СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие духовно- нравственного воспитания через литературу

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Развитие духовно- нравственного воспитания через литературу».

Познай, где свет, - поймешь, где тьма.

 Пускай же все пройдет неспешно,

Что в мире свято, что в нем грешно,

Сквозь жар души, сквозь хлад ума.

 А.Блок

 У литературы одна цель - помочь человеку,

 дохнуть на него при чтении книги теплом и добром.

 В.Распутин.

 Цели и задачи:

 · Формирование активной, духовно-нравственной личности, способной к самоопределению, самообразованию и самореализации в современном обществе;

 · развитие интеллектуальных способностей учащихся через повышение их общей культуры;

· воспитание патриотизма и высокой гражданственности путем повышения орфографической грамотности учащихся;

 · помочь учащимся увидеть в произведениях прошлого общечеловеческий смысл.

 Методические задачи:

· формировать у школьников умения поставить цели и задачи к выполняемой работе и оперативно решить их.

 · развивать критическое мышление учащихся, способности ориентироваться в различных источниках информации, выбирать основное;

· формировать умения и навыки совместной и индивидуальной работы;

· развивать у учащихся творческий подход в реализации поставленных задач;

· формировать умение мобильно и адекватно реагировать на изменения в общественной и научной сфере.

Обоснование темы по самообразованию В условиях становления новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, идет активный процесс поиска моделей образования, которые позволят сохранить духовнонравственные и культурно-исторические традиции отечественного образования и воспитания, сформированные как в дореволюционный, так и в советский и современный периоды его развития. На современном этапе школьной жизни в условиях сосуществования разных программ акцент переносится на воспитание нравственной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Современный подход к обучению ориентирован на личность обучаемого. Это обуславливает реализацию гуманистической направленности образования через демократически организованный и технологически интенсивный процесс обучения, ориентированный на реализацию творческого потенциала обучаемых. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. К сожалению, многие ученики не только не могут грамотно говорить, но и попросту мыслить не умеют, да и не хотят. И многих из них это устраивает. Страшно подумать: остаѐтся «невостребованным» культурноисторическое наследие, духовный опыт, оставленный нам нашими предшественниками, замечательными художниками слова: Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем, Чеховым, Достоевским, Толстым… И наша задача – «достучаться» до сердца, души ребѐнка, дать возможность прикоснуться к миру прекрасного. Если вопросам нравственного воспитания учащихся придавать серьезное значение и проводить регулярную работу по духовному оздоровлению, то труд не будет напрасным. О гуманизме  литературы следует сказать особо. Ведь, несмотря на многолетние споры о формах и методах преподавания литературы, сегодня ясно, как день, что главное назначение современного словесника — быть источником нравственного влияния.   В основе моей педагогической темы лежит гуманно-личностная технология, отличающаяся прежде всего своей гуманистической сущностью, направленностью на поддержку личности и помощь ученику. Данная тема представляется мне наиболее актуальной сегодня, т.к. «нет ни одного предмета, в котором бы так тесно и гармонично соединялось преподавание с воспитанием, как в обучении отечественному языку» - писал известный языковед Федор Иванович Буслаев. Невозможно учить родному языку и не думать о духовно-нравственном воспитании. В процессе своей профессиональной деятельности решаю следующие педагогические задачи:

- внедрение и апробация инновационных образовательных средств, способствующих формированию духовно-нравственных способностей ученика;

- обеспечение самоопределения, самообразования, саморазвития личности ученика через создание благоприятных педагогических условий для еѐ творческой, личностно-ориентированной самореализации;

 - социализация личности, обучение самоопределению в окружающем мире, через отбор оптимальных средств организации учебной и внеклассной работы с учащимися;

 - создание оптимальных условий для здоровьесбережения учащихся.

 Использование следующих форм проведения занятий также помогает в решении поставленных задач: беседа – диалог, игра, творческая мастерская, экскурсия, беседа - дискуссия. Общаясь каждый день с детьми, можно увидеть их взаимоотношения, их моральный и духовный уровень, отношение к окружающему их миру. Во время учебной деятельности при изучении различных тем я использую разнообразные приѐмы, влияющие на выработку нравственных принципов и понимание нравственных ценностей в жизни. В своей работе я использую следующие методы обучения: объяснительный, иллюстративный, проблемный, метод дискуссий, нагляднослуховые, словесные и практические методы. Формы организации учебно-познавательной деятельности, применяемые мною на уроке и во внеурочной работе: коллективная, групповая, парная, индивидуальная. Чтобы мероприятие действительно стал средством проявления личностных качеств учащихся, я применяю в своей работе следующие приемы: создание проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов; мотивация деятельности; сравнение, аналогия; предложение на выбор различных заданий; взаимопроверка; самостоятельное формирование учащимися выводов; использование наглядности. Поскольку процесс формирования ценностных ориентации учащихся с помощью литературы осуществлялся через их деятельность.

