СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание экологической культуры через проектную деятельность учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация о проектной деятельности обучающихся. Работа с тканью, то есть реализация - превращение текстильных отходов в интерьерные панно и коврики.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание экологической культуры через проектную деятельность учащихся»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа № 2 имени Героя Социалистического Труда И.В. Комзина» Воспитание экологической культуры через проектную деятельность учащихся Архипова Марина Владимировна учитель высшей категории технологии, изобразительного искусства МБУ «Школа № 2» г.о. Тольятти 2021 год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа № 2

имени Героя Социалистического Труда И.В. Комзина»

Воспитание экологической культуры через проектную деятельность учащихся

Архипова Марина Владимировна

учитель высшей категории технологии, изобразительного искусства

МБУ «Школа № 2» г.о. Тольятти

2021 год

Значение экологического воспитания Экологическое воспитание — это средство образования в сознании обучающихся реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Эти знания необходимы для формирования материалистического миропонимания. Успех в экологическом образовании и воспитании обучающихся во многом зависит от того, в какой степени учитель побуждает интерес, стремление глубже познать окружающий мир. Основной целью учителя является развитие целостной личности, неравнодушной к проблемам родного края, способной практически решать экологические проблемы. Содержание экологического образования имеет сложный состав, усвоение которого школьниками требует не только классной, но и большой внеклассной работы.

Значение экологического воспитания

  • Экологическое воспитание — это средство образования в сознании обучающихся реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Эти знания необходимы для формирования материалистического миропонимания.
  • Успех в экологическом образовании и воспитании обучающихся во многом зависит от того, в какой степени учитель побуждает интерес, стремление глубже познать окружающий мир.
  • Основной целью учителя является развитие целостной личности, неравнодушной к проблемам родного края, способной практически решать экологические проблемы. Содержание экологического образования имеет сложный состав, усвоение которого школьниками требует не только классной, но и большой внеклассной работы.
Экологическое обоснование Человечество на протяжении многих лет придумало много видов ткани, не только растительного и животного происхождения – это газ, камень (асбест), метал, нефть, капрон. До сих пор никто толком не может сказать, сколько времени будет разлагаться это творение человеческой мысли в земле, но, по разным данным, на это уйдёт от 250 до 1000 лет. Что это значит? Загрязнение окружающей среды?! По данным «Гринпис», в мире ежегодно производится 100 миллиардов единиц одежды. Объём отходов модной индустрии достигает 92 миллионов тонн. Большая часть этого «мусора» отправляется на свалку, несмотря на то, что текстиль поддается почти стопроцентной переработке. Одежда из синтетики (например, акрила, нейлона и полиэстера) разлагается десятки лет, а продукты её горения токсичны. 60 % производящейся в мире одежды имеет в своём составе полиэстер, который, разлагаясь, выделяет в три раза больше парниковых газов, чем хлопок.

Экологическое обоснование

  • Человечество на протяжении многих лет придумало много видов ткани, не только растительного и животного происхождения – это газ, камень (асбест), метал, нефть, капрон. До сих пор никто толком не может сказать, сколько времени будет разлагаться это творение человеческой мысли в земле, но, по разным данным, на это уйдёт от 250 до 1000 лет. Что это значит? Загрязнение окружающей среды?!
  • По данным «Гринпис», в мире ежегодно производится 100 миллиардов единиц одежды. Объём отходов модной индустрии достигает 92 миллионов тонн. Большая часть этого «мусора» отправляется на свалку, несмотря на то, что текстиль поддается почти стопроцентной переработке.
  • Одежда из синтетики (например, акрила, нейлона и полиэстера) разлагается десятки лет, а продукты её горения токсичны. 60 % производящейся в мире одежды имеет в своём составе полиэстер, который, разлагаясь, выделяет в три раза больше парниковых газов, чем хлопок.
Проблема  В настоящее время вместо натуральных тканей и пряжи для вязания и шитья чаще всего используются синтетические:  +  меньше расходуется хлопка, льна, шерсти, шелка, которые наша страна закупает;  - синтетические отходы загрязняют окружающую среду - они не гниют.  Как переработать эти отходы и превратить их в полезную продукцию, не причиняя  вреда природе?

Проблема

В настоящее время вместо натуральных тканей и пряжи для вязания и шитья чаще всего используются синтетические:

+ меньше расходуется хлопка, льна, шерсти, шелка, которые наша страна закупает;

- синтетические отходы загрязняют окружающую среду - они не гниют.

Как переработать эти отходы и превратить их в полезную продукцию, не причиняя  вреда природе?

Цель -  с пособствовать развитию творческой активности через проявление индивидуальных способностей в работе с  остатками ткани. Прививать начальные экологические навыки и умения — поведенческие, познавательные, преобразовательные, исследовательские.   Назначение: подарок или украшение интерьера.

Цель - с пособствовать развитию творческой активности через проявление индивидуальных способностей в работе с  остатками ткани. Прививать начальные экологические навыки и умения — поведенческие, познавательные, преобразовательные, исследовательские.

