СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Вопросы духовно – нравственного воспитания в современном образовательном пространстве».

Нажмите, чтобы узнать подробности

ДОКЛАД на тему: « Вопросы духовно – нравственного воспитания в современном образовательном пространстве».

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была  актуальной. Современное общество, остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашей республики. В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов, педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям нравственно-духовные ценности. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромный массив информации: СМИ, школа, детский сад, кино, интернет - все это скорее способствует размыванию нравственных норм и заставляет нас очень серьезно задуматься над проблемой эффективного нравственного воспитания собственного малыша.

Просмотр содержимого документа
«« Вопросы духовно – нравственного воспитания в современном образовательном пространстве».»



РЕСПУБЛИКАНСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ

Тема: « Государственные образовательные стандарты уровней образования: на пути к новым образовательным результатам».





ДОКЛАД

на тему: « Вопросы духовно – нравственного воспитания в современном образовательном пространстве».


Черепита М.В.

Воспитатель второй

квалификационной категории

МДОУ «Детский сад

комбинированного вида

«Журавушка» п. Красное.













Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

В.А. Сухомлинский

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была  актуальной. Современное общество, остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашей республики. В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов, педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям нравственно-духовные ценности. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромный массив информации: СМИ, школа, детский сад, кино, интернет - все это скорее способствует размыванию нравственных норм и заставляет нас очень серьезно задуматься над проблемой эффективного нравственного воспитания собственного малыша.

Актуальность духовно - нравственного развития определяется еще тем, что условия развития ребенка-дошкольника существенно отличаются от условий предыдущего возрастного этапа. Значительно увеличиваются требования, предъявляемые к его поведению взрослыми. Центральным требованием становится соблюдение обязательных для всех правил поведения в обществе, норм общественной морали. Растущие возможности познания окружающего мира выводят интересы ребенка за узкий круг близких ему людей, делают доступными для первоначального освоения те формы взаимоотношений, которые существуют между взрослыми в серьезных видах деятельности (учении, труде). Ребенок включается в совместную деятельность со сверстниками, учится согласовывать с ними свои действия, считаться с интересами и мнением товарищей. На протяжении всего дошкольного детства происходит изменение и усложнение деятельности ребенка, предъявляющие высокие требования не только к восприятию, мышлению, памяти и другим психическим процессам, но и к умению организовать свое поведение.

Приоритетная роль духовно-нравственного воспитания в процессе формирования личности показана в работах: «Принцип народности воспитания» К.Д. Ушинского, «Особенности использования традиций в семейном воспитании» А.С. Макаренко, И. Г. Песталоцци, А. А. И. Пирогова, Ж.-Ж. Руссо, В.А. Сухомлинского и др. В исследовании представлены программы и методики духовно-нравственного воспитания дошкольников: (Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе - «Детство»; парциальная программа Князевой О.Л., М. Д. Маханевой - «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Вопросы  духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах «Об образовании»», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.

Духовно-нравственное воспитание детей формирует личность, влияет на все стороны взаимоотношений человека с миром.

Сложно недооценить роль духовно-нравственного воспитания. Ведь азы нравственного воспитания, усвоенные с детства, лежат в основе всех дальнейших поступков человека, формируют облик его личности и определяют систему ценностей.

Цель духовно-нравственного воспитания - научить ребенка основам культуры по отношению к людям, обществу, природы и к самому себе, опираясь на общечеловеческие духовно – нравственные ценности; формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма, содействие обретению дошкольниками нравственно-востребованного духовного опыта, основанного на традициях народов Приднестровья.

Задачи: заложить ребенку базовые представления о добре и зле; воспитывать уважение к окружающим; вырастить достойного члена общества; интеллектуальное и духовное обогащение детей; возрождение национальных традиций и обычаев; формирование представлений о доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме; формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности: к родному дому, семье, детскому саду, городу, стране; к культурному наследию своего народа к природе родного края; создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Принципы духовно-нравственного воспитания  дошкольников:

1.     Основной принцип духовно-нравственного воспитания - это построение жизни на основе требований христианского совершенства: «Уклонись от зла и сотвори благо»).

2.     Гуманистическая направленность воспитания реализуется путем формирования отношения к себе, к окружающему миру  (любовь к ближнему).

3.     Природосообразностъ

4.     Культуросообразностъ  

5.     Светский характер образования и законности.

