СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Счастливый случай" по физике

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий игры по физике для 8-го класса "Счастливый случай" по теме «Электрические цепи.»

Просмотр содержимого документа
«счасстливый случай»

Сценарий игры по физике для 8-го класса "Счастливый случай"

По теме «Электрические цепи.»

Цель: способствовать развитию интереса к физике способом применения игровых методов на уроке и во внеклассной работе.

Задачи:

  • повторение и обобщение приобретенных знаний по теме;

  • развитие у школьников логического мышления, кругозора, внимания;

  • формирование познавательного интереса к предмету и навыков коллективной работы.

Оборудование: песочные часы, мультимедийный проектор, компьютер, условные обозначения элементов электрической цепи, презентация, музыка.

Правила игры: Перед игрой, заранее, собираются две команды, дается домашнее задание: придумать название команде и подготовить по три вопроса для команды противников; приглашается гость (учитель, старшеклассник, родитель…), выбираются эксперты, которые подсчитывают баллы, полученные командами.

Ребята готовятся к участию в следующих геймах: «Гонка за лидером», «Ты – мне, я - тебе», «Тёмная лошадка», «Кто быстрее», «Дальше, дальше, дальше…».

Содержание игры.

Ведущий приветствует участников игры. В игре принимают участие две команды из 8 класса Ведущий представляет своих помощников, которые осуществляют подсчёт набранных командами баллов; даёт слово командам для представления.

Ведущий обращается к болельщикам с просьбой аплодисментами дать оценку самопредставлениям команд. Наиболее сильная поддержка приносит команде 1 балл.

Объявляется начало игры. (Играет музыка)



Гейм 1. «Дальше, дальше, дальше…»(Играет музыка)

В этом гейме каждой команде по очереди предлагается за 5 минут ответить на несколько вопросов. Чтобы сберечь время при отсутствии ответа, капитан говорит «Дальше…», т.е. готовы выслушать следующий вопрос. Для того, чтобы определить команду, отвечающую первой в гейме, проводят жеребьёвку.

Вопросы первой команде.

  1. Какое действие тока используется в аккумуляторах? (Химическое).[1]

  2. Выразите 250мА в амперах. (0.25А). [2]

  3. Силу тока в цепи измеряют… (Амперметром). [2]

  4. От чего зависит степень действия электрического тока? (От заряда, проходящего по цепи за 1 с). [1]

  5. Итальянский физик; один из основателей учения об электрическом токе; создал первый гальванический элемент? (А.Вольта). [1]

  6. Какая электрическая величина одинакова для всех проводников, соединённых последовательно? (Сила тока) [2]

  7. Электротехническое устройство для оказания активного сопротивления электрическому току? (Резистор). [1]

  8. Замыкающее устройство цепи? (Ключ) [1]

  9. Русский физик, электротехник, который изобрел лампу накаливания? (Лодыгин).

  10. Устройство, предназначенное для определения электризации тел? (Электроскоп). [1]

  11. Тугоплавкий металл, из которого изготавливают спираль лампы накаливания? (Вольфрам). [2]

  12. Условное обозначение цепи?(Гальванический элемент) [1]

  13. В нейтральном атоме четыре электрона. Сколько протонов в ядре этого атома? (Четыре).

  14. Вещества, которые проводят электрический ток? (Проводники). [1]

  15. Устройство для накопления энергии с целью ее последующего использования? (Аккумулятор) [2]

  16. Условное обозначение цепи? (Реостат) [1]

  17. Как найти силу тока участка цепи, состоящего из параллельно соединённых проводников, зная напряжение на каждом?(I=I1+I2) [1]

  18. Как найти общее сопротивление цепи, зная сопротивления отдельных проводников, при последовательном соединении? (R=R1+R2) [1]

  19. Как включают вольтметр для измерения напряжения цепи?(Параллельно) [1]

  20. Единица измерения силы тока? (Ампер) [1]


Вопросы второй команде.

