СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по физике «Счастливый случай» 7-8 классов

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по физике «Счастливый случай» 7-8 классов»

10



М инистерство образование и науки РД Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Джабинская СОШ им М.Д. Курбанова».



Внеклассное мероприятие по физике «Счастливый случай» 7-8 классов

\





Провел: учитель физики МКОУ Джабинская СОШ им М.Д. Курбанова» Алиханов Умер Шихбалаевич

Игра «Счастливый случай» по физике в 7-8 классов

Цели игры:

1) фронтальное повторение учебного материала по физике;

2) повышение познавательной активности у учащихся;

3) развитие культуры общения и культуры ответа на вопрос;

4) развитие познавательного интереса.

Оформление класса: два стола, листки и карандаши (ручки) для жюри и двух команд. На доске слова (девиз игры):

Чем более вникают в деяния природы, тем наиболее видима становится “простота законов, коим следует она в своих деяниях”.

А.Н. Радищев

Ход игры

В игре участвуют две команды по 6–8 человек.

Игра состоит из 5 геймов. В каждом гейме (на определенное время) ведущий задает командам поочередно вопросы. После каждого гейма жюри подводит итоги, в это время ведущий задает вопросы болельщикам.

1 гейм: “Что мы помним, что мы знаем из прошедших школьных лет...”

(5 минут)

В течение 2-х минут поочередно командам задаются вопросы, команды должны успеть правильно ответить на большее количество вопросов. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.

Вопросы 1 команде:

1. Единица измерения скорости на море (узел);

2. Что произойдет с силой тяжести и ускорением свободного падения при увеличении массы падающего тела в 2 раза? (сила тяжести увеличится в два раза, а ускорение не изменится)

3. Физик, именем которого назван закон, выражающий связь между силой упругости и изменением длины тела (Роберт Гук)

4. Название какого физического прибора произошло от греческого слова “динамис” – сила? (динамометр)

5. Какая физическая величина характеризует быстроту совершения работы? (мощность)

6. Какой выигрыш в силе дает подвижный блок? (в 2 раза)

7. Как называется вид движения, по принципу которого передвигаются кальмары и осьминоги, развивая скорость до 70 км/час? (Реактивное)

8. Что сильнее притягивает: яблоко Землю или Земля яблоко? (Одинаково).

9. В каком году и под чьим руководством был запущен первый спутник Земли? (В 1957 г. под руководством С.П.Королева).

10. Какое направление имеет скорость частицы, движущейся по круговой траектории? (по касательной)

11. Назовите 2 модели колебательных систем (нитяной маятник, пружинный маятник)

12. Верно ли, что свободные колебания являются затухающими? (Да)

13. Наибольшая скорость звука достигается в газах, жидкостях или твердых телах? (В твердых телах)

14. Как называются волны, которые используются для измерения глубины моря и различных навигационных задач? (ультразвук)

15. В какую энергию превращается механическая энергия шара при ударе его о плиту? (во внутреннюю)

16. Единицы измерения ускорения (м/с).

21. Передается ли звук в безвоздушном пространстве? (нет).

Вопросы 2 команде:

1. Как называется движение, не поддерживаемое никакими телами? (инерция)

2. Как называется явление самопроизвольного перемешивания веществ? (диффузия)

3. Как регулируют киты глубину своего погружения в воде? (за счет изменения и увеличения объема легких).

4. Назовите частицы из которых состоят все вещества? (молекулы)

5. Единица измерения момента силы в системе СИ? (Н * м)

6. Как называется закон, автором которого является древнегреческий ученый Герон Александрийский, живший в 1 веке нашей эры? (“золотое правило механики”)

7. На статуе какого ученого в Кембридже помещена надпись: “Разумом он превосходил род человеческий”? (Ньютон)

8. Что такое импульс с физической точки зрения? (толчок, количество движения)

9. Сколько видов механической энергии вы знаете? (два: потенциальная и кинетическая)

10. Наука о движении? (механика)

11. Как называется время, за которое совершается один оборот? (период)

12. Какое устройство используется в ветровых электростанциях? (ветряной двигатель)

13. Как называется явление, при котором происходит резкое возрастание амплитуды вынужденных колебаний? (резонанс)

14. Единица громкости? (сон)

15. Какое явление использовали древние люди для добычи огня? (трение поверхности дерева о поверхность другого дерева)

16. Назовите искусственный источник звука, стандартная частота которого 440 Гц? (камертон)

После первого гейма, когда жюри подводит итоги, ведущий задает вопросы болельщикам.

