Государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Волгоградский техникум
железнодорожного транспорта и коммуникаций»
Методическая разработка
открытого урока по математике
По теме: «Взаимное расположение прямых в пространстве».
Разработал: Преподаватель 1 категории Сугак Т.В.
Волгоград 2017
Урок по теме: "Взаимное расположение прямых в пространстве".
Типология урока:
Урок ознакомления с новым материалом;
Цели урока:
Содержательная:
Введение нового материала – расположение прямых в пространстве и ознакомление с понятийной базой, связанной с основными фигурами пространства, закрепление и повторение материала об аксиомах и теоремах стереометрии на тренировочных упражнениях;
Деятельностная:
Формирование у студентов умений организовывать себя на работу, проводить сравнительный анализ полученного результата, пользоваться умением самопроверки, реализации всевозможных способов работы с предложенными заданиями. Формирование умений решать упражнений творческого характера, и умений доказывать теоремы;
Дидактическая:
Воспитание творческой активности, пробуждение любознательности студентов, предлагая им задачи соразмерные их знаниям. Привить к самостоятельному мышлению и развить необходимые для этого способности.
Базовые знания:
Понятие аксиомы, теоремы, точки, прямой и плоскости в пространстве;
Формы учебной работы:
Урок - творческая мастерская;
Оборудование:
компьютер, презентация;
мультимедийный проектор;
экран; доска;
рабочие тетради;
макет;
Структура урока
Организационный этап
Целеполагание: сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности.
Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.
Ознакомление с новым материалом.
Ознакомление с новыми умениями через самостоятельное определение взаимного расположения прямых в пространстве.
Выполнение заданий, полученных студентами, как самостоятельное освоение задач дома.
Выполнение упражнений, используя ПО «Геометрия», для освоения и
закрепление полученных умений и навыков.
Упражнение на исследование и решение задачи по изготовленному макету.
Домашнее задание.
Рефлексия.
Ход урока
Организационный этап.
Здравствуйте, уважаемые преподаватели, гости и студенты! Я очень рада всех вас видеть, на моем уроке. Уважаемые студенты! Крупное научное открытие дает решение крупной проблемы, но и в решении любой простой задачи присутствует крупица открытия.
Поэтому моя цель – показать, что задача, которую вы решаете, может быть скромной. И если она бросает вызов вашей любознательности, и заставляет вас быть изобретательным, и если вы решаете ее собственными силами, то вы сможете испытать ведущее к открытию напряжение ума, и насладиться радостью победы.
Мы сегодня осваиваем новую тему. В тетрадях записываем число, номер урока. А тему урока постарайтесь определить самостоятельно. Как будете готовы, - скажете.
Наш урок назовем уроком творческой мастерской. Докажем гостям, что мы лучшие творцы и обладаем способностями к математике, должны выявить свои таланты и вкусы, так как вы не можете знать, что любите пирог с малиной, если его никогда не пробовали. Вы можете, обнаружить, что математическая задача иногда столь же увлекательна, как кроссворд, и что напряженная умственная работа может быть столь же желанным упражнением, как стремительный теннис. Изведав удовольствие от занятий математикой, вы ее забудете нескоро, и вот тогда, очень вероятно, математика займет определенное место в вашей жизни: как предмет любительского увлечения или как инструмент в вашей профессиональной работе. Итак, творцы, за дело! Побеждает тот, кто к победе стремится.
Целеполагание.
Цели урока:
1. закрепить пройденный материал;
2. усвоить новый материал;
3. научиться видеть геометрические понятия в окружающем нас мире;
3. Освоить доказательство некоторых утверждений и самому научиться доказывать и решать задачи творческого характера;
.
Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.
Чтоб освоить новый материал, необходимо закрепить и вспомнить материал предыдущего занятия. Повторим?
- Основные понятия теоремы, аксиомы, стереометрии и планиметрии.
- Основные фигуры пространства: точка, прямая и плоскость
- Аксиомы и теоремы стереометрии.
На слайде по изображенным чертежам, необходимо выбрать какому чертежу какая аксиома или теорема соответствуют.
В следующей задаче учимся видеть и различать понятия прямые и плоскости. Как они могут располагаться по отношению друг к другу.
Задача №1:
Найти по чертежу:
1. Плоскости, в которых лежат прямые MN;PM;РТ
2. Точки пересечения прямой MN с плоскостью DCC₁D₁, прямой PM с плоскостью BCC₁B₁
3. Точки пересечения прямых AT и A₁D₁
4. Как располагаются прямые AD и BC; прямые AA₁ и CC₁, прямые АА₁ и ВС и прямые D₁C₁ и DB₁?
Ознакомление с новым материалом.
Ознакомление с новыми умениями через самостоятельное определение взаимного расположения прямых в пространстве.
Рассмотрим куб и отметим все варианты расположения прямых в пространстве. Для этого преподаватель заранее в ПО: «Живая геометрия» подготавливает макет куба. Студенты самостоятельно выбирают различные варианты расположения прямых:
- пересечение прямых
- параллельность прямых
-скрещивающиеся прямые.