  1. Какое действие тока используется для получения чистых металлов? (Химическое) [1]

  2. Выразите 450мА в амперах. (0.45А). [2]

  3. Напряжение в цепи измеряют…(Вольтметром). [1]

  4. От чего зависит интенсивность действия электрического тока? (От заряда, проходящего по цепи за 1 с). [2]

  5. Напряжение – это физическая величина, характеризующая… (электрическое поле, которое создает ток). [2]

  6. Какая электрическая величина одинакова для всех проводников, соединённых параллельно? (Напряжение) [2]

  7. Французский физик и математик: создал первую теорию, которая выражала связь электрических и магнитных явлений; ввел понятие «электрический ток»?(А.М.Ампер). [1]

  8. Физическая величина, которая является характеристикой противодействия электрической цепи электрическому току? (Сопротивление).

  9. Русский ученый, исследовавший атмосферное электричество? (Ломоносов).

  10. Прозрачное вещество, которое заряжается положительно при трении о шелк? (Стекло). [1]

  11. Драгоценный металл, обладающий малым удельным сопротивлением?(Золото). [1]

  12. Положительной частицей атомного ядра является… (протон). [1]

  13. Величина, которая измеряется в кулонах? (Заряд). [1]

  14. Устройство, предохраняющее здания, сооружения от повреждения атмосферными разрядами? (Молниеотвод).

  15. Прибор, для регулирования силы тока в цепи? (Реостат)

  16. Как найти напряжение участка цепи, состоящего из последовательно соединённых проводников, зная напряжение на каждом?(U=U1+U2) [1]

  17. Условное обозначение цепи. (Электрический звонок) [1]

  18. Как меняется общее сопротивление разветвления после увеличения числа проводников в разветвлении? (Уменьшается) [2]

  19. Как включают амперметр для измерения напряжения цепи? (Последовательно) [2]

  20. Единица измерения сопротивления? (Ом) [1]



Ведущий подводит итоги I гейма.

Гейм 2. «Ты – мне, я – тебе!»

Члены команд задают «соперникам» вопросы заранее подготовленные, проверенные и при необходимости скорректированные учителем. Выбирают отвечающего из другой команды. Ответ готовится коллективно, но отвечает выбранный. При затруднении в ответе, задающий вопрос отвечает сам.



Ведущий подводит итоги II гейма.

Гейм 3. «Тёмная лошадка»

Для проведения этого гейма на игру приглашается гость. Гостем может быть любой учитель работающий в этих классах или кто-то из администрации или старшеклассник. Гость задает три вопроса, заранее подготовленные и отражающие межпредметную связь. Отвечает та команда, которая быстрее даст сигнал о готовности.

Ведущий подводит итоги III гейма

Гейм 5. «Кто быстрее»

Заранее приготовленные листы с условными обозначениями электрической цепи ученики крепят на спинах с помощью прищепок. Задача команды показать соединения цепи электрических схем. Руки учеников заменяют провода. Команда которая справилась быстрее получает 2 балла.

Схема 1 команды: [3]

Схема 2 команды: [3]



Гейм 4. «Заморочки из бочки»

В этом гейме команды по очереди выбирают бочонки с номерами, соответствующими номерам вопросов. Если команда даёт правильный ответ, то получает один балл. В случае неправильного ответа вопрос переадресуется команде противников или болельщикам. Бочонок со счастливым случаем приносит команде один балл, при этом вопроса не задается. (См приложение2)



Вопросы к IV гейму «Заморочки из бочки»:

Раздел «Вот так бывает»

1. В практике музейного дела иногда есть необходимость читать древние ветхие свитки, которые рвутся и ломаются даже при самой осторожной попытке отделить слои рукописи. Как разъединить такие листы?

( С помощью электричества: свиток электризуют, и соседние его части, получающие одноимённый заряд, отталкиваются друг от друга. Промежутки между слоями бумаги увеличиваются, и их можно без повреждения разделить. Поэтому свиток уже легко умелыми руками развернуть и наклеить на плотную бумагу.) [5]

2. Поглаживая в темноте кошку сухой ладонью, можно наблюдать небольшие искорки, возникающие между рукой и шерстью. Почему?

(При поглаживании кошки происходит электризация, как шерсти кошки, так и руки. Эта электризация, как и всегда при трении двух тел, разноимённая. Заряды на человеке и шерсти накапливаются, и возникает искровой разряд (кратковременный электрический ток в воздухе). [5]

3. Если взять две проволоки, железную и алюминиевую (или две другие, но разные), воткнуть их в лимон, а затем присоединить к вольтметру, он покажет наличие напряжения. Почему?

