СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по русскому языку «Правописание –ться и –тся в глаголах» 4 класс. УМК: «Начальная школа 21 века»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому языку «Правописание –ться и –тся в глаголах» 4 класс. УМК: «Начальная школа 21 века»»

Технологическая карта урока



Дата проведения:

Место проведения: ОУ МБОУ СОШ №33, класс 4 «А»

Предмет: русский язык

УМК: «Начальная школа 21 века»

Тема урока: «Правописание –ться и –тся в глаголах»

Тип урока: закрепление полученных знаний

Дидактическая цель урока: закрепить умения учащихся о способах действия при выборе правильного написания -ться и -тся в глаголах.

Задачи урока:

-обучающая: отработать способ действия при выборе написания -ться и -тся, вести работу по предупреждению наиболее распространённых и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы.

-развивающая: развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость.

-воспитательная: воспитывать положительное отношение к учёбе, к знаниям; интерес к устному народному творчеству.

Планируемые результаты:
-Личностные: устанавливать связь между учебной деятельностью и её мотивом.

-Метапредметные :

Коммуникативные :


- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; учиться корректировать выполнение задания; сравнивать работу с эталоном, находить различия, анализировать ошибки и исправлять их;

- участвовать в диалоге; слушать и понимать

других, высказывать свою точку зрения .

Познавательные :

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, анализ, сравнение, классификация объектов по существенным признакам, построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные :

-выполнять самопроверку учебного задания;

-распределять обязанности для выполнения учебного

задания в группе.

-Предметные: обучение правилам правописания возвратных глаголов на -тся и –ться на основе

анализа языковых явлений.

Этап урока

Время

Формируемые УУД

Действия учителя

Действия учащихся

Оборудование

Организация начала занятия.


Формируемые УУД:

формирование положительного отношения к предмету у учащихся.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Надежда Петровна, и сегодня я у вас проведу урок русского языка. Присаживайтесь, проверьте готовность к уроку, не забывайте о ровной осанке. Надеюсь, сегодняшний урок будет для вас интересным и познавательным. (1сл.)

Приветствуют учителя, садятся на свои места, проверяют готовность к уроку

Интерактивная доска

Подготовка к основному этапу занятия.


Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;

Регулятивные УУД: уметь формулировать цель на уроке;

Формируемые УУД:

формирование положительного отношения к предмету у учащихся.

Урок я бы хотела начать с притчи(2 сл.):

“Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу, знаменитому баснописцу Эзопу, купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошел на базар и принес … язык. “Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что эта самая лучшая вещь в мире?” – спросил Ксанф. “Конечно, - ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?”

Согласны ли вы с мнением Эзопа, что язык – самая лучшая вещь в мире?

Продолжите фразу:

Если мы будем хорошо знать язык, то сможем...





А занимаемся мы всем этим на уроках русского языка. Какие значения слова ЯЗЫК мы уже знаем?













(3 сл.)

Объясните пословицу, связанную с этим словом: «Не спеши языком, спеши делом».

Для того, чтобы дальше погружаться в этот интереснейший мир русского языка - мы должны постоянно закреплять полученные знания, этим мы сегодня и займёмся.

Как вы думаете, что мы будем сегодня закреплять?

(4 сл.)

Правильно! Откройте тетради, запишите число, классную работу.











Предположения детей



лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, лучше понимать друг друга, и т.д.

1.Подвижный мышечный орган в ротовой полости (средство общения)

2.Такой орган животного как кушанье

3.Народ, нация

4. Противник, взятый в плен с целью получить необходимые сведения

5.В колоколе: металлический стержень, производящий звон ударами о стенки.

6.Отдельное завихрение огня (Язык пламени, костра).


Предположения детей





Пройдённую тему - «Правописание –ться и –тся в глаголах»

Записывают число и классную работу

Интерактивная доска

Усвоение новых знаний и способов действий.


Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

устанавливать причинно-следственные связи.

Прежде, чем закреплять – ться и – тся в глаголах, повторим, что же такое глагол(5 сл.)?




На какие вопросы отвечает?


Как изменяется?



(щелчок по слайду)

Словарная работа : искусство, лиловый, матч, командир, иногда, корабль, огонь, металл, камыш.

Поменялись тетрадями, проверили правильность написания по слайду (6 сл.)

Молодцы! А теперь, обратите внимание на доску - кто прочтёт стихотворение? (7 сл.)

Солнце сади[ца],

Струи[ца] води[ца],

Пти[ца] сини[ца] в воду гляди[ца].

Меж грибами мухомор

Красотой горди[ца].

Нечего горди[ца]-

Для супа не годи[ца].

Выделенные слова по части речи, это?

