СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "-тся и ться в глаголах" 5 класс технологическая карта урока

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: повторить материал, пройденный в начальной школе, познакомить с правилом "-ться и тся в глаголах", научить применять его на практике.

Просмотр содержимого документа
«Урок "-тся и ться в глаголах" 5 класс технологическая карта урока»

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя Богданова Татьяна Анатольевна

Класс: 5

Дата: 23 сентября 2016 г.

Предмет: русский язык

Тема урока: -ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах

Место и роль урока в изучаемой теме: четырнадцатый урок в теме «Вспоминаем, повторяем, изучаем»

Цель урока: повторить материал, пройденный в начальной школе, познакомить с правилом –ться и –тся в глаголах, научить применять его на практике.

Задачи урока:

образовательные:

-познакомить учащихся с алгоритмом действий при выборе правильного написания -тся и -ться в глаголах; 
- отработать способ действия при выборе написания -ться и –тся; 
- вести работу по предупреждению наиболее распространённых и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы. 

развивающие: развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.

воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку.

деятельностная: формирование у учащихся умения реализации новых способов действия, развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата)

Оценка действий детей: их рассуждений, предположений, выводов, ответов на вопросы, высказывания интересных мыслей по теме урока- должна присутствовать на каждом этапе урока(словесная оценка: лучше одобрение). А отметка выставляется за самостоятельную работу, тестовое, практическое задание, которое предполагает закрепление или проверку усвоенных знаний. А также выставляется итоговая отметка в конце урока.



Этап урока

Цель

Содержание учебного

материала

Методы и приёмы работы

ФОУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация

(самоопределение)

к учебной

деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению материала

На слайде записано слово «здравствуйте».

- Здравствуйте, ребята!(Ученики отвечают). Обратите внимание на доску. Я предлагаю вам выделить в этом слове корень. (здрав-) . Как вы думаете, что он обозначает? Конечно, здоровье! Значит, мы сейчас пожелали друг другу здоровья. Как вы думаете, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? (высказывают свои предположения)

А что нужно делать, чтобы быть здоровым? (правильно питаться, не иметь вредных привычек, заниматься спортом и др.) Всё верно! Как вы знаете, в нашей школе проходит Неделя здоровья, и

сегодня на уроке мы посетим спортивный комплекс Русского языка и почувствуем себя настоящими спортсменами!

Сегодня мы будем заниматься не в тетрадях, а у каждого из вас будут свои опорные, оценочные листы, в которых вы будете работать и выставлять оценки себе и друг другу. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Каждый из вас имеет возможность показать свои знания, померяться силами. За работу на уроке вы получите медали: «золото» - 5; «серебро» - 4; «бронза» - 3. Без наград, думаю, никто не останется!

- В своих опорных листах напишите сегодняшнее число, классная работа.


Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности;

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции

Проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает на позитивное настроение, предлагает оценить свою готовность к уроку.



Словесная оценка: оцениваются предположения детей, рассуждения на тему Здоровье; готовность к уроку.



Слушают учителя, участвуют с ним в диалоге. Демонстрируют готовность к уроку. Записывают число, классная работа в опорных листах.


Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Воспроизвести ранее изученное, установить преемственные связи прежних и новых знаний и применить их в новой ситуации.


- Ребята, а как вы думаете, какими качествами должен обладать настоящий спортсмен? (высказывают свои предположения) Учитель записывает некоторые на доске:

Постоянно занимает(?)ся спортом

Всегда стремит(?)ся к победе

Должен борот(?)ся до конца

Должен усиленно тренироват(?)ся

Ребята, посмотрите, что у нас получилось. Как вы считаете, почему я поставила знаки вопроса в некоторых словах?

- Вы, наверное, уже догадались, какой будет тема сегодняшнего урока?

- Правильно, «Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах». НА СЛАЙДЕ

- Запишите тему в опорный лист.


Индивидуальная, фронтальная

Личностные:

имеют мотивацию к учебной деятельности

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;

Проводит беседу, направляя учащихся к теме урока


Словесная оценка за правильность формулировки темы урока


Обдумывают ответы на вопросы.

Формулируют тему учебного занятия.