Принципы организации занятий:

        Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей,

 систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход.

Для реализации программы  используются  следующие методы: наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод  используется во время: чтения педагогом рассказов; экскурсий в картинную галерею; рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов; проведения дидактических игр; экскурсий по городу, целевых прогулок; моделирования сказок.

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе: чтения литературных произведений воспитателем; чтения стихотворений детьми, воспитателем; бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;

ответов на вопросы педагога, детей; проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.); загадывания загадок; рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров.

Практический метод используется, когда необходимо организовывать    продуктивную деятельность: провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.); организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а также конкурсы, викторины; провести экскурсии различной направленности; организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников; изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Формы работы с детьми: факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания; проведение совместных праздников;

просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения; экскурсии, целевые прогулки (по городу, району, в областной центр); тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия); организация выставок (совместная деятельность детей и родителей); постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания; творческие вечера.

Работаю в детском саду 28 лет. Очень люблю детей и поэтому в своей педагогической деятельности уделяю особое внимание духовно – нравственному воспитанию. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ведущая педагогическая идея моего опыта состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье к истории и культуре своей республики.

Главное достоинство моего опыта, я считаю, заключается в том, что посредством тематических занятий, праздников по данной теме:

- детьми усваиваются духовно – нравственные категории (добро – зло, трудолюбие – лень…);

- развивается образный строй речи, обогащается словарный запас, формируются навыки связной речи;

-воспитывается трудолюбие, доводить начатое дело до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.

Планирование данной работы наиболее целесообразно по следующим темам: «Моя семья», « Мой детский сад», «Моя улица». В работу по каждой теме я включаю игры и экскурсии, нерегламентированную деятельность детей по некоторым темам, праздники. Тематическое планирование способствует эффективному и систематическому усвоению детьми знаний о своей республике, родном крае, той местности, где они живут. Основной формой духовно – нравственного воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. В этом мне помогают приемы сравнения (труд людей в колхозе раньше и сейчас, счеты - компьютеры), вопросы, индивидуальные задания. Зная возрастные особенности своих детей, я широко использую игровые приемы, которые важны как для повышения познавательной активности, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия.

Можно выделить основные направления в работе:

  1. Ознакомление детей и родителей с самобытностью нашей республики, ее историческим прошлым, древним и современными памятниками архитектуры, градостроительства и культуры.

  2. Более глубокое проникновение в быт наших народов, знакомство с их особенностями.

  3. Знакомство с биографиями наших земляков, прославивших древнюю и современную нашу Родину ( исторические деятели, писатели, композиторы, поэты, художники, артисты.

  4. Ознакомление с искусством родного края, фольклором, народно – прикладным искусством, ремеслами, игрушками.

  5. Вся деятельность осуществляется в тесном контакте педагогов детского сада, детей и родителей:

Начинаю свою работу поданной теме с изучения семьи воспитанников. Взаимодействие с семьей может иметь продолжение в виде выстраивания генеалогического древа, составление семейных альбомов, рисование на тему «Моя семья», организация мини – музеев «Семейная династия», « Из бабушкиного сундучка». Обычно родители воспитанников детского сада подходят к выполнению таких заданий с энтузиазмом, проявляя выдумку и фантазию. По теме «Семья» в младших группах проводила беседы, праздники, а в старших группах – конкурсы: «А ну- ка, бабушки», «День пожилых людей», «Для дорогого гостя и ворота настежь», «Юное дарование». К этим праздникам были подготовлены папки – передвижки по темам: « Наши любимые бабушки и дедушки», « Примеры пословиц, поговорок, афоризмов, отражающих воспитательное влияние старшего поколения на детей», «Наши будни». Много подобрано материала на данную тему: «Взаимодействие со старшим поколением семьи в воспитании дошкольников», «1е октября – День пожилых людей» ( приложение 1). Дети и родители принимают активное участие в оформлении этих папок (приносят фотографии и другой интересный материал). Родители и дети с удовольствием рассматривают папки – передвижки, узнавая знакомые лица. На одном из занятий по теме «Семья» были составлены макеты «Древо жизни семьи». Эта работа призвана помочь ребенку понять связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков. Далее веду работу по ознакомлению дошкольников с родным поселком (городом, селом), основной целью, которой является воспитание в ребенке чувства гордости, уважения, любви к тому месту, где он живет. До детей довожу информацию об исторических фактах, природе данного населенного пункта, о промышленности. Родителям на данном этапе работы предлагается во время поездок в другие города обращать внимание ребенка на их своеобразие, на то, чем они отличаются от родного поселка, на природу, архитектуру и т.д. Таким образом, все вместе (дети, родители и воспитатель), собрали материал о поселке Красное, селах Глиное и Коротное. Так как в нашу группу ходят дети из трех сел, я оформила папки – передвижки об этих селах. Мы все вместе собираем материал и по ознакомлению с историей и достопримечательностями нашей республики. Помогают в ознакомлении дошкольников с родным городом такие формы работы, как рассматривание карты ПМР, его районов, улиц; викторины: «Тирасполь в разные времена года», «История города»; фоторепортажи «Есть на Днестре г. Тирасполь», «Достопримечательности г. Тирасполя»; занятия «Мой город (поселок) самый лучший», концерт «Славим Приднестровье», проводимый каждый год и др.; беседы об известных людях поселка; создание альбомов; чтение стихотворений, просмотр видеоматериалов.

