СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активные формы работы по развитию творческих способностей школьников в условиях реализации ФГОС

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Концепция ФГОС предписыфвает усилить воспитательную составляющую деятельности образовательных  учреждений. Особое значение отводится внеурочной деятельности обучающихся.

В федеральном законе РФ от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что «образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства», а  воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

  Концепция ФГОС предписывает усилить воспитательную составляющую деятельности образовательных учреждений. Образовательный стандарт второго поколения ориентирует педагогические коллективы на расширение и совершенствование спектра образовательных услуг, разработку и внедрение новых образовательных и досуговых программ, призванных обеспечить инфраструктуру для социальной мобильности молодежи.

  Особое значение отводится внеурочной деятельности обучающихся.

В материалах ФГОС понятие «внеурочная деятельность» рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. При реализации своих задач, она одновременно нацелена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения, направленной на  духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализацию и профессиональную ориентацию, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологическую культуру.

Стандарт, а соответственно и Программа воспитания и социализации, реализуют основные ценностные ориентиры, к которым относятся: идеалы ценностей гражданского общества, в том числе ценностей человеческой жизни, семейные ценности, трудовая этика и пр.; патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалога культур; национальное согласие по основным этапам становления и развития общества и государства. Эта система ценностей, представленная в Фундаментальном ядре содержания общего образования, должна быть реализована как через урочную, так и внеурочную деятельность.

  В материалах сопровождения ФГОС констатируется, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности  в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.

  Согласно ФГОС воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс социального взаимодействия педагога и воспитанника. Внеурочная деятельность объединяет те виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей. Только многообразие видов деятельности и включение ученика в систему позитивных отношений с окружающей действительностью сможет выявить и развить индивидуальные особенности каждого ученика и привести к успешной социализации личности. Внеурочная деятельность направлена в первую очередь на достижение личностных и метапредметных результатов:

- развитие индивидуальности каждого ребёнка;  - приобретение школьником социальных знаний, умения применять их в повседневной жизни;

- формирование семенных ценностей;

- воспитание уважительного отношения кместу своего проживания;

- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;  - увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;  - воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;  - формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой и экологической культуры

- реализация, в конечном счете, основной цели – достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.    Все это и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. 

  В МАОУ СОШ № 28 приоритетными воспитательными задачами являются:

-  развитие познавательного интереса, повышение интеллектуального уровня обучающихся через создание блока дополнительного образования, внедрение новых педагогических технологий в образовательном процессе, разнообразных форм внеурочной работы;

-  повышение эффективности работы по гражданско-патриотическому воспитанию через реализацию программы «Я гражданин России»;

-  рост инициативы, самостоятельности, чувства ответственности через дальнейшее развитие системы ученического самоуправления обучающихся;

-  создание системы правового всеобуча для  обучающихся и их родителей;

-  привлечение родителей к образовательному (учебно-воспитательному) процессу школы, расширение внешних связей школы для решения проблемы воспитания.

  Решение всех вышеперечисленных задач способствует успешному развитию воспитательной системы школы, в основе которой лежит совместная творческая деятельность детей и взрослых по различным направлениям.

  Основной составляющей воспитательной работы в школе является участие классов во всех общешкольных мероприятиях. Это позволяет четко определить место классного коллектива в общей системе учебно-воспитательного процесса в школе. Воспитательная работа строится по системе коллективно-творческих дел (КТД).

Ключевые творческие дела  - это основа организационно - массовой работы, это те мероприятия, которые отражают традиции школы. Безусловно, на воспитание личности влияют  традиционные мероприятия, к которым многие классные коллективы основательно готовятся на протяжении длительного периода под руководством опытных наставников.

В школе работают кружки по направлениям:

- Естественнонаучное направление;

- Художественно-эстетическое направление,

- Гражданско-патриотическое направление,

- Социальная деятельность,

- Проектная деятельность,

- Спортивно-оздоровительное направление

Достоинством воспитательной системы является ее выстраивание по месячным циклам, что позволяет сосредоточить силы всех участников воспитательного процесса на общей теме и организовать работу белее целенаправленно и плодотворно.

