СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Что такое склонение имён существительных?

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока русского языка

Класс: 3 «б»

Тип урока: комбинированный

Форма урока: беседа с элементами практической работы

Тема урока:  Что такое склонение имён существительных?

Цель урока:  создание условий для формирования умения изменять имена существительные по вопросам

Задачи:

образовательные:  познакомить учащихся с понятиями «склонение» и  «падеж»;  учить изменять имена существительные по падежам, способствовать запоминанию названий падежей и вопросов к ним.

развивающие:  развивать память, умение строить высказывания; развивать умение пользоваться таблицей-помощницей.

воспитывающие: способствовать воспитанию любви к родному языку.

Формируемые УУД:

познавательные: учить находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; на основе анализов делать выводы.

регулятивные: принимать и сохранять цель и учебные задачи, решать их под руководством учителя; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей.

коммуникативные: участвовать в диалоге с учителем слушать и понимать других.

личностные: формировать желание приобретать новые знания и совершенствовать имеющиеся.

Оборудование: учебник «Русский язык» В.П.Канакина, 3 класс 2 часть,  презентация, таблицы-помощницы, изображение «Матроскина», карточки с письмом, отрывок мультфильма.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Что такое склонение имён существительных?»

Технологическая карта урока русского языка

Класс: 3 «б»

Тип урока: комбинированный

Форма урока: беседа с элементами практической работы

Тема урока: Что такое склонение имён существительных?

Цель урока: создание условий для формирования умения изменять имена существительные по вопросам

Задачи:

образовательные: познакомить учащихся с понятиями «склонение» и «падеж»; учить изменять имена существительные по падежам, способствовать запоминанию названий падежей и вопросов к ним.

развивающие: развивать память, умение строить высказывания; развивать умение пользоваться таблицей-помощницей.

воспитывающие: способствовать воспитанию любви к родному языку.

Формируемые УУД:

познавательные: учить находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; на основе анализов делать выводы.

регулятивные: принимать и сохранять цель и учебные задачи, решать их под руководством учителя; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей.

коммуникативные: участвовать в диалоге с учителем слушать и понимать других.

личностные: формировать желание приобретать новые знания и совершенствовать имеющиеся.

Оборудование: учебник «Русский язык» В.П.Канакина, 3 класс 2 часть, презентация, таблицы-помощницы, изображение «Матроскина», карточки с письмом, отрывок мультфильма.

Ход урока:

I Организация начала урока 1 мин.

II Актуализация опорных знаний 8 мин.

III Постановка цели и задач урока 3 мин.

IV Мотивация учебной деятельности 4 мин.

V Первичное усвоение нового материала 16 мин.

VI Первичное закрепление знаний. 8 мин.

VII Подведение итогов урока.

IХ Рефлексия 3 мин.






Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

  • приветствие

  • настрой на урок

Задача:

Подготовить учащихся к

работе на занятии,

сконцентрировать

внимание


Начинаем урок, улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки друг другу и всем окружающим. Ведь улыбки располагают к приятному общению, а теперь настроимся на работу – откроем ладошки к новым знаниям и произнесем нашу волшебную фразу: Я хочу много знать!

Садитесь.



Приветствуют учителя.




Настраиваются на урок, садятся.

  1. Актуализация знаний

Задача: Подготовить мышление учащихся, организовать осознание ими потребности к построению учебных действий.


Показ отрывка мультфильма «Зима в Простоквашино»

- Вы любите мультфильмы? Предлагаю вам посмотреть отрывок очень интересного мультфильма.

- Узнали героев мультфильма? Кто они?


Верно, и к нам в гости попросился кот Матроскин, он тоже хочет много знать. Изображение.

И вот первое задание.

Запишите имена существительные в единственном числе. Обозначьте род имён существительных. Подчеркните орфограммы в этих словах.

Спортивные марши –

Известные фамилии-

Тёмные ночи –

Детские одеяла-

У Матроскина такая проблема, он написал письмо родителям Дяди Федора, но почему то смысл письма даже сам не понял. Просит нас ему помочь.

- Поможем, ребята?

У вас на столе текст, возьмите его, прочитайте.

Так и стал дядя Федор жить в деревня. И люди деревня его полюбили. Узнали люди, что он любит звери, и стали ему разных зверюшки приноситьДядя Федор всем помогает.

- Почему Коту Матроскину непонятен текст? 


А к какой части речи относятся эти слова?

- Как вы думаете, что нужно сделать для того чтобы текст был понятен? 

-А как мы её будем менять?

-А как будем ставить вопрос? Посмотрите на 1 предложение.

-Какое сущ. одуш. или неодуш.?

-Какой вопрос зададим?

-Какое окончание будет у сущ. «деревня» в этом предл.?


-Возьмите карандаш или зелёную ручку и как настоящие учителя исправьте.

-Читаем второе предложение.

