|
СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по учебно- воспитательной работе МБОУ «Гимназия № 8» Прасол О.В. «______»___________ _____ год | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «Гимназия № 8» __________________Н.С. Сазонова «______»___________ _____ год |
Рабочая программа Духовно-нравственного воспитания и социализации учащихся 4-Д класса
Учитель: Стрельцова Н.В.
___________учебный год Пояснительная записка Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся являются : Закон РФ «Об образовании» Конвенция ООН о правах ребенка Конституция Российской федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52) Семейный кодекс РФ. Раздел 4 « Права и обязанности родителей и детей» Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Концепция духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников Устав МБОУ «Гимназия № 8». В соответствии со Стандартом, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся являются основой для формирования структуры основной образовательной программы начального общего образования. Данная программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника. Программа содержит шесть разделов: Первый раздел – «Цель и общие задачи воспитания и социализации учащихся начальной школы»; Второй раздел - «Ценностные установки воспитания и социализации российских школьников»; В третьем разделе – «Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся начальной школы» – представлены общие задачи воспитания, систематизированные по основным направлениям воспитания и социализации младших школьников: – воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; – воспитание нравственных чувств и этического сознания; – воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; – формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; – воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание); – воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). В каждом из направлений воспитания и социализации обучающихся раскрывается соответствующая система базовых национальных ценностей. Четвертый раздел – «Содержание воспитания и социализации учащихся начальной школы» – включает характеристику современных особенностей воспитания и социализации младших школьников, раскрывает основные подходы к организации воспитания и социализации обучающихся (аксиологический, системно-деятельностный, развивающий). Пятый раздел – «Совместная деятельность школы, семьи и общественности по воспитанию и социализации учащихся начальной школы» – формулирует и раскрывает основные условия повышения эффективности совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественности, особенности этой работы в современных условиях; задачи, формы и содержание повышения педагогической культуры родителей, взаимодействия школы с общественными и традиционными религиозными организациями. Шестой раздел – «Планируемые результаты воспитания и социализации учащихся начальной школы» определены ценностные отношения, представления, знания, опыт, которые должны быть сформированы у младших школьников по каждому из направлений воспитания и социализации. 1. Цель и общие задачи воспитания и социализации учащихся начальной школы. Высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования: В области формирования личностной культуры: формирование способности к духовному развитию; укрепление нравственности; формирование основ морали; формирование основ нравственного самосознания личности (совести); принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам; формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям; развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей; осознание младшим школьником ценности человеческой жизни; формирование нравственного смысла учения. В области формирования социальной культуры: формирование основ российской гражданской идентичности; пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество; формирование патриотизма и гражданской солидарности; развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; укрепление доверия к другим людям; развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям; формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России. В области формирования семейной культуры: формирование отношения к семье как к основе российского общества; формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи. Программа предусматривает приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивает: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование у обучающегося активной деятельностной позиции. 2. Ценностные установки воспитания и социализации школьников Содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. Традиционными источниками нравственности являются: патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству); социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство); гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания); семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода); труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость); наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание); традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах; искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие); природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля); человечность (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество). 3. Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся начальной школы Организация воспитания и социализации учащихся начальной школы в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям: Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). 4. Содержание воспитания и социализации учащихся начальной школы 4.1. Современные особенности воспитания и социализации учащихся начальной школы Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. Сегодня существует и усиливается конфликт между характером присвоения ребенком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы (клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т. д.). Современный ребенок живет иллюзией свободы. Изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления. Подмена реальных форм социализации виртуальными. Переориентации воспитания с коллективистской на индивидуалистическую модель,. Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы направлена на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни. В основе Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы МОУ СОШ с Кулевчи и организуемого в соответствии с ней нравственного уклада школьной жизни лежат три подхода: аксиологический, системно-деятельностный, развивающий. Аксиологический подход. Аксиологический подход является определяющим для всего уклада школьной жизни. Сам этот уклад должен быть социальной, культурной, личностной ценностью для младших школьников, педагогов и родителей. Аксиологический подход в воспитании утверждает человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность, способную к принятию и внесению в мир абсолютных ценностей. Он позволяет выстроить на прочных нравственных основах уклад жизни младшего школьника и, таким образом, противостоять моральному релятивизму социальной среды. Системно-деятельностный подход. Этот подход является определяющим для основной образовательной программы начального общего образования. Системно-деятельностный подход выступает методологической основой организации уклада школьной жизни. Также он позволяет понять, что представляют собой воспитание и социализация в структурно-методологическом плане. Это не рядоположенный вид социально-педагогической деятельности. Это метадеятельность, педагогически интегрирующая различные виды деятельности, в которые объективно включен младший школьник посредством усвоения идеалов, ценностей, нравственных установок, моральных норм. Таким образом, достигается согласование аксиологического и системно-деятельностного подходов к организации пространства духовно-нравственного развития младшего школьника. Развивающий подход. Он дает принципиальное понимание системно-деятельностной многоукладной технологии духовно-нравственного развития обучающегося. Процесс воспитания и социализации технологически начинается с определенной ценности (знания о ценности) и в ней же получает свое относительное завершение, но уже как в реально действующем и смыслообразующем мотиве поведения ребенка. В сознательном принятии определенной ценности, в движении от знания к личностной нравственной установке и готовности действовать в согласии с ней заключен развивающий характер воспитания и социализации. Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы (как минимум узнаваемы, знаемы) и принимаемы (применимы ребенком как минимум в одной практической ситуации). Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для ее решения школьники вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию: - общеобразовательных дисциплин; - произведений искусства и кино; - традиционных российских религий; - периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь; - фольклора народов России, Южного Урала; - истории, традиций и современной жизни своей малой родины; - истории своей семьи; - жизненного опыта своих родителей и прародителей; - общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик; - других источников информации и научного знания. Младший школьник испытывает большое доверие к учителю. Для ребенка слова учителя, его поступки, оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет эффективность их воспитания и социализации. Воспитание и социализация требуют внимательного отношения к каждому ученику. Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом устойчивых, традиционных нравственных начал. Нравственный учитель через уклад школьной жизни вводит ребенка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребенок должен сам, через собственную деятельность. В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке – совесть – его нравственное самосознание. Воспитание и социализация младших школьников, содержание их деятельности должны раскрывать перед ними их возможное будущее. Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и его своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе – внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и принятие ребенком культурной нормы как своей собственной цели и желаемого будущего. Задачи воспитания и социализации учащихся начальной школы: Понимание современных условий и особенностей организации воспитания и социализации младших школьников позволяет конкретизировать содержание общих задач по каждому из основных направлений воспитательной деятельности. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). 5. Совместная деятельность школы, семьи и общественности по воспитанию и социализации учащихся начальной школы. Воспитание и социализация младших школьников осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей, внешкольными учреждениями по месту жительства. В современных условиях на сознание ребенка, процессы его духовно-нравственного, психо-эмоционального развития, социального созревания большое влияние оказывает содержание телевизионных программ, кинофильмов, компьютерных игр, Интернета. Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни младшего школьника. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. Активное участие в процессах духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся на основе национальных ценностей и духовных приоритетов могут принимать традиционные российские религиозные организации. Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в следующих направлениях: · Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) учащихся путем проведения родительских конференций и тематических расширенных педагогических советов, организации родительского лектория, выпуска информационных материалов и публичных докладов школы по итогам работы за год и т.п. · Совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций (например, традиционный весенний спортивный праздник, праздник Букваря, театральные постановки к дню учителя и дню мамы и т.п.). · Расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе Совета школы, активизации деятельности родительских комитетов классных коллективов учащихся, проведения совместных школьных акций в микрорайоне школы и т.п. Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании». Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников. Формы внеклассной работы: родительские собрания, посещение семей учащихся; анкетирование; тематические классные часы, посвящённые истории рода и семьи; семейные праздники; спортивные состязания с участием бабушек, дедушек, отцов и матерей; календарные праздники – День Матери, 8 марта, 23 февраля, 1 сентября, День учителя, праздник вступления в школьную жизнь и т.д.; тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями; экскурсии, викторины, КВНы родительско-ученических и семейных команд, брейн-ринги, интеллектуальные марафоны родителей и детей; дни творчества, дни открытых дверей.
