СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание духовно-нравственных качеств на уроках русского языка и литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                  Доклад на тему:

«Воспитание духовно-нравственных качеств обучающихся на уроках литературы

и в рамках внеклассной работы»

 

                                                                                                 Евстигнеева Валентина Борисовна,

учитель русского языка и литературы

                                                                  высшая квалификационная категория

 

 

Воспитать человека интеллектуально,

не воспитав его нравственно, - значит

вырастить угрозу для общества.

                                                                                       ТеодорРузвельт

 

              Работа в качестве учителя русского языка и литературы, классного руководителя на протяжении 25 лет, общение с коллегами позволяют говорить о снижении интереса обучающихся к изучению русского языка и литературы, о падении интереса к чтению, а. значит, и к национальной культуре, что ведёт к духовному опустошению подрастающего поколения.

Перед современным образованием стоит сложная и ответственная задача – воспитание многогранной личности, личности, способной ориентироваться на духовно-значимые нормы и ценности. Литература - единственный учебный предмет эстетического цикла, систематически изучаемый с первого по одиннадцатый классы. Поэтому влияние литературы в целом, и чтения, в частности, на формирование личности школьника является неоспоримым фактом. Важность чтения подчёркивал и В.А. Сухомлинский: «Чтение как источник духовного обогащения, не сводится к умению читать; этим умением оно только начинается. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». Читательская культура является существенным показателем духовного потенциала общества.

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось идеологических, духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции системы образования. И как следствие, совокупность ценностных установок во многом разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.

Духовно-нравственное состояние общества справедливо считается одним из основных показателей его развития и благополучия. Ведь духовность – это стремление к возвышенному, истине, прекрасному, позволяющему постичь подлинные высшие ценности.

В требованиях ФГОС обозначено, что программа духовно-нравственного развития должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. Таким образом, цель духовно-нравственного воспитания: это создание системы формирования духовно-нравственных ориентиров для жизненных выборов, развитие способности сделать верный выбор в начале жизненного пути.

 

Направление работы

1. Работа по духовно-нравственному воспитанию в рамках образовательного процесса.(на уроках русского языка и литературы)

2. Работа по духовно-нравственному воспитанию в рамках внеклассной деятельности.

3. Участие в школьных и поселковых мероприятиях с привлечением родителей.

4. Участие в районных и областных мероприятиях. 

5. Организация экскурсионных поездок.

6. Организация социально-значимых дел.

  Русский язык и литература - то предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания обучащихся. Причем, происходит это ненавяз­чиво, порой незаметно для самих учащихся.

         

Просмотр содержимого документа
«Воспитание духовно-нравственных качеств на уроках русского языка и литературы»

Доклад на тему:

«Воспитание духовно-нравственных качеств обучающихся на уроках литературы

и в рамках внеклассной работы»


Евстигнеева Валентина Борисовна,

учитель русского языка и литературы

высшая квалификационная категория



Воспитать человека интеллектуально,

не воспитав его нравственно, - значит

вырастить угрозу для общества.

ТеодорРузвельт


Работа в качестве учителя русского языка и литературы, классного руководителя на протяжении 25 лет, общение с коллегами позволяют говорить о снижении интереса обучающихся к изучению русского языка и литературы, о падении интереса к чтению, а. значит, и к национальной культуре, что ведёт к духовному опустошению подрастающего поколения.

Перед современным образованием стоит сложная и ответственная задача – воспитание многогранной личности, личности, способной ориентироваться на духовно-значимые нормы и ценности. Литература - единственный учебный предмет эстетического цикла, систематически изучаемый с первого по одиннадцатый классы. Поэтому влияние литературы в целом, и чтения, в частности, на формирование личности школьника является неоспоримым фактом. Важность чтения подчёркивал и В.А. Сухомлинский: «Чтение как источник духовного обогащения, не сводится к умению читать; этим умением оно только начинается. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». Читательская культура является существенным показателем духовного потенциала общества.

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось идеологических, духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции системы образования. И как следствие, совокупность ценностных установок во многом разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.

