СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Введение в историю Донецкого края

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по курсу «Введение в историю Донецкого края»

 (5 класс) 

Учитель Петрова Валентина Ефимовна , ГОШ № 40 города Горловка

 

Тема урока: Обобщение и систематизация материала по темам «Путешествие в страну «История»» и «История в вещах, символах и знаках»

Просмотр содержимого документа
«Введение в историю Донецкого края»

Конспект урока по курсу «Введение в историю Донецкого края»

(5 класс)

Учитель Петрова Валентина Ефимовна , ГОШ № 40 города Горловка


Тема урока: Обобщение и систематизация материала по темам «Путешествие в страну «История»» и «История в вещах, символах и знаках»

Цели урока:

Учебная: Систематизировать знания учащихся по темам «Путешествие в страну «История»» и «История в вещах, символах и знаках», закрепить изученные термины.

Развивающая: Развивать мышление, память, умение анализировать, обобщать, систематизировать и делать выводы, сравнивать и выделять главное, использовать исторические термины в монологической речи, умение излагать и отстаивать свою точку зрения. Развивать устойчивый интерес к истории родного края.

Воспитательная: Воспитывать гражданскую активность, любовь к родному краю.

Формируемые УУД:

Личностные:   формирование целостного мировоззрения, осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, обеспечение формирования у школьников общечеловеческих и национальных ценностей, а также ценностей демократического общества.

Коммуникативные: формирование умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, вести диалог, участвовать в дискуссии; принимать другое мнение и позицию, распределять роли, уметь договариваться, оказывать поддержку друг другу.

Познавательные: овладение умением обобщать, доказывать, делать выводы, давать определения понятиям, сравнивать деятельность лиц, исторические события, давать оценку фактов, явлений прошлого; выполнять художественно-творческие задания, отстаивать свое мнение.

Регулятивные: Развитие умения самостоятельно определять цель и проблему учебной деятельности, самостоятельно планировать свою деятельность в учебной ситуации, обучение основам самоконтроля, самооценки.

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Ход урока

1. Организационный момент. Объединение учащихся в 3 группы. Краткий инструктаж учителя о правилах работы в группах, распределение ролей, раздача дидактического материала.

2. Мотивация: Вступительное слово учителя:

Ребята, с начала учебного года мы с вами изучили уже две темы: «Путешествие в страну «История»» и «История в вещах, символах и знаках». Сегодня на уроке мы должны вспомнить, обобщить и закрепить знания, полученные при изучении этих тем. Сегодня каждый из вас покажет свои знания, то что он запомнил и усвоил. А проведем мы этот урок в форме соревнования 3 команд.


1. Для начала я предлагаю вам разгадать венгерский кроссворд, нарисованный на доске. В нем зашифрованы названия исторических наук. Найдите и назовите их.

Н

У

М

И

А

л

д

м

е

Ф

Р

И

С

Р

Х

Е

О

Л

С

А

З

Т

О

Р

И

Я

О

Г

Г

М

А

Т

И

К

А

Г

Е

И

С

Т

И

К

А

у

И

Р

А

Л

Ь

Д

И

К

А

Я

Х

Р

О

Н

О

з

г

и

ц

ы

в

а

я

Л

О

Г

И

Я


НУМИЗМАТИКА, СФРАГИСТИКА, ХРОНОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ИСТОРИЯ, ГЕРАЛЬДИКА.


2. На доске также перечислены названия наук. Найдите лишнее в ряду и объясните свое решение:

а) НУМИЗМАТИКА, астрономия, СФРАГИСТИКА, ХРОНОЛОГИЯ.

б) философия, АРХЕОЛОГИЯ, ИСТОРИЯ, математика.

в) ГЕРАЛЬДИКА, экономика, география, КРАЕВЕДЕНИЕ



3. А теперь давайте поработаем с вами в группах. Каждая группа получила 3 карточки с заданиями.

Выполните, пожалуйста, задание карточки № 1. Посмотрим какая группа быстрее справится с заданием.

Проверка выполненного задания.

4. Давайте усложним задачу и проверим кто быстрее расшифрует кроссворд.