6. Планируемые результаты воспитания и социализации учащихся начальной школы.
Предполагаемый результат (патриотизм и гражданственность): ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению; элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества, о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры; опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; опыт социальной и межкультурной коммуникации; начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Предполагаемый результат (семья и человечность, социальная солидарность): начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; уважительное отношение к традиционным религиям; неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим; знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
Предполагаемый результат (искусство, литература, наука; труд, творчество; традиции российской религии): ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие; ценностное и творческое отношение к учебному труду; элементарные представления о различных профессиях; первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового; первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности. первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей; элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры; первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России; первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе; первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества; мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи. Предполагаемый результат (здоровье): ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека; первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности; первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека. Предполагаемый результат (природа): ценностное отношение к природе; первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире; первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе; элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики; первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школы, на пришкольном участке, по месту жительства; личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
Патриотизм и гражданственность Цель: формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения. Задачи: - сформировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности; - сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры; - сформировать гуманистическое толерантное отношение к окружающему миру и людям; - сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании; - вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности. Урочная деятельность | Внеурочная деятельность | Внешкольная деятельность | Работа с семьёй | Литературное чтение: «Герои былины – защитники земли Русской. Картина В. Васнецова «Богатыри»». С.Д. Дрожжин «Родина» Образ Родины в поэтическом тексте». Изобразительное искусство: «Пейзаж родной земли». «Родной угол». «Города Русской земли». «Герои-защитники». Окружающий мир: «Патриоты России». «Мы – граждане России». «Славные символы России». «Великая отечественная война и Великая Победа». «Путешествие по России». «Наш край».
| Посещение музея истории. Проектная деятельность: «Они защищали Родину». «Достопримечательнос-ти нашей необъятной России». «Создание календаря исторических событий». Акция: «Поклонимся за тот великий бой…». Классные часы: «Святые символы России». «Сыны Отечества-защитники земли русской». «70-летие Победы в ВОВ». Конкурсная программа «А, ну-ка, мальчики!». Интерактивная игра «Ты – ученик». «Как встречают Новый год в других странах».
КТД «Школа – наш дом, будь хозяином в нём»
Сюжетно-ролевые игры «Школа светофорных наук» (ПДД). «Шаг во Вселенную» (к 12 апреля). Слайд-фильм: «Горячий снег». | Общешкольные мероприятия: Конкурсы рисунков и плакатов «Мой родной край». Внешкольные виды: Экскурсия в краеведческий музей. «Достопримечательности нашего края». Конкурс «Самый «классный» класс – 2015». Конкурс чтецов тематических стихотворений. Месячник Пожилого человека. Беседа: «Права и обязанности школьника» (ИКТ-презентация).
КТД: «Этот праздник со слезами на глазах».
Посещение драматического театра и ЦТ детей и юношества.
Краеведческая викторина: Д/б № 2 «Я в этом городе живу, я этот город знаю». | Посещение мероп-риятий, посвящен-ных Дню города. Привлечение родителей к организации и проведению мероприятий по воспитанию патриотизма.
Выставка рисунков, сочинений по теме «День рождения гимназии».
Социальная акция: «Согреем сердце ветерана».