Выделяю основные виды этой деятельности:

 -эстетический (формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности, формирование основных теоретико-художественных понятий для овладения анализом и оценкой литературно-художественных произведений);

 интеллектуальный (формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью, навыками логического мышления); познавательный (формирование системы гуманитарных и духовных понятий, составляющих основу научных знаний);

 -творческий (создание творческих работ, проектов и т.п.).

 Любая  литература может рассматриваться с точки зрения духовно-нравственного понимания. Но это понятие мы не всегда употребляем на занятиях, заменяя его составляющими: дружба, любовь, уважение к окружающим, честность, порядочность и др.

 Русская классическая (образцовая) литература всегда проповедовала добро. Обратимся к истокам: Русские сказки -побеждает добро в конце. Былины. «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ». Странники наставляли Илью Муромца: «Не помысли злом на татарина, не убей в чистом поле христианина». Ведь это здорово! Не сотвори зла, не помысли злом. И родитель дает ему благословление на добрые дела, « а на худые дела благословления нет».

 ПОУЧЕНИЯ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА.

 Вот некоторые высказывания:

- ни питью, ни еде, ни спанью не предавайтесь;

- лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело и т.д.

 Вот какие важные гуманные советы оставил Владимир Мономах молодому поколению.

 Бесценной является русская классика. Здесь все выверено временем, нет ни единого лишнего слова. Классика бессмертна. Еѐ высшее назначение по Пушкину - бессмертие. « ..душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит…»

 Предметом каждого изучаемого произведения является человек, его жизнь и поведение в разных ситуациях. Как бы далеки ни были события, о которых нам рассказывают Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Грибоедов, Толстой, Достоевский, нравственные проблемы, поднятые ими в их произведениях, звучат злободневно в наше бурное, сложное время. Счастье и несчастье, верность и предательство, чувство долга и карьеризм, истина и ложь, подвиг и трусость, человек и общество, любовь и дружба - эти и многие другие нравственные проблемы являются вечными и поэтому должны волновать сердца наших учеников.

 Достойно продолжают классические традиции и пополняют сокровищницу нашего национального словесно-художественного творчества, открывают новые возможности для формирования читательской культуры и гуманистических идеалов школьников современные писатели Ю. Казаков, В. Шукшин, А. Платонов, В. Солоухин, К. Паустовский, А. Рыбаков, В. Астафьев, Ф. Абрамов, В. Распутин и другие. Их произведения - благодатная почва, на которой можно вырастить высоконравственных людей, откуда можно впитать представления о хорошем и плохом, о честном и порочном, об обыденном и высоком из всего множества явлений, из которых складывается наша жизнь. Это предполагает и новые принципы анализа произведений - необходимо всемерно стимулировать самостоятельность суждений учащихся, решительно отказаться от навязывания сделанных кем - то однозначных оценок относительно эпизода, события, поступка персонажа, содержащихся в художественном произведении. И конечно, именно педагог словесности, воспитатель - это проводник в новые для формирующейся личности пространства культуры, притом, самой тонкой, изысканной, душевной. Это художник, врач и скульптор, терпеливо, последовательно и настойчиво осуществляющий духовную лепку Человека.

 Вспомним сказку А. Погорельского "Черная курица, или Подземные жители". Еѐ главный герой - мальчик Алеша. Он живет в пансионе, очень одинок, и любимое занятие для него - смотреть в дырочку в заборе. Там, за забором, большая интересная жизнь. Как же хочется Алеше туда! Стремлюсь к тому, чтобы мои ученики не были похожи на мальчика Алешу. Для этого расширяю педагогическое пространство урока, определяя его ядром нравственный вопрос - проблему, злободневную, личностно значимую для каждого подростка, тревожащую его отрочество. Убеждена, что урок обретает смысл, если объектом изучении является сама жизнь, столь дорогая и интересная для любого человека.

 Соединяя жизнь, изображенную в книге, с реальной жизнью, окружающей ребят, учу их разбираться в людях, делать нравственные открытия: - Случайно ли Андрей Петрович Гринев нарек своего сына Петром?

 Как вы думаете, почему А.С. Пушкину важно было закончить повесть упоминанием о продолжении рода? Достойны ли вы своих дедов и отцов? (А.С. Пушкин "Капитанская дочка"). - Что помогло спастись Васютке, заблудившемуся в осенней тайге? Были ли в вашей жизни ситуации, когда опыт старших, память о традициях стали "спасательным кругом"? (В.П. Астафьев "Васюткино озеро").

