СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ООО

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эффективность использования современных технологий на уроках географии в условиях внедрения ФГОС ООО

Творческие, мыслящие люди начинают формироваться еще в школе. Что бы научить ребёнка мыслить и действовать, нужно научить его решать проблемы, большие и не очень, на каждом уроке.

Географии принадлежит одно из ведущих мест в обучении мышлению и формировании познавательной активности. Ставя перед собой задачу добиться появления у обучающихся познавательного интереса и активизации мышления, учитель должен помнить, что существует два взаимосвязанных пути ее решения:

1) через содержание учебного материала;

2) через организацию учебной деятельности учащихся.

Первый путь связан с новизной изучаемого материала, рассмотрением известных сведений в новом аспекте, с использованием историзма в преподавании, с раскрытием практического значения знаний, с показом современных научно-технических достижений, с использованием на уроках поэзии и художественных произведений.

Второй путь – это проблемность в обучении, выдвижение научных гипотез, их проверка в ходе занятий; выполнение практических работ исследовательского и творческого типа,   разбор учащимися географических парадоксов; озвучивание ими учебных кинофрагментов; проведение взаимного опроса; составление задач и рецензирование отдельных параграфов учебника или ответов товарищей; организация географических эстафет и путешествий, уроков конференций, семинаров и диспутов.

Реализация программы «Школа 2100» через использование деятельностного подхода и развивающих технологий обучения создает необходимые условия для развития умений учеников самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем.

Наиболее эффективными с точки зрения познавательной деятельности являются уроки с использованием проблемно-диалогической технологии. При таком обучении дети сами обнаруживают противоречие между имеющимся и новым знанием и ищут пути и способы его разрешения.

 Проблемные вопросы и ситуации формируют у учащихся мыслительно аналитические способности: умения делать выводы и обобщения на основе анализа, синтеза и оценки. Таким образом, новые знания, приобретенные самостоятельно, усваиваются глубоко и прочно. Ученик перестает быть пассивным объектом, а становится активным субъектом образовательной деятельности. И учитель перестает быть транслятором информации. Его функциями становятся постановка задач, организация деятельности учеников, управление этой деятельностью и экспертиза полученных результатов на предмет соответствия стандарту выполнения. Он превращается в менеджера, организатора коммуникаций и эксперта. Резко растет эффективность обучения. Действительно, содержание, за 5 минут рассказанное учителем, еще через 5 минут будет наполовину забыто, а через неделю в памяти учеников от него останется одна двадцатая часть. Но если ученик приложил личные усилия к добыванию этого содержания, пробиваясь через трудности, отстаивая свою позицию в спорах с товарищами, соглашаясь с более убедительными доводами, оно станет его достоянием надолго.

Строить работу по развитию мышления и познавательной активности мне помогает одно из основных положений педагогической науки и практики: интерес активно развивается, если удовлетворяется естественное стремление ученика «открывать» новое и вырабатывать собственные суждения. Ученики предпочитают выполнять такие задания, в которых они могут проявить себя, показать свои знания и умения. Приемы, методы и средства обучения должны быть разнообразными, только тогда будет поддерживаться постоянный интерес учащихся к открытию нового. Предлагаемые учащимся задания должны быть доступными, интересными, жизненно значимыми по содержанию и вместе с тем интеллектуальными эстетичными

Практическая ориентация и дифференциация работы на уроке строится на принципах вариативности, т.е. признания разнообразия содержания и формы учебного процесса. Разрабатывая проблему самостоятельной деятельности учащихся, нужно помнить, что работа на уроках не должна быть односторонней. Обычно учитель задает вопросы: «Как называется...?», «Что такое...?» и т.д. Эти вопросы важны для запоминания и тренировки памяти, но они не способствуют всестороннему развитию мышления. Следовательно, необходимо задавать и познавательные вопросы, которые начинаются со слов «Почему...?», «Можно ли...?», «Являются ли..?», «Как..?», «Зависит ли..?» и т.д. Например: «Почему движется воздух?», «От чего зависит погода?» Ответы на эти вопросы предполагают высокую активизацию мышления.