Как вы напишете выделенные слова?









Как вы проверите, правильно ли вы написали?






Какие глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать?


Какие глаголы отвечают на вопросы что делает? что делают?


Еще раз сформулируйте правило.





Давайте еще раз обратимся к нашим словам. Попробуйте объяснить, когда совпадает произношение и написание [ца]?



-Назовите имена существительные.

-Сделайте вывод об этих словах.



Ученик записывает слова у доски, остальные в тетрадях. Молодцы!

это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета

что делать? что сделать?(щелчок по слайду)

По временам (прошедшее, настоящее, будущее); по лицам (1,2,3 лицо); по числам (ед.,мн.)


Записывают словарные слова в тетрадь, проверяют



Ученик читает стихотворение







глаголы

сади[ца]-садится

Струи[ца] -струится

води[ца]-водица

Пти[ца] -птица

сини[ца] -синица

гляди[ца]-глядится

горди[ца]-гордится

горди[ца]-гордиться

годи[ца]-годится

Если глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать? Пишется ться. Если глагол отвечает на вопрос что делает? Что делают? Пишется тся


Это глаголы в неопределенной форме


Это глаголы 3-го лица ед. и мн. числа

Если глагол в неопределенной форме буду писать ться, если в 3-ем лице –буду писать тся.



Если это имя существительное, то совпадает написание

Водица, птица, синица

Если это имя существительное, слышу- ца, пишу- ца

Интерактивная доска

Первичная проверка понимания.


Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Мы с вами сказали, что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с – тся и –ться , надо определить форму глагола или поставить вопрос к глаголу.

Поиграем в игру «Говори правильно»(8 сл.). На стр.119 учебника в синей рамке нам даны слова с ударениями: баловАться, балУется, не балУйся.

Назовите другие формы слова баловАться.



Придумайте предложения с этими формами. Отбираем 2 предложения и записываем в тетрадь.

Игра «аукцион пословиц». (9 сл.)

Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму.

Друзья (что делают?) познаются (3-е л.) в беде.

Трус своей тени (что делает?) боится (3-е л.)

Всякий человек в деле (что делает?) познаётся (3-е л.)

У него дело из рук (что делает?) валится (3-е л.)

Несчастья (что делать?) бояться (неопр. ф.), так и счастья (что делать?) невидать (неопр. ф.)

Не стыдно не знать, стыдно (что делать?) не учиться (неопр. ф.)

За всё (что делать?) браться (неопр. ф.) – ничего не сделать.

Проверка у соседа по парте по слайду(10 сл.)








Балуюсь, балуешься, баловался, баловалась, и т.д.

Запись в тетрадь




Запись в тетрадь












Проверка

Учебник, интерактивная доска

Закрепление знаний и способов действий.


Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; эффективно сотрудничать совместном решении задачи; устанавливать и сравнивать разные точки зрения;

Познавательные УУД:

устанавливать причинно-следственные связи.

Исправьте ошибки в тексте и докажите (устно).(11 сл.)

В зоопарке проживает много зверей. Крошечные медвежата резвяться в своей клетке. Львёнок Сенечка пытается укусить сваю маму. Обезьяна держиться за ветку и сладко спит. Семейство тигров дружно умывается. Интересно ухаживать за животными и заботится о них.

Игра «Карлики и великаны». (12 сл.)

Если слышится глагол с сочетанием –тся, то нужно показать «карликов», если глагол с сочетанием –ться, то «великанов»:

Кататься с горы, ярко искрятся, зарывается в снег, переливаться на солнце, серебрятся в снегу.

Устно работают с учителем, играют в игру

Интерактивная доска

Подведение итогов занятия.


Регулятивные УУД: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Что нового узнали на уроке?

Когда в глаголах пишется –тся,-ться?

Закончить урок мне бы хотелось древним китайским изречением.

Желаю вам учиться так, словно ваших знаний вам не хватает, и так, словно вы вечно страшитесь растерять их.

Как вы его понимаете?

Отвечают на вопросы учителя


Рефлексия.



Продолжите фразы:

-Я узнал(ла)

-Мне было интересно…

-Мне было трудно…

-Придя домой, я расскажу родителям о сегодняшнем уроке…

Высказывают своё мнение


Информация о домашнем задании.



(13 сл.)Продолжение легенды о языке: “Хорошо, - сказал Ксанф. – Иди теперь на базар и принеси самую худшую в мире вещь”. Эзоп ушел и принес … язык”.

Задание на дом: (на выбор)

1.Подумайте, почему Эзоп считает язык «самой худшей вещью в мире».

2.Найдите фразеологизмы о языке.

Запись д/з

Интерактивная дска




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!