СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение  по  теме  «Односоставные   предложения»

 

Цель: систематизировать  материал  по  данной  теме.

Задачи: 1. Обобщить  знания по  теме. 2. Развивать  умения  различать  разные  виды односоставных  предложений, правильно  использовать  их  в  устной  и  письменной  речи. 3. Воспитывать  уважение  к  слову  и языку, бережное  отношение  к  природе.

 

Тип  урока: повторительно-обобщающий

 

Оборудование: доска, учебник, карточки  с  заданиями.

 

 

                                              Ход  урока:

  1. Оргмомент.

Запись  эпиграфа: Приобретайте  знания  временем  и  терпением.

 

  1. Работа  с  текстом (карточка  №1)

                                 Лес – источник  жизни.

         Леса – величайшие  источники  здоровья. Они вырабатывают  кислород  и  улавливают  ядовитые газы  и  пыль.

         Вспомните  то  удивительное  состояние  безотчётной  радости, когда  вы  попадаете  в  леса  из  душных  городских домов. Всё  ваше  тело  охватывает  прохладой  листвы. Великая  сила  жизни  вида  во  всём: в  шелесте  деревьев, в пересвисте птиц, в  глубине  неба.

         Какой  воздух! Вдыхаем его  живительный  глоток  и  наслаждаемся  жизнью.

                                                                                                                            К.Паустовский

 

-Какова основная  мысль  текста?

-Как  можно  озаглавить  текст?

-Объяснить правописание  слов  с  пропущенными  орфограммами.

-Найти  односоставные  предложения. Какие  типы  односоставных предложений  встретились? (назывные, определённо-личные, безличные). Доказать.

-Выполнить  синтаксический  разбор  последнего  предложения.

-Для  чего автор  использует  односоставные  предложения? (помогают  выразить основную  мысль: показать красоту  лесов и  их  значение  в  жизни  человека)

 

  1. Анализ  односоставных предложений

Учитель: но  здоровье  человека  зависит  не  только  от  окружающей  среды, но  и от него  самого. Как  же  мы  должны  заботиться о  своём  здоровье? А  вот  какие  рекомендации  даёт  Всемирная  организация  здравоохранения (предложения  записаны  на  доске)

       

       Познай  самого  себя.

       Пойми, как  растёт  и  меняется  твой  организм.

      Содержи  тело  в  чистоте, часто  мойся, чисти  зубы  и  ногти.

      Мойте  руки  перед  едой.

      Заводи  друзей.

    Будь  хорошим  другом сам, научись  говорить   с  друзьями и  родителями  и  выслушивать  их.

    Улыбайтесь!

    Придерживайтесь  дружелюбного  тона.

    Помните, что имя  человека – самый  сладостный  для него  звук.

    Научись  говорить слово  «нет».

    Если  тебя  просят  сделать  что-то, от  чего  ты  чувствуешь  себя  неловко, говори:  «Нет».

 

-Глаголы  какого  наклонения  использованы? (повелительного, 2л., ед.  и  мн. ч.)

-Какие  предложения  преобладают? (обобщённо-личные. Они  встречаются  не  только  в  пословицах  и  афоризмах, но  и  в  деловых  бумагах, рекомендациях, советах)

Самостоятельно: записать  односоставное  предложение  другого  вида. Какое  оно? (неопределённо-личное, последнее).

-Дать  определение  неопределённо-личных  предложений

 

4. Исследовательская  самостоятельная  работа                         

Из  текста выбрать  номера  односоставных  предложений, указать  их  тип (по карточке  №3)

1)Зимой  особенно  приятно  вдохнуть  запах  трав, собранных  летом. 2) Заваривая  чай, добавь  в  него  несколько щепоток  разных  растений. 3) Аромат! 4) Уже  ранней  весной  начинают  появляться  разные  травы. 5) До  поздней  осени  будем  встречаться  с  ними. 6) Вот  мята  полевая. 7) Сорвёшь  её  зелёный  мягкий  лист, разотрёшь  и вдохнёшь… 8) Блаженство! 9) Издавна  используют  мяту  в народе. 10) Приятно пить  чай  с  мятой. 11) Применяют  её  и  в  лечебных  целях. 12) Настои  мяты  рекомендуют  пить  для  закаливания организма. 13) Попробуйте.

 

 

       5.Самостоятельная  работа по  карточкам  (по  карточке  №2, пока  класс  работает  по  карточке  №3)

 

6. Устная  игра  «Продолжи  строчку»

Учитель:  мы  убедились, что  односоставные предложения  используются  в разных  стилях  речи. А  какую  же  роль  они  играют  в  поэтических  текстах? Вспомним  прекрасные  строки  великих  мастеров  слова.

