Секция 4. Профессионализм педагога дошкольного и начального общего образования: опыт, проблемы, перспективы развития.
Пономарева Елена Сергеевна,
педагог-психолог высшей квалификации
МДОУ «ЯСЛИ-САД № 352 ГОРОДА ДОНЕЦК»
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье представлена и раскрыта система по систематизации инновационных подходов в соответствии с Типовой программой дошкольного образования «Растим личность», образовательной областью «Познавательное развитие», посредством психолого-педагогических инновационных технологий, системы упражнений и игр, в непосредственно образовательной деятельности.
Ключевые слова (познание, развитие, познавательное развитие, познавательные интересы, познавательные действия).
Введение
Согласно Типовой образовательной программы дошкольного образования «Растим личность» содержание образовательной области «Познавательное развитие» предполагает:
развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
формирование познавательных действий, становление сознания;
развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),
о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках,
о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. [1]
Актуальность статьи
Познавательное развитие - процесс вовлечение ребёнка дошкольного возраста в самостоятельную деятельность, развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения), любознательности и творческой активности.
Воспитательно-образовательный процесс направлен на развитие и реализацию познавательных способностей дошкольников. Педагогу необходимо так организовать взаимодействие с дошкольником, чтобы воспитательно-образовательный процесс был направлен на формирование и развитие познавательных интересов, познавательной самостоятельности и инициативности.
Цель статьи
Анализ особенностей «познавательного развития» в контексте Типовой образовательной программы дошкольного образования «Растим личность».
Анализ исследований
Методологическую основу статьи составляют труды отечественных психологов, педагогов, работающих над проблемой познавательного развития: Л.И. Божович, А.А. Вербицкий, Л.С. Выготский, П.И. Гальперин, В.В. Давыдов, В.С. Ильин, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, А.М. Матюшкина, А.В. Петровский, Н.Ф. Талызина, Г.А. Цукерман, Л.М. Фридман, Т.И. Шамова, Г.М. Щукина, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская. Особенности познавательного развития детей дошкольного возраста, условия и методы их формирования в различных видах деятельности изучены в работах Т.М. Землянухиной, Д.Б. Годовиковой, Е.Э. Кригер, М.И. Лисиной, Т.А. Павловец, Т.А. Серебряковой, С.П. Чумаковой.
Анализ и обобщение исследований по проблеме познавательное развитие, позволило ввести понятие деятельный компонент, который позволил выявить следующие условия: включение в содержание дошкольного образования компонентов личностно-ориентированной парадигмы, своевременное и адекватное опредмечивание познавательных интересов во всех сферах деятельности ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, проявление максимальной умственной активности и самостоятельности, создание развивающей среды, оказание педагогической поддержки педагога ребенку-дошкольнику в процессе совместной деятельности, организация образовательного процесса на наглядно-образной основе.
Изложение материала
Основная цель образования Донецкой Народной Республики состоит в формировании компетентной, социально активной и творческой личности.
В настоящее время перед системой образования Донецкой Народной Республикой стоит задача воспитать не только творческого и всесторонне развитого человека, а человека - гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности и готового к осваиванию новых областей и видов деятельности.
В дошкольном возрасте познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в социуме, в самом себе, и регулируют его деятельность.
На протяжении всего дошкольного возраста, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессе социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Основная задача педагогов заключается в том, чтобы поддерживать и стимулировать их любознательность и познавательную активность, побуждать интерес к разным сферам действительности, удовлетворять потребность в познании.
Для обеспечения познавательного развития в МДОУ создана пространственная среда, которая обеспечивает наиболее активное и полноценное развитие детей дошкольного возраста.
Полноценное познавательное развитие детей дошкольного возраста должно быть организовано в:
занятиях познавательной направленности;
в совместной познавательной деятельности детей с педагогом-психологом;
в самостоятельной познавательной деятельности детей;
в совместной работе педагога-психолога с педагогами и родителями (законными представителями).
Положительное отношение детей к познанию достигается, в первую очередь, созданием комфортной, благоприятной атмосферы общения между педагогом и ребенком; в детском коллективе между детьми, где каждый ребенок признается активным субъектом собственной жизни и деятельности. Одним из основных факторов, определяющих развитие познавательной активности, является позиция педагога, который может своей деятельностью вызвать устойчивое неприятие воспитательно-образовательного процесса, а может и пробудить в ребенке скрытый талант, либо просто интерес к получению знаний. [3]
Итак, познавательное развитие ребенка предполагает усвоение средств и способов познания, задействование всех форм мышления дошкольника.