Краткий инструктаж учителя о правилах разгадывания кроссворда.

Проверка выполненного задания.

Молодцы! Вы хорошо потрудились и, наверно, немного устали. Давайте немного расслабимся и подвигаемся.

5. Физкультминутка.

Повторяем движения за словами: 
Руки кверху поднимаем, 
А потом их отпускаем. 
А потом их развернем 
И к себе скорей прижмем. 
А потом быстрей, быстрей 
Хлопай, хлопай веселей.

Мы топаем ногами, 
Мы хлопаем руками, 
Киваем головой. 
Мы руки поднимаем, 
Мы руки опускаем 

Садимся мы за парты
И вновь играть начнем.


6. Молодцы! Подвигались, расслабились, отдохнули. А теперь приступим к выполнению задания карточки № 3.

Давайте поработаем реставраторами.

У каждой группы есть иллюстрированная копия какой-либо археологической находки. Но эта копия состоит из 8 осколков, которые нужно собрать воедино, чтобы определить, что же это за вещь. Со всеми этими предметами мы знакомились на предыдущих уроках. Ваша задача собрать осколки, установить что это за предмет и ответить на предложенные вопросы.

Вопросы для работы с историческим источником.

1. К какому виду источника относится предмет (копия).

2. В каком типе музея может храниться данный источник.

3. Предположите из чего сделан предмет.

4. Как он называется.

5. В какой стране изготовлен.

6. Что вам о нем известно.

7. Для чего предполагалось использовать данный предмет.


Заслушиваются сообщения групп о своей находке.

Наш урок подходит к концу. Я попрошу командиров групп выставить оценки членам своей группы в листы оценивания и передать мне.


3. Рефлексия

- понравилось ли занятие?

- что понравилось больше всего?

- что не понравилось?

- что было наиболее трудным?

- что было наиболее легким


4. Подведение итогов, рефлексия, оценивание.


5. Домашнее задание: Повторить основные понятия изученных тем.



ПРИЛОЖЕНИЯ К УРОКУ.

Карточка № 1.

Из представленного перечня выберите письменные, вещественные, устные и визуальные источники и занесите их в соответствующую колонку таблицы.

Мемуары, басни, кинофильмы, легенды, украшения, летописи, сказки, былины, записки путешественников, оружие, картины, договора, плакаты, пергамент, монеты, одежда, книги, фотографии, песни, реклама, архитектурные строения.

Исторические источники

Письменные

Вещественные

Устные

Визуальные







Карточка № 2.

Для группы № 1.





С

1.







2.







3.







4.









5.










1. Древний народ, живший в VIII в. до н. э. — IV в. н. э. на территории нашего края.

2. Место временного пребывания первобытных людей в период каменного века.

3. Отрезок времени, содержащий 100 лет.

4. Календарь, в основу которого положен солнечный год - промежуток времени, приблизительно равный периоду обращения Земли вокруг Солнца.

5.Вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати.







Для группы № 2.




П

1









2







3






4









5











1. Вырезанный из твердого материала штамп и его оттиск на бумаге, золоте, сургуче.

2. Ученый, посвятивший себя изучению деятельности выдающихся исторических личностей древности.

3. Материал для письма, изготавливаемый из стебля тростника.

4. Обработанная особым способом кожа телят или овец.

5. Историческая наука, занимающаяся изучением письменности и истории письма.





Для группы № 3.




К

1









2







3






4









5











1. Страна, где была изобретена бумага.

2. Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости, составленное в определенном масштабе с помощью условных знаков.

3. Первый материал, на котором люди стали высекать изображения.

4. Система счета больших промежутков времени, с делением их на более короткие периоды (годы, месяцы, недели, дни).

5. Наука о методах составления, изучении и использовании различных карт.





Задание 6.

Вопросы для работы с историческим источником.

1. К какому виду источника относится предмет (копия).

2. В каком типе музея может храниться данный источник.

3. Предположите из чего сделан предмет.

4. Как он называется.

5. В какой стране изготовлен.

6. Что вам о нем известно.

7. Для чего предполагалось использовать данный предмет.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!