Воспитательная работа в школе осуществляется через реализацию программы воспитания  «Школа единого воспитательного пространства», которая  включает в себя целевые подпрограммы: «Да не прервется наша память..», «Здоровье», «Одаренные дети», «Родители, дети, школа», «Вместе -  мы сила!», программы ДШО «МЫ» и профилактические программы.

Реализация программы воспитания осуществляется по направлениям:

-  Естественнонаучное направление: Программа «Одаренные дети».

-  Художественно-эстетическое направление: Подпрограммы ДШО «Мы»: «Досуг», «Игра-дело серьезное!», «Милосердие».

-  Физкультурно-спортивное направление: Программа «Здоровье»

-  Военно-патриотичекое направление и туристско-краеведческое направление: Программа героико–патриотического воспитания «Да не прервется наша память…».

-  Профилактическая работа: «Мы против наркотиков!» в рамках ресурсного центра по здоровьесбережению, программа  «Профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних», программа «Профилактика наркомании,  алкоголизма, табакокурения среди обучающихся и формирование здорового образа жизни", программа «Родители, дети, школа», программа волонтерского движения «Вместе - мы сила!».

  Одним из важнейших направлений воспитательной работы в школе является патриотическое воспитание. Основной целью программы является совершенствование системы патриотического воспитания в школе, способствующей формированию у обучающихся школы высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

Организация и проведение мероприятий, имеющих патриотическую направленность, способствует формированию гражданской позиции, воспитывает чувство любви и уважения к своей стране, ее истории и традициям.

Школа активно взаимодействует со службами системы профилактики  безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних БМР, с целью предупреждения асоциального поведения среди обучающихся: с центром социальной реабилитации «Забота», «Семья», ЦМП, «Молодёжная инициатива», ПДН, КДН.

Большое значение уделяется воспитанию экологической культуры школьников.

Экологическая культура и здоровый образ жизни – актуальная и злободневная тема современности и один из главных воспитательных аспектов в школе.

Программа формирования экологической культуры и культуры здорового образа жизни – это комплекс мер, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья школьников, на грамотное поведение в природе.

Формирование культуры здоровья – процесс длительный, многоплановый, требующий применения разных средств и методов обучения и воспитания.

Одна из действенных технологий в реализации этой программы – воспитание через творчество.

В МБОУ СОШ №28 г. Балаково накоплен и обобщен многолетний опыт экологического воспитания школьников. Это организация и проведение Неделей Биологии и Экологии, участие в муниципальных, региональных и всероссийских акциях, конкурсах, олимпиадах, школьной НПК (научно-практической конференции), традиционное участие в муниципальном СДДФ (Самом Добром Детском Фестивале), сотрудничество с ОДЭЦ (Областным детским экологическим центром) и др. Особой гордостью школы является экологический отряд  «Неравнодушные», участники которого  ежегодно успешно выступают на городской сцене муниципального конкурса экологических театров и агитбригад.

«Неравнодушные» существуют не один год, это разновозрастная группа ребят увлеченных, творческих, действительно неравнодушных к экологическим проблемам.

Выступление на сцене – праздник для ребят. Оно поднимает их самооценку, учит общению, укрепляет желание приобщать других к культуре поведения в окружающей среде. Дети пропускают экологические проблемы через свое сердце, а это значит, они никогда не навредят природе, не нарушат ее гармонии. Часто члены агитбригады выступают перед младшими школьниками, которые знают их и с удовольствием посещают такие мероприятия, а повзрослев, сами пополняют состав экологического кружка.

Большинство постановок – авторские. Таким образом, обучающиеся вносят свой посильный вклад в изменение окружающей среды и призывают к этому других.

Эколого-нравственная культура   в современной школе это не дань моде, а забота о подрастающем поколении, о  сохранении биосферы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком вырастают в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы этого не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность за состояние окружающей среды.

  Итак, внеурочная деятельность современного учителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Она позволяет улучшить условия для развития ребенка,  учитывая возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Обусловлена она современными задачами, которые ставят перед учебным заведением мировое сообщество, государство, родители, – максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства.

 

 

 

 

Литература:

 

1.1. www.standart.edu.ru  2. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. N 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования». 