 - Почему Лидия Михайловна решилась на игру в "замеряшки" со своим учеником? Сформулируйте "Законы доброты" на основе содержания рассказа В.Г. Распутина "Уроки французского".

 Расскажите о человеке, который самоотверженно и бескорыстно делал людям добро. - Какой ценой достался герою рассказа "Конь с розовой гривой" долгожданный "пряник конем"? Почему бабушка все-таки купила его, несмотря на обман внука? Известно ли вам, что значат муки совести? ( В.П. Астафьев "Конь с розовой гривой").

- Чему учит нас история отношений Маленького принца и Розы? Согласны ли вы с тем, что любить - значит быть терпимым и чутким, уметь прощать? (А де Сент-Экзюпери "Маленький принц").

 - Чем напоминает судьба Дуни историю блудного сына из библейской притчи? Кто оказался счастливее: блудный сын, вернувшийся с раскаянием в дом отца, или "прекрасная барыня" Дуня? (А.С.Пушкин "Станционный смотритель").

 Почему так страдают ваши родители, когда вы доставляете им неприятности? - Расскажите о Маленьком принце и его планете. Каково его основное правило? (А де Сент-Экзюпери "Маленький принц").

 О чем думаете вы, глядя на закат солнца? Разрешить проблему, содержащуюся в вопросе, можно только путем "текстовых раскопок", анализа художественного произведения. Размышляя над проблемой, ученик может всесторонне раскрыться, в том числе и для себя самого. А это и есть нравственное прозрение! Ни у одного педагога нет такой уникальной возможности, как у словесника, открывать школьникам мир. А мир - это семья и отчий дом, друзья и " братья наши меньшие", след человека на земле. В этом открытии мира, определении ценностного отношения к нему, в формировании умений взаимодействовать с ним и заключается основное содержание моих мероприятий .

План работы по теме

 Публикации на школьном сайте на странице учителя.

 Публикации на электронных образовательных порталах

 Выступление на МО воспитателей

 Проведение коррекционной работы на литературных чтениях.

 Участие в  неделе литературы.

 Конкурс чтецов «Россия- Родина моя!»

 Конкурс рисунков «Мой Пушкин»

 Литературная викторина «Что за прелесть эти сказки…»

Просмотр содержимого документа
«Развитие духовно- нравственного воспитания через литературу»

«Развитие духовно- нравственного воспитания через литературу».

Познай, где свет, - поймешь, где тьма.

Пускай же все пройдет неспешно,

Что в мире свято, что в нем грешно,

Сквозь жар души, сквозь хлад ума.

А.Блок

У литературы одна цель - помочь человеку,

дохнуть на него при чтении книги теплом и добром.

В.Распутин.

Цели и задачи:

 Формирование активной, духовно-нравственной личности, способной к самоопределению, самообразованию и самореализации в современном обществе;

 развитие интеллектуальных способностей учащихся через повышение их общей культуры;

 воспитание патриотизма и высокой гражданственности путем повышения орфографической грамотности учащихся;

 помочь учащимся увидеть в произведениях прошлого общечеловеческий смысл.

Методические задачи:

 формировать у школьников умения поставить цели и задачи к выполняемой работе и оперативно решить их.

 развивать критическое мышление учащихся, способности ориентироваться в различных источниках информации, выбирать основное;

 формировать умения и навыки совместной и индивидуальной работы;

 развивать у учащихся творческий подход в реализации поставленных задач;

 формировать умение мобильно и адекватно реагировать на изменения в общественной и научной сфере.

Обоснование темы по самообразованию В условиях становления новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, идет активный процесс поиска моделей образования, которые позволят сохранить духовнонравственные и культурно-исторические традиции отечественного образования и воспитания, сформированные как в дореволюционный, так и в советский и современный периоды его развития. На современном этапе школьной жизни в условиях сосуществования разных программ акцент переносится на воспитание нравственной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Современный подход к обучению ориентирован на личность обучаемого. Это обуславливает реализацию гуманистической направленности образования через демократически организованный и технологически интенсивный процесс обучения, ориентированный на реализацию творческого потенциала обучаемых. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. К сожалению, многие ученики не только не могут грамотно говорить, но и попросту мыслить не умеют, да и не хотят. И многих из них это устраивает. Страшно подумать: остаѐтся «невостребованным» культурноисторическое наследие, духовный опыт, оставленный нам нашими предшественниками, замечательными художниками слова: Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем, Чеховым, Достоевским, Толстым… И наша задача – «достучаться» до сердца, души ребѐнка, дать возможность прикоснуться к миру прекрасного. Если вопросам нравственного воспитания учащихся придавать серьезное значение и проводить регулярную работу по духовному оздоровлению, то труд не будет напрасным. О гуманизме литературы следует сказать особо. Ведь, несмотря на многолетние споры о формах и методах преподавания литературы, сегодня ясно, как день, что главное назначение современного словесника — быть источником нравственного влияния. В основе моей педагогической темы лежит гуманно-личностная технология, отличающаяся прежде всего своей гуманистической сущностью, направленностью на поддержку личности и помощь ученику. Данная тема представляется мне наиболее актуальной сегодня, т.к. «нет ни одного предмета, в котором бы так тесно и гармонично соединялось преподавание с воспитанием, как в обучении отечественному языку» - писал известный языковед Федор Иванович Буслаев. Невозможно учить родному языку и не думать о духовно-нравственном воспитании. В процессе своей профессиональной деятельности решаю следующие педагогические задачи:

- внедрение и апробация инновационных образовательных средств, способствующих формированию духовно-нравственных способностей ученика;

- обеспечение самоопределения, самообразования, саморазвития личности ученика через создание благоприятных педагогических условий для еѐ творческой, личностно-ориентированной самореализации;

- социализация личности, обучение самоопределению в окружающем мире, через отбор оптимальных средств организации учебной и внеклассной работы с учащимися;

- создание оптимальных условий для здоровьесбережения учащихся.

Использование следующих форм проведения занятий также помогает в решении поставленных задач: беседа – диалог, игра, творческая мастерская, экскурсия, беседа - дискуссия. Общаясь каждый день с детьми, можно увидеть их взаимоотношения, их моральный и духовный уровень, отношение к окружающему их миру. Во время учебной деятельности при изучении различных тем я использую разнообразные приѐмы, влияющие на выработку нравственных принципов и понимание нравственных ценностей в жизни. В своей работе я использую следующие методы обучения: объяснительный, иллюстративный, проблемный, метод дискуссий, нагляднослуховые, словесные и практические методы. Формы организации учебно-познавательной деятельности, применяемые мною на уроке и во внеурочной работе: коллективная, групповая, парная, индивидуальная. Чтобы мероприятие действительно стал средством проявления личностных качеств учащихся, я применяю в своей работе следующие приемы: создание проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов; мотивация деятельности; сравнение, аналогия; предложение на выбор различных заданий; взаимопроверка; самостоятельное формирование учащимися выводов; использование наглядности. Поскольку процесс формирования ценностных ориентации учащихся с помощью литературы осуществлялся через их деятельность.

Выделяю основные виды этой деятельности:

-эстетический (формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности, формирование основных теоретико-художественных понятий для овладения анализом и оценкой литературно-художественных произведений);

интеллектуальный (формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью, навыками логического мышления); познавательный (формирование системы гуманитарных и духовных понятий, составляющих основу научных знаний);

-творческий (создание творческих работ, проектов и т.п.).

Любая литература может рассматриваться с точки зрения духовно-нравственного понимания. Но это понятие мы не всегда употребляем на занятиях, заменяя его составляющими: дружба, любовь, уважение к окружающим, честность, порядочность и др.

Русская классическая (образцовая) литература всегда проповедовала добро. Обратимся к истокам: Русские сказки -побеждает добро в конце. Былины. «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ». Странники наставляли Илью Муромца: «Не помысли злом на татарина, не убей в чистом поле христианина». Ведь это здорово! Не сотвори зла, не помысли злом. И родитель дает ему благословление на добрые дела, « а на худые дела благословления нет».

ПОУЧЕНИЯ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА.

Вот некоторые высказывания:

- ни питью, ни еде, ни спанью не предавайтесь;

- лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело и т.д.

Вот какие важные гуманные советы оставил Владимир Мономах молодому поколению.

Бесценной является русская классика. Здесь все выверено временем, нет ни единого лишнего слова. Классика бессмертна. Еѐ высшее назначение по Пушкину - бессмертие. « ..душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит…»

Предметом каждого изучаемого произведения является человек, его жизнь и поведение в разных ситуациях. Как бы далеки ни были события, о которых нам рассказывают Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Грибоедов, Толстой, Достоевский, нравственные проблемы, поднятые ими в их произведениях, звучат злободневно в наше бурное, сложное время. Счастье и несчастье, верность и предательство, чувство долга и карьеризм, истина и ложь, подвиг и трусость, человек и общество, любовь и дружба - эти и многие другие нравственные проблемы являются вечными и поэтому должны волновать сердца наших учеников.