( Лимонная кислота и две проволоки из различных металлов образуют источник тока – гальванический элемент. Напряжение, создаваемое им, менее 1 В. Используя проволоки из любых других металлов, сочное яблоко или солёный огурец, мы также получим гальванические элементы.) [5]


4. Каких рыб люди иногда называют живыми электростанциями? У каких рыб есть специальные органы для накопления электроэнергии? Как велико напряжение, создаваемое ими?

(электрический угорь (до 800 В), электрический скат (до 150 разрядов в 1 с, по 80В каждый, в течение 10-16 с) и электрический сом (до 360 В). Их электрические органы – это группы видоизменённых мышечных или нервных клеток. Они служат для защиты, нападения, ориентации и сигнализации.) [5]

5. Для проверки качества батарейки от карманного фонарика иногда прикасаются языком к её металлическим контактам. Если язык ощущает резкую горечь и жжение, то батарейка хорошая. Почему электричество батарейки горьковато на вкус?

( Слюна человека содержит различные минеральные соли (натрия, калия, кальция и др.). Когда через слюну проходит электрический ток, эти соли подвергаются электролизу – разложению на более простые и «невкусные» вещества. Поэтому язык ощущает горечь и жжение.) [5]



Раздел «Сопротивление»

1. Какой проводник представляет большее сопротивление для постоянного тока: медный сплошной стержень или медная трубка, имеющая внешний диаметр, равный диаметру стержня? Длину обоих проводников считать одинаковой.

(Трубка, так как площадь поперечного сечения у нее меньше, чем у стержня.) [3]

2. Что изменилось на участке цепи, если включенный последовательно с ним амперметр показывает увеличение силы тока?

(Повысилось напряжение или уменьшилось сопротивление.) [3]

3. Один ученик утверждал, что если сопротивление амперметра сделать большим, чем сопротивление цепи, то прибор все равно будет правильно измерять силу тока. Другой ученик говорил, что показания амперметра правильны только в том случае, если его сопротивление мало по сравнению с сопротивлением цепи. Кто из них прав?

(Независимо от величины сопротивления, амперметр правильно показывает величину тока в данной цепи. Но если удалить из цепи амперметр с большим сопротивлением, то сила тока в цепи существенно изменится. Вот почему сопротивление амперметра должно быть небольшим.) [3]

4.Электрическая цепь содержит два одинаковых по размерам проводника, медный и железный, соединенных последовательно. Почему лампа, подключенная к концам железного проводника, будет гореть, а к концам медного - нет?

( При последовательном включении проводников напряжение больше на том из них, у которого сопротивление больше. Следовательно, вольтметр даст большее показание, если его подсоединить к лампе.) [3]

5. Какое сопротивление имеет человек от ладони одной руки до ладони другой руки, если при напряжении 12В сила тока равна 3мА

(4000 Ом) [3]

«Это опасно»

1. Ёлочная гирлянда спаяна из лампочек для карманного фонаря. При включении этой гирлянды в сеть на каждую лампочку приходится напряжение три вольта. Почему же опасно, выкрутив одну из лампочек, сунуть в патрон палец?

(Сопротивление лампочки от карманного фонаря мало - несколько Ом. Сопротивление всей гирлянды - несколько сотен Ом. Сопротивление пальца несколько тысяч Ом. При последовательном соединении падения напряжений на участках цепи пропорциональны сопротивлениям участков; поэтому на палец, если его сунуть в патрон, придётся практически всё напряжение.) [4]

2. Когда дуга трамвайного вагона замыкает цепь, то по верхнему проводу и по рельсу идет одинаковый ток. Почему же, стоя на земле и касаясь проволоки, соединенной с верхним проводом, мы будем поражены током, а прикосновение к рельсу безопасно?

( Между телом человека, который стоит на земле, и верхним проводом имеется высокое напряжение, а между телом и рельсом почти нет напряжения, так как оба они находятся на одном и том же проводнике — земле.) [3]


Ведущий подводит итоги игры. Поздравляет команды. Проводит награждение.