Вопросы болельщикам:

1.Никто его не видывал,
А слышать – всякий слыхивал,
Без тела, а живет оно,
Без языка – кричит. (Эхо)

2. Как называется физическая величина, равная отношению силы к площади поверхности? (давление)

3. Назовите физическую величину, показывающую какую долю составит полезная работа от всей затраченной работы? (коэффициент полезного действия)

2 гейм: “Заморочки из бочки”

В бочке 10 заморочек: 5 заморочек для 1 команды и 5 – для второй. Среди них есть заморочка “Счастливый случай” – красная заморочка. За нее команда при правильном ответе получает 2 балла, и даже если отвечает неправильно, то имеет шанс получить 1 балл. Все остальные вопросы оцениваются по 1 баллу при правильном ответе (на каждый вопрос по 30 секунд).

Вопросы “заморочки”:

1. А.А. Блок “Все чаще по городу брожу”...

“Запнулась запыхавшаяся лошадь,
Уж силой ног не удержать седла,
И утлые взмахнулись стремена,
И полетел, отброшенный толчком...”

Вопрос: Объясните падение всадника с точки зрения физики? (Лошадь двигалась вперед, ногами запнулась, и корпус пошел вперед по инерции, а ноги остались на месте. В результате, всадник, находившийся на лошади, выходит из положения равновесия, т.к. его тело тоже движется по инерции).

2. О каком открытии И. Ньютона идет речь в строках Байрона “Дон Жyaн”:

“Так человека яблоко сгубило,
Но яблоко его же и спасло,–
Ведь Ньютона открытие разбило
Неведения мучительное зло.
Дорогу к новым звездам проложило
И новый выход страждущим дало.
Уж скоро мы, природы властелины,
И на Луну пошлем свои машины”.  Ответ: (закон притяжения)

3. А.Т. Просолов “Грязь колеса жадно засосала...”

“Грязь колеса жадно засосала.
Из-под шин – ядреная картечь.
О, дорога! Здесь машине мало
Лошадиных сил и дружных плеч”.

Вопрос: По какой траектории движутся частицы грязи, отрывающейся от буксующего колеса? (по касательной к поверхности колеса)

4. А.С.Грибоедов “Горе от ума”.

“Я сорок пять часов, глаз мигом не прищуря,
Верст больше семисот пронесся –
Ветер, буря...”

Вопрос: С какой скоростью ехал Чацкий? (1 верста –1,0668 км, скорость 16,6 км/час: 1,0668 * 700/45)

5. А.С. Пушкин “Подражание Корану”

“Земля недвижна; неба своды,
Творец, поддержаны тобой,
Да не падут на сушь и воды
И не подавят нас с тобой”.

Вопрос: Что с точки зрения физики неверно в поэтическом фрагменте? (Земля вращается, а не неподвижна; не творец держит небо, а все тема притягиваются во Вселенной посредством гравитационных сил притяжения)

6. А.А. Вознесенский “Мороз”

“Белки царственно шуруя –
По волшебному стволу,
Траекторией шурупа
Завинтились в синеву”.

Вопрос: Сложением каких движений можно получить винтовую линию? (поступательное движение вверх плюс движение по окружности)

7. А.Н. Жуков “На восток”

“Я и сам лечу туда,
На Восток, что назван “Дальним”
В очень давние года...
Звезды катятся на запад,
На восток летит Земля,
Мир под крыльями несется,
И со скоростью двойной
Я лечу навстречу Солнцу
Над сибирской стороной...”