Достойно продолжают классические традиции и пополняют сокровищницу нашего национального словесно-художественного творчества, открывают новые возможности для формирования читательской культуры и гуманистических идеалов школьников современные писатели Ю. Казаков, В. Шукшин, А. Платонов, В. Солоухин, К. Паустовский, А. Рыбаков, В. Астафьев, Ф. Абрамов, В. Распутин и другие. Их произведения - благодатная почва, на которой можно вырастить высоконравственных людей, откуда можно впитать представления о хорошем и плохом, о честном и порочном, об обыденном и высоком из всего множества явлений, из которых складывается наша жизнь. Это предполагает и новые принципы анализа произведений - необходимо всемерно стимулировать самостоятельность суждений учащихся, решительно отказаться от навязывания сделанных кем - то однозначных оценок относительно эпизода, события, поступка персонажа, содержащихся в художественном произведении. И конечно, именно педагог словесности, воспитатель - это проводник в новые для формирующейся личности пространства культуры, притом, самой тонкой, изысканной, душевной. Это художник, врач и скульптор, терпеливо, последовательно и настойчиво осуществляющий духовную лепку Человека.

Вспомним сказку А. Погорельского "Черная курица, или Подземные жители". Еѐ главный герой - мальчик Алеша. Он живет в пансионе, очень одинок, и любимое занятие для него - смотреть в дырочку в заборе. Там, за забором, большая интересная жизнь. Как же хочется Алеше туда! Стремлюсь к тому, чтобы мои ученики не были похожи на мальчика Алешу. Для этого расширяю педагогическое пространство урока, определяя его ядром нравственный вопрос - проблему, злободневную, личностно значимую для каждого подростка, тревожащую его отрочество. Убеждена, что урок обретает смысл, если объектом изучении является сама жизнь, столь дорогая и интересная для любого человека.

Соединяя жизнь, изображенную в книге, с реальной жизнью, окружающей ребят, учу их разбираться в людях, делать нравственные открытия: - Случайно ли Андрей Петрович Гринев нарек своего сына Петром?

Как вы думаете, почему А.С. Пушкину важно было закончить повесть упоминанием о продолжении рода? Достойны ли вы своих дедов и отцов? (А.С. Пушкин "Капитанская дочка"). - Что помогло спастись Васютке, заблудившемуся в осенней тайге? Были ли в вашей жизни ситуации, когда опыт старших, память о традициях стали "спасательным кругом"? (В.П. Астафьев "Васюткино озеро").

- Почему Лидия Михайловна решилась на игру в "замеряшки" со своим учеником? Сформулируйте "Законы доброты" на основе содержания рассказа В.Г. Распутина "Уроки французского".

Расскажите о человеке, который самоотверженно и бескорыстно делал людям добро. - Какой ценой достался герою рассказа "Конь с розовой гривой" долгожданный "пряник конем"? Почему бабушка все-таки купила его, несмотря на обман внука? Известно ли вам, что значат муки совести? ( В.П. Астафьев "Конь с розовой гривой").

- Чему учит нас история отношений Маленького принца и Розы? Согласны ли вы с тем, что любить - значит быть терпимым и чутким, уметь прощать? (А де Сент-Экзюпери "Маленький принц").

- Чем напоминает судьба Дуни историю блудного сына из библейской притчи? Кто оказался счастливее: блудный сын, вернувшийся с раскаянием в дом отца, или "прекрасная барыня" Дуня? (А.С.Пушкин "Станционный смотритель").

Почему так страдают ваши родители, когда вы доставляете им неприятности? - Расскажите о Маленьком принце и его планете. Каково его основное правило? (А де Сент-Экзюпери "Маленький принц").

О чем думаете вы, глядя на закат солнца? Разрешить проблему, содержащуюся в вопросе, можно только путем "текстовых раскопок", анализа художественного произведения. Размышляя над проблемой, ученик может всесторонне раскрыться, в том числе и для себя самого. А это и есть нравственное прозрение! Ни у одного педагога нет такой уникальной возможности, как у словесника, открывать школьникам мир. А мир - это семья и отчий дом, друзья и " братья наши меньшие", след человека на земле. В этом открытии мира, определении ценностного отношения к нему, в формировании умений взаимодействовать с ним и заключается основное содержание моих мероприятий .

План работы по теме

Публикации на школьном сайте на странице учителя.

Публикации на электронных образовательных порталах

Выступление на МО воспитателей

Проведение коррекционной работы на литературных чтениях.

Участие в неделе литературы.

Конкурс чтецов «Россия- Родина моя!»

Конкурс рисунков «Мой Пушкин»

Литературная викторина «Что за прелесть эти сказки…»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!