Тип урока: Изучение и закрепление нового материала
Цели: Изучить озера и болота нашей страны, особенности их происхождения, оценить важное значение для природы и человека.
Задачи:
Обучающая
познакомить учащихся с озерами и болотами России, продолжить формирование представлений об основных чертах внутренних вод и взаимосвязи с другими компонентами природы.
Развивающая
развивать устную речь, способность анализировать и делать выводы, активировать географическое мышление;
организовать деятельность учащихся по применению, закреплению новых понятий и терминов.
Воспитывающая
воспитывать чуткое и бережное отношение к природе и ее богатствам.
Планируемые результаты:
Предметные:
А) Дать определение озеру, болоту
Б) Выделить типы озер
В) Назвать типы озерных котловин (по происхождению).
Г) Найти на карте России болота и разные типы озер.
Развивающие:
А) Приводить примеры взаимосвязи тектоники, рельефа и климата территории с образованием озер и болот.
Б) Сопоставить распространение озер с их хозяйственным и рекреационным использованием населением страны.
Метапредметные:
А) Вспомнить и привести примеры, как в народном фольклоре воспета красота болот и озер родного края.
Воспитательные:
А) Воспитывать чувства гордости, уважения и бережливого отношения к водным ресурсам страны.
А) Уметь объяснить основы рационального (бережного) использования озер и болот.
Б) Высказать и обосновать свою точку зрения о допустимых способах использования в хозяйственной деятельности озер России.
Универсальные учебные действия:
- Личностные: осознать необходимость изучения внутренних вод России, оценка и самоанализ;
- Регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему;
- Познавательные: поиск информации при работе с картами и учебником, выделять главное, сопоставлять данные, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников информации, находить причинно-следственные связи;
- Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом в группах по заданной теме.
Технологическая карта урока
Этапы урока
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
1. Организационный момент
Психологически настроить на продуктивный урок
- Проверка готовности учеников к уроку
- Вовлечение учащихся в процесс обучения
- Создание комфортной обстановки
Подготовка к уроку (достают учебники, тетради, атласы, письменные принадлежности)
Приветствуют учителя стоя
Личностные: Полная готовность к уроку
Регулятивные: Включение в ритм работы
Познавательные: Рефлексия способов и условий действия
Коммуникативные: Контроль, коррекция
2. Актуализация новых знаний для учащихся
Определить цели и задачи урока через постановку проблемных вопросов
Обеспечивает мотивацию восприятия темы, необходимость новых знаний
Вопрос:
- зачем нужны знания об озерах и болотах нашей страны?
- Сможем ли мы вести грамотное природопользование, если не будем знать их особенностей и отличий?
Настраиваются на понимание и необходимости изучения темы. Анализируют полученную ранее информацию, дают ответы на поставленные вопросы
Познавательные:
Осознавать необходимость изучения материала
Регулятивные:
Выдвигать свою версию решения
Коммуникативные:
Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.
3. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Сформулировать и сообщить чему должны научиться на уроке.
Зафиксировать новую учебную задачу
Сегодня мы изучим озера и болота нашей страны, разберем их особенности происхождения, оценим важное значение для природы и человека.
Как вы думаете:
- есть различия у озёр или они все одинаковые?
- могут ли озёра влиять на другие природные объекты?
- болота – это ключевой источник жизни или неудобья?
Высказывают свои предположении про цели и задачи урока, аргументируют свой ответ.
Личностные: Сформулирована мотивация учащихся на учебную деятельность
Регулятивные: Мобилизация сил и энергии
Коммуникативные: Владение монологической и диалогической речью
Познавательные: умение структурировать знания
4. Проверка домашнего задания
Определение качества усвоенного ранее материала
Актуализирует опорные знания (повторение терминов и понятий)
Вводное слово учителя: «Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Именно 8 дней имеют в запасе горноспасатели, которые ведут спасение шахтеров, оказавшихся отрезанными от выхода при обвале. Вода – это чудесный дар природы. Человеку нужна чистая пресная вода, которая составляет около 2% гидросферы. Россия богата водами, которые находятся на суше – это внутренние воды».
Сегодня мы продолжаем с Вами изучение темы «Внутренние воды России». Но прежде, давайте вспомним:
- что такое река и чем она отличается от канала?
- какие есть составные части у реки?