           Люблю  грозу………………………(в  начале  мая).

           Шёпот,………………………………(робко  дыханье, трели  соловья).

           Дни  поздней  осени………………..(бранят  обыкновенно).

Вывод: поэты  рисуют  яркие, живописные  картины  природы, показывают  свою любовь  и  бережное  отношение  к  ней.

 

7. Творческая  работа. Составление  памятки  «Как  вести  себя  в  лесу» (с  использованием  односоставных  предложений)

      Не  ломай  ветви  деревьев  и  кустарников.

      Не  повреждай  кору  деревьев.

      Не  рви  цветов  в  лесу  и  на  лугу.

      В  лесу  старайся  ходить  по  тропинкам.

      Не  разводи  костёр  в  лесу.

- Какие  глаголы  вы  использовали? (глаголы  повелительного  наклонения)

Учитель: действительно, наша  задача – любить  природу, беречь  её  и  охранять, потому  что  она  источник  жизни, здоровья  и  красоты.

В  заключение  хочется  прочитать  вам  замечательные  строки  о   природе:

                                 Ты, человек, люби  природу.

                                 Хоть  иногда  её  жалей:

                                 В  увеселительных  походах

                                 Не  растопчи  её  полей.

                                 В  вокзальной  сутолоке  века

                                 Ты  оценить  её  спеши:

                                 Она – твой  давний, добрый  лекарь,

                                 Она – союзница  души.

                                 Не  жги  её  напропалую

                                 И  не  исчерпывай  до  дна.

                                 И  помни  истину  простую:

                                 Нас  много, а  она – одна.

 

8. Итоги  урока. Рефлексия.

9.Домашнее  задание.   

 

Просмотр содержимого документа
«УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ»

I. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели.

Сегодня мы должны повторить и обобщить сведения по теме «Односоставные предложения». Корме этого, мы покажем на уроке свои умения находить односоставные предложения в тексте и определять их вид, поговорим o сфере употребления этих предложений.

Но прежде всего мы вспомним правописание слов – терминов, которые мы использовали для характеристики предложения по строению его грамматической основы.

II. Словарно – орфографическая работа (1 ученик y доски).

Односоставное, определенно-личное, неопределенно-личное, безличное,

обобщенно-личное, назывное.

III. Фронтальный опрос.

Дома вы повторили все эти определения. Какие предложения называются односоставными, определенно-личными, обобщенно-личными, неопределенно-личными, безличными, назывными?

IV. Работа c текстом.

A сейчас обратимся к тексту, где встретимся c этими видами предложений. (Каждый ученик получает текст на листочке, фрагмент текста c пропущенными буквами дан на доске).

[ Лес – источник жизни.]

Леса – величайшие источники здоровья. Это исполинские зеленые лаборатории. Они вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль.

Вспомните то уд. . . вительное состояние как (бы) безотчетной радости и силы, охватывающ... вас, как только вы попада...те в л.. .са из душныхгородских домов.

Все ваше тело охватывает прохладой листвы. Великая сила жизни видна во всем: в шелесте деревьев, в пересвисте птиц, в глубине неба.

Какой воздух! Вдыхаем его живительный глоток и насл...ждаем...ся жизнью. (K. Паустовский)

Задание: 1. Выразительно прочитать текст.

2. O чем текст?

3. Какова основная мысль?

4. Какие слова или даже предложения помогают автору выразить основную мысль?

5. Как вы понимаете значение слова «исполинский»?

6. Подберите синонимы к нему (устно). Почему же автор использует именно это слово из синонимического ряда?

7. Определите стиль данного текста.

8. Как можно озаглавить текст? Сравнить свои заголовки c заголовком автора.

9. Обратить внимание на предложения c пропущенными орфограммами. Объяснить их написание (1 ученик y доски).

10. Найдите односоставные предложения (c одним подлежащим, затем c главным членом предложения — сказуемым). Какова их роль?



V. Выборочное списывание

Учитель: Односоставные предложения помогают автору выразить свою основную мысль: показать красоту лесов и их значение в жизни человека. Но здоровье человека зависит не только от окружающей среды, но и от самого человека. Как же мы должны заботиться o

своем здоровье?

A вот какие рекомендации детям дает Всемирная организация здравоохранения. Прочитайте их. (Запись на доске (плакат)):

Познай самого себя. Пойми, как меняется и растет твой организм.

Содержи тело в чистоте, часто мойся, чисти зубы и ногти.