-Какое слово нужно изменить?

-Какой вопрос зададим?

-Какое окончание будет у сущ. «деревня» в этом предл.?


-Исправьте.

-Читаем третье предложение.


-Какие слова нужно изменить?


-Эти имена сущ. одушевл. или неодуш.?

-Какой вопрос зададим?


-Исправьте.

-Прочитай … еще раз то, что у нас получилось.





- Помогли Матроскину исправить письмо?

-Молодцы!



Да

Узнали, это дядя Фёдор, Шарик, кот Матроскин







спортивный марш (м.р),

известная фамилия (ж.р),

тёмная ночь (ж.р),

детское одеяло (ср.р)










Коту Матроскину непонятен текст, потому что неправильно написаны слова.

Эти слова относятся к именам сущ.

Для того чтобы текст был понятен нужно изменить форму имён сущ.

Будем менять её по вопросам.

Так и стал дядя Федор жить в деревня


Существительное «деревня» неодуш.

Жить (где?) в деревне

В этом предл. у сущ. «деревня» окончание «е»



И люди деревня его полюбили.

Изменить нужно слово «деревня»

Люди (чего?) деревни

В этом предл. у сущ. «деревня» окончание «и»

Исправляют.

Узнали люди, что он любит звери, и стали ему разных зверюшки приносить

Изменить нужно слова «звери», «зверюшки»

Эти имена сущ. одуш.

Любит (кого?) зверей

Стали приносить (кого?) зверюшек

Исправляют

Читает ученик: Так и стал дядя Федор жить в деревнЕ. И люди деревнИ его полюбили. Узнали люди, что он любит зверЕЙ, и стали ему разных зверюшЕК приносить. Дядя Федор всем помогает.

Да!

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Задача:

Обеспечить осознанность и

мотивацию к усвоению

нового знания


- Ребята, скажите, что мы изменяли в словах?

- Как мы его изменяли?

- А в какой части речи изменяли?

- А кто знает, как в русском языке называется такое изменение окончаний имен существительных по вопросам?

- Я вам открою тайну, есть в русском языке слово, которое заменяет изменение по вопросам, на другое слово – склонение или изменение по падежам.

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?


-Верно. Используя опорные слова, сформулируйте задачи урока.

Узнать

Научиться


В словах мы изменяли окончание

Изменяли по вопросам

Изменяли существительные



Предполагаемые ответы детей




Что такое склонение имён существительных.



Узнать, что такое падежи и склонение.

Научиться изменять имена существительные по падежам.

  1. Первичное усвоение новых знаний

Задача: Обеспечить восприятие,осмысление и первичное запоминание знаний, связей и отношений в объекте изучения.


-Откройте учебники на стр.36 упр.64

-Прочитайте задание.

-Прочитайте текст, вставляя в предложения существительное «сосна» в нужной форме.



- А теперь выполним письменное задание. Выпишите слово «сосна» вместе с вопросами и тем словом, от которого ставится вопрос. Выделите в слове «сосна» окончания.

Проверяем.

-Что можете сказать об окончаниях?

-Почему у них разные окончания?


- Чтобы имя существительное могло в разговоре (или на письме) правильно соединяться с другими словами, образуя предложения, оно имеет возможность менять свои окончания. В разных случаях, отвечая на разные вопросы, существительное применяет разные окончания.

-А как такое изменение называется, вы узнаете, прочитав правило в учебнике.

-Так как называется изменение имен существительных по вопросам?



-Сколько падежей в русском языке?

- Верно, в русском языке 6 падежей, которым соответствуют 6 пар вопросов.

-Давайте их назовем все вместе (называем с вопросами) на стр.37







-Теперь прочитаем третий столбик таблицы.

Дано склонение по падежам слов «конь, зима, окно»

- Но почему падежи получили такие названия? Хотите узнать? Послушайте сказку, которую рассказал мне Матроскин, а сами смотрите в таблицу.

Он еще не родился, а уже думали: Кто он? Что он? Какое ему дать имя? Решили назвать – Именительным.

Ждали рождения (кого? чего?) его. Родился – стал Родительным.

Пока он был малышом, всё давали (кому? чему?) ему. И он стал Дательным.

Но он был и большим озорником, за (кого? что?) за всякие проделки его винили, и он стал Винительным.

Потом он подрос, стал творить (кем? чем?) всем, что есть в природе. Стал называться Творительным.

Он всем предлагал свою помощь. Заговорили (о ком? о чём?) о нём. И назвали его Предложным.

-Какой падеж отвечает на вопросы «кто?» «что?»


-На какие вопросы отвечает дательный падеж?


-Какой падеж отвечает на вопросы «кого?» «чего?»


-Какой падеж отвечает на вопросы «кого?» «что?»


-Какой падеж отвечает на вопросы «кем?» «чем?»


-На какие вопросы отвечает предложный падеж?


- Почему у каждого падежа по два вопроса?

