Дата: 23 сентября 2016 г.
Место и роль урока в изучаемой теме: четырнадцатый урок в теме «Вспоминаем, повторяем, изучаем»
Цель урока: повторить материал, пройденный в начальной школе, познакомить с правилом –ться и –тся в глаголах, научить применять его на практике.
-познакомить учащихся с алгоритмом действий при выборе правильного написания -тся и -ться в глаголах;
- отработать способ действия при выборе написания -ться и –тся;
- вести работу по предупреждению наиболее распространённых и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы.
развивающие: развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.
воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку.
деятельностная: формирование у учащихся умения реализации новых способов действия, развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата)
Оценка действий детей: их рассуждений, предположений, выводов, ответов на вопросы, высказывания интересных мыслей по теме урока- должна присутствовать на каждом этапе урока(словесная оценка: лучше одобрение). А отметка выставляется за самостоятельную работу, тестовое, практическое задание, которое предполагает закрепление или проверку усвоенных знаний. А также выставляется итоговая отметка в конце урока.
Этап урока | Цель | Содержание учебного материала | Методы и приёмы работы | ФОУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению материала | На слайде записано слово «здравствуйте». - Здравствуйте, ребята!(Ученики отвечают). Обратите внимание на доску. Я предлагаю вам выделить в этом слове корень. (здрав-) . Как вы думаете, что он обозначает? Конечно, здоровье! Значит, мы сейчас пожелали друг другу здоровья. Как вы думаете, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? (высказывают свои предположения) А что нужно делать, чтобы быть здоровым? (правильно питаться, не иметь вредных привычек, заниматься спортом и др.) Всё верно! Как вы знаете, в нашей школе проходит Неделя здоровья, и сегодня на уроке мы посетим спортивный комплекс Русского языка и почувствуем себя настоящими спортсменами! Сегодня мы будем заниматься не в тетрадях, а у каждого из вас будут свои опорные, оценочные листы, в которых вы будете работать и выставлять оценки себе и друг другу. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Каждый из вас имеет возможность показать свои знания, померяться силами. За работу на уроке вы получите медали: «золото» - 5; «серебро» - 4; «бронза» - 3. Без наград, думаю, никто не останется! - В своих опорных листах напишите сегодняшнее число, классная работа. | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности; Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции | Проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает на позитивное настроение, предлагает оценить свою готовность к уроку. Словесная оценка: оцениваются предположения детей, рассуждения на тему Здоровье; готовность к уроку. | Слушают учителя, участвуют с ним в диалоге. Демонстрируют готовность к уроку. Записывают число, классная работа в опорных листах. |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Воспроизвести ранее изученное, установить преемственные связи прежних и новых знаний и применить их в новой ситуации. | - Ребята, а как вы думаете, какими качествами должен обладать настоящий спортсмен? (высказывают свои предположения) Учитель записывает некоторые на доске: Постоянно занимает(?)ся спортом Всегда стремит(?)ся к победе Должен борот(?)ся до конца Должен усиленно тренироват(?)ся Ребята, посмотрите, что у нас получилось. Как вы считаете, почему я поставила знаки вопроса в некоторых словах? - Вы, наверное, уже догадались, какой будет тема сегодняшнего урока? - Правильно, «Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах». НА СЛАЙДЕ - Запишите тему в опорный лист. | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; | Проводит беседу, направляя учащихся к теме урока Словесная оценка за правильность формулировки темы урока | Обдумывают ответы на вопросы. Формулируют тему учебного занятия. |
Выявление места и причины затруднения; Построение проекта выхода из затруднения | Раскрыть сущность знакомых и новых понятий, усвоить способы учебной и умственной деятельности. формирование умения составлять высказывания об изученном. | - Сделайте предположение, чему мы должны научиться на сегодняшнем уроке? Попробуйте сформулировать цель урока? Итак, мы сегодня изучим орфограмму правописания тся и ться в глаголах, научимся быстро и правильно применять правило. (Работа со словосочетаниями на доске). Обратите внимание на словосочетания, которые получились у нас. Давайте найдем главные слова и зададим вопросы к глаголам, запишем их в опорные листы в задание под номером 1. Учащиеся в опорных листах делают следующую запись: Постоянно (что делает?) занимается спортом Всегда(что делает?) стремится к победе Должен( что делать?) бороться до конца Должен( что делать?) усиленно тренироваться – Посмотрите, как различаются в написании слова? От чего зависит написание -тся, -ться? ( От того, есть ли в вопросе, поставленном к глаголу, мягкий