Важно обучать школьников умению самим формулировать проблемные вопросы.  В этом помогает технология «продуктивного чтения». Знания – их глубина и качество – находятся в прямой зависимости от познавательного интереса учащихся, от их активности.

 Умение классифицировать относится к общепринятым интеллектуальным умениям, а отсутствие у детей представления о способах классификации сказывается на качестве усвоения основных географических понятий. Дидактические приемы, направленные на понимание изучаемого материала, включают два этапа:

1) группировка объектов на основе выделения общего признака (поиск обобщающего слова);

2) -составление на конкретных примерах классификационных схем;

 -графическое изображение изучаемого объекта;

– поиск «лишнего» (когда среди указанных понятий требуется найти «лишний», нарушающий общее единство);

Особо эффективной является технология проектной деятельности:

1. Традиционное задание на лето –описать место, где ученик отдыхал.

После окончания 5–6го класса задание носит преимущественно описательный характер: ученик рассказывает о природе, объясняет, почему ему нравится это место, фотографирует его, если возможно – объясняет происхождение названия. По окончании 7-го класса в задание вводится исследовательский элемент: если это водный объект, можно обследовать его берега, установить разницу в высоте, характере растительности, проследить, как хозяйственная деятельность влияет на объект.

2. Создание знаковой модели территории, плана местности (с помощью условных знаков ребята отражают особенности природы, хозяйства, культуры изучаемой страны, природной зоны.)

3. Создание памятки путешественнику («Памятка отправляющемуся в Антарктиду», «В Африке», «Как вести себя в джунглях Амазонки» , «Как вести себя при наводнении» и т.п.).

4. Проект создания маршрута путешествия (путеводителя). Предлагаю ребятам составить свой алгоритм действий, сформулировать проблему и пути ее решения, оформить и представить проект для обсуждения классу. Работа над проектом обычно осуществляется в мини группах или парах, носит краткосрочный или долгосрочный характер.

При формировании мыслительных способностей очень эффективна такая форма деятельности, как моделирование. Формы моделей могут быть разные – картографические, картосхемы, планы.

Одним из наиболее действенных механизмов, позволяющих вовлечь в активную учебную деятельность всех учащихся, является работа в парах. Каждый ученик получает возможность каждом уроке говорить, объяснять, доказывать, проверять, оценивать, подсказывать, исправлять, отвечать на вопросы и задавать их. Часть материала учебника учащиеся должны проработать самостоятельно, без предварительных объяснений учителя. Работа в парах способствует формированию и развитию базовых обще учебных умений и навыков: интеллектуальных, поисково -информационных, организационных и коммуникативных. Такая работа обеспечивает регулярное общение учащихся друг с другом на уроке и значительное повышение их речевой и мыслительной активности. Работа в статической паре позволяет учителю использовать  технологию оценивания учебных успехов.

Организация  групповой работы в парах довольно сложна, требует от учителя большой подготовки: нужно равномерно распределить материал, продумать задания для каждого участника группы и общее задание для всех. Но для ребят работа в таких парах более интересна, так как они учатся взаимо- и самоконтролю, нормализуется их загруженность домашней самостоятельной работой.

Компьютерные Интернет  технологии служат для визуализации материала на уроках, вносят в работу необходимое разнообразие. Для демонстрации материала чаще всего использую Power Point. Информацию для презентации беру из книг, с СDдисков, из Интернета, который по объему информации превосходит все мыслимые источники. Использование этой информации возможно по нескольким направлениям.

