СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание духовных ценностей у учащихся

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как важно подбирать текст на каждый урок и вести разговор с учащимися о добрых чувствах. Приводится система работа по данному направлению.

Воспитание духовных ценностей  (из опыта работы)

Пьянкова Н.С. учитель русского языка и литературы МБОУ ОСОШ№1

  

Учитель идёт на урок…И ученик идёт на урок. На уроке мы учим, вооружаем умениями применять знания на практике. Но урок – это не просто «форма организации», а часть жизни ученика и прежде всего общение.  Задача учителя – вовлечь ученика в урок, сделать так, чтобы каждые 45 минут  стали полноценным нравственным общением, продуманным взаимодействием. Урок – продолжение жизни ученика и продолжение процесса формирования его личности.

Всегда рассматривала воспитательные цели урока в единстве. Их реализация зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, предоставляющего ученикам образцы подлинной нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности, гуманизма.

При составлении плана урока важно продумывать виды деятельности ученика в связи с поставленными воспитательными задачами, т.е. через какие виды деятельности, формы работы может быть достигнута поставленная цель.

На уроке можно достичь желаемого в воспитательной области только через эмоции. Если во время урока учитель видит пустые глаза учеников, значит, урок проходит зря. «Не активностью поднятых рук, а активностью глаз определяю эффективность урока», - писал Е.Н. Ильин.

    Обладая огромной силой воздействия, художественный текст способствует формированию духовного сознания, представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в окружающем мире, развивает высокие чувства. Именно это заставляет находить для каждого урока тот текстовый материал, содержание которого поможет нам в формировании гражданственности, личных качеств ученика. Дидактический материал должен обращать внимание учащихся на современные достижения, на новые открытия в науке и технике, на факты жизни выдающихся людей, на процессы воспитания воли, трудолюбия, на высокие нравственные качества.

Самое главное на уроке – вызвать эмоциональный всплеск в душах детей. Для этого можно и нужно привлекать такие средства воздействия, как музыка и живопись. Всё это способствует активизации процессов образования и нравственного воспитания.

В своей работе использую разные формы и методы работы по воспитанию духовных ценностей:

  1. Создание собственной текстотеки (подбор текстов)  для анализа, написания изложений, сочинений.
  2. Встречи с интересными людьми.
  3. Открытые уроки для учителей  ветеранов (филологов)
  4. Использование проектной деятельности в написании учебно-исследовательских работ. Тематика последних лет:

«Огонь памяти – огонь жизни»

«История одного стихотворения»

«Маленькое стихотворение и его большая история»

«Экология природы – экология души»

«Поэтическая летопись родного края»

« Конфликт: от литературы к жизни»

«Литературная карта А.С.Пушкина»

  1. Методика хорового  заучивания стихотворений (вне программы)

В.Шефнер «Миг»

А.Жигулин «Родина»

А.Сафонов «Война»

Т.Дрозд «Родина моя – моя Россия…»

Н.Заболоцкий «Не позволяй душе лениться»

Л.Татьяничева «Что ты сделал хорошего» и др.

      6.   Встречи с поэтами объединения «Очёрская лира»

      7. Работа по созданию сборника стихов и рассказов учащихся.

        Методическим средством, которое служит основой создания на уроках русского языка не только обучающей, но и развивающей среды, являются тексты небольшого объёма, т.е. малой формы.

         Работа с текстом на уроках русского языка – одно из условий развития творческого потенциала, интеллектуального уровня учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи.

Эта работа должна не только оставаться важной, но и подняться на новый уровень. Текст - универсальное средство формирования УУД.

             Особое внимание при подготовке к такому уроку следует обратить на выбор текста. Текст должен быть высокохудожественным, при этом необходимо учитывать и возрастные особенности учащихся   и объём исследуемого материала.

        Одна из основных сложностей при обучении русскому языку - написание сочинений. Сочинение уже более 200 лет является универсальной комплексной формой проверки уровня обученности учащихся. Чтобы подготовить ученика к сочинению, особое внимание следует уделить формированию умения создавать связный текст на заданную тему. Как показывает практика, наиболее эффективно в этой связи сочетание двух направлений работы. С одной стороны, необходимо анализировать готовые тексты с разных точек зрения: коммуникативная задача текста (вычленение главной информации,  определение темы и микротем текста), его логический и композиционный замысел, отбор лексики, сочетаемость слов, риторические приемы и др. С другой стороны, следует регулярно практиковать выполнение письменных заданий на основе текстов.