знак) -Откройте учебники, прочитайте правило в учебнике, выделяя в нем карандашом то, что вам уже известно и то, что узнали нового. Чтение и анализ правила – обсуждение. - Что вы уже знали? Что оказалось новым? | Фронтальная | Познавательные: извлекают необходимую информацию из ответов, систематизируют знания, сверяют свои знания с материалом учебника Регулятивные: Планируют необходимые действия, работают по плану | Побуждает учащихся к построению плана действий в ходе беседы. Предлагает сделать вывод по проделанной работе. Выявляет и поощряет правильность выводов. Словесная оценка за правильность формулировки цели урока, за правильность сформулированной проблемы и правила написания ТСЯ и ТЬСЯ | Отвечают на вопросы. Формулируют цель учебной деятельности, а также правило написания ТЬСЯ и ТСЯ в глаголах. Читают правило и сверяют его со своими предположениями. Ученики оценивают свои ответы и ответы товарищей, выражают согласие или несогласие с ответами одноклассников |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | закрепление навыка выделения орфограммы – ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах, правильного написания. | Игра «Баскетбол» Сейчас мы с вами поиграем в мини - баскетбол. - Ваша задача заменить словосочетания глаголом неопределенной формы и глаголом 3 лица единственного числа настоящего времени, запишите их. Проявлять стремление Испытывать волнение Допускать ошибки Принять решение Чувствовать радость Выражать удивление Приветствовать друга А запишет эти глаголы на доске и объяснит правописание -тся и -ться тот, кому я бросаю мяч. Те ученики, которые не выходят к доске, сверяются с доской и выставляют себе оценку. 7 верных ответов –«5», 6 верных ответов – «4», 5-4 верных ответов – «3», 0-3 верных ответов – «2». | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: приобретают новые знания, умения Познавательные: записывают нужную информацию, наблюдают над языковым явлением, распределяют глаголы Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, используют правило контроля в решении учебной задачи Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы | Организует игру –распределительное задание. Корректирует ответы учащихся. Проводит обсуждение получившегося решения, стимулирует оценивание ответов учеников своих работ. Словесная оценка результатов работы учеников у доски с комментированием | В игровой форме тренируют умение заменять словосочетания глаголами неопределенной формы, а также глаголами в форме 3 лица, единственного числа, настоящего времени. Объясняют написание ТЬСЯ и ТСЯ в глаголах. Оценивают работу по образцу. Учащиеся оценивают свою работу по образцу (самооценка), выставляют отметку в оценочный лист |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Закрепление знаний путем выполнения самостоятельной работы | -Отправляемся далее по стадиону Русского языка. Перед нами площадка для игры Пионербол. Ваша задача на одно поле отправить слова, в которых пишется ТСЯ, а в другое поле - ТЬСЯ, выделив орфограмму. -Как вы считаете, кто справится с этим заданием? Отлично! Тогда приступаем к игре в Пионербол! Постоянно занимает(?)ся спортом, всегда стремит(?)ся к победе, должен борот(?)ся до конца, усиленно тренироват(?)ся, поднят(?)ся на пьедестал почета, должен находит(?)ся в отличной форме, купает(?)ся в бассейне, увлекат(?)ся отдельным видом спорта, правильно питает(?)ся. Проверьте, пожалуйста, и выставьте оценки. Если выполнено все задание правильно – «5», если есть 1 ошибка – «4», если есть 2-3 ошибки – «3». НА СЛАЙДЕ -ТСЯ Постоянно занимается спортом всегда стремится к победе купается в бассейне правильно питается | -ТЬСЯ должен бороться до конца усиленно тренироваться подняться на пьедестал почета должен находиться в отличной форме увлекаться отдельным видом спорта | | индивидуальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности Познавательные: осуществляют операции анализа, синтеза для решения учебной задачи Регулятивные: прогнозируют результат своей деятельности Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы | Предлагает самостоятельно оценить знания, полученные на уроке и выполнить задание для закрепления и последующей оценки знаний и умений. | Прогнозируют результат своей деятельности. Выполняют самостоятельное задание. Проверяют по образцу. Учащиеся оценивают свою работу по образцу (самооценка), выставляют отметку в оценочный лист |
Включение в систему знаний и повторение | Обобщить полученные знания, правильно выполнить предложенные задания | Ребята, взгляните, пожалуйста, на слайд со словами : переносица – переносится; водица – водиться; спица – спится. Что вы можете сказать о словах, помещенных в него? (звучат одинаково, пишутся по-разному). Подумайте, от чего будет зависеть написание –ца и – тся? (от части речи) Совершенно верно! В именах существительных слышится тся, но писать нужно – ца, а в глаголах - наоборот! Запомните это, пожалуйста! Посовещайтесь в парах и составьте с этими словами словосочетания, запишите их в опорных листах в задание под номером 5.
