Сенькина Н. Н., учитель биологии
г. Сергиев Посад Московской области.
darya19541506@mail.ru
Формирование экологической культуры учащихся через проектную деятельность.
«Экологическая культура – это не часть
образования, а новый смысл и цель
современного образовательного процесса»
Г.Ягодин, Л.Третьякова
Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, и поэтому воспитание экологической культуры учащихся становится сейчас одной из важнейших задач общества и образования.
Любовь к своему родному краю, пронизывает каждого человека с самого рождения. Мы обязаны не только любить, но и сохранять это бережное отношение на долгие годы.
Любой край обладает огромным нравственным воздействием на своих жителей, поскольку существуют традиции, архитектурные и исторические памятники, документы. Все это является средством воспитания у подрастающего поколения любви к малой Родине. Чтобы целенаправленно оказывать педагогическое влияние на ребёнка целесообразно разрабатывать систему управления эколого-краеведческой работой в условиях школы.
Одним из видов деятельности, ориентированным на пропаганду экологической культуры, развитие нравственности, гражданственности является эколого-краеведческая деятельность, которая способствует духовному воспитанию человека, повышению познавательной активности школьников, однако решать эту проблему в области экологического воспитания необходимо комплексно.
Одним из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организация проектной деятельности учащихся, которая и является для меня одной из форм работы с учащимися во внеурочное время.
Проектная деятельность позволяет реализовать индивидуальный подход в обучении, а также сформировать устойчивый интерес к предмету исследования.
При работе над проектом осуществляется сотрудничество ученика и учителя, что способствует решению главной задачи любой школы - формированию личности.
В ходе работы выстроилась модель формирования экологической культуры. Данная модель реализует концепцию экологического воспитания в форме структурно-логической схемы:
цель – принципы – образовательные технологии – результаты.
Модель экологического образовательного процесса (ЭОП) направлена на реализацию цели: формирование экологической культуры учащихся.
Модель (ЭОП) опирается на принципы: научности; системности; креативности; природосообразности; преемственности; вариативности; практической ориентации.
Модель (ЭОП) предполагает использование технологий, учитывающих:
- возрастные, психологические, физиологические особенности учащихся;
Модель (ЭОП) предполагает использование технологий, направленных на формирование:
- экологической культуры участников образовательного процесса через проектную деятельность
Модель (ЭОП) приводит к предполагаемым результатам:
- работая над проектом, ученик получает возможность реализовать свой творческий потенциал, получить надпредметные знания, а также приобрести необходимые основы научной деятельности, которые в заметной степени облегчают дальнейшую адаптацию к обучению в ВУЗе
Исследовательская работа выводит учащихся за рамки урока, за пределы школы, в мир окружающей действительности, расширяет их кругозор, область интересов, развивает наблюдательность, учит вдумчиво относиться к явлениям жизни. Благодаря проектно-исследовательскому методу школьники на уроках истории, географии, биологии, литературы учатся самостоятельно мыслить, осуществлять поиск и работать творчески.
Для экологических исследований легко создать мотивацию для учащихся, так как экологические проблемы лежат рядом и доступны обозрению всех.
Для реализации этой цели в нашей школе было создано научное общество учащихся (НОУ «Родник») в рамках гуманитарного образовательного проекта «Эко-край».
Целью работы НОУ является воспитание экологически грамотной, физически здоровой, духовно богатой, нравственной личности, любящей и знающей свой родной край, а также выявление и поддержка одаренных детей, развитие творческих способностей, вовлечение их в процесс самообразования посредством ведения исследовательской деятельности в различных областях науки.