Фотоконкурс: «Город, в котором я живу. Мой любимый уголок» «Страницы великой Победы» (выставка). Родительские собрания с участием детей, посильное участие в жизни класса, совместные прогулки и игры, экскурсии, встречи с интересными людьми, проектная деятельность. |
Искусство, литература и наука Цель: создать условия для приобщения учащихся к миру искусства, литературного творчества и научной деятельности. Задачи: - формировать чувство сопричастности к миру искусства и науки, - способствовать созданию нового восприятия мира как единого целого при разнообразии культур (научной картине мира), - внедрить современные методы и технологии для приобщения уч-ся к миру искусства и науки. Урочная деятельность | Внеурочная деятельность | Внешкольная деятельность | Работа с семьёй | Литературное чтение: «Летопись – источник исторических фактов…». «Родные поэты…». «Сказки любимых писателей…». «Книги о сверстниках, о школе». «В путь, друзья!». КВН «Чудесный мир классики». Конкурс «Поэзии прекрасные страницы». Игра «Литературные тайны». Русский язык: «Сочинение-отзыв по картине В.М. Васнецова «Иван царевич на Сером волке»»и т.п. Окружающий мир: «Начало истории человечества». «Страна городов». «Страна, открывшая путь в космос» и др.. Математика: «Странички для любознательных. Задачи-расчёты». Изобразительное искусство: «Деревня – деревянный мир». «Древние соборы». «Узорочье теремов». «Города в пустыне». «Европейские города Средневековья». «Многообразие художественных культур в мире». «Искусство объединяет народы» и др.. Технология: «Автомобильный завод». «Монетный двор». «Самолётостроение». «Бытовая техника» и др.. | Час общения: «Культура и дети». «Интеллектуальная мозаика» (викторина). День смеха, веселых шуток, розыгрышей: «Нам в учебе нет помехи, если в классе много смеха». Проектная деятельность: «Дневник путешественника». «Правило-рифма». «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина» и др.. Конкурс чтецов. Литературный праздник: «Великие русские поэты». Конкурс мини-сочинений: «Полюбуйся, осень наступила!» (по впечатлениям об увиденном на экскурсии). Выставка рисунков: «Осенний букет». «Моё любимое время года». «Скоро, скоро Новый год!».
Литературный праздник: Путешествие по дорогам любимых книг. Устный журнал: «Поэтическая тетрадь». Посещение учащимися школьной вокальной студии, изо-студии. | Внешкольные виды деятельности: Международный день театра – беседа с использованием ИКТ-презентации о правилах поведения в театре. Неделя детской книги. Неделя осени: конкурс поделок «Дары Осени». Посещение Краеведческого музея. Посещение драматического театра. Посещение выставок в картинной галерее.
Видео-экскурсия в д/б № 2 к 85-летию Васили Шукшина. Общешкольные мероприятия. Общешкольная итоговая линейка, посвящённая окончанию учебного года. Праздник «Прощание с начальной школой» и др.. Внешкольные виды деятельности: Участие в конкурсе проектов и интернет конкурсах. | Участие родителей в посещении театров музеев. Составление индивидуаль-ных проектов по выбранной теме |
Семья Цель работы: развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма. Задачи: - принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы, коллектива и стремление следовать им; - возрождение нравственно-этических норм и традиций семейного уклада; - развитие у ребёнка творческого восприятия семейных ценностей. Урочная деятельность | Внеурочная деятельность Культурные практики | Внешкольная деятельность Социальные практики | Работа с семьёй | Литературное чтение: А.Н. Плещеев «Дети и птичка». С.А. «Бабушкины сказки». В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка» В.В. Головкин «Никакой горчицы я не ел» К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Окружающий мир: «Такие разные праздники». Изобразительное искусство: «Материнство». «Мудрость старости». Изобразительное искусство: «Юность и надежды». | Проектная деятельность: «Традиции моей семьи». Праздники: КТД «День Матери». «Новогодний калейдоскоп». «А ну-ка, девочки!» День Матери «Лучше всех на свете мамочка моя». Классный час: «Мой дом – моя крепость». «Ценности трёх поколений». «Семья – начало всех начал». «Семейная гостиная» (игра по ПДД). Встречи: С родителями разных профессий. | Участие семей в благотворительных акциях: «Соберём ребёнка в школу». Совместные семейные экскурсии в парк – наблюдение за изменением природы