А сейчас мы посоревнуемся в беге с препятствиями. По желанию выбираем двух участников – бегунов. Ваша задача - пока звучит музыка собрать нужные окончания, развешанные по классу, и прикрепить к слову, выделив орфограмму. ПРИЛОЖЕНИЕ 2. А весь класс не только должен болеть за бегунов, но и выполнить это задание в опорном листе. (звучит песня) НА СЛАЙДЕ На доске: | В опорном листе | Девица Смотрится Водица Льется Спутница Обижается Не стесняться братца | Улица Извивается Учиться Сестрица Крутится Мельница Будет защищаться львица | Царица Смеяться Отличница Забирается Синица Будет гордиться Столица Обучается у кузнеца | - Давайте проверим работу, отдав свой опорный лист соседу по парте. На слайде вы найдете правильные ответы. Если всё выполнено верно – «5», если есть 1 ошибка – «4», если 2-3 ошибки – «3». - Сейчас мы с вами попадем на боксерский ринг и выбьем ненужное слово. Для этого мы поделимся на два варианта. Задание такое: Вставить пропущенные буквы, если они там нужны, подчеркнуть третье-лишнее.
Проверяем по слайду первый вариант у второго, второй у первого, выставляем оценку. | Фронтальная, парная, индивидуальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности Познавательные: осуществляют операции анализа, синтеза для решения учебной задачи Регулятивные: оценивают свою работу, находят и исправляют ошибки Коммуникативные: умеют выражать свои мысли; аргументировать своё мнение; | Предлагает сравнить слова и сделать вывод о написании ЦА и ТСЯ в словах. Дает парное задание. Следит за правильностью выполнения игрового задания, оценивает работу у доски. Предлагает ученикам проверить правильность выполнения работы по образцу, поменявшись опорными листами. Словесная оценка за правильность формулировки правила написания ЦА и ТСЯ в именах существительных и глаголах, Словесная оценка результатов работы учеников в паре с комментированием | Делают выводы о написании- ЦА и ТСЯв словах. Обсуждают задание в парах, записывают получившиеся словосочетания. Два человека работают у доски, собирают нужные окончания, прикрепляют их к словам. Остальные выполняют аналогичное задание в опорных листах. Оценивают друг друга по критериям. Делятся на два варианта, выполняют логическое упражнение, находят лишнее слово по определенным признакам, выделяют орфограмму ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах. Проверяют правильность выполнения друг у друга. Ученики оценивают свои ответы и ответы товарищей в паре при составлении словосочетаний, выражают согласие или несогласие с ответами одноклассников; Оценка выполненной работы товарища по критериям (взаимопроверка), выставляется отметка в оценочный лист. |
Рефлексия учебной деятельности | Выявить эффективность проведенного урока, определить эмоциональное состояние учащихся после урока | Давайте вместе ответим на вопросы: - Ребята, скажите, пожалуйста, было ли вам на уроке интересно? - Почему? - Какую цель ставили на уроке? - Удалось ли ее достичь? - Каким способом? - Какие получили результаты? - Что нужно сделать ещё? - Где вам могут пригодиться эти знания и умения? - Что на уроке у вас хорошо получалось, а что нет? - Пришло время оценить свои знания и умения. Посмотрите на свои опорные, оценочные листы, какую оценку вы бы себе поставили за урок? Давайте подведем итоги наших соревнований: золото сегодня получили …….; серебро завоевали………; стали бронзовыми победителями ……………….. (раздаются медали) ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Выберите, пожалуйста, для себя домашнее задание и запишите его в дневник: - написать мини-сочинение на тему «Быть здоровым – это здорово», используя глаголы, оканчивающиеся на ТСЯ и ТЬСЯ. -заполнить таблицу ТСЯ и ТЬСЯ соответствующими глаголами ( по 10 глаголов). | Фронтальная | Регулятивные: оценивают деятельность на уроке, критически осмысливают затруднения, планируют работу по их исправлению | Ведет беседу по выявлению рефлексии урока, определяет трудности для дальнейшей коррекционной работы, стимулирует творческий подход к выбору домашнего задания. Словесная оценка результатов урока (проводится после самооценки). Выставление итоговых отметок за урок (среднее арифметическое) с комментированием. | Объективно оценивают работу на протяжении всего урока, стараются определить затруднения, выбирают домашнее задание Словесная оценка результатов урока(самооценка), подсчет своих отметок в оценочном листе |
Дополнительная информация |
Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС | Задания направлены на самостоятельное получение знаний, учащиеся сами определяют тему и цель, планируют работу и результаты, задания стимулируют развитие познавательных способностей учащихся: мышления, внимания, памяти; развивают логику, наблюдательность; формируют умение сравнивать, обобщать, классифицировать. Большое внимание при планировании урока отведено применению инновационных технологий: проблемное обучение, применение ИКТ технологии, игровые методы. |
Ресурсы, оборудование и материалы | Мультимедийный проектор, экран |
Список учебной и дополнительной литературы | |
Ссылки на использованные интернет-ресурсы | http://festival.1september.ru |
Дидактическое обеспечение урока ССЫЛКИ | |
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | Игровая технология, использование ИКТ, создание проблемных ситуаций, индивидуальная, парная и фронтальная работа |
Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений | нет |
Дополнительная необходимая информация | |