3.http://www.mou-sosh28.ru/

4.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014) (29 декабря 2012 г.)  

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Активные формы работы по развитию творческих способностей школьни ков»

Активные формы работы по развитию творческих способностей школьников в условиях реализации ФГОС


В федеральном законе РФ от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что «образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства», а воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Концепция ФГОС предписывает усилить воспитательную составляющую деятельности образовательных учреждений. Образовательный стандарт второго поколения ориентирует педагогические коллективы на расширение и совершенствование спектра образовательных услуг, разработку и внедрение новых образовательных и досуговых программ, призванных обеспечить инфраструктуру для социальной мобильности молодежи.

Особое значение отводится внеурочной деятельности обучающихся.

В материалах ФГОС понятие «внеурочная деятельность» рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. При реализации своих задач, она одновременно нацелена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения, направленной на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализацию и профессиональную ориентацию, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологическую культуру.

Стандарт, а соответственно и Программа воспитания и социализации, реализуют основные ценностные ориентиры, к которым относятся: идеалы ценностей гражданского общества, в том числе ценностей человеческой жизни, семейные ценности, трудовая этика и пр.; патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалога культур; национальное согласие по основным этапам становления и развития общества и государства. Эта система ценностей, представленная в Фундаментальном ядре содержания общего образования, должна быть реализована как через урочную, так и внеурочную деятельность.

В материалах сопровождения ФГОС констатируется, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.

Согласно ФГОС воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс социального взаимодействия педагога и воспитанника. Внеурочная деятельность объединяет те виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей. Только многообразие видов деятельности и включение ученика в систему позитивных отношений с окружающей действительностью сможет выявить и развить индивидуальные особенности каждого ученика и привести к успешной социализации личности. Внеурочная деятельность направлена в первую очередь на достижение личностных и метапредметных результатов:

- развитие индивидуальности каждого ребёнка; 
- приобретение школьником социальных знаний, умения применять их в повседневной жизни;

- формирование семенных ценностей;

- воспитание уважительного отношения кместу своего проживания;

- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников; 
- увеличение числа детей, охваченных организованным досугом; 
- воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; 
- формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой и экологической культуры

- реализация, в конечном счете, основной цели – достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей. 
Все это и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. 

В МАОУ СОШ № 28 приоритетными воспитательными задачами являются:

- развитие познавательного интереса, повышение интеллектуального уровня обучающихся через создание блока дополнительного образования, внедрение новых педагогических технологий в образовательном процессе, разнообразных форм внеурочной работы;

- повышение эффективности работы по гражданско-патриотическому воспитанию через реализацию программы «Я гражданин России»;

- рост инициативы, самостоятельности, чувства ответственности через дальнейшее развитие системы ученического самоуправления обучающихся;

- создание системы правового всеобуча для  обучающихся и их родителей;

- привлечение родителей к образовательному (учебно-воспитательному) процессу школы, расширение внешних связей школы для решения проблемы воспитания.

Решение всех вышеперечисленных задач способствует успешному развитию воспитательной системы школы, в основе которой лежит совместная творческая деятельность детей и взрослых по различным направлениям.

Основной составляющей воспитательной работы в школе является участие классов во всех общешкольных мероприятиях. Это позволяет четко определить место классного коллектива в общей системе учебно-воспитательного процесса в школе. Воспитательная работа строится по системе коллективно-творческих дел (КТД).

Ключевые творческие дела  - это основа организационно - массовой работы, это те мероприятия, которые отражают традиции школы. Безусловно, на воспитание личности влияют  традиционные мероприятия, к которым многие классные коллективы основательно готовятся на протяжении длительного периода под руководством опытных наставников.

В школе работают кружки по направлениям:

- Естественнонаучное направление;

- Художественно-эстетическое направление,

- Гражданско-патриотическое направление,

- Социальная деятельность,

- Проектная деятельность,

- Спортивно-оздоровительное направление

Достоинством воспитательной системы является ее выстраивание по месячным циклам, что позволяет сосредоточить силы всех участников воспитательного процесса на общей теме и организовать работу белее целенаправленно и плодотворно.