Назначение: подарок или украшение интерьера.

Техника «Ляпочиха» очень, своеобразное, озорное, национальное русское изобретение. В старину в крестьянских семьях хозяйство вели очень рачительно и ничего не выбрасывали. Считалось, что с выброшенными вещами из дома уйдет достаток. Ненужные вещи использовались народными мастерицами в лоскутном шитье. Из мелких обрезков самых разных по фактуре тканей изготавливались разные изделия: лоскутные покрывала и одеяла, подушки, игрушки, коврики и многое другое

Техника «Ляпочиха» очень, своеобразное, озорное, национальное русское изобретение.

В старину в крестьянских семьях хозяйство вели очень рачительно и ничего не выбрасывали. Считалось, что с выброшенными вещами из дома уйдет достаток.

Ненужные вещи использовались народными мастерицами в лоскутном шитье. Из мелких обрезков самых разных по фактуре тканей изготавливались разные изделия: лоскутные покрывала и одеяла, подушки, игрушки, коврики и многое другое

Ляпочиха  -  занимает особое место в ремизном ткачестве на стане, в лоскутной технике и вязании. Великое множество приемов, усложняющих, и тем самым обогащающих поверхность  полотна, делает это направление особенно привлекательным. “ ляпоток”, “ляпачок”, “ляп”, “лапша”

Ляпочихазанимает особое место в ремизном ткачестве на стане, в лоскутной технике и вязании. Великое множество приемов, усложняющих, и тем самым обогащающих поверхность  полотна, делает это направление особенно привлекательным.

ляпоток”, “ляпачок”, “ляп”, “лапша”

Характерной особенностью «ляпочихи» является «ворсистость»   Первый способ. Шитьё.   Когда «ляпочок» (лоскуток) пришивается на поверхность готовой ткани. Для нее годятся любые ткани. Берут основу – плотную ткань, на которую нашивают полоски. Если делают коврик, то края обрабатывают. Нарезают ткани на полоски примерно 1х12 см., чем короче заготовленные полоски, тем пушистее получится конечный результат. Отступив от края основы 2-3 см., настрачивают полоски посередине в одну линию вдоль края. Затем загибают пришитые полоски к краю и, отступив от строчки 3-4 см. пришивают следующий ряд. Шов ведется посередине полосок.

Характерной особенностью «ляпочихи» является «ворсистость»

Первый способ. Шитьё.

Когда «ляпочок» (лоскуток) пришивается на поверхность готовой ткани. Для нее годятся любые ткани. Берут основу – плотную ткань, на которую нашивают полоски. Если делают коврик, то края обрабатывают. Нарезают ткани на полоски примерно 1х12 см., чем короче заготовленные полоски, тем пушистее получится конечный результат. Отступив от края основы 2-3 см., настрачивают полоски посередине в одну линию вдоль края. Затем загибают пришитые полоски к краю и, отступив от строчки 3-4 см. пришивают следующий ряд. Шов ведется посередине полосок.

Второй способ.  Вязаная ляпачиха. Вязание крючком половичков из полосок ткани и главное достоинство ляпочихи — выход лоскутков из плоскости, можно получить яркое декоративное изделие. Вместо прямой полоски ткани, вырезаемой для вязания, используют полоску усложненной формы. Объемность вязаной ляпочихи получается за счет выступающих участков ткани в подготовленной для работы полосе.

Второй способ. Вязаная ляпачиха.

Вязание крючком половичков из полосок ткани и главное достоинство ляпочихи — выход лоскутков из плоскости, можно получить яркое декоративное изделие. Вместо прямой полоски ткани, вырезаемой для вязания, используют полоску усложненной формы.

Объемность вязаной ляпочихи получается за счет выступающих участков ткани в подготовленной для работы полосе.

Третий способ.  Ткачество. «Ляпочок» вводится в структуру ткани в процессе ее возникновения - ткачества. Разные лоскуты, выбранные по замыслу автора-ткача определенного размера и цвета, вставляются в некоторое число нитей основы на уточную нить и затем вместе с уточной нитью переплетаются с нитями основы, замыкаясь в своем зеве.

Третий способ. Ткачество.

«Ляпочок» вводится в структуру ткани в процессе ее возникновения - ткачества. Разные лоскуты, выбранные по замыслу автора-ткача определенного размера и цвета, вставляются в некоторое число нитей основы на уточную нить и затем вместе с уточной нитью переплетаются с нитями основы, замыкаясь в своем зеве.

Четвертый способ. Ляпачиха Основная ткань должна быть «крупноячеистая» – то есть, с большими отверстиями, через которые можно пропускать толстые нити, не прорывая ткани. Подойдет крупная рогожка и мешковина, различные сетки – в том числе из тех, что продаются в цветочных или строительных магазинах. Проталкивают через ткань «лапшу» из ткани, затем, протянув по изнанке 1 см – проталкиваем обратно и завязывают. Следующую полоску – по такой же схеме.