Литература:

        1. А.В. Пёрышкин, Физика 8 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. - 2-е издание Москва, «Дрофа», 2013 год

        2. А.В. Пёрышкин, Сборник задач по физике. 7-9 класс М.: Экзамен 2013 год.

        3. М.Е. Тульчинский «Качественные задачи по физике 7,8 классы»

(электронное переиздание)

        1. Занимательные вопросы и головоломки по физике от В. Грабцевича. www.afportal.ru/puzzle

        2. Занимательные вопросы и ответы по электричеству www.pedsovet.su/load/73-1-0-9350





























Приложение1.








Просмотр содержимого презентации
«приложение 2»

Интеллектуальная и гра      9 класс   Горовая Татьяна Петровна,  учитель русского языка и литературы,  МОУ СОШ №14, г.Новокузнецк

Интеллектуальная и гра 9 класс Горовая Татьяна Петровна, учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ №14, г.Новокузнецк

I гейм «Дальше, дальше, дальше…»

I гейм

«Дальше, дальше, дальше…»

II гейм «Ты мне, я тебе!»

II гейм

«Ты мне, я тебе!»

ГеймIII  Тёмная лошадка. ? ?

ГеймIII Тёмная лошадка.

?

?

IVгейм «Кто быстрее?»

IVгейм

«Кто быстрее?»

Гейм V  Заморочки из бочки. Вот так бывает Сопротивление Это опасно!

Гейм V Заморочки из бочки.

Вот так бывает

Сопротивление

Это опасно!

2 1 3 5 Вот так бывает

2

1

3

5

Вот так бывает

2 1 3 4 Сопротивление

2

1

3

4

Сопротивление

2 1 Это опасно

2

1

Это опасно

Вот так бывает 1 В практике музейного дела иногда есть необходимость читать древние ветхие свитки, которые рвутся и ломаются даже при самой осторожной попытке отделить слои рукописи. Как разъединить такие листы?   С помощью электричества: свиток электризуют, и соседние его части, получающие одноимённый заряд, отталкиваются друг от друга. Промежутки между слоями бумаги увеличиваются, и их можно без повреждения разделить. Поэтому свиток уже легко умелыми руками развернуть и наклеить на плотную бумагу.

Вот так бывает 1

  • В практике музейного дела иногда есть необходимость читать древние ветхие свитки, которые рвутся и ломаются даже при самой осторожной попытке отделить слои рукописи. Как разъединить такие листы?

С помощью электричества: свиток электризуют, и соседние его части, получающие одноимённый заряд, отталкиваются друг от друга. Промежутки между слоями бумаги увеличиваются, и их можно без повреждения разделить. Поэтому свиток уже легко умелыми руками развернуть и наклеить на плотную бумагу.

Вот так бывает 2 Поглаживая в темноте кошку сухой ладонью, можно наблюдать небольшие искорки, возникающие между рукой и шерстью. Почему? При поглаживании кошки происходит электризация, как шерсти кошки, так и руки. Эта электризация, как и всегда при трении двух тел, разноимённая. Заряды на человеке и шерсти накапливаются, и возникает искровой разряд (кратковременный электрический ток в воздухе

Вот так бывает 2

  • Поглаживая в темноте кошку сухой ладонью, можно наблюдать небольшие искорки, возникающие между рукой и шерстью. Почему?

При поглаживании кошки происходит электризация, как шерсти кошки, так и руки. Эта электризация, как и всегда при трении двух тел, разноимённая. Заряды на человеке и шерсти накапливаются, и возникает искровой разряд (кратковременный электрический ток в воздухе

Вот так бывает 3 Если взять две проволоки, железную и алюминиевую (или две другие, но разные), воткнуть их в лимон, а затем присоединить к вольтметру, он покажет наличие напряжения. Почему? Лимонная кислота и две проволоки из различных металлов образуют источник тока – гальванический элемент. Напряжение, создаваемое им, менее 1 В. Используя проволоки из любых других металлов, сочное яблоко или солёный огурец, мы также получим гальванические элементы.