Были проведены занятия: «Страна, в которой мы живем – Приднестровская Молдавская Республика»; « Защитники Отечества»; « Наша Армия».

Также проводились беседы: «Великие личности, исторические места, творчество художников края»; «Памятники воинской славы».

И конечно, я с удовольствием собирала материал и изготовила папки передвижки для детей: «ПМР. Наше настоящее и будущее»; «Учитель перед именем твоим»; «Поэты Приднестровья»; «Нам есть, кем гордиться»; «Защитники Приднестровья».

Все эти занятия, мероприятия, праздники, пособия – ценнейший материал, помогающий воспитателю прививать детям любовь к родному краю, воспитывать патриотов Родины»

Со своеобразием родного края знакомлю детей не только с помощью информации, но и предоставляю им возможность переживать, сочувствовать. Стараюсь подбирать те методы ознакомления с родным краем, которые позволяют повысить эмоциональную активность детей, а также создавать такие условия, в которых бы им приходилось самостоятельно или с помощью взрослого действовать. Это такие формы работы: как составление рассказов «Мой родной край», «Приднестровское раздолье», « Города Приднестровья»; творческая деятельность: « Наши края», «Красная книга ПМР»; взаимодействие детского сада с краеведческими центрами ( наш детский сад является частым гостем в школьном музее Краснянской школы); создание альбомов с пословицами краеведческой тематики; чтение стихов, рассказов и легенд о ПМР, сказки; папки – передвижки с иллюстрациями « Животный и растительный мир Приднестровья», фоторепортаж «Города ПМР», «Одежда и посуда народов ПМР»; занятия «Прогулки по парку», « Народы Приднестровья».

Расширение знаний о родной республике идет в ДОУ через следующие формы работы: тематические праздники с приглашением ветеранов войны и труда; защитников Приднестровья; беседы о подвигах советских воинах в период ВОВ; спортивные праздники военно - патриотического содержания; ( в нашем ДОУ традиция – каждый год 23 февраля, мы приглашаем на праздник пограничников); конкурс – викторина «Приднестровье – Родина моя»; тематические выставки «Первый человек, покоривший космос», «Поэты Приднестровья». В нашем детском саду встреча с поэтами Приднестровья стала традицией (прилагаются фотографии).

Таким образом, можно проявить интерес детей к предметам народного искусства, воспитывать чувство восхищения мастерству человеческих рук, уважительного отношения к труду людей.

Воспитанию духовно – нравственных чувств у дошкольников, способствует знакомство с государственными символами республики, проявлению уважительного отношения к флагу, гербу, гимну. Малая родина, каждый город хранит память о своих великих гражданах: А. Суворове, Г. Котовском, С. Лазо, И. Солтыс и другие. Рассказывая детям о художниках, поэтах, скульпторах, об участниках и героях войны, воспитываем в детях гордость за свой народ. Важно чтобы дети гордились ими, праздновали их успехи.

Работая с детьми, стараюсь, чтобы каждый день ребенка в детском саду был наполнен радостью, улыбкой, добрыми друзьями, веселыми играми, чтобы их окружала уютная атмосфера.