Выявление места и причины затруднения; Построение проекта выхода из затруднения

Раскрыть сущность знакомых и новых понятий, усвоить способы учебной и умственной деятельности. формирование умения составлять высказывания об изученном.

- Сделайте предположение, чему мы должны научиться на сегодняшнем уроке? Попробуйте сформулировать цель урока?

Итак, мы сегодня изучим орфограмму правописания тся и ться в глаголах, научимся быстро и правильно применять правило.

(Работа со словосочетаниями на доске).

Обратите внимание на словосочетания, которые получились у нас. Давайте найдем главные слова и зададим вопросы к глаголам, запишем их в опорные листы в задание под номером 1.

Учащиеся в опорных листах делают следующую запись:

Постоянно (что делает?) занимается спортом

Всегда(что делает?) стремится к победе

Должен( что делать?) бороться до конца

Должен( что делать?) усиленно тренироваться

– Посмотрите, как различаются в написании слова? От чего зависит написание -тся, -ться? ( От того, есть ли в вопросе, поставленном к глаголу, мягкий знак) 
-Откройте учебники, прочитайте правило в учебнике, выделяя в нем карандашом то, что вам уже известно и то, что узнали нового. Чтение и анализ правила – обсуждение.

- Что вы уже знали? Что оказалось новым?

Фронтальная

Познавательные: извлекают необходимую информацию из ответов, систематизируют знания, сверяют свои знания с материалом учебника

Регулятивные:

Планируют необходимые действия, работают по плану

Побуждает учащихся к построению плана действий в ходе беседы.

Предлагает сделать вывод по проделанной работе.

Выявляет и поощряет правильность выводов.


Словесная оценка за правильность формулировки цели урока, за правильность сформулированной проблемы и правила написания ТСЯ и ТЬСЯ


Отвечают на вопросы. Формулируют цель учебной деятельности, а также правило написания ТЬСЯ и ТСЯ в глаголах.

Читают правило и сверяют его со своими предположениями.






Ученики оценивают свои ответы и ответы товарищей, выражают согласие или несогласие с ответами одноклассников




Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

закрепление навыка выделения орфограммы – ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах, правильного написания.

Игра «Баскетбол»

Сейчас мы с вами поиграем в мини - баскетбол.

- Ваша задача заменить словосочетания глаголом неопределенной формы и глаголом 3 лица единственного числа настоящего времени, запишите их.

  • Проявлять стремление

  • Испытывать волнение

  • Допускать ошибки

  • Принять решение

  • Чувствовать радость

  • Выражать удивление

  • Приветствовать друга

А запишет эти глаголы на доске и объяснит правописание -тся и -ться тот, кому я бросаю мяч. Те ученики, которые не выходят к доске, сверяются с доской и выставляют себе оценку. 7 верных ответов –«5», 6 верных ответов – «4», 5-4 верных ответов – «3», 0-3 верных ответов – «2».


Индивидуальная, фронтальная

Личностные: приобретают новые знания, умения

Познавательные: записывают нужную информацию, наблюдают над языковым явлением, распределяют глаголы

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, используют правило контроля в решении учебной задачи

Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Организует игру –распределительное задание. Корректирует ответы учащихся.

Проводит обсуждение получившегося решения, стимулирует оценивание ответов учеников своих работ.


Словесная оценка результатов работы учеников у доски с комментированием





В игровой форме тренируют умение заменять словосочетания глаголами неопределенной формы, а также глаголами в форме 3 лица, единственного числа, настоящего времени.

Объясняют написание ТЬСЯ и ТСЯ в глаголах.

Оценивают работу по образцу.

Учащиеся оценивают свою работу по образцу (самооценка), выставляют отметку в оценочный лист

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Закрепление знаний путем выполнения самостоятельной работы

-Отправляемся далее по стадиону Русского языка. Перед нами площадка для игры Пионербол. Ваша задача на одно поле отправить слова, в которых пишется ТСЯ, а в другое поле - ТЬСЯ, выделив орфограмму.

-Как вы считаете, кто справится с этим заданием? Отлично! Тогда приступаем к игре в Пионербол!

