы озёр Моренные

Типы озёр

Моренные

термокарст

термокарст

Типы озёр Старицы

Типы озёр

Старицы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!