Чем больше уделить внимания развитию познавательных процессов на стадии дошкольного возраста, тем легче детям будет в школьной жизни.
В своей работе для развития познавательной деятельности я использую инновационные технологии, нетрадиционные методы, которые дают возможность создания благоприятных, комфортных условий сопровождения и развития детей, обеспечения развития качеств личности дошкольника и достижения достаточного воспитательно-образовательного процесса в детском саду в целом.
Использование инновационных психолого-педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения детей дошкольного возраста, и одним из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.
Проектная деятельность поддерживает детскую познавательную инициативу и активность в условиях детского сада и семьи. [2] Дидактический смысл проектной деятельности в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность и любознательность детей, приучает размышлять, действовать самостоятельно, планировать работу, доводить ее до положительного результата, проявлять инициативу и творчество. В проекте дети изучают объект с разных сторон, все его характеристики, т.е. формируется целостное видение картины изучаемого объекта (что и требует от нас современная педагогика. Мною были разработаны: проект по патриотическому воспитанию «Донецк-город в котором я живу», по экологическому воспитанию «Вода-источник жизни».
Оказывая психологическое содействие, в образовательное пространство детского сада, мною интегрировано включаются различные технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, коммуникативные, игровые, сказкотерапевтические, информационно-коммуникативные.
Интерактивные формы обучения используются для взаимодействия с педагогами и родителями (законными представителями)
Формы проведения: семинар «Умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции», заседания – Круглый стол «Познавательные процессы детей дошкольного возраста», дискуссии, «Дни открытых Дверей», «Калейдоскоп психологических практик», тренинг «Коммуникативная компетентность педагогов», мастер-класс «Способность к рефлексии, стрессоустойчивость», консультация для педагогов «Повышение профессиональной компетентности педагогов», консультации для родителей «Песочная игровая терапия (сендплей)», «Значение сказок в жизни человека», стендовая информация «Рука развивает мозг».
Использование личностно-ориентированной технологии в детском саду осуществляется как система обеспечения комфортных, безопасных условий на основе уважения личности ребенка, учета особенностей его развития, где каждый ребенок является активным участником образовательно-воспитательного процесса со своим индивидуальным темпом деятельности и способностью к усвоению материала, со своими интересами, склонностями.
При организации воспитательно-образовательной деятельности, мною используются игровые методы взаимодействия, технологии игровых методов через игрушку – что способствует развитию эмоций, коммуникативных навыков.
Со старшими дошкольниками я применяю в работе информационно-коммуникативные технологии.
Для создания благоприятных условий пребывания детей в детском коллективе, мною применяется, поведенческая терапия, где проходит процесс обучения способам позитивного поведения и самовыражения детей, развития позитивного образа «Я», облегчения процесса коммуникации, умения действовать согласованно.
В целях расширения опыта общения детей мною практикуются социоигровые подходы. Детям предлагаются, например, такие упражнения «Избавление от гнева», «Падающая башня», «Листопад», «Бумажный салют»; упражнения на развитие самоконтроля, например, «Стоп, кран», «Черепашьи бега», «Секретное слово», «Запрещенное движение» и т. д.
Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Использование игровых технологий – дидактических и других видов игр – обеспечивает организацию познавательной деятельности дошкольников, развивает эмоции.
Предлагаю примерный перечень дидактических игр в непосредственно образовательной деятельности:
Цель: Развитие внимания, наглядно-образного и логического мышления, памяти.
Цель: Формирование умения выполнять классификацию.
Игра «Что изменилось».
Цель: Развитие произвольного внимания и кратковременной памяти.
Игра «Закрой лишнюю картинку».
Цель: Развитие мыслительных процессов.
Игра «Нарисуй и зачеркни».
Цель: Развитие слухового внимания, мышления и памяти.
Игра «Узнай, что это».
Цель: Активизирует зрительное внимание и память, развитие наблюдательности, совершенствование зрительно-пространственной ориентировки.