Постоянно занимает(?)ся спортом, всегда стремит(?)ся к победе, должен борот(?)ся до конца, усиленно тренироват(?)ся, поднят(?)ся на пьедестал почета, должен находит(?)ся в отличной форме, купает(?)ся в бассейне, увлекат(?)ся отдельным видом спорта, правильно питает(?)ся.

Проверьте, пожалуйста, и выставьте оценки. Если выполнено все задание правильно – «5», если есть 1 ошибка – «4», если есть 2-3 ошибки – «3».

НА СЛАЙДЕ

-ТСЯ

Постоянно занимается спортом

всегда стремится к победе

купается в бассейне

правильно питается

-ТЬСЯ

должен бороться до конца

усиленно тренироваться

подняться на пьедестал почета

должен находиться в отличной форме

увлекаться отдельным видом спорта


индивидуальная

Личностные:

имеют мотивацию к учебной деятельности

Познавательные: осуществляют операции анализа, синтеза для решения учебной задачи

Регулятивные: прогнозируют результат своей деятельности

Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Предлагает самостоятельно оценить знания, полученные на уроке и выполнить задание для закрепления и последующей оценки знаний и умений.

Прогнозируют результат своей деятельности. Выполняют самостоятельное задание. Проверяют по образцу.







Учащиеся оценивают свою работу по образцу (самооценка), выставляют отметку в оценочный лист

Включение в систему знаний и повторение

Обобщить полученные знания, правильно выполнить предложенные задания

Ребята, взгляните, пожалуйста, на слайд со словами : переносица – переносится; водица – водиться; спица – спится. Что вы можете сказать о словах, помещенных в него? (звучат одинаково, пишутся по-разному). Подумайте, от чего будет зависеть написание –ца и – тся? (от части речи) Совершенно верно! В именах существительных слышится тся, но писать нужно – ца, а в глаголах - наоборот! Запомните это, пожалуйста!

Посовещайтесь в парах и составьте с этими словами словосочетания, запишите их в опорных листах в задание под номером 5. 

А сейчас мы посоревнуемся в беге с препятствиями. По желанию выбираем двух участников – бегунов.

Ваша задача - пока звучит музыка собрать нужные окончания, развешанные по классу, и прикрепить к слову, выделив орфограмму. ПРИЛОЖЕНИЕ 2. А весь класс не только должен болеть за бегунов, но и выполнить это задание в опорном листе.

(звучит песня)

НА СЛАЙДЕ

На доске:

В опорном листе

Девица

Смотрится

Водица

Льется

Спутница

Обижается

Не стесняться братца

Улица

Извивается

Учиться

Сестрица

Крутится

Мельница

Будет защищаться львица

Царица

Смеяться

Отличница

Забирается

Синица

Будет гордиться

Столица

Обучается у кузнеца


- Давайте проверим работу, отдав свой опорный лист соседу по парте. На слайде вы найдете правильные ответы. Если всё выполнено верно – «5», если есть 1 ошибка – «4», если 2-3 ошибки – «3».

- Сейчас мы с вами попадем на боксерский ринг и выбьем ненужное слово. Для этого мы поделимся на два варианта.

Задание такое: Вставить пропущенные буквы, если они там нужны, подчеркнуть третье-лишнее.




Проверяем по слайду первый вариант у второго, второй у первого, выставляем оценку.


Фронтальная, парная,

индивидуальная

Личностные:

имеют мотивацию к учебной деятельности

Познавательные: осуществляют операции анализа, синтеза для решения учебной задачи

Регулятивные: оценивают свою работу, находят и исправляют ошибки

Коммуникативные:

умеют выражать свои мысли; аргументировать своё мнение;

Предлагает сравнить слова и сделать вывод о написании ЦА и ТСЯ в словах.

Дает парное задание.

Следит за правильностью выполнения игрового задания, оценивает работу у доски.

Предлагает ученикам проверить правильность выполнения работы по образцу, поменявшись опорными листами.







Словесная оценка за правильность формулировки правила написания ЦА и ТСЯ в именах существительных и глаголах,

Словесная оценка результатов работы учеников в паре с комментированием



Делают выводы о написании- ЦА и ТСЯв словах.

Обсуждают задание в парах, записывают получившиеся словосочетания.