в разное время года. Городской конкурс детских открыток. Акция по ПДД: «Ребёнок главный пассажир». Совместные семейные посещения: - выставок в картинной галерее; - концертов танцевальных – коллективов города. Городская акция: «Белая лента» (против домашнего насилия). Совместные семейные посещения краеведческого музея по темам: «Семейные предания и реликвии». «Военная летопись моей семьи» и другие. | Родительский лекторий: «Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних». Привлечение родителей к работе по профилактике вредных привычек. Семейные чтения. Оформление папок: «Портфолио», «Личные достижения» ученика и проведение индивидуальных консультаций для родителей по необходимости. Круглый стол, родительские пятиминутки, чаепития, консультации, родительские собрания по темам: - «Проектная деятельность учащихся и родителей как способ взаимодействия семьи и школы». – «Пятиклассник – новый статус младшего школьника». |
Труд и творчество Цель: развитие представлений о роли труда в жизни человека и его социальной значимости, художественно-творческих способностей у каждого школьника. Задачи: - изучить свойства различных материалов; - создать мотивацию для развития любознательности, наблюдательности, воображения, фантазии, изобретательности художественного творчества, желания экспериментировать с материалами; - способствовать развитию глазомера, ловкости движений рук, пальцев, умения владеть инструментами. Урочная деятельность | Внеурочная деятельность Культурные практики | Внешкольная деятельность Социальные практики | Работа с семьёй | Учебная деятельность ориентирует на овладение учащимися общетрудовыми знаниями и умениями, способами работы с материалами, на художественно –творческую деятельность. Предполагает овладение школьниками опытом трудовой деятельности на уроках технологии и ИЗО (см. планирование).
| Классные часы: «Мир профессий». «Кто во что горазд». Проектная деятельность: «Говорите правильно!». «Похвальное слово знакам препинания». Беседа-диалог: «Ты хозяин в своём классе» (о бережном отношении к классу и учебным принадлежностям, распределение поручений в классе). Дежурство по классу и школе. | Выставка детского творчества «Волшебный мир руками детей». Конкурсы рисунков. Краевая выставка по начальному техническому моделированию: «Твори, выдумывай, изобретай!». Городской смотр – конкурс: «Новогодние фантазии – 2015». Внешкольные дела: Экскурсии. Полезные дела.
| Выставки работ: «Наши мамы – мастерицы, наши папы – мастера». Принятие и уважение ценностей семьи, общества.
Оформление кабинета и здания школы к праздникам и мероприятиям.
Индивидуальные встречи с родителями слабоуспевающих учеников. | Человечность и социальная солидарность Цель: формирование психологических условий развития общения, развитие у обучающихся чувства ответственности, кооперации сотрудничества, формирование условий развития гражданской солидарности. Задачи: - доверие и доброжелательность, внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; - ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; - развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения; - развитие чувства доверия к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливости, милосердия, чести, достоинства; - воспитание чувства свободы личной и национальной. Урочная деятельность
| Внеурочная деятельность Культурные практики | Внешкольная деятельность Социальные практики | Работа с семьёй | Литературное чтение: П.П. Бажов «Серебряное копытце». С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Е.Л. «Сказка о потерянном времени». М. Твен «Приключения Тома Сойера» и др.. Изобразительное искусство: «Красота человека». «Сопереживание». | Нравственные классные часы: «Кодекс чести ученика». «Учимся правильно жить и дружить». «Что такое толерантность?». «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила». Выявление уровня воспитанности учащихся, социальной компетентности (тестирование). Игра-соревнование: «Правила школьного этикета». «Веселые перемены» (игры на сплочение коллектива). Праздничная программа: «День именинника». «День Учителя». «День рождения гимназии». Беседа: «Как сохранить дружбу». Круговая беседа: «За что дразнят?». Конкурсы чтецов. | Посещение мероприятий по нравственному воспитанию: ЦТ молодежи, драматический театр и кукольный с просмотром спектаклей на данную тематику.