Формирование у детей чувства любви к родному краю проходит через приобщение к родной природе. Дети должны знать о том, что нужно беречь и охранять природу. Поэтому на прогулках обязательно обращаю внимание детей на деревья, кусты, траву. Объясняю им, как вести себя в природе. Дети вспоминают правила и стараются их не нарушать. Знакомлю детей с творчеством писателей разных национальностей, используя республиканский компонент.

В нашу группу ходят дети разных национальностей, поэтому обязательно знакомлю детей с традициями, обычаями и жизнью людей разных национальностей (русская, молдавская, украинская и др.), через художественную литературу и устное народное творчество. Учу их дружить, уважать друг друга и оказывать взаимопомощь. Дети знают пословицы, поговорки, сказки, загадки, игры. Все занятия проходят в игровой форме. Познать и изучить культуру народов ПМР помогает папка – передвижка «Путешествие по сказкам», потому, что сказка ближе всего к ребенку и понятней. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные духовно – нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

Чтение художественной литературы и хрестоматии для детей (Республиканский компонент), очень помогают мне в работе. Произведения устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма. И, конечно же, я использую широко в своей работе народные игры. В них имеется весь арсенал необходимых средств, для формирования человека, гражданина. Народная игра – это самая лучшая помощница педагога в работе с детьми. Проводим с коллегой праздники по духовно – нравственному воспитанию: «Мэрцишор», «Масленица», «Пасхальный утренник».

В области дошкольного образования становление толерантного отношения к представителям других национальностей является одним из требований к содержанию, деятельности детских садов, предъявляемых государственными стандартами. Поэтому толерантность у дошкольников формируется через изучения родного языка. В ДОУ нашей республики ведутся занятия на русском, молдавском и украинском языках. Дети читают стихи, поют песни на этих языках. Все это позволяет формировать в детях собственную личностную культуру. Дошкольники знают о том, что в наших городах и селах живут люди разных национальностей. Все они вместе трудятся, дружат и уважают друг друга, изучают свой язык, чтят и сохраняют свои традиции, обычаи и культуру. И наша задача состоит в том, чтобы будущее поколение изучало, знало и сохранило свой язык, так как изучение родного языка является неотъемлемой частью национальной культуры. Мы уверены, что дети полюбят свой край, сделают его в будущем еще богаче, сильнее, красивее.

Результативность моей работы: дети знают, в какой республике они живут, кто является президентом республики; начинают понимать, что в нашей республике живут люди разных национальностей. В результате проделанной работы дети стали добрее, отзывчивее, внимательнее к окружающим. Своим результатом работы я делюсь с коллегами на педсоветах, районных методических объединениях.

Предполагаемый результат: сформированность у детей представлений о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости; развивать чувства самоуважения, собственного достоинства и стремление быть отзывчивыми к старшему поколению и детям, умение проявлять внимание к их душевному состоянию, воспитать патриотов своей республики; дети должны знать, что нашу республику населяют люди разных национальностей, у каждого народа есть свой язык, обычаи, традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, художниками, поэтами.

Таким образом, у детей проявляются: уважение к труду, воспитывается гуманное отношение к своим близким, позитивное отношение к пожилым людям, уточняются представления о занятиях близких людей. Конечно, в этом направлении еще нужно много работать, так как духовно – нравственное воспитание всегда важно и необходимо для наших детей. Для того чтобы подготовить ребенка к жизни, научить быть успешным во всех делах, необходимо помочь ему с самого детства полюбить свою Родину. Нельзя прожить без любви к Родине и без знания своих корней. Проблема духовно – нравственного воспитания сопровождает человека всю его сознательную жизнь.

Используемая литература:

  1. Буре Р. С. Основы нравственного воспитания детей М.: Перспектива – 2009.-208с.

  2. Данилюк А. Я. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере образования: проект/ А. Я. Данелюк, А. М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос. акад. Образования I М.: Просвещение 2009.

  3. Година Г. Н. Нравственность и воспитание – М.: Просвещение -2010г – 710с.

  4. Нравственно – духовное воспитание в детском саду./ Под редакцией Нечаевой В. Г., Марковой П. А. – М.: 2010 – 199с.

  5. Суслова Э. К. Воспитание у детей этики межнационального общения. М.: -2011 – 398с.

  6. Журналы «Дошкольное воспитание», « Воспитатель ДОУ».

  7. Из личного опыта.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!