Законом РФ «Об образовании» перед школой поставлена задача защиты и развития национальных культур, регионально-культурных традиций и особенностей. Национальные традиции, без сомнения, обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Духовно-нравственное состояние общества справедливо считается одним из основных показателей его развития и благополучия. Ведь духовность – это стремление к возвышенному, истине, прекрасному, позволяющему постичь подлинные высшие ценности.

В требованиях ФГОС обозначено, что программа духовно-нравственного развития должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. Таким образом, цель духовно-нравственного воспитания: это создание системы формирования духовно-нравственных ориентиров для жизненных выборов, развитие способности сделать верный выбор в начале жизненного пути.


Направление работы

1. Работа по духовно-нравственному воспитанию в рамках образовательного процесса.(на уроках русского языка и литературы)

2. Работа по духовно-нравственному воспитанию в рамках внеклассной деятельности.

3. Участие в школьных и поселковых мероприятиях с привлечением родителей.

4. Участие в районных и областных мероприятиях.

5. Организация экскурсионных поездок.

6. Организация социально-значимых дел.


Русский язык и литература - то предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания обучащихся. Причем, происходит это ненавяз­чиво, порой незаметно для самих учащихся.

При обобщении темы «Союзы как части речи» в 7классе все усилия направляются не только на усвоение материала, но и на создание условий для усвоения такой нравственной – этической категории как союз человеческих сердец, тем самым у обучающихся появляется умение формулировать проблемы, предлагать пути их решения, они учатся строить собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её. С воспитательной позиции такой урок содействует развитию умения общаться между собой, помогает обучающимся осознать ценности совместной деятельности. Вместе с детьми мы решаем духовно – нравственную проблему: Дружба + Товарищество= Союз. Проблемный вопрос: есть ли необходимость в союзе человеческих сердец? Детям предлагается поработать с предложениями, взятыми из поэтических строк А.С. Пушкина, а также с предложениями - из произведения А. П. Платонова « Неизвестный цветок», где они находят союзы и определяют их функции. Сочинительные союзы выполняют функцию объединения, присоединения, противопоставления, т.е. используется принцип равноправия, а вот подчинительные союзы используют принцип подчинения. Делаем вывод о том, что такие же отношения и в нашей человеческой жизни. Люди живут спокойно, чувствуют себя в безопасности лишь тогда, когда отношения между ними построены на взаимопонимании, уважении.

Нравственному воспитанию школьников способствует создание подборки текстов словарных и контрольных диктантов, изложений нравственного содержания для каждого класса с 5 по 9, 11 Большие возможности работы с пословицами представляется при изучении темы «Тире между подлежащим и сказуемым»: Знание в юности - это мудрость в старости; Молчать - потворствовать злому делу. Пословицы используем и при повторении написания не с различными частями речи. (Не) ножа бойся, а языка. Плохого человека (ни) чем (не) уважишь. Правда милости (не) ищет. Дружба крепка (не) лестью, а правдой и честью.)

Большое место на уроках русского языка занимает работа с текстом, воздействующим на нравственно-этические качества личности школьника. Особенно текстов публицистического стиля. Именно через текст ученик усваивает знания и ценности, духовную культуру своего народа, уточняет нравственные и эстетические позиции. Определяя проблему каждого текста, аргументируя своё мнение по данной проблеме ученик готовится к ЕГЭ. Полезно составить банк текстов по следующим темам:


- как прекрасен этот мир;

- добрый человек, как им стать?

- экология души;

- человек интересной судьбы;

- моя семья;

- в мире природы.

Работа с текстом непроизвольно приучает школьников запоминать образцовые тексты, а затем использовать для самодиктантов, сочинений.

Все перечисленные виды работ заставляют задуматься о себе, о своём поведении, размышлять о смысле жизни, На уроках развития речи дети знакомятся с дневниковой прозой. Это побуждает некоторых вести дневник. Дневниковая деятельность – это словесное творчество, а главное – она воспитывает уважение к себе, нравственное отношение к другим людям. Эту же работу продолжаем и во внеурочной деятельности. На кружке «Художественное слово» занимаемся практическими навыками по этой теме. Кружковцы учатся вести дневники, анализировать поступки героев через призму своих собственных.