      Учитель русского языка должен заботиться о том, чтобы выпускники школы хорошо владели как письменной, так и устной речью. А для этого нужно предоставить им возможность свободно говорить и писать о том, что их волнует, интересует, поддержать стремление детей к самовыражению через слово. Но как это сделать в жестких рамках учебной программы?

     Одним из типов работы над развитием речи, не требующим много времени на уроке, является мини-изложение. У этого вида работы ещё несколько плюсов: его можно проводить регулярно (раз в неделю); на примере текста, выбранного для мини-изложения можно разобрать то, как автор создал художественный образ или как он воздействует на читателя, т.е. поговорить о художественных средствах языка. И ещё одно: небольшие по объёму изложения можно проверить в классе, прочитав несколько работ вслух.    Для развития речи учащихся я использую и сочинения-миниатюры, которые развивают образное мышление ребёнка.    Статистика подсчитала, что в среднем ученик в течение 5 уроков говорит 3-5 минут. Я думаю, что учителей эти данные не удивят, но, бесспорно, заставят задуматься над проблемой.

Пример использования текста малой формы.

    Муравей тащил ягоду. Тяжёлую. Красную. Из неё капал сок, и у муравья щипало глаза. Весь день он тащил ягоду и на закате солнца оказался на тропинке, а за ней уже видна была острая крыша муравейника.

     По тропинке шёл человек. Он нагнулся и сказал: «Гляди-ка, ягода». Потом увидел муравья и щелчком сбил его на землю.

«Поди прочь, привык на готовенькое!» И с тем засунул ягоду в рот. И пошагал дальше.

                                                                                          Анатолий Приставкин

Пояснение. Текст можно использовать для беседы, для диктанта с творческим заданием, для  изложения со следующими заданиями:

  • Напишите подробное изложение
  • Выразите своё отношение к поступку человека. Для более глубокого понимания смысла и умению интерпретировать его можно предложить такие вопросы:

1.О чём этот текст?

2.Как иначе мог поступить человек в этой ситуации?

3.Как, по-вашему, автор относится к поступку человека? Выражено ли это открыто, прямо или скрыто?

4.Какие слова и выражения помогают читателю понять точку зрения писателя, его отношение к происшествию?

5.Напишите изложение. Выразите ваше понимание замысла автора и своё отношение.

Урок русского языка и литературы –это разговор с учеником о самом главном, это думы и мысли вслух и про себя, это школа воспитания лучших человеческих качеств.

 

Просмотр содержимого документа
«Воспитание духовных ценностей у учащихся»

Воспитание духовных ценностей (из опыта работы)

Пьянкова Н.С. учитель русского языка и литературы МБОУ ОСОШ№1

Учитель идёт на урок…И ученик идёт на урок. На уроке мы учим, вооружаем умениями применять знания на практике. Но урок – это не просто «форма организации», а часть жизни ученика и прежде всего общение. Задача учителя – вовлечь ученика в урок, сделать так, чтобы каждые 45 минут стали полноценным нравственным общением, продуманным взаимодействием. Урок – продолжение жизни ученика и продолжение процесса формирования его личности.

Всегда рассматривала воспитательные цели урока в единстве. Их реализация зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, предоставляющего ученикам образцы подлинной нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности, гуманизма.

При составлении плана урока важно продумывать виды деятельности ученика в связи с поставленными воспитательными задачами, т.е. через какие виды деятельности, формы работы может быть достигнута поставленная цель.

На уроке можно достичь желаемого в воспитательной области только через эмоции. Если во время урока учитель видит пустые глаза учеников, значит, урок проходит зря. «Не активностью поднятых рук, а активностью глаз определяю эффективность урока», - писал Е.Н. Ильин.

Обладая огромной силой воздействия, художественный текст способствует формированию духовного сознания, представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в окружающем мире, развивает высокие чувства. Именно это заставляет находить для каждого урока тот текстовый материал, содержание которого поможет нам в формировании гражданственности, личных качеств ученика. Дидактический материал должен обращать внимание учащихся на современные достижения, на новые открытия в науке и технике, на факты жизни выдающихся людей, на процессы воспитания воли, трудолюбия, на высокие нравственные качества.

Самое главное на уроке – вызвать эмоциональный всплеск в душах детей. Для этого можно и нужно привлекать такие средства воздействия, как музыка и живопись. Всё это способствует активизации процессов образования и нравственного воспитания.

В своей работе использую разные формы и методы работы по воспитанию духовных ценностей:

  1. Создание собственной текстотеки (подбор текстов) для анализа, написания изложений, сочинений.

  2. Встречи с интересными людьми.