Четвертый способ. Ляпачиха

Основная ткань должна быть «крупноячеистая» – то есть, с большими отверстиями, через которые можно пропускать толстые нити, не прорывая ткани. Подойдет крупная рогожка и мешковина, различные сетки – в том числе из тех, что продаются в цветочных или строительных магазинах. Проталкивают через ткань «лапшу» из ткани, затем, протянув по изнанке 1 см – проталкиваем обратно и завязывают. Следующую полоску – по такой же схеме.

 Оригинальная лоскутная техника, не требующая навыков шитья, дорогих материалов и сложных инструментов, но при этом позволяющая воплотить в жизнь самые смелые творческие замыслы, - это, пожалуй, лучшее, о чем может мечтать рукодельница.

Оригинальная лоскутная техника, не требующая навыков шитья, дорогих материалов и сложных инструментов, но при этом позволяющая воплотить в жизнь самые смелые творческие замыслы, - это, пожалуй, лучшее, о чем может мечтать рукодельница.

Ляпочиха - сегодня В этой технике модельеры создают невероятной красоты коллекции одежды, а так же другие предметы, например, сумки, косметички, абажуры, коврики и подушки.

Ляпочиха - сегодня

В этой технике модельеры создают невероятной красоты коллекции одежды, а так же другие предметы, например, сумки, косметички, абажуры, коврики и подушки.

Коврики

Коврики

Панно

Панно

Материалы и инструменты • Ткань – основа: мешковина, упаковочная ткань, сетка • Крючок для вязания • Ткань для ляпочихи: нейлон, трикотаж, х/б стрейч, бязь… • Подрамник • Ножницы, маркер, линейка

Материалы и инструменты

• Ткань – основа: мешковина, упаковочная ткань, сетка

• Крючок для вязания

• Ткань для ляпочихи: нейлон, трикотаж, х/б стрейч, бязь…

• Подрамник

• Ножницы, маркер, линейка

Проектная деятельность  Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность обучающему проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.  Цель педагогического опыта: ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые нетипичные задачи, выявить деловые качества работника нового типа.  Краткое описание опыта: Применение проектного метода на уроках изобразительного искусства и технологии для эффективного учебного процесса. Организация исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом. Этот метод обучения учащихся подразумевает выполнение учеником под руководством учителя творческого проекта, результатом которого является изделие или услуга.

Проектная деятельность

Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность обучающему проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Цель педагогического опыта: ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые нетипичные задачи, выявить деловые качества работника нового типа.

Краткое описание опыта: Применение проектного метода на уроках изобразительного искусства и технологии для эффективного учебного процесса. Организация исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом. Этот метод обучения учащихся подразумевает выполнение учеником под руководством учителя творческого проекта, результатом которого является изделие или услуга.

Творческие проекты обучающихся Сучкова Мария – Серия панно «Летнее мгновение»

Творческие проекты обучающихся

Сучкова Мария – Серия панно «Летнее мгновение»

Последовательность работы над панно. Эскиз Этюд Выбор материала. Нарезка лапши. Рисунок на основе Подготовка подрамника

Последовательность работы над панно.

Эскиз

Этюд

Выбор материала.

Нарезка лапши.

Рисунок на основе

Подготовка подрамника

Выполнение панно

Выполнение панно

Морозова Юлия – Проект «Через прошлое к настоящему. Изделие в технике ляпочиха  «Белый медвежонок»

Морозова Юлия – Проект «Через прошлое к настоящему. Изделие в технике ляпочиха «Белый медвежонок»

Технология работы

Технология работы

Берегите животных!!! Белый медвежонок Волк из просторов Интернет

Берегите животных!!!

Белый медвежонок

Волк из просторов Интернет

Тум Екатерина – Панно «Северное сияние»

Тум Екатерина – Панно «Северное сияние»

Эффективность опыта

В процессе изучения технологии большинство учащихся выполняют практико-ориентированные проекты. В рамках данных проектов школьники могут выбрать различные направления для проведения исследований. В ходе этих исследований учащиеся получают:

- сведения об изделии из других областей знаний;

- сведения о наличии материалов и инструментов, их свойства и достоинства, сведения о способах производства;

- сведения из истории развития промыслов и современное применение изделий в области дизайна.

Учитель контролирует знания и умения учащихся, а также содействует творческому развитию и формированию системы интеллектуальных и общетрудовых навыков, воплощенных в конкретных изделиях. Любой проект должен заканчиваться созданием продукта.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Организация проектной деятельности на основе комплексного подхода развивает у учащихся самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, формирует навык планомерностей, технологической деятельности и способности к самореализации.

Работая учителем, никогда не забудешь, что такое детство и как смотреть ни мир чистыми глазами. Дети могут научить многому, с ними чувствуешь себя вечно молодым и каждый последующий день не похож на предыдущий.

Работая учителем, никогда не забудешь, что такое детство и как смотреть ни мир чистыми глазами. Дети могут научить многому, с ними чувствуешь себя вечно молодым и каждый последующий день не похож на предыдущий.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!