Вот так бывает 3

  • Если взять две проволоки, железную и алюминиевую (или две другие, но разные), воткнуть их в лимон, а затем присоединить к вольтметру, он покажет наличие напряжения. Почему?

Лимонная кислота и две проволоки из различных металлов образуют источник тока – гальванический элемент. Напряжение, создаваемое им, менее 1 В. Используя проволоки из любых других металлов, сочное яблоко или солёный огурец, мы также получим гальванические элементы.

Вот так бывает 4 Каких рыб люди иногда называют живыми электростанциями? У каких рыб есть специальные органы для накопления электроэнергии? Как велико напряжение, создаваемое ими? электрический угорь (до 800 В), электрический скат (до 150 разрядов в 1 с, по 80В каждый, в течение 10-16 с) и электрический сом (до 360 В). Их электрические органы – это группы видоизменённых мышечных или нервных клеток. Они служат для защиты, нападения, ориентации и сигнализации

Вот так бывает 4

  • Каких рыб люди иногда называют живыми электростанциями? У каких рыб есть специальные органы для накопления электроэнергии? Как велико напряжение, создаваемое ими?

электрический угорь (до 800 В), электрический скат (до 150 разрядов в 1 с, по 80В каждый, в течение 10-16 с) и электрический сом (до 360 В). Их электрические органы – это группы видоизменённых мышечных или нервных клеток. Они служат для защиты, нападения, ориентации и сигнализации

Вот так бывает 5 Для проверки качества батарейки от карманного фонарика иногда прикасаются языком к её металлическим контактам. Если язык ощущает резкую горечь и жжение, то батарейка хорошая. Почему электричество батарейки горьковато на вкус? Слюна человека содержит различные минеральные соли (натрия, калия, кальция и др.). Когда через слюну проходит электрический ток, эти соли подвергаются электролизу – разложению на более простые и «невкусные» вещества. Поэтому язык ощущает горечь и жжение.

Вот так бывает 5

  • Для проверки качества батарейки от карманного фонарика иногда прикасаются языком к её металлическим контактам. Если язык ощущает резкую горечь и жжение, то батарейка хорошая. Почему электричество батарейки горьковато на вкус?

Слюна человека содержит различные минеральные соли (натрия, калия, кальция и др.). Когда через слюну проходит электрический ток, эти соли подвергаются электролизу – разложению на более простые и «невкусные» вещества. Поэтому язык ощущает горечь и жжение.

Сопротивление 1 Какой проводник представляет большее сопротивление для постоянного тока: медный сплошной стержень или медная трубка, имеющая внешний диаметр, равный диаметру стержня? Длину обоих проводников считать одинаковой. Трубка, так как площадь поперечного сечения у нее меньше, чем у стержня

Сопротивление 1

  • Какой проводник представляет большее сопротивление для постоянного тока: медный сплошной стержень или медная трубка, имеющая внешний диаметр, равный диаметру стержня? Длину обоих проводников считать одинаковой.

Трубка, так как площадь поперечного сечения у нее меньше, чем у стержня

Сопротивление 2 Что изменилось на участке цепи, если включенный последовательно с ним амперметр показывает увеличение силы тока? Повысилось напряжение или уменьшилось сопротивление.

Сопротивление 2

  • Что изменилось на участке цепи, если включенный последовательно с ним амперметр показывает увеличение силы тока?

Повысилось напряжение или уменьшилось сопротивление.

Сопротивление3 Один ученик утверждал, что если сопротивление амперметра сделать большим, чем сопротивление цепи, то прибор  все равно будет правильно измерять силу тока. Другой ученик говорил, что показания амперметра правильны только в том случае, если его сопротивление мало по сравнению с сопротивлением цепи. Кто из них прав? Независимо от величины сопротивления, амперметр правильно показывает величину тока в данной цепи. Но если удалить из цепи амперметр с большим сопротивлением, то сила тока в цепи существенно изменится. Вот почему сопротивление амперметра должно быть небольшим.

Сопротивление3

  • Один ученик утверждал, что если сопротивление амперметра сделать большим, чем сопротивление цепи, то прибор все равно будет правильно измерять силу тока. Другой ученик говорил, что показания амперметра правильны только в том случае, если его сопротивление мало по сравнению с сопротивлением цепи. Кто из них прав?