Русская литература – это выражение совести народа, его традиций, нужд и чаяний, его души. Народ жив, пока жива его национальная культура: язык, обычаи, предания, легенды, искусство и, конечно, литература. Поэтому главные задачи учителя – это обогащение учеников разносторонними и глубокими знаниями о своем народе, его прошлом, традициях, культуре. Словесное искусство духовно по своей природе. Идеал нравственности красной нитью проходит по страницам произведений А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, А.И.Куприна, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, В.И.Белова, М.А.Булгакова, В.П.Астафьева, древнерусской литературы, наследия христианской культуры.

Уроки литературы, где без излишней морализации и назидания, просто и доступно дают ответы на многие вопросы: «Что считать добром и злом? Как очиститься от дурных помыслов? Как научиться жить среди людей?»

Обобщающий урок по теме: "Русская народная сказка и ее нравственный смысл», проведённый в 5 классе, ещё раз показал, что в каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Много славных дел ждёт пятиклассников, но, прежде всего они должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. По различным каналам поступает к нашим детям огромный поток информации, при этом книга остаётся ведущим средством воспитания, духовного развития, становления общей культуры ребёнка.

Каким человеком тебе хочется стать? На этот вопрос пятиклассникам помогают ответить герои литературных произведений, в том числе и любимые сказочные герои. Детей восхищают подвиги Ивана – крестьянского сына, сражения, в которых он одолевает чудовищ. Кто же в действительности и на словах, и на деле оказался защитником родной земли? В начале сказки старшие братья заботятся о младшем, но в то же время испытывают чувство превосходства. На самом деле братья Ивана ленивцы, опасные болтуны, ненадёжные товарищи, на которых нельзя положиться. Именно о таких людях сложены пословицы: «Языком туда, сюда, а делом никуда» и др. А какими нравственными качествами обладает Иван – крестьянский сын? «Он храбрый, умный, ловкий, скромный, находчивый, развито чувство собственного достоинства», - делают вывод дети. И в словесном поединка Иван оказался сильнейшим и непобедимым, верным делу. А каким человеком тебе хочется стать? Сильным, храбрым, умным, находчивым… Но никто не сказал: добрым. Но ведь без доброты – подлинной теплоты сердца, которую один человек отдаст другому - невозможна душевная красота. Поэтому наша задача помочь понять детям, какое место занимает доброта и сострадание в нашем духовном мире.

Во время чтения «Железной дороги» Н.А. Некрасова мы обращаемся к вечным проблемам: в чем назначение человека, что такое созидание, какой ценой достается все ценное, что такое труд?

Изучая «Слово о полку Игореве» мы, учителя, привыкли больше говорить о

гражданской позиции автора, о патриотизме, упуская важные рассуждения автора о честолюбии и человеческой гордыне, как об одном из смертных грехов человека. А ведь именно в результате анализа этих рассуждений ученики приходят к выводу, что гордыня и потеря ответственности за свои поступки  влекут за собой огромные человеческие трагедии.

Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что большую роль в формировании духовно-нравственных качеств личности несет именно знакомство с Библией. Никогда не совершат ошибку те молодые люди, которые будут строить жизнь на вечных христианских принципах добра, любви и справедливости. Изучение фрагментов из Библии начинается с пятого класса. Задача учителя литературы – научить детей понимать нравственную суть притчей Христа. Учитель на уроке не должен доказывать детям, есть ли Бог, нет ли Его. Основная задача таких уроков – познакомить детей с содержанием этой Великой книги, обучать анализу собственных поступков, соотнося их с общечеловеческими ценностями и идеалами. Так в 6-ом классе изучается «Притча о добром самаритянине». Вопрос: - Как вы понимаете слова Иисуса Христа: «Люби ближнего своего как самого себя» - заставит детей рассуждать, чтобы глубже понять идею притчи. Так ненавязчиво ребята должны постигать уроки нравственности, преподносимые им Великим словом Библии.