Вопрос: Почему самолет движется на восток “со скоростью двойной?” (так как земля движется с запада на восток и самолет тоже летит с запада на восток)

8. В.Г. Бенедиктов “Комета”

“Взгляни на небеса: там стройность вековая,
Как удивительна созвездий тишина!
Как жизнь текущих сфер гармонии полна,–
И как расчетиста их пляска круговая!
Но посмотри! Меж них неправильно гуляя,
Комета вольная – системам не верна,
Ударами грозит и буйствует она,
Блистательным хвостом полнеба застилая”.
Вопрос: по каким траекториям движутся кометы? (по эллипсу)

9. А.А. Блок “Двенадцать”

“Завивает ветер белый снежок.
Под снежком – ледок,
Скользко, тяжко, всякий ходок.
Скользит – ах, бедняжка!
Вон барыня в каракуле
К другой подвернулась:
– Уж мы плакали, плакали...
Поскользнулась
И – бац – растянулась!..”

Вопрос: почему лед скользкий? (между льдом и соприкасающимся телом образуется очень тонкий слой воды и трение сцепления резко уменьшается)

10. А.С. Пушкин “Сказка о попе и работнике его Балде”

“Бедный поп подставил лоб:
С первого щелчка – прыгнул он до потолка...”

Вопрос: Рассчитайте, с какой скоростью прыгнул поп до потолка? (при расстоянии от роста попа до потолка принимаем примерно сантиметров 30–50. Согласно формуле определения скорости при переменном движении получится 2–4 м/с)

Пока жюри подводит итоги, ведущий задает вопросы болельщикам.

Вопросы для болельщиков:

4 гейм: “Физические шарады”

Командам дается время 1 минута, в течение которой они должны разгадать шарады.

1. Возьми-ка лист бумаги белой
И напиши на ней ты смело:
Первый слог — грозы всей школы,
Это ведь тебе не ново?
И две других ты буквы знаешь,
Их говоришь, когда взять что-то предлагаешь.
Подумай дальше, не спеши –
И ноту третью напиши.
Отдохнет твоя рука,
Когда в конце поставишь “ка”. (Динамика)

2. То, что осталось на трубе –
Это известно ведь тебе?
Добавь к ней то, что посреди
Стоит у Ани, а на “три”
От дудки первый слог возьми
И букву “К” к ним допиши.
Последних три есть для тебя
В известном слове “лекция”. (Индукция)

5 гейм: “Исторический.

Командам раздаются листки с 2-мя вопросами и их надо собрать через 2 минуты.

Вопросы 1 команде:

1. Назовите имя горной нимфы, которая согласно древнегреческой мифологии, была безответно влюблена в Нарцисса. От тоски по возлюбленному она высохла и окаменела так, что от нее остался лишь голос, способный повторять окончания произнесенных в ее присутствии слов. (Эхо)

2. Что означает слово “электрон”? (янтарь)

Вопросы для 2 команды:

1. Назовите имя итальянского художника, который предлагал слушать подводные звуки, приложив ухо к веслу, опущенному в воду. Воспользовавшись таким способом, можно убедиться, что рыбы на самом деле довольно болтливы. (Леонардо да Винчи).

2.Что означает слово “физика”? (в переводе с греческого – природа).

Вывод: Наша небольшая экскурсия в мир физических явлений подошла к концу, надеюсь, она была занятной, увлекательной и, самое главное, полезной. Ведь мы с вами убедились, что наша жизнь зачастую состоит из тех законов, которые открывает волшебная наука физика, а значит, она достойна внимания и понимания, чему, собственно, посвящены наши занятия. Каждый раз, заканчивая урок, мы говорим, что мир огромен и еще не раз ее Величество физика, немало таинственного и интересного готова нам открыть.

Жюри подводит итоги, объявляет победителей.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!