Независимо от величины сопротивления, амперметр правильно показывает величину тока в данной цепи. Но если удалить из цепи амперметр с большим сопротивлением, то сила тока в цепи существенно изменится. Вот почему сопротивление амперметра должно быть небольшим.

Сопротивление 4 Электрическая цепь содержит два одинаковых по размерам проводника, медный и железный, соединенных последовательно. Почему лампа, подключенная к концам железного проводника, будет гореть, а к концам медного - нет? При последовательном включении проводников напряжение больше на том из них, у которого сопротивление больше. Следовательно, вольтметр даст большее показание, если его подсоединить к лампе

Сопротивление 4

  • Электрическая цепь содержит два одинаковых по размерам проводника, медный и железный, соединенных последовательно. Почему лампа, подключенная к концам железного проводника, будет гореть, а к концам медного - нет?

При последовательном включении проводников напряжение больше на том из них, у которого сопротивление больше. Следовательно, вольтметр даст большее показание, если его подсоединить к лампе

Сопротивление 5 . Какое сопротивление имеет человек от ладони одной руки до ладони другой руки, если при напряжении 12В сила тока равна 3мА 4000 Ом

Сопротивление 5

  • . Какое сопротивление имеет человек от ладони одной руки до ладони другой руки, если при напряжении 12В сила тока равна 3мА

4000 Ом

Это опасно! 1 Ёлочная гирлянда спаяна из лампочек для карманного фонаря. При включении этой гирлянды в сеть на каждую лампочку приходится напряжение три вольта. Почему же опасно, выкрутив одну из лампочек, сунуть в патрон палец? Сопротивление лампочки от карманного фонаря мало - несколько Ом. Сопротивление всей гирлянды - несколько сотен Ом. Сопротивление пальца несколько тысяч Ом. При последовательном соединении падения напряжений на участках цепи пропорциональны сопротивлениям участков; поэтому на палец, если его сунуть в патрон, придётся практически всё напряжение.

Это опасно! 1

  • Ёлочная гирлянда спаяна из лампочек для карманного фонаря. При включении этой гирлянды в сеть на каждую лампочку приходится напряжение три вольта. Почему же опасно, выкрутив одну из лампочек, сунуть в патрон палец?

Сопротивление лампочки от карманного фонаря мало - несколько Ом. Сопротивление всей гирлянды - несколько сотен Ом. Сопротивление пальца несколько тысяч Ом. При последовательном соединении падения напряжений на участках цепи пропорциональны сопротивлениям участков; поэтому на палец, если его сунуть в патрон, придётся практически всё напряжение.

Это опасно! 2 Когда дуга трамвайного вагона замыкает цепь, то по верхнему проводу и по рельсу идет одинаковый ток. Почему же, стоя на земле и касаясь проволоки, соединенной с верхним проводом, мы будем поражены током, а прикосновение к рельсу безопасно? Между телом человека, который стоит на земле, и верхним проводом имеется высокое напряжение, а между телом и рельсом почти нет напряжения, так как оба они находятся на одном и том же проводнике — земле.

Это опасно! 2

  • Когда дуга трамвайного вагона замыкает цепь, то по верхнему проводу и по рельсу идет одинаковый ток. Почему же, стоя на земле и касаясь проволоки, соединенной с верхним проводом, мы будем поражены током, а прикосновение к рельсу безопасно?

Между телом человека, который стоит на земле, и верхним проводом имеется высокое напряжение, а между телом и рельсом почти нет напряжения, так как оба они находятся на одном и том же проводнике — земле.

Это опасно! 3 Счастливый случай!!!

Это опасно! 3

Счастливый случай!!!

Вопрос от Татьяны Николаевны

Вопрос от Татьяны Николаевны

Вычертите принципиальную схему этой цепи. 1 2 0 A 5 0 10 V

Вычертите принципиальную схему этой цепи.

1

2

0

A

5

0

10

V

Ответ: Да параллельное соединение

Ответ: Да параллельное соединение

Лягушка медные и цинковые провода

Лягушка медные и цинковые провода

Молодцы!!!

Молодцы!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!