На уроке литературы в 8 классе работаем с текстом главы «Как детям почитать и беречь отца и мать и повиноваться им и утешать их во всём» (текст главы и словарь устаревших слов распечатаны и имеются у каждого ученика). До чтения главы прошу уч-ся объяснить смысл заголовка. Какое слово является ключевым? После чтения главы и лексической работы задаю вопросы:

- О какой заповеди Господней говорится в начале главы? Попутно вспоминаем остальные заповеди, известные уч-ся по факультативному курсу «Основы православной культуры».

- Что значит « почитать отца своего и мать свою»?

- Какая «награда» ожидает почитающих своих родителей?

- А какое «наказание» будет тем, кто «осуждает или оскорбляет своих родителей или клянёт их, или ругает…»? («Отцовское проклятье иссушит, а материнское искоренит».)

- Почему такое страшное наказание ждёт «сына или дочь, не послушных отцу или матери»? Что по этому поводу сказал пророк Исайя? («Кто насмехается над отцом и укоряет старость матери,- пусть склюют его вороны и сожрут орлы!»)

- Какой наказ в отношении родителей даёт своему сыну автор «Домостроя»? Приведите примеры из художественных произведений, где этот наказ соблюдается?

После знакомства с «Повестью о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра» провожу внеклассное мероприятие «Александр Невский – патриот Земли Русской».

При знакомстве с главами из повести Б.К.Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский» упор делаю на личность святого, готовя уч-ся к сочинению- рассуждению «Какие качества характеризуют человека, посвятившего свою жизнь служению Богу и Руси?»

По завершении изучения раздела «Древнерусская литература» в 8 классе предлагаю учащимся принять участие во Всероссийском детском творческом конкурсе «Святые заступники Руси». (Одна из творческих работ смотри Приложение).


Начиная с 5 класса, на уроках литературы активно использую региональный компонент - систематическое и последовательное включение в общеобразовательный курс литературы местного языкового материала:

- анализ художественных произведений писателя-земляка А.П. Гайдара,

работа с периодической печатью (газетами «Арзамасская правда», «Арзамасские ведомости», традиционное проведение поэтических уроков, посвящённых творчеству поэтов Арзамасского края, - А. Плотникова, Н.Тенеткова, Л. Колосуниной и др.;

- работаем мы и с «Ящиком Пандоры» (материал арзамасской прессы даёт возможность ребятам оценивать и редактировать речевые высказывания письменного характера, вырабатывать орфографическую зоркость).

Всё это позволяет развернуть работу по духовному возрождению России и нашей провинции – в частности. Еженедельная газета «Арзамасская правда» на своих страницах даёт учащимся прекрасную возможность заглянуть в «Литературное кафе» и познакомиться с творчеством наших земляков, через их творчество - с размышлениями о сложностях бытия, лирико-психологическим зарисовками, посвящёнными природе, любимому городу, дорогим сердцу людям.

Такой подход, на мой взгляд, имеет большое воспитательное и развивающее значение: это и любовь к «малой Родине», и внимание к языку как культурно-исторической среде.

Итак, важнейшее в нашей отечественной словесности – её православное миропонимание, религиозный характер отображения реальности. Религиозность же литературы не в какой-то связи с церковной жизнью проявляется, а в особом способе воззрения на мир. Литература нового времени принадлежит секулярной (светской) культуре, она и не может быть сугубо церковной. Однако Православие на протяжении веков так воспитывало русского человека, так учило его осмыслять свое бытие, что он, даже видимо порывая с верою, не мог отрешиться от привитого народу миросозерцания. Из всего сказанного делаю вывод, что знание православной культуры крайне необходимо учителю литературы. Мне очень помогает в этом отношении книга Наталии Будур «Дорога к Храму. Основы православной культуры».

С 2007 года веду кружок «Художественное слово». Занятия кружка строю на личностно – ориентированных технологиях: педагогике сотрудничества, создании ситуации успеха для каждого ребёнка. Мною разработан курс кружковых занятий по теме: «Духовно – нравственные и культурные традиции русского народа», в котором особый акцент сделан на развитие и обогащение речевой культуры детей и воспитание духовно – нравственных качеств личности. Использую такие формы работы с детьми, как

- факультативные, индивидуально – групповые занятия, беседы нравственного и духовного содержания;

- творческая художественная деятельность детей;

- проведение праздников и мероприятий;

- исследовательская деятельность учащихся;

- поездки по святым местам.