После чего самостоятельно дают определения:
Прямые пресекаются, когда они лежат в одной плоскости и имеют одну общую точку.
2. Прямые параллельны, когда они не имеют общих точек и лежат в одной плоскости.
3. Скрещивающиеся – прямые, которые не пересекаются и не параллельны.
Через ПО: «Геометрия» рассматривается все возможные случаи расположения прямых в пространстве. Данное ПО позволяет рассмотреть все возможные варианты с разных ракурсов. Т.е. можно вращать любую фигуру, что позволяет развить пространственное воображение студента и лучше освоить и понять материал.
После чего записывается вывод в виде графа:
Выполнение заданий, полученных студентами, как самостоятельное освоение задач дома.
Заранее студенты получили домашнее задание, которое они защищают как свой проект у доски.
Задача №2: Доказать признак параллельности прямых:
Две прямые, параллельные третьей прямой, параллельны.
Задача №3:
Доказать, что все прямые, пересекающие две данные параллельные прямые, лежат в одной плоскости.
a c
B
B₁ b
Доказательство:
аb через эти прямые проходит плоскость . Вопрос: почему? (по Т№3).
ca=B
cb=B₁, где по аксиоме: Если две точки прямой принадлежат плоскости, то и вся прямая принадлежит этой плоскости. c
все прямые, пересекающие две параллельные прямые, лежат в этой же плоскости.
Выполнение упражнений, используя ПО «Геометрия», для
освоения и закрепление полученных умений и навыков.
С помощью программного обеспечения: «Геометрия» решаем задачи:
Задача №4:
Пересекаются ли прямые? Рассмотрим чертеж. Вращая данный чертеж, делаем вывод, что прямые не пересекаются. Попробуем ответить на вопросы:
-как нужно переметить точку Р, чтоб прямые пересеклись? Возможно ли это?
- возможно ли переместить точку Р, чтоб прямые были параллельны? Объяснить, почему.
Убеждаемся, вращая тело, что точку Р переместить, чтоб прямые пересекались, можно, а чтоб прямые были параллельны невозможно.
Ответ: Невозможно прямым быть параллельными, т.к. прямые скрещивающиеся и лежат в разных плоскостях.
Задача №5:
Если ABCD и ABC'D' - параллелограммы, то доказать, что и CC'D'D - параллелограмм.
Решение:
Рассматриваем два случая:
1.параллелограммы лежат в одной плоскости.
2. параллелограммы не лежат в одной плоскости.
Доказательство основываем по теореме, что если две прямые параллельны третьей, то они параллельны между собой.
С' В С
D' A D
C'D' AB (по определению параллелограмма) С'D' CD
CD AB (по определению параллелограмма) (по вышеуказанной
теореме)
С'D' CD (по определению параллелограмма) С'СDD' -
C'C D'D параллелограмм
( по определению)
D C
А B
D' C'
C'D' AB (по определению параллелограмма) С'D' CD
CD AB (по определению параллелограмма) (по вышеуказанной
теореме)
С'D' CD (по определению параллелограмма) С'СDD' -
C'D' = CD (т.к. DC=AB; D'C=ABDC=D'C') параллелограмм
( по признаку параллелограмма)
Признак параллелограмма: если в четырехугольнике противоположные стороны параллельны и равны, то это параллелограмм.
Упражнение на исследование и решение задачи по изготовленному макету.
Студенту было дано задание изготовить макет, по которому будет решаться задача:
Задача №6:
На четырех попарно параллельных стержнях, никакие три из которых не принадлежат одной плоскости, закрепили нить в шести точках. Обозначить точки соприкасания нитей.
Решение:
После осмотра макета студенты приходят к выводу, что нити – это прямые, которые пересекаются, когда лежат в одной плоскости (по определению пересекающихся прямых). Рассматриваем каждую плоскость и оформляем задачу:
Пересекаются нити (1;2) и (4;5) т.к. только они лежат в одной плоскости.
Домашнее задание.
Концы отрезка отстоят от плоскости на расстояние 30 и 40 см. Рассмотреть всевозможные случаи расположения отрезка и плоскости.
Рефлексия.
Но один вопрос мучает меня вновь и вновь: «Да, если решение, по-видимому, достигает цели и кажется верным, то как можно придумать такое решение? Каким образом ты сам мог бы придумать или открыть подобные вещи?»
- Какие цели я ставила перед вами?
- Как вы думаете, мы их выполнили?
А если вы считаете, что мы все выполнили, то ответьте на вопросы:
1. Как могут располагаться прямые в пространстве?
2. Определение пересекающихся прямых? Как это выглядит на чертеже?
3. Сформулируйте определение параллельных прямых и покажите это на чертеже.
4. Сформулируйте понятие скрещивающихся прямых? Изобразим на чертеже.
5. Так о чем мы вели разговор? Тема урока?
Студенты отвечают и изображают чертеж.
И в конце записывается тема урока: «Взаимное расположение прямых в пространстве».
Желаю не смотреть на математику как на предмет, по которому ты должен получить столько-то зачетов и который ты постараешься забыть как можно быстрее после последнего экзамена.
Спасибо за урок!