СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Восприятие и представление информации. Информационные процессы

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии ФГОС. На первом этапе - это требования к планируемым результатам, далее ставиться цель урока. Предлагаются приемы активного целепологания. Предлагается работа по нескольким этапам урока, работа не только с учебником, но и практическая работа, тест на закрепление. Домашняя работа - это различные уровни сложности, где учащийся может выполнить работу, которая ему доступна

Просмотр содержимого документа
«Восприятие и представление информации. Информационные процессы»

Тема урока: Восприятие и представление информации. Информационные процессы


Требования к планируемым результатам

  • формировать понятие информации;

  • пояснять смысл употребления слова «информация» в обыденной речи;

  • различать виды информации и способы восприятия информации человеком;

  • выделять основные свойства информации;

  • понимать основные виды информационных процессов;

  • приводить примеры различных способов передачи информации, какие физические процессы при этом происходят;

  • приводить примеры естественных языков и формальных; установление общего и различий в естественных и формальных языках.

  • расширение и систематизация представлений о знаках и знаковых системах;

  • систематизация представлений о языке как знаковой системе;

Цели урока:

предметные — общие представления об информации и её свойствах; информационных процессах и их роли в современном мире; умение приводить примеры сбора и обработки информации - в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике.


метапредметные — владение информационно - логическими умениями; выделение необходимой информации; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.


личностные — наличие представлений об информации, как важнейшем ресурсе развития личности; понимание роли информационных процессов в современном мире; представления о языке, его роли в передаче собственных мыслей и общении с другими людьми; владение навыками анализа получаемой информации; формирование ответственного отношения к учению.


ПРИЕМЫ АКТИВНОГО ЦЕЛЕПОЛОГАНИЯ

Целеполагание – самая важная часть конструирования урока, планируя урок, необходимо идти от цели, а не от содержания. Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. 


Работа над понятием

На данном уроке учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока и просьба объяснить значение каждого слова. Затем определяется цель урока. Что в формулировке темы известно? Что значит информация? Как человек получает информацию? Какие органы чувств задействованы? А какими свойствами обладает информация?

Можно использовать на данном уроке другой прием


Подводящий диалог

На уроке ведется беседа, направленная на обобщение изученного ранее материала, конкретизацию, логику. Диалог подводится к тому, о чем дети не могут рассказать в силу недостаточно полного знания по теме. Возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные знания. Ставится цель.


  1. Работа с учебником (И.Г. Семакин 7 класс ФГОС п.2-3) (коммуникативные УУД)

a) Перечислите источники, из которых вы сегодня получили информацию

б) Какие органы чувств были задействованы?

с) Какую роль выполняют языки в информационной деятельности человека?

д) Приведите примеры профессий, в которых основным видом деятельности является работа с информацией.

е) Что значит сортировка информации. Приведите примеры.


  1. Практическая работа. Можно выполнять в парах, можно индивидуально. (Регулятивные УУД)

А) Приведите примеры ситуаций, в которых информация: собирается, обрабатывается, передается, запоминается и оцените правильность подобранных примеров друг друга.

Б) Интересная задача на логическое мышление. (рабочая тетрадь). При решении задачи необходимо построить таблицу. Сильным ученикам можно попробовать решить самостоятельно, а более слабые учащиеся решают вместе с учителем.

Квадрат, круг, треугольник, ромб вырезаны из цветной бумаги: белой, синей, красной и зеленой. Круг не белый и не зеленый; синяя фигура лежит между ромбом и красной фигурой; треугольник не синий и не зеленый; квадрат лежит между треугольником и белой фигурой. Определить из бумаги каких цветов вырезаны фигуры.

В конце урока я даю небольшой тест на основные понятия для закрепления. Тестов готовых очень много и ученикам больше нравиться компьютер, но при отсутствии времени можно проверить знания с помощью презентации или раздать карточки. Обычно тест небольшой и состоит из 5 – 8 вопросов. (Личностные УУД)

Тест по теме:

  1. Что такое информация

а) сведения и знания из окружающего мира +

б) сведения, содержащиеся в научных теориях

в) сведения из библиотеки

2. С помощью каких органов чувств человек получает больший объем информации

а) органа осязания

б) органа слуха

в) органа зрения +

г) органа обоняния

д) вкусовых рецепторов

3. Назовите формальный язык

а) английский

б) китайский

в) дорожные знаки +

4. Укажите лишний объект с точки зрения способа представления информации:

а) фотография;

б) телефонный разговор; +

в) схема

5. Знания декларативные

а) я знаю, что .+

б) я знаю, как …

в) для того чтобы …

6. Сообщение информативно, если

а) пополняет знание +

б) красиво написано

в) ранее изучено

7. Учитель рассказывает о вредных привычках – это..

а) информация

б) сведения +

в) знание

Для проверки 7 вопросов «5»

6-5 вопросов «4»

4 вопроса «3»

По окончанию теста можно организовать проверку друг друга. Даются ключи, и ученики проверяют правильность ответов, и по шкале ставят оценки, что очень нравится ребятам.


Домашнее задание

Первый уровень – ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ(базовый) МИНИМУМ (абсолютно понятно и посильно любому ученику).

Второй уровень – Повышенный (выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу).

Третий уровень – ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (выполняется добровольно, стимулируется высокой оценкой).

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ (Выбрать любые два вопроса теории и кратко ответить в тетради), выбрать практическую задачу и выполнить в тетради

  1. Назови основные виды информации (по способу восприятия и по форме представления).

  2. Приведи примеры информации, представленной в текстовой, числовой, графической формах.

  3. Назови виды информации, которые являются основными для человека, животных, технического устройства

  4. Каково значение информатики для развития общества?

  5. Приведи несколько бытовых примеров получения, хранения, передачи, обработки, использования информации.

  6. Нарисовать граф «Информационные процессы»

  7. При написании смс сообщения часто используют смайлики. Придумайте набор смайликов для выражения различных чувств.

ПОВЫШЕННЫЙ (Выбрать по желанию)

  1. Приведи пример, в котором числовая информация используется вместе с текстовой, графическая вместе с числовой.

  2. Корреспондент телевидения, находясь на улице микрорайона, рассказывает с экрана о каком-то событии, в данном микрорайоне. Получаете ли вы при этом дополнительную информацию, кроме слов репортера? Если да, то какую и почему?

  3. Как вы понимаете смысл выражения «развитое информационное общество»? Приведите примеры таких обществ и поясните свой ответ.

  4. У Вовочки шалунья – резинка стерла согласные буквы. Помогите мальчику восстановить текст: _ы у_ее_ о_ _а_а_ы_а_ _ и_ _о_ _а_ию

(Ответ: Мы умеем обрабатывать информацию)

  1. Есть текст: Калужане любят домашних животных. Согласно опросам, собак содержат 32 % жителей города, 45 % имеют кошек, 15% заботятся о попугаях. Нередки в последнее время экзотические животные: игуаны (5 %) и пауки (3 %). Составить таблицу или граф.


ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

  1. Прав ли был Талейран, когда говорил: «Кто владеет информацией, тот владеет миром»? Как вы это понимаете?

  2. Составить кроссворд по теме: «Восприятие информации. Информационные процессы»

  3. Составить ребус по теме: «Восприятие информации. Информационные процессы» (н-р информация, кодирование, хранение)


Рефлексия.

В конце урока подводится итог.

Все ли задания были понятны?

Какое задание было сложно?

Как вы оцениваете свою работу? Спасибо за урок! До новых встреч.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!