Считаю, что внеклассная работа в школе по формированию духовно – нравственных ценностей у молодёжи - это одна из самых главных задач, потому что знания учащиеся получают на уроках, а вот воспитание души может проходить только в тесном сотрудничестве и общении со своими сверстниками и духовными наставниками.

Сколько угодно можно говорить о нравственности, милосердии, но если слова не подкреплены добрыми делами, то они останутся словами. Поэтому мы тесно сотрудничаем с начальной школой. Для них, например, на праздник Великой Пасхи кружковцы подготовили и показали театральную постановку «Премудрый царь» и на Рождество – сказку «Рождественский мороз». Члены кружка и учащиеся начальной школы совместно готовили рисунки и поделки, посвящённые празднику. Духовным руководителем в этой работе выступил настоятель храма Святой Троицы, иерей Андрей Борисов. На каждый учебный год планируем работу по подготовке театральных постановок и православных бесед для начальных классов. Народные сказки и православные беседы воспитывают ребенка в традициях русского народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Такая форма работы в становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима, т.к. она исподволь учит и показывает на доступных детям примерах ключевые моральные ценности и ненавязчиво формирует его образ поведения в обществе.

Невозможно воспитывать духовно – нравственного человека без привития ему любви к русским национальным традициям, к духовной культуре прошлых лет. Знакомство с жизнью и деяниями русских святых, полководцев, русских князей на конкретных примерах даёт возможность представить и понять как велико значение их служения народу и обществу. Серафим Саровский, Сергий Радонежский, Александр Невский, Святая княгиня Ольга, и др. деятели истории это пример служения и благочестивого поведения во благо Родины. Это знакомство идёт не в рамках урока, а в нестандартной форме (круглый стол, «сто вопросов взрослому», игра, дискуссия и т.д.), когда учащиеся могут рассуждать и высказывать свои мысли, строить свои догадки, спорить.

Считаю, что нестандартные формы проведения занятий дают возможность развивать самостоятельность мышления и вырабатывает свою оценку действительности, а это важно, потому что эти знания ребёнок добыл сам. Часто на заседания нашего кружка приходят духовный наставник – отец Андрей Борисов. Общение с ними предоставляет учащимся возможность наглядно увидеть образец грамотной русской речи и канонов поведения в обществе. благодаря…кружковцами мы посетили Храм Святой Троицы в с Новоселки, Церковь в селе Пешелань, совершили паломнические поездки в Дивеево, Муром, Печерский мужской монастырь, Рождественский храм, церковь Александра Невского в Н. Новгороде. Совершили экскурсии в историко-краеведческий музей, музей им. М.Горького, мемориальный музей и домик А.П. Гайдара в Арзамасе, в музей Природы в селе Чернуха, на Мемориальный комплекс Тани Савичевой в р. п. Шатки, в музей-заповедник в Б-Болдино, в Нижегородский кремль и планетарий; посетили художественные и фотовыставки в Выставочном зале города Арзамаса.

Ребята — активные участники районных и школьных мероприятий, посвящённых чествованию ветеранов педагогического труда, Дней района, Дней встречи выпускников школы, Дней Учителя, 8 Марта, 70-летию Битвы под Москвой, открытию мемориальных Досок в сёлах Пешелани и Новоселках, подготовка и выступление на Митингах к Дню Победы; организуют и проводят классные часы и внеклассные мероприятия среди учащихся начальной школы.

Учащимися под нашим руководством созданы стихотворения, рассказы, эссе, исследовательские творческие проекты. Многие учащиеся со своими творческими работами получили призовые места на конкурсах района, области, страны. Выступают в различных конкурсах чтецов, конкурсе «Растим патриотов России», на районных Рождественских чтениях, во всероссийском конкурсе «Святые заступники Руси»












Приложение

Сочинение

Одна юбилейная дата

«Сергий Радонежский – воплощение национального нравственного идеала.

Из века в век
Твой ясный свет
Сияет над Россией.
Твой образ Пресвятой
Живёт в сердцах людей.
Ты открываешь к Истине пути
И воскрешаешь силы,
Даруя Миру Свет
Любви и радости своей.