Работа НОУ организуется по следующим направлениям:
- биоэкология, агроэкология и проблемы природных экосистем и пути их решения (выявление причин экологических проблем флоры и фауны Московской области и определение путей их решения; диагностика состояния природных ландшафтов Подмосковья, особо охраняемые природные территории, химические, физические и биологические аспекты загрязнения окружающей среды территории Подмосковья);
- решение экологических проблем ЖКХ и строительного комплекса (утилизация и переработка отходов, энергосбережение, рациональное водопользование, экологическое строительство);
- социальная экология и транспорт (социальные проблемы взаимоотношения человека и природы, пути решения экологических проблем, связанных с транспортом);
- экология человека и сохранение его здоровья (здоровье человека и окружающая его среда, влияние разных видов загрязнений и образа жизни на здоровье человека, оценка эстетических характеристик среды и видеоэкология);
- экологическое просвещение и образование (проблемы повышения уровня экологического образования школьников и просвещения населения, способы их решения);
- экологическая культура и экологическое краеведение (проблемы повышения уровня экологической культуры населения, формирования экологического мировоззрения и пути их решения, разработка мер по сохранению объектов культурного и природного наследия на территории Московской области, экологические аспекты истории нашей малой Родины и деятельности моих земляков);
Результатами работы НОУ «Родник» являются проведение школьных научно – практических конференций. 2. Создание портфолио творческих работ НОУ, а также портфолио каждого ученика индивидуально.
Учащиеся выступают на районных, областных и всероссийских научно - практических конференциях, где занимают призовые места. Таким образом, работа по развитию исследовательской культуры у учащихся (при её методически грамотной реализации) оказывает позитивное влияние на усвоение учащимися всех четырех компонентов содержания биологического образования: знаний, умений и навыков (способов деятельности), опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, природе и изучению биологии.
Вот некоторые темы эколого-исследовательских просветительских работ моих учеников: «Исследование причин трудностей 5 «А» класса»; «Проблема детского суицида»; «Лесные пожары»; «Сдай батарейку! Сохрани Землю чистой»; «Реклама - человек – здоровье»; «Символ жизни и веры – Верба»; «Бродячие собаки»; «Взаимоотношение человека и природы»; «История города в камне»; «Дорога к храму. Путь из Москвы до Сергиево - Посада из окна электропоезда»; «Журавлиная родина»; «Большой России малый уголок. Тропою Пришвина»; «Красная Книга М.О. «Летающие цветы»; «Сотовый телефон и безопасность здоровья»; «Компьютерные технологии – «за» и «против»; «Трансгенные организмы – враг или друг человечеству»; «Школьный стресс» и др.
Ежегодно учащиеся нашей школы участвуют в экологических слетах, акциях. В рамках акции проводятся мероприятия, специально приуроченные к праздникам и памятным датам: «Международный день здоровья» – 7 апреля; « День экологических знаний» – 15 апреля; «Международный марш парков» – 18-22 апреля; «День Земли» – 22 апреля; «Международный день охраны окружающей среды» – 5 июня и другие.
На базе нашего общеобразовательного учреждения МБОУ СОШ №14 этим летом открывается летний эколого-краеведческий лагерь дневного пребывания «Пчелка».
Летний отдых - это не просто прекращение учебной деятельности ребенка. Это активная пора продолжения формирования экологической культуры учащихся. Именно поэтому обеспечение занятости школьников в период летних каникул является приоритетным направлением государственной политики в области образования детей и подростков.
Ведь эколого-краеведческий лагерь – это не только эффективная форма летнего оздоровления детей, но и одна и наиболее важная форма экологического образования и воспитания.
Что научно-исследовательская работа дает детям? Работа с источниками информации позволяет не только отбирать нужное и главное, но и формировать специальные умения. Развивается мыслительная и познавательная деятельность, умения работать самостоятельно, в группах. В настоящее время удобным для иллюстрации материала служат компьютерные презентации, в которые можно включить фотографии, сделанные в природе, и наглядно показать процесс изменений.
Работа в области экологии очень интересна детям, и держится она на: добросовестности, заинтересованности ребят и на энтузиазме учителя, равнодушных не должно быть. Дети особенно остро чувствуют неискренность взрослых, поэтому учителя должны сами осознавать важность охраны природы - только тогда успех обеспечен, а проектная деятельность этому способствует.
Список литературы:
Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. «Воспитание экологической культуры у детей и подростков». Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001.
Дежникова Н.С., Цветкова И.В. «Экологический практикум: проекты, поиски, находки. – М.: Педагогическое общество России, 2001.
3. Зверев И.Д. «Экология в школьном обучении». - М., 1980.
4. Зверева И.Д., Суравегиной И.Т. Экологическое образование школьников//под ред.
М., 1983.