Два человека работают у доски, собирают нужные окончания, прикрепляют их к словам. Остальные выполняют аналогичное задание в опорных листах. Оценивают друг друга по критериям.

Делятся на два варианта, выполняют логическое упражнение, находят лишнее слово по определенным признакам, выделяют орфограмму ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах. Проверяют правильность выполнения друг у друга.

Ученики оценивают свои ответы и ответы товарищей в паре при составлении словосочетаний, выражают согласие или несогласие с ответами одноклассников;

Оценка выполненной работы товарища по критериям (взаимопроверка), выставляется отметка в оценочный лист.






Рефлексия учебной деятельности

Выявить эффективность проведенного урока, определить эмоциональное состояние учащихся после урока

Давайте вместе ответим на вопросы: 
- Ребята, скажите, пожалуйста, было ли вам на уроке интересно?

- Почему?

- Какую цель ставили на уроке? 
- Удалось ли ее достичь?
- Каким способом? 
- Какие получили результаты? 
- Что нужно сделать ещё? 
- Где вам могут пригодиться эти знания и умения?
- Что на уроке у вас хорошо получалось, а что нет? 


- Пришло время оценить свои знания и умения. Посмотрите на свои опорные, оценочные листы, какую оценку вы бы себе поставили за урок?

Давайте подведем итоги наших соревнований: золото сегодня получили …….; серебро завоевали………; стали бронзовыми победителями ……………….. (раздаются медали) ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Выберите, пожалуйста, для себя домашнее задание и запишите его в дневник:

- написать мини-сочинение на тему «Быть здоровым – это здорово», используя глаголы, оканчивающиеся на ТСЯ и ТЬСЯ.

-заполнить таблицу ТСЯ и ТЬСЯ соответствующими глаголами ( по 10 глаголов).

Фронтальная

Регулятивные: оценивают деятельность на уроке, критически осмысливают затруднения, планируют работу по их исправлению


Ведет беседу по выявлению рефлексии урока, определяет трудности для дальнейшей коррекционной работы, стимулирует творческий подход к выбору домашнего задания.



Словесная оценка результатов урока (проводится после самооценки).

Выставление итоговых отметок за урок (среднее арифметическое) с комментированием.


Объективно оценивают работу на протяжении всего урока, стараются определить затруднения, выбирают домашнее задание










Словесная оценка результатов урока(самооценка), подсчет своих отметок в оценочном листе

Дополнительная информация

Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС

Задания направлены на самостоятельное получение знаний, учащиеся сами определяют тему и цель, планируют работу и результаты, задания стимулируют развитие познавательных способностей учащихся: мышления, внимания, памяти; развивают логику, наблюдательность; формируют умение сравнивать, обобщать, классифицировать. Большое внимание при планировании урока отведено применению инновационных технологий: проблемное обучение, применение ИКТ технологии, игровые методы.

Ресурсы, оборудование и материалы

Мультимедийный проектор, экран

Список учебной и дополнительной литературы


Ссылки на использованные интернет-ресурсы

http://festival.1september.ru


Дидактическое обеспечение урока ССЫЛКИ


Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Игровая технология, использование ИКТ, создание проблемных ситуаций, индивидуальная, парная и фронтальная работа

Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений

нет

Дополнительная необходимая информация











Приложение 1

Число:___________________________________________________________________

__________________________________________________________________


Тема урока: ________________________________________________


№1









№2 Баскетбол



  • Проявлять стремление -

  • Испытывать волнение -

  • Допускать ошибки -

  • Чувствовать радость -

  • Выражать удивление -

  • Приветствовать друга –

  • Принять решение –




Глагол неопределенной формы

Глагол 3 л, ед.ч., настоящего времени

ОЦЕНКА






№3 Пионербол

-ТСЯ








-ТЬСЯ

ОЦЕНКА


№4







№5 Бег с препятствиями

Сини… Будет горди… Столи…

Обучается у кузне… Цари… Смея…

Отлични… Забирае…




взаимопроверка


№4 Бокс

взаимопроверка


Приложение 2

ца

ца

ца

тся

тся

тся

ться

ться

ться













Приложение 3


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!