1. Статистика. На многих Интернет сайтах приводятся статистические материалы: данные Госкомстата России, ООН по экономической географии, сведения об основных характеристиках климата на метеорологических сайтах различных стран мира и т.д. Эту информацию можно использовать как при подготовке к урокам, таки на самих уроках. Например, поручите детям вычертить график годового хода температур для некоего участка страны по данным, взятым из Интернета. Такие же данные можно найти по годовому количеству осадков и т.п. Пользуясь ими, можно построить климатограммы для любого населенного пункта не только нашей страны, но и дальнего зарубежья.

2. Иллюстративный материал. Интернет содержит огромное количество иллюстративного материала – фотографий, схем, карт, рисунков. Анимированные рисунки и схемы очень наглядно показывают природные процессы в динамике.

3. Проектные работы. С опорой на Интернет можно с успехом развивать проектную деятельность учащихся по нескольким направлениям. С одной стороны, можно давать ребятам задания сделать минипроект, результатом которого будет устное выступление на уроке. Например, для урока «Великие географические открытия » в 5-м классе учениками по индивидуальному заданию были найдены сайты о кругосветных плаваниях, старинные гравюры, карты и многое другое. С другой стороны, можно усложнить задание и попросить создать слайд-шоу по данной теме с перспективой демонстрации результатов во время урока. Материал школьники ищут в Интернете сами. Такие способы деятельности очень нравятся ребятам. Школьники понимают, что Интернет – не только развлечения, но и источник знаний.

Выводы:

1. В результате использования развивающих технологий обучения в учебном процессе повышается эмоциональный отклик учащихся на процесс познания, мотивация учебной деятельности, интерес ко владению новыми знаниями, умениями и практическому их применении. Все это способствует развитию творческих способностей школьников, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизирует мышление.

3. Образовательная система «Школа 2100» создает условия для формирования учебно-познавательной деятельности учащихся и их личностного развития; для социальной и социально-психологической ориентации в окружающей действительности. 

Просмотр содержимого документа
«ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ООО»

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ООО Сухинина Наталья Михайловна, учитель географии МБОУ СОШ № 3 г.Барабинска

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ООО

Сухинина Наталья Михайловна, учитель географии МБОУ СОШ № 3 г.Барабинска

Задача: Добиться появления у обучающихся познавательного интереса и активизации мышления

Задача:

  • Добиться появления у обучающихся познавательного интереса и активизации мышления
Пути решения: Через содержание учебного материала Через организацию учебной деятельности обучающихся

Пути решения:

  • Через содержание учебного материала
  • Через организацию учебной деятельности обучающихся
  Интерес активно развивается, если удовлетворяется естественное стремление ученика «открывать» новое и вырабатывать собственные суждения

Интерес активно развивается, если удовлетворяется естественное стремление ученика «открывать» новое и вырабатывать собственные суждения

1) Группировка объектов на основе выделения общего признака Африка, Австралия, Гренландия, Евразия, Мадагаскар, Антарктида, Юж. Америка, Сев. Америка, Исландия, Новая Зеландия

1) Группировка объектов на основе выделения общего признака

  • Африка, Австралия, Гренландия, Евразия, Мадагаскар, Антарктида, Юж. Америка, Сев. Америка, Исландия, Новая Зеландия
2) Составление на конкретных примерах классификационных схем

2) Составление на конкретных примерах классификационных схем

3) Графическое изображение изучаемого объекта

3) Графическое изображение изучаемого объекта

4) Поиск «лишнего» Кавказ, Анды, Кордильеры, Камчатка, Гималаи, Альпы, Атлас, Урал, Аппалачи, Алтай

4) Поиск «лишнего»

  • Кавказ, Анды, Кордильеры, Камчатка, Гималаи, Альпы, Атлас, Урал, Аппалачи, Алтай
1. Задание на лето Описать место, где ученик отдыхал

1. Задание на лето

  • Описать место, где ученик отдыхал
2. Создание знаковой модели территории

2. Создание знаковой модели территории

3. Создание памятки

3. Создание памятки

4. Создание маршрута путешествия

4. Создание маршрута путешествия

Групповая работа

Групповая работа

График годового хода температуры

График годового хода температуры

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!