-Запомните названия падежей и вопросы к ним.

Прочитаем, на что нужно обратить внимание.

-Итак, мы узнали, что такое падежи и склонение, а сейчас научимся вместе с Матроскиным изменять имена существительные по падежам.




У слов разные окончания

Окончание разные, потому что разные вопросы.







Читают правило в учебнике.


Изменение имен существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением.

В русском языке 6 падежей


Три ученика по очереди читают, остальные следят.
















На вопросы «кто», «что» отвечает именительный падеж

Дательный падеж отвечает на вопросы «кому», «чему?»

На вопросы «кого?» «чего?» отвечает родительный падеж

На вопросы «кого?» «что?» отвечает винительный падеж

На вопросы «кем?» «чем?» отвечает творительный падеж

Предложный падеж отвечает на вопросы «о ком?», «о чём?»

Для одушевленных и неодушевленных существительных


  1. Первичная проверка понимания

Задача: Установить правильность и осознанность усвоения нового учебного материала;

Обратите внимание, что для указания падежей в работе принято их писать сокращённо. У каждого падежа есть слово помощник. Показывает.

падеж

вспомогательное слово

вопросы

Именительный

есть

кто? что?

Родительный

нет

кого? чего?

Дательный

дать

кому? чему?

Винительный

виню

кого? что?

Творительный

доволен

кем? чем?

Предложный

думаю

о ком? о чём?










-Проговорим ещё раз.

Падежи, вопросы и вспомогательные слова надо знать наизусть, чтобы безошибочно определять падеж у имени существительного. Повторите, зачем нужно нам данное знание.

-Просклоняйте имена существительные река, рыба, проговаривая вопрос вместе со вспомогательным словом.

Выделите окончания.









Теперь самостоятельно 1 вариант просклоняет слово книга, а второй вариант слово берёза






-Поменяйтесь тетрадями, проверьте.


-Дома вам нужно будет проделать похожее задание. Запишите, упр.66. Ещё раз прочитаете падежные вопросы и просклоняете два слова: лиса, трава.



Получают карточки-помощницы

падеж

вспомогательное слово

вопросы

Именительный

есть

кто? что?

Родительный

нет

кого? чего?

Дательный

дать

кому? чему?

Винительный

вию

кого? что?

Творительный

доволен

кем? чем?

Предложный

думаю

о ком? о чём?

Проговаривают

Падежи, вопросы и вспомогательные слова надо знать наизусть, чтобы безошибочно определять падеж у имени существительного.


Один ученик работает у доски. Записывает падеж, вопросы, сущ.в нужном падеже, выделяет окончания.

И.п есть (что?) рекА (кто?) рыбА

Р.п нет (чего) рекИ (кого) рыбЫ

Д.п дать (чему?) рекЕ (кому?) рыбЕ

В.п виню (что?) рекУ (кого?) рыбЫ

Т.п доволен (чем?) рекОЙ (кем?) рыбОЙ

П.п думаю (о чём?) о рекЕ (о ком?) о рыбЕ


И.п (что?) книгА берёзА

Р.п (чего) книгИ берёзЫ

Д.п (чему?) книгЕ берёзЕ

В.п (что?) книгА берёзА

Т.п (чем?) книгОЙ берёзОЙ

П.п (о чём?) о книгЕ о берёзЕ

Обмениваются тетрадями, осуществляют взаимопроверку.

Записывают дз

Физкультминутка


Потрудились — отдохнём, 

Встанем, глубоко вздохнём. 

Руки в стороны, вперёд, 

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать. 

Руки вниз и вверх поднять. 

Руки плавно опустили, 

Всем улыбки подарили.




Шагают на месте

Потягиваются

Повороты туловища

Наклоны влево-вправо

Приседания

Прыжки

Шаг на месте

  1. Первичное закрепление

Задача: Обеспечить усвоение новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации


Посмотрите внимательно на доску. Даны падежи и падежные вопросы, которые Матроскин специально перепутал, чтобы вас проверить. Ваша задача расставить их по своим местам, к определенному падежу.

Вам в этом поможет карточка – помощница.

Откройте тетради на стр.28 задание 59 и попробуйте сами записать.



-Итак, проверим.

-Справились, молодцы!

Следующее упражнение, которое поможет нам с вами закрепить навыки склонения имён сущ., упр.60.

Просклоняйте самостоятельно такие существительные: сестра, земля. Выделите их окончания.

?Поставить отметку.

-Проверяем.






Проверяют по образцу.


Проговаривают с вопросом и вспомогательным словом.

  1. Итог урока.Рефлексия

Задача: Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы, мобилизация учащихся на рефлексию.


-Помните письмо Матроскина, которое мы исправляли в начале урока. Чего же он не знал?


-Верно, а что же называется склонением?



-Сколько падежей в русском языке?



-Чему научились на уроке?


-А для