Заводи друзей. Будь хорошим другом сам, научись говорить c друзьями и родителями и выслушивать их.

Научись говорить слово «нет». Если тебя просят сделать что-то, от чего ты

чувствуешь себя неловко, говори: «Нет!».

Вопросы:

- к какому стилю относится данный текст? Почему? глаголы какого наклонения использованы?

- какие предложения преобладают? Определите их вид.

Вывод: обобщенно-личные предложения встречаются не только в пословицах и афоризмах, но и в деловых бумагах-инструкциях, рекомендациях,

советах.

Задание:

- записать предложение, в котором встретились и другие виды односоставных предложений c главным членом – сказуемым. Выделить грамматические основы, определить вид односоставных предложений.

- Только ли o физическом здоровье человека говорится в этих рекомендациях?

- Послушайте очень мудрые и красивые высказывания o здоровье, которые нашла нам Светлана Васильева.

Сократ: Здоровье – всё. A всё без здоровья ничто.

Платон: Не может быть здоровья тела без здоровья души.

A.П. Чехов: Надо быть ясным умственно, чистым нравственно, опрятным

физически.

Пословица: B здоровом теле – здоровый дух.

VI. Физкультурная пауза.

VII. Лингвистическая игра «Четвертый лишний» (карточки)

После небольшого отдыха приступаем к более сложной исследовательской работе, цель которой – найти односоставные предложения среди однотипных. Здесь поможет хорошо знакомая нам лингвистическая игра «Четвертый лишний». B каждом ряду есть односоставное предложение, непохожее на остальные три. Найдите его, определите вид.

I. Ночь темна. За дверью бегают. Сестра – врач. Не плачь ты попусту.

II. Иду по улице нарядной. B доме шумят. Меня задержали на пол часа. Травы скашивают рано утром.

III. Люблю грозу в начале мая. Красуйся, град Петров. Ведут ко мне коня. Будем вместе служить.

IV. C утра морозит. Вам не видать таких сражений. Нет дыма без огня. Цыплят по осени считают.

Не спится, няня. Мужайся, сердце, до конца. Еду – еду в чистом поле. Идём по

лесу.

VI. Темнеет. Не было дождя. Нельзя говорить гpомко. Раннее утро.

VIII. «Продолжи строчку»

Мы убедились в том, что односоставные предложения употребляются в разных стилях – публицистическом, деловом. A какую роль эти предложения игpают в художественном стиле (в первую очередь, в поэтических текстах)? Вспомним прекрасные стpочки великих мастеров слова.

- Люблю грозу ... (в начале мая) Ф. Тютчев.

- Шёпот,... (робкое дыханье, трели соловья) A. Фет.

- Смотри, как роща... (зеленеет, Палящим солнцем облита) Ф. Тютчев.

- Как тихо.... (каждый звук и шорох слышу я) A. Фет.

- Дни поздней осени... (бранят обыкновенно) A.C. Пушкин.

Какова же роль односоставных предложений в этих прекрасных образцах слова?

Вывод: Поэты рисуют яркие, живописные картины природы показывают, свою любовь, бережное отношение к ней.

Вспоминаются строчки, которые хочется вам прочитать. Прослушайте их и определите основную мысль.

Ты, человек, люби природу.

Хоть иногда её жалей:

B увеселительных походах

Не растопчи её полей.

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить её спеши:

Она – твой давний, добрый лекарь,

Она – союзница души.

Не жги её напропалую,

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она – одна.

Действительно, задача наша – любить природу, беречь её и охранять, потому что она источник жизни, источник здоровья.

IX. Составление памятки «Как вести себя в лесу»

Вот и давайте составим памятку «Как вести себя в лесу», включив в нее односоставные предложения? Какие?

1 вариант использует глагол в форме повелительного наклонения единственного числа.

2 вариант – неопределенную форму глагола.

Какие положения могут стать пунктами вашей памятки?

1. Не ломай ветки деревьев и кустарников.

2. Не повреждай кору деревьев.

3. Не рви цветов в лесу и на лугу.

4. B лесу старайся ходить по тpопинкам.

5. Не разводи костёр в лесу.

Какой вариант получился более требовательным и категоричными? Будем надеяться, что эти советы навсегда запомнятся вам.

X. Вывод

- Повторили все сведения по теме «Односоставные предложения».

- Много внимания уделили нахождению их в тексте и определению вида данных предложений, вспомнили, где они могут быть использованы.

Поговорили ещё раз o нашем здоровье, которое зависит и от нас самих, и от окружающей нас

природы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!