Одна юбилейная дата… 

2012 год очень богат на юбилейные даты. Исторические: 400 лет со Дня народного ополчения под предводительством Минина и Пожарского, 200 лет Бородинскому сражению; литературные: 150 лет со дня написания стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино», 190 лет со дня рождения А.К.Толстого, 120 лет - М.И.Цветаевой, 125 лет - С.Я.Маршака, 95 лет Э. Успенскому и ещё много других дат. Но когда передо мной встал вопрос: о чём или о ком писать в сочинении, я не задумываясь решил: о Сергии Радонежском.

С именем этого святого у меня связаны особые воспоминания. Летом этого года мы с семьёй посетили Сергиев Посад и Троице-Сергиеву Лавру, обитель Сергия, где я и узнал, что этот год для него юбилейный. 620 лет со дня смерти (26 октября 1392года) и 700 лет со дня рождения (3 мая 1312 или 1314года, по разным источникам).    Преподобный Сергий Радонежский – один из самых почитаемых святых на Руси. Он очень уважаем русской церковью, миллионы людей ( и мы в их числе) приезжают в Троице-Сергиеву лавру, чтобы помолиться и попросить у этого святого самого необходимого. 

Чем же Сергий заслужил такое доверие и любовь? В русской истории этой святой прославился как человек, имевший крепчайшую веру в Бога. Он жил исключительно по заповедям Господа, стремился избежать мирской суеты, чтобы всей жизнью заслужить спасение души. 

 Сергий славился своим исключительным смирением и трудолюбием. Долгое время он жил в «строжайшем монашестве» в лесу, ведя аскетический образ жизни. Позднее, обретя свой монастырь, Радонежский организовал там жизнь согласно божьим заветам – все монахи посвящали свои дни лишь труду и молитвам, избегая мирских соблазнов.

Сергий Радонежский родился в 1314г. в семье бояр Ростовских Марии и Кирилла и был наречен именем Варфоломей. Дом его находился в 4-х верстах от Ростова Великого. Воспоминание Марии: "Ещё в чреве матери Бог избрал его на служение Себе. Незадолго до его рождения мать будущего святого пришла к литургии в церковь. Перед самым началом чтения Евангелия младенец в её чреве так громко вскрикнул, что голос его слышали все, стоящие в храме. Во время херувимской песни младенец вскрикнул во второй раз, а когда священник произнес "Святая-Святых" - в третий раз послышался из утробы матери его голос. И все сделали вывод: "Придет на свет великий светильник миру и служитель Пресвятой Троицы".

И родился этот мальчик. Он отличался от других детей. Мать его вспоминает: "С первых дней младенец показал себя строгим постником". В те дни, когда мать ела мясо, младенец не пил молоко, отказывался. Заметив это, мать вовсе отказалась от мяса. Когда ему исполнилось 7 лет, он со старшим и младшим братом был отдан в церковную школу в учение грамоте. Грамота ему плохо давалась, и он от этого очень страдал. Он не любил шумных компаний, а любил уединение и общение с природой. Однажды отец послал сына привести лошадей с поля. На поляне он увидел старца, который молился. Он подошел к нему и поделился горем, что грамота ему тяжело дается, и попросил старца помолиться, чтобы бог дал ему разум в учении, и стал рядом, и начал молится. Закончив молитву, старец вынул из-за пазухи просфору (маленький хлебец) и дал мальчику и сказал следующие слова: "Сие дается тебе в знамение благодати Божьей и уразумения Святого писания. Отныне дает тебе Господь разум в учении". Сергий очень попросил его посетить его родителей. Родители встретили старца гостеприимно. И поведал он им, что их сын - избранник Божий и что он пришел на землю с определенной миссией - давать людям Знание и учить их выполнять Божьи заповеди. "Велик будет Ваш сын перед Богом и людьми".

В одном из набегов татар семья была разорена, и родители переехали в Радонеж и остаток дней доживали в монастыре. Святой Сергий с того времени без всякого затруднения изучал священные книги, легко давалась ему грамота, и все восхищались его разумом и добротой его сердца. Рано почувствовал он любовь к молитве и стал посещать церковь. Когда не стало родителей, он вместе со старшим братом Стефаном в 40 верстах от Радонежа нашел пустынное возвышенное место в лесу, недалеко речка и стали строить церковь и жильё для себя. Построив церковь, освятили во имя Святой и живоначальной Троицы. Но брат не смог долго выдержать одиночества и тяготу и уехал в Москву, а Сергий остался один. И пошли дни и месяцы одиночества. Но они прошли недаром. Он полностью посвятил себя духовному миру. Читал священные книги, произнося молитвы и работая над собой, чтобы победить в себе страсти, он наложил на себя строгий пост; по средам и пятницам - вообще отказывался от пищи, а в другие дни питался только хлебом и водой. Он возненавидел свою плоть, чтобы спасти свою душу и выработать сильную волю. Не будучи еще в монастыре он вел монашескую жизнь.

После смерти родителей, все, что они оставили ему, раздал, даже на пропитание ничего не оставил. Благодаря сильной воле, сильной любви к Богу и строгой дисциплине он решил принять пострижение в монахи. В 23 года Варфоломею было дано имя Сергия. Это был человек необыкновенной доброты, отзывчивости к людскому горю, в нем горела ничем не сломимая вера, ясная радостная бодрость, помогающие ему в трудные минуты и привлекающие всех. Никому не было отказа в его любвеобильном сердце. Будучи игуменом Сергиевой лавры, Сергий всей душой стремился содействовать благополучию Руси. Часто он усмирял князей, враждующих между собой, призывал их подчиниться одному князю – московскому. Именно во многом благодаря Сергию Радонежскому князь Дмитрий Донской перед битвой с татарами собрал большое войско со всех русских земель. 

   Перед Куликовской битвой князь попросил у Сергия благословения, и тот предрек ему победу и спасение от смерти, а также отпустил с Донским двух своих воинов – двух ангелов-хранителей. Да и во время битвы Сергий всячески поддерживал князя и помог ему таким образом победить Мамая и освободить Русь. 

Кроме того, Сергий очень близок был к простому народу – он прославился тем, что исцелял людей, своими беседами наставлял их на пусть истинный, помогал обрести веру и смысл в жизни. 

Преподобный Сергий скончался 25 сентября 1392 года. Перед кончиной он заповедал братии прежде всего строго хранить чистоту православной веры. И его предсмертные слова были, конечно, обращены не только к братии основанного им монастыря. Они обращены к каждому русскому человеку. Именно поэтому, я думаю, Сергий Радонежский считается воплощением национального нравственного идеала. Троице-Сергиева Лавра поразила меня своей красотой, оставила очень яркие впечатления, которые не передашь словом или фотографией. Это нужно почувствовать… Благодаря посещению обители Сергия, а также уроку литературы, на котором мы прочитали «Житие Сергия Радонежского», я теперь знаю, что Сергий - это не просто святой, который помогает в учении. Вот уже шестьсот с лишним лет преподобного Сергия Радонежского называют Игуменом земли Русской.

И мы должны свято исполнять то, что он заповедал нам...


У каждого своя дорога жизни,
С рождения и до последних дней идём по ней,
«Что должен сделать человек, — приходят сердца мысли,
Чем осветить свой путь и путь других людей».

Из тысячи дорог одну мы выбираем,
Чтоб радость, красоту нести другим.
Пусть добрый след живущих согревает,
А свет души Великой Вечностью храним…

Третий Всероссийский конкурс «Святые заступники Руси»

Евстигнеев Владислав, 8 класс






Исследовательская работа

«Притча о Блудном сыне и ее отражение

в искусстве и литературе»



Выполнил:

Евстигнеев Владислав Сергеевич,

обучающийся 10 класса


Введение

Чти отца своего и матерь свою,

Да благо ти будешь, и долголетен будешь ти на земле

5-я заповедь Божия

Какую роль в нашей жизни играют родители? Чему они стремятся научить детей? Почему отношения детей и родителей часто складываются непросто?

Родители дают жизнь детям, воспитывают их, стараются научить добру, любви, честности, хотят, чтобы они стали настоящими людьми, получили образование, продолжили их род и т. д. Но отношения детей и родителей часто складываются непросто из-за разницы взглядов на жизнь, несходства мнений, вкусов, из-за того, что дети стремятся поскорее стать самостоятельными и не слушают советов родителей, хотят делать все по-своему, как им кажется, лучше, чем предполагают старшие. Отсюда нередко споры и даже ссоры. А в конечном итоге чаще всего правы оказываются все-таки родители. Только чтобы понять их правоту, дети должны пройти нелегким путем ошибок.

Тема сбившегося с пути и покаявшегося за тем человека актуальна в любое время и для любого возраста. К её сюжету обращались прославленные художники и писатели всех столетий. И, конечно же, она затронута в главном путеводителе человека – Библии. Притча о блудном сыне едва ли не самая популярная из всех евангельских притч.

Предмет исследования: образ блудного сына в искусстве и литературе

(на примере произведений живописи, произведений 19 века: «Станционный смотритель» А.С.Пушкина и «Степной король Лир» И.С.Тургенева, произведений 20 века, современной поэзии. Также был проведён опрос среди учащихся школы о том, знают ли они притчу о Блудном сыне.)

Гипотеза исследования:

Если проанализировать евангельский сюжет возвращения блудного сына в произведениях живописи и литературы, то можно выявить, что в каждом конкретном случае общий исходный сюжет получает своеобразное художественное решение, но, в конечном счете, подводит к важнейшему нравственному итогу.

Цель работы:

- выявить на примере художественных произведений искусства и литературы причины непонимания между детьми и родителями;

- рассмотреть образ «блудного сына» и разобрать его значение;

- найти в образе «блудного сына» положительные и отрицательные стороны;

- показать свое отношение к притче «о блудном сыне».

Задачи исследования: выяснить, как взаимоотношения в семье влияют на нравственное становление детей, всегда ли благодарны дети своим родителям, любящим их, вырастившим их, понять истоки разразившихся трагедий.

Методы: Проблемно-тематический сопоставительный анализ, затрагивающий наиболее общие, проблемные переклички между различными текстами, анкетирования.


Заключение.

Вся мировая культура: музыка, живопись, литература – проникнуты Евангельской мудростью. Без знания Евангельских заповедей, сюжетов, притч невозможно приобщиться к великой культуре. Притча о блудном сыне несёт идею покаяния и прощения. Никогда не поздно понять свои ошибки, покаяться в грехах, вернуться на путь истинный и получить прощение. Тема блудного сына актуальна и сегодня. Она будет актуальна и важна всегда. Потому что в любую эпоху человек проходит путь сомнений, ошибок, отступничества и возвращения. И спасение человека от всех бед и напастей, что выпадают на его долю, в умении критично отнестись к самому себе, оценить свои ошибки, покаяться в грехах и обрести веру в спасение.

Завершая работу, можно прийти к выводу:

Проблема отцов и детей не раз поднималась в русской классической литературе. И живописи. В семье человек получает первые знания о жизни, об отношениях между людьми, поэтому от взаимоотношений в семье, между родителями и детьми, зависит то, как в будущем человек будет относиться к другим людям, какие нравственные принципы изберет для себя, что для него будет самым главным и святым.

Как важно успеть сказать родителям, что мы их любим, принести им не одни неприятности, а хоть немного счастья. Подумайте об этом. Даже если человек совершил дурной поступок, но понял и раскаялся, его можно и нужно простить. Главное, чтобы его раскаяние было осознанным и искренним.

Выводы.

  • Мы выявили основные мотивы некоторых произведений живописи и литературы, которые помогли нам определить библейский источник: мотивы своеволия и ослушания, выбора пути, ухода, греха, блужданий, страдания, наказания, раскаяния, прощения, милосердия.

  • По нашему мнению, притча углубляет и расширяет идейно-художественное своеобразие произведения, открывая возможности для более пристального изучения основных образов произведений и более интересной их интерпретации.

  • Работа заставила меня задуматься над вопросами:

« Какой я сын ?

Что для меня значат родители?»





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!