ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ С ЦЕЛЬЮ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Формирование и гармоничное развитие личности ребенка невозможно без тесного взаимодействия двух социальных институтов: семьи и дошкольного учреждения.
Как известно влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка играет значительную роль, если требования, предъявляемые к ребенку в детском саду и семье, не согласованы, то воспитание полезных навыков и привычек будет очень затруднено. Так как закрепление какого-либо умения происходит при многократном повторении.
Поэтому тема взаимодействия семьи и ДОО сегодня очень актуальна. Дошкольные учреждения должны быть открытым социально-педагогическим комплексом с широким участием родителей в его работе. Взаимодействие педагога и родителей должно выстраиваться в интересах детей и основываться на следующих принципах взаимодействия:
1) родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;
2) единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;
3) уважительное и доверительное отношение к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
4) знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
5) постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и ДОО, его промежуточных и конечных результатов.
Основной путь налаживания такого сотрудничества – организация образовательного взаимодействия, результатом которого станет реализация целей и принципов личностно ориентированного образования дошкольников.
В.А. Сухомлинский считал, что «Педагогика должна стать наукой для всех — и для учителей, и для родителей. Сколько-нибудь успешная воспитательная работа совершенно немыслима без системы педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей, которая является важной составной частью общей культуры».
В области дошкольной педагогики родителям важно: знать основные закономерности и особенности воспитания и обучения детей; знакомиться с содержанием и методами воспитания; овладеть методами организации детской деятельности, общения, направленными на формирование социально ценных форм поведения и отношений ребенка с окружающими людьми.
Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитания и развития детей. Воспитатели детских садов, методисты постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка, обеспечить всестороннее развитие личности ребенка дошкольного возраста.
Таким образом, ребенок, получая первичную социализацию в семье, приобретает в дошкольном учреждении опыт: общения со сверстниками, сотрудничества с другими детьми и взрослыми. Воспитание в семье и работа педагогов в дошкольном учреждении дополняют друг друга, в результате чего ребенок получает гармоничное всестороннее развитее личности.
Таким образом, педагогическую культуру рассматривают в связи с общими социально-педагогическими условиями воспитания, которые включают в себя совокупность основных требований общества к личности родителей, содержание идейных, нравственных норм, регулирующих внутрисемейные отношения, характер межличностных отношений в семье.
Поэтому педагогический коллектив должен, сориентировать свою работу на изучение потребностей, ценностных ориентаций современных родителей в вопросах воспитания и обучения дошкольников. Что позволит скорректировать работу педагогов с родителями дошкольников, для разностороннего развития личности ребенка с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей и подготовки его к обучению в школе. Поэтому при планировании своей работы педагог старается ориентироваться на личность родителей, их представления о ребенке, каким они хотят его видеть и соответственно воспитать.
В работе с родителями чаще используют разные формы работы, которые делятся, по направлениям:
- Познавательное направление. Направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей
практических навыков воспитания детей.
- Информационно – аналитическое направление. Направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.
- Наглядно – информационное направление. Важные моменты:
все материалы для ознакомления должны быть эстетически оформлены, содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет, оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы), содержание предполагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей.
- Наглядно – информационное направление. Призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, веры в его силы и способности. И педагог, как правило, в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании: ему доверяют, прислушиваются к его советам.
Чтобы родители стали активными помощниками и единомышленниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада, постоянно держать в курсе всех событий.
Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Прежде всего, необходимо установить особую форму общения, которую можно назвать «доверительно-деловым контактом» Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.
Первый этап - трансляция родителям положительного образа ребенка. Благодаря этому с самого начала между воспитателем и родителями складываются доброжелательные отношения с установкой на будущее сотрудничество. Оправданность данного этапа определяется тем, что в повседневном общении с детьми родители часто фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях. К этому добавляются и тревожные ожидания в отношении поведения ребенка в детском саду. Поэтому первый этап может быть обозначен как этап «перестановки акцентов».
Второй этап - трансляция родителям знаний, которые могут найти применение в семье (особенности общения ребенка со сверстниками, совместные с взрослым занятия, игры и т.п.).
Третий этап - ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка. В этом диалоге взрослых активная роль принадлежит родителям. Только на основе достигнутого доверия в общении с воспитателем (в первые два этапа) у родителей возникает потребность рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка (его вкусах, поведении, привычках), причем не только положительных, но и отрицательных. Важно подчеркнуть: позиция воспитателя в диалоге не «судейская», а партнерская, без нравоучений и наставлений (общение на равных).
Родители и воспитатели объединяют свои усилия и обеспечивают малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, что, в свою очередь, стимулирует всестороннему развитию личности дошкольника, умение общаться со сверстниками и обеспечивает подготовку ребенка к школе.
Таким образом, исходя из выше изложенного мы можем сделать вывод, что тесное сотрудничество семьи и дошкольного учреждения способствует всестороннему развитию личности дошкольника, развитию физических, психически и эмоционально здорового ребенка.
Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи с целью всестороннего развития личности ребенка дошкольного возраста»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар
«Детский сад № 116»
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ С ЦЕЛЬЮ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Формирование и гармоничное развитие личности ребенка невозможно без тесного взаимодействия двух социальных институтов: семьи и дошкольного учреждения.
Как известно влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка играет значительную роль, если требования, предъявляемые к ребенку в детском саду и семье, не согласованы, то воспитание полезных навыков и привычек будет очень затруднено. Так как закрепление какого-либо умения происходит при многократном повторении.
Поэтому тема взаимодействия семьи и ДОО сегодня очень актуальна. Дошкольные учреждения должны быть открытым социально-педагогическим комплексом с широким участием родителей в его работе. Взаимодействие педагога и родителей должно выстраиваться в интересах детей и основываться на следующих принципах взаимодействия:
1) родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;
2) единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;
3) уважительное и доверительное отношение к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
4) знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
5) постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и ДОО, его промежуточных и конечных результатов.
Основной путь налаживания такого сотрудничества – организация образовательного взаимодействия, результатом которого станет реализация целей и принципов личностно ориентированного образования дошкольников.
В.А. Сухомлинский считал, что «Педагогика должна стать наукой для всех — и для учителей, и для родителей. Сколько-нибудь успешная воспитательная работа совершенно немыслима без системы педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей, которая является важной составной частью общей культуры».
В области дошкольной педагогики родителям важно: знать основные закономерности и особенности воспитания и обучения детей; знакомиться с содержанием и методами воспитания; овладеть методами организации детской деятельности, общения, направленными на формирование социально ценных форм поведения и отношений ребенка с окружающими людьми.
Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитания и развития детей. Воспитатели детских садов, методисты постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка, обеспечить всестороннее развитие личности ребенка дошкольного возраста.
Таким образом, ребенок, получая первичную социализацию в семье, приобретает в дошкольном учреждении опыт: общения со сверстниками, сотрудничества с другими детьми и взрослыми. Воспитание в семье и работа педагогов в дошкольном учреждении дополняют друг друга, в результате чего ребенок получает гармоничное всестороннее развитее личности.
Таким образом, педагогическую культуру рассматривают в связи с общими социально-педагогическими условиями воспитания, которые включают в себя совокупность основных требований общества к личности родителей, содержание идейных, нравственных норм, регулирующих внутрисемейные отношения, характер межличностных отношений в семье.
Поэтому педагогический коллектив должен, сориентировать свою работу на изучение потребностей, ценностных ориентаций современных родителей в вопросах воспитания и обучения дошкольников. Что позволит скорректировать работу педагогов с родителями дошкольников, для разностороннего развития личности ребенка с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей и подготовки его к обучению в школе. Поэтому при планировании своей работы педагог старается ориентироваться на личность родителей, их представления о ребенке, каким они хотят его видеть и соответственно воспитать.
В работе с родителями чаще используют разные формы работы, которые делятся, по направлениям:
Познавательное направление. Направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей
практических навыков воспитания детей.
Информационно – аналитическое направление. Направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.
Наглядно – информационное направление. Важные моменты:
все материалы для ознакомления должны быть эстетически оформлены, содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет, оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы), содержание предполагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей.
Наглядно – информационное направление. Призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, веры в его силы и способности. И педагог, как правило, в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании: ему доверяют, прислушиваются к его советам.
Чтобы родители стали активными помощниками и единомышленниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада, постоянно держать в курсе всех событий.
Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Прежде всего, необходимо установить особую форму общения, которую можно назвать «доверительно-деловым контактом» Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.
Первый этап - трансляция родителям положительного образа ребенка. Благодаря этому с самого начала между воспитателем и родителями складываются доброжелательные отношения с установкой на будущее сотрудничество. Оправданность данного этапа определяется тем, что в повседневном общении с детьми родители часто фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях. К этому добавляются и тревожные ожидания в отношении поведения ребенка в детском саду. Поэтому первый этап может быть обозначен как этап «перестановки акцентов».
Второй этап - трансляция родителям знаний, которые могут найти применение в семье (особенности общения ребенка со сверстниками, совместные с взрослым занятия, игры и т.п.).
Третий этап - ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка. В этом диалоге взрослых активная роль принадлежит родителям. Только на основе достигнутого доверия в общении с воспитателем (в первые два этапа) у родителей возникает потребность рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка (его вкусах, поведении, привычках), причем не только положительных, но и отрицательных. Важно подчеркнуть: позиция воспитателя в диалоге не «судейская», а партнерская, без нравоучений и наставлений (общение на равных).
Родители и воспитатели объединяют свои усилия и обеспечивают малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, что, в свою очередь, стимулирует всестороннему развитию личности дошкольника, умение общаться со сверстниками и обеспечивает подготовку ребенка к школе.
Таким образом, исходя из выше изложенного мы можем сделать вывод, что тесное сотрудничество семьи и дошкольного учреждения способствует всестороннему развитию личности дошкольника, развитию физических, психически и эмоционально здорового ребенка.