Воспитательная работа в школе осуществляется через реализацию программы воспитания  «Школа единого воспитательного пространства», которая  включает в себя целевые подпрограммы: «Да не прервется наша память..», «Здоровье», «Одаренные дети», «Родители, дети, школа», «Вместе -  мы сила!», программы ДШО «МЫ» и профилактические программы.

Реализация программы воспитания осуществляется по направлениям:

- Естественнонаучное направление: Программа «Одаренные дети».

- Художественно-эстетическое направление: Подпрограммы ДШО «Мы»: «Досуг», «Игра-дело серьезное!», «Милосердие».

- Физкультурно-спортивное направление: Программа «Здоровье»

- Военно-патриотичекое направление и туристско-краеведческое направление: Программа героико–патриотического воспитания «Да не прервется наша память…».

- Профилактическая работа: «Мы против наркотиков!» в рамках ресурсного центра по здоровьесбережению, программа  «Профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних», программа «Профилактика наркомании,  алкоголизма, табакокурения среди обучающихся и формирование здорового образа жизни", программа «Родители, дети, школа», программа волонтерского движения «Вместе - мы сила!».

Одним из важнейших направлений воспитательной работы в школе является патриотическое воспитание. Основной целью программы является совершенствование системы патриотического воспитания в школе, способствующей формированию у обучающихся школы высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

Организация и проведение мероприятий, имеющих патриотическую направленность, способствует формированию гражданской позиции, воспитывает чувство любви и уважения к своей стране, ее истории и традициям.

Школа активно взаимодействует со службами системы профилактики  безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних БМР, с целью предупреждения асоциального поведения среди обучающихся: с центром социальной реабилитации «Забота», «Семья», ЦМП, «Молодёжная инициатива», ПДН, КДН.

Большое значение уделяется воспитанию экологической культуры школьников.

Экологическая культура и здоровый образ жизни – актуальная и злободневная тема современности и один из главных воспитательных аспектов в школе.

Программа формирования экологической культуры и культуры здорового образа жизни – это комплекс мер, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья школьников, на грамотное поведение в природе.

Формирование культуры здоровья – процесс длительный, многоплановый, требующий применения разных средств и методов обучения и воспитания.

Одна из действенных технологий в реализации этой программы – воспитание через творчество.

В МБОУ СОШ №28 г. Балаково накоплен и обобщен многолетний опыт экологического воспитания школьников. Это организация и проведение Неделей Биологии и Экологии, участие в муниципальных, региональных и всероссийских акциях, конкурсах, олимпиадах, школьной НПК (научно-практической конференции), традиционное участие в муниципальном СДДФ (Самом Добром Детском Фестивале), сотрудничество с ОДЭЦ (Областным детским экологическим центром) и др. Особой гордостью школы является экологический отряд «Неравнодушные», участники которого ежегодно успешно выступают на городской сцене муниципального конкурса экологических театров и агитбригад.

«Неравнодушные» существуют не один год, это разновозрастная группа ребят увлеченных, творческих, действительно неравнодушных к экологическим проблемам.

Выступление на сцене – праздник для ребят. Оно поднимает их самооценку, учит общению, укрепляет желание приобщать других к культуре поведения в окружающей среде. Дети пропускают экологические проблемы через свое сердце, а это значит, они никогда не навредят природе, не нарушат ее гармонии. Часто члены агитбригады выступают перед младшими школьниками, которые знают их и с удовольствием посещают такие мероприятия, а повзрослев, сами пополняют состав экологического кружка.

Большинство постановок – авторские. Таким образом, обучающиеся вносят свой посильный вклад в изменение окружающей среды и призывают к этому других.

Эколого-нравственная культура в современной школе это не дань моде, а забота о подрастающем поколении, о сохранении биосферы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком вырастают в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы этого не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность за состояние окружающей среды.

Итак, внеурочная деятельность современного учителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Она позволяет улучшить условия для развития ребенка, учитывая возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Обусловлена она современными задачами, которые ставят перед учебным заведением мировое сообщество, государство, родители, – максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства.





Литература:


1.1. www.standart.edu.ru 
2. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. N 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования». 

3.http://www.mou-sosh28.ru/

4.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014) (29 декабря 2012 г.)







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!