  3. Открытые уроки для учителей ветеранов (филологов)

  4. Использование проектной деятельности в написании учебно-исследовательских работ. Тематика последних лет:

«Огонь памяти – огонь жизни»

«История одного стихотворения»

«Маленькое стихотворение и его большая история»

«Экология природы – экология души»

«Поэтическая летопись родного края»

« Конфликт: от литературы к жизни»

«Литературная карта А.С.Пушкина»

  1. Методика хорового заучивания стихотворений (вне программы)

В.Шефнер «Миг»

А.Жигулин «Родина»

А.Сафонов «Война»

Т.Дрозд «Родина моя – моя Россия…»

Н.Заболоцкий «Не позволяй душе лениться»

Л.Татьяничева «Что ты сделал хорошего» и др.

6. Встречи с поэтами объединения «Очёрская лира»

7. Работа по созданию сборника стихов и рассказов учащихся.

Методическим средством, которое служит основой создания на уроках русского языка не только обучающей, но и развивающей среды, являются тексты небольшого объёма, т.е. малой формы.

Работа с текстом на уроках русского языка – одно из условий развития творческого потенциала, интеллектуального уровня учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи.

Эта работа должна не только оставаться важной, но и подняться на новый уровень. Текст - универсальное средство формирования УУД.

Особое внимание при подготовке к такому уроку следует обратить на выбор текста. Текст должен быть высокохудожественным, при этом необходимо учитывать и возрастные особенности учащихся и объём исследуемого материала.

Одна из основных сложностей при обучении русскому языку - написание сочинений. Сочинение уже более 200 лет является универсальной комплексной формой проверки уровня обученности учащихся. Чтобы подготовить ученика к сочинению, особое внимание следует уделить формированию умения создавать связный текст на заданную тему. Как показывает практика, наиболее эффективно в этой связи сочетание двух направлений работы. С одной стороны, необходимо анализировать готовые тексты с разных точек зрения: коммуникативная задача текста (вычленение главной информации, определение темы и микротем текста), его логический и композиционный замысел, отбор лексики, сочетаемость слов, риторические приемы и др. С другой стороны, следует регулярно практиковать выполнение письменных заданий на основе текстов.

Учитель русского языка должен заботиться о том, чтобы выпускники школы хорошо владели как письменной, так и устной речью. А для этого нужно предоставить им возможность свободно говорить и писать о том, что их волнует, интересует, поддержать стремление детей к самовыражению через слово. Но как это сделать в жестких рамках учебной программы?

Одним из типов работы над развитием речи, не требующим много времени на уроке, является мини-изложение. У этого вида работы ещё несколько плюсов: его можно проводить регулярно (раз в неделю); на примере текста, выбранного для мини-изложения можно разобрать то, как автор создал художественный образ или как он воздействует на читателя, т.е. поговорить о художественных средствах языка. И ещё одно: небольшие по объёму изложения можно проверить в классе, прочитав несколько работ вслух. Для развития речи учащихся я использую и сочинения-миниатюры, которые развивают образное мышление ребёнка.  Статистика подсчитала, что в среднем ученик в течение 5 уроков говорит 3-5 минут. Я думаю, что учителей эти данные не удивят, но, бесспорно, заставят задуматься над проблемой.

Пример использования текста малой формы.

Муравей тащил ягоду. Тяжёлую. Красную. Из неё капал сок, и у муравья щипало глаза. Весь день он тащил ягоду и на закате солнца оказался на тропинке, а за ней уже видна была острая крыша муравейника.

По тропинке шёл человек. Он нагнулся и сказал: «Гляди-ка, ягода». Потом увидел муравья и щелчком сбил его на землю.

«Поди прочь, привык на готовенькое!» И с тем засунул ягоду в рот. И пошагал дальше.

Анатолий Приставкин

Пояснение. Текст можно использовать для беседы, для диктанта с творческим заданием, для изложения со следующими заданиями:

  • Напишите подробное изложение

  • Выразите своё отношение к поступку человека. Для более глубокого понимания смысла и умению интерпретировать его можно предложить такие вопросы:

1.О чём этот текст?

2.Как иначе мог поступить человек в этой ситуации?

3.Как, по-вашему, автор относится к поступку человека? Выражено ли это открыто, прямо или скрыто?

4.Какие слова и выражения помогают читателю понять точку зрения писателя, его отношение к происшествию?

5.Напишите изложение. Выразите ваше понимание замысла автора и своё отношение.

Урок русского языка и литературы –это разговор с учеником о самом главном, это думы и мысли вслух и про себя, это школа воспитания лучших человеческих качеств.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!