- что такое речной сток, падение и уклон реки?
- чем отличается половодье от наводнения?
- какую роль реки играют в народном хозяйстве страны?
Личностные: мотивация учащихся на учебную деятельность
Регулятивные: Мобилизация сил и энергии, формулирование проблемы
Коммуникативные: Владение монологической и диалогической речью
Познавательные: умение структурировать знания, анализ, причинно-следственные связи
5. Изучение нового материала
Подача нового материала
Показывает видеоурок «Где спрятана вода».
Используя слайды презентации «Типы озерных котловин» и текста учебника знакомит учеников сдругими видами внутренних вод – озерами и болотами страны.
Тектонические – в разломах земной коры (узкие, длинные, глубокие)
Вулканические – в кратерах вулкана (на Курильских островах, Камчатке. При извержении озеро выкипает).
Термокарстовые – в районах с многолетней мерзлотой (Якутия). Летом мерзлота подтаивает, грунты проседают, образуя неглубокие котлованы, запоенные водой. (оз. Неджели в Якутии)
Ледниковые – котловина была углубленна под тяжестью четвертичного оледенения. Северо – западной Русской равнины (Ладожское, Онежское).
Запрудные – река перегораживается естественной плотиной, завалом (в горных районах, Кавказ – оз. Рица).
Озера – старицы – старые русла реки.
Остаточные озера – бывшие части морей. На берегу Азовского и Черного морей (Ханское, Соленое, Голубицкое, Каспийское)
Дает развернутые ответы на ключевые вопросы темы: Что такое озеро? Чем сточное озеро отличается от бессточного озера? Какие из них являются солеными и почему? Как озера различаются по происхождению.
Болота – это важный источник питания рек и озер; это естественная среда обитания растений и животных; в болотах сосредоточено до 80% запасов торфа страны; это ядро экосистемы, регулирующее подземный сток.
Слушают учителя, смотрят демонстрируемый материал, запоминают, тренируют память, делают отметки в тетради
Познавательные: Конспектирование реперных точек, самостоятельное выделение главного из потока информации
Личностные: Осознавание целостности природы и влияния природных условий на жизнь и здоровье человека
Познавательные: Общеучебные. Умение работать с разными источниками географической информации
6. Закрепление изученного материала
Проверить освоение новых знаний
Дает практическое задание. Ученикам нужно самостоятельно, пользуясь учебником и новым материалом, найти ответы на вопросы:
- что такое болото? Каковы причины образования болот?
- где встречаются болота?
- «болота – это зло или добро?»
- какие признаки общие для всех озёр?
- перечислите типы озерных котловин; какие из них чаще всего встречаются на равнинах, а какие в горах?
- как человек должен относиться к внутренним водам России?
Используют источники информации, формулируют и записывают ответы в тетрадь, зачитывают результаты, закрепляют полученные в ходе урока новые знания.
Познавательные: Поиск информации, анализ, сопоставление, выявление причинно-следственных связей, преобразование знаково-символьной информации в словесную
Личностные: Установление связи между целью и результатом
Регулятивные: Оценка и выделение и осознание того, что усвоено, поиск и сбор информации
Коммуникативные: демонстрация владения монологической и диалогической речью, умение грамотно излагать свои мысли, слушать других.
7. Рефлексия
Понять, что было усвоено на занятии
Формулирует выводы о результатах выполненной работы. Выставляет оценки за урок.
Эмоционально оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников, выступивших с ответами.
Личностные: Самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в уч. деятельности.
Регулятивные: Осознание уровня и качества усвоения знания
Познавательные: Универсальные логические действия
8. Домашнее задание
Постановка домашнего задания
Зачитывает 3-х уровневое домашнее задание:
Параграф №20 (озера и болота – читать, пересказывать) и повторять конспекты в тетради; ответить письменно на вопрос №1 в конце параграфа; подготовить сообщения (на выбор) про озера или болота России/ охрану озер от загрязнения и истощения.
Записывают домашнее задание.
Познавательные: Использовать разные источники информации
Регулятивные: Сверяют свои действия с целью
Личностные: Формируют персональное бережное отношение к природе, испытывают гордость за ее богатства
Просмотр содержимого документа
«Конструкт учебного занятия по географии в соответствии с требованиями ФГОС по теме: «Озера и болота России»»