Познавательная игра: Д/б № 2 «Маленьким человечкам – большие права» (права ребёнка). | Встречи с интересными людьми. Знакомство с семейными традициями учащихся класса, проведение индивидуальных встреч – консультаций по воспитанию. Родительские собрания, совместные праздники с детьми. («Родителям о правах ребёнка»). |
Традиции российской религии Цель работы: формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к российским религиозным традициям, развитие религиозно-ценностной сферы личности (учёт светского характера обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах). Задачи: - формирование уважительного отношения к вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога; - первоначальное осознание ценности знания, стремление к истине. Урочная деятельность | Внеурочная деятельность Культурные практики | Внешкольная деятельность Социальные практики | Работа с семьёй | Литературное чтение: «Сергий Радонежский – святой земли Русской». «В. Клыков «Памятник Сергию Радонежскому. Житие Сергия Радонежского». | Обычаи русского народа. Конкурс детского рисунка: «Рождество Христово». Праздники: «Пасхальные традиции». «Масленица – широкая» и др.. Классный час: «Старинные русские гадания (Святочная неделя)». «Русские обряды». | Посещение мероприятий по данной теме: ЦТ молодежи, Д/Б № 2.
|
Соблюдение русских традиций. |
Природа Цель: развитие представлений о роли природы в жизни человека и её социальной значимости. Задачи: - осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия природы и своего места в ней; - приобретение первоначального опыта участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства; - получение личного опыта участия в экологических инициативах, проектах. Урочная деятельность | Внеурочная деятельность Культурные практики | Внешкольная деятельность Социальные практики | Работа с семьёй | Литературное чтение: Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…». А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка». Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!...». И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах. Обобщающий урок-конкурс «Природа и мы». Б.Л. Пастернак «Золотая осень». С.А. Клычков «Весна в лесу». Д.Б. Кедрин «Бабье лето». Н.М. Рубцов «Сентябрь». Русский язык: «Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег»» и т. п.
Окружающий мир: «Мир глазами географа», «Мир глазами эколога», «Сокровища Земли под охраной человечества», «Равнины и горы России», «Моря, озёра, и реки России», «Природные зоны России», «Зона арктических пустынь», «Тундра», «Леса России», «Лес и человек», «Зона степей», «Пустыни», «У Чёрного моря», «Обобщающий урок-игра «Природные зоны России», «Поверхность нашего края», «Водные богатства нашего края», «Наши подземные богатства», «Земля-кормилица», «Жизнь леса и луга», «Жизнь в пресных водоёмах», «Растениеводство в нашем крае», «Животноводство в нашем крае». Технология: «Полезные ископаемые». ИЗО: «Деревня – деревянный мир». | Проектная деятельность: «Природа и мы». Экологические акции и праздники: «Каждой пичужке по кормушке». «Трудно птицам зимовать, будем птицам помогать». «День земли, воды и воздуха». Викторины: «Знаешь ли ты эти растения?». «Полна природа удивленья». Игра-путешествие: «Экологический марафон» с элементами краеведения. Устный журнал о воде: «Самое удивительное вещество». Интеллектуально – экологическая игра: «Знатоки природы». Беседа: «Правила поведения в лесу, на лугу и у пресных водоёмов». | Общешкольные мероприятия: Участие в школьном туре олимпиады по окружающему миру. Экскурсия в ЦВР «Малая Академия». Видео-викторина: Д/б № 2 «Мордочка, хвост, и четыре ноги» (день защиты животных), Экскурсии в природу: «Наблюдение за сезонными изменениями». «Экскурсии в лес, на луг и к водоёму». | Изготовление кормушек.
Привлечение родителей к проектной деятельности.
Принятие участия родителей и детей в экологических акциях. |
|