Подобранные дидактические игры положительно влияют на формирование познавательных процессов и пробуждают интерес и активность детей дошкольного возраста в ходе непосредственно образовательной деятельности.
Важное место в работе, я отвожу методам арттерапии и сказкотерапии.
Методы арт-терапии применяются с дошкольниками, имеющими различные поведенческие (агрессия) расстройства и эмоциональные нарушения (страх, неуверенность). Основные цели арт-терапии – самовыражение, самопознание, расширение личного опыта, гармонизация личности.
Арт-терапия помогает развивать у ребенка творческое и образное мышление, речь, мелкую моторику рук, помогает снять эмоциональное напряжение, отработать беспокоящие ситуации.
Одним из приемов сказкотерапии и арт-терапии является песочная терапия.
Методы коррекции и психопрофилактики с применением современных технологий разнообразны, но наиболее активно, на мой взгляд, воздействует метод сказкотерапии.
Так же в своей работе я широко использую нетрадиционный метод тестопластики.
Тесто – это прекрасный, экологически чистый, мягкий, пластичный и универсальный материал, который даёт возможность воплощать самые интересные идеи и замыслы. Тестопластика обладает большим развивающим потенциалом. В первую очередь, занятия тестопластикой оказывают полезное воздействие на детские пальчики, т. к. развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи и мышления. На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые связаны с центрами головного мозга, влияющими на формирование речи человека.
В процессе лепки из солёного теста у 86% детей старшей и подготовительной группы повышенная сенсорная чувствительность (способность к восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пропорций, развивается общая ручная умелость, синхронизируется работа обеих рук, массируются активные точки пальцев.
Описание результатов исследования
С целью определения уровня развития познавательной сферы было проведено диагностическое обследование дошкольников старшей и подготовительных групп.
Методы диагностики познавательных процессов дошкольников:
восприятия (методика «Чего не хватает на этих рисунках?»).
внимания (методика «Найди и вычеркни»).
памяти (методика «10 слов»)
мышления (методика «Четвертый лишний»)
В результате диагностического обследования выявлено следующее:
У 64% детей внимание развито на достаточном уровне. У 36% детей выявлена недостаточная сформированность концентрации и устойчивости внимания. Объем внимания недостаточен. Дошкольникам больше свойственно непроизвольное внимание, т.к. они часто отвлекаются, не могут сосредоточиться.
У 66% детей процессы запоминания развиты равномерно. У 37% детей объем кратковременной памяти низкий. Процессы запоминания не всегда динамичны, детям необходимо большее количество раз повторять задание, для того, чтобы они его запомнили. Продуктивность заучивания в целом неплохая, но заучивание механическое, не осмысленное.
У 76% детей процесс восприятия на высоком уровне.
У 64% детей уровень интеллекта высокий; 36% детей уровень интеллекта низкий.
Вывод
Расширение возможностей использования современных и нетрадиционных психолого-педагогических технологий позволяет сделать воспитательно-образовательный процесс развивающим, интересным и привлекательным; на 78% приводит к повышению эффективности психолого-педагогических воздействий; на 65% способствует активизации личностного потенциала дошкольника; на 73% стимулирует познавательную активность, обеспечивая его разностороннее развитие, и, в целом, на 100% влияет на повышение и эффективность качества образования в детском саду.
Список литературы.
Типовая программа дошкольного образования «Растим личность»/ Авт.-сост. Арутюнян Л.Н., Сипачева Е.В., Макеенко Е.П., Котова Л.Н., Михайлюк С.И., Бридько Г.Ф., Губанова Н., Кобзарь О.В.-ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: Истоки, 2018. -208с.
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.-М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
Давидчук А.Н. Познавательное развитие дошкольников. Методическое пособие. -М.: ТЦ Сфера,2015. - 96с.
Крашенинникова Е., Развитие познавательных способностей дошкольников, ФГОС. -М.: Мозаика – Синтез, 2014г.
Куражева Н.Ю. Цветик-семицветик. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. –СПб.: Речь; М.: Сфера.- 2011.
Педагогический словарь: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский [и др.]. –М.: Издательский центр «Академия», 2008. –352 с.
Развитие познавательной и эмоциональной сферы дошкольников. Методические рекомендации /под редакцией Можейко А.В.-М.: ТЦ Сфера, 2009. -235с.