РЕСПУБЛИКАНСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ Тема: « Государственные образовательные стандарты уровней образования: на пути к новым образовательным результатам».
Доклад
на тему: « Вопросы духовно – нравственного воспитания в современном образовательном пространстве».
Черепита М.В.
Воспитатель второй
квалификационной категории
МДОУ «Детский сад
комбинированного вида
«Журавушка» п. Красное.
Духовно-нравственное воспитание детей формирует личность, влияет на все стороны взаимоотношений человека с миром
Приоритетная роль духовно-нравственного воспитания в процессе формирования личности показана в работах: К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, И. Г. Песталоцци, А. А. И. Пирогова, Ж.-Ж. Руссо, В.А. Сухомлинского и др.
Программы и методики духовно-нравственного воспитания дошкольников: (Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе - «Детство»; парциальная программа Князевой О.Л., М. Д. Маханевой - «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Цель духовно-нравственного воспитания - научить ребенка основам культуры по отношению к людям, обществу, природе и к самому себе
Задачи:
- заложить ребенку базовые представления о добре и зле;
- воспитывать уважение к окружающим;
-вырастить достойного члена общества;
-интеллектуальное и духовное обогащение детей;
- возрождение национальных традиций и обычаев;
- формирование представлений о доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме.
Принципы духовного воспитания дошкольников:
1. Основной принцип духовно-нравственного воспитания - это построение жизни на основе требований христианского совершенства: «Уклонись от зла и сотвори благо»).
2. Гуманистическая направленность воспитания реализуется путем формирования отношения к себе, к окружающему миру (любовь к ближнему).
3. Природосообразностъ
4. Культуросообразностъ
Принципы организации занятий: Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход.
Методы:
- наглядный
- словесный
- практический
Формы работы.
-факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания;
- проведение совместных праздников; тематические вечера эстетической направленности;
-просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения;
-экскурсии, целевые прогулки (по городу, по поселку);
-тематические вечера эстетической направленности;
-организация выставок ;
-творческие вечера;
-постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания.
Основные направления в работе:
1.Ознакомление детей и родителей с самобытностью нашей республики, ее историческим прошлым, древним и современными памятниками архитектуры.
2.Более глубокое проникновение в быт наших народов, знакомство с их особенностями.
3.Знакомство с биографиями наших земляков, прославивших древнюю и современную нашу Родину
4.Ознакомление с искусством родного края, фольклором, народно – прикладным искусством, ремеслами, игрушками.
5.Вся деятельность осуществляется в тесном контакте педагогов детского сада, детей и родителей
«Для дорогого гостя и ворота настежь» Учим детей уважать старшее поколение; налаживаем преемственность поколений.
Познать и изучить культуру народов ПМР помогает папка-передвижка «Путешествие по сказкам» , потому что сказка ближе всего к ребенку и понятнее.
В нашем детском саду стало традицией проведение праздника «Юное дарование». Нас часто приглашают в
школу.
Мы частые гости в краеведческом музее Краснянской школы. Знакомимся с бытом , традициями и обычаями нашего народа.
Проводы «Масляницы»
Природу нужно беречь и любить
Поэты Приднестровья - частые гости в нашем детском саду
Результативность Дети знают, в какой республике они живут, кто является президентом республики; начинают понимать, что в нашей республике живут люди разных национальностей. В результате проделанной работы дети стали добрее, отзывчивее, внимательнее к окружающим. Своим результатом работы я делюсь с коллегами на педсоветах, районных методических объединениях.
Предполагаемый результат:
С формированность у детей представлений о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости; развивать чувства самоуважения, собственного достоинства и стремление быть отзывчивыми к старшему поколению и детям, умение проявлять внимание к их душевному состоянию, воспитать патриотов своей республики; дети должны знать, что нашу республику населяют люди разных национальностей, у каждого народа есть свой язык, обычаи, традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, художниками, поэтами.
Список литературы
1. Буре Р. С. Основы нравственного воспитания детей М.: Перспектива – 2009.-208с.
2. Данилюк А. Я. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере образования: проект/ А. Я. Данелюк, А. М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос. акад. Образования I М.: Просвещение 2009.
3. Година Г. Н. Нравственность и воспитание – М.: Просвещение -2010г – 710с.
4. Нравственно – духовное воспитание в детском саду./ Под редакцией Нечаевой В. Г., Марковой П. А. – М.: 2010 – 199с.
5. Суслова Э. К. Воспитание у детей этики межнационального общения. М.: -
2011 – 398с.
6. Журналы «Дошкольное воспитание», « Воспитатель ДОУ».
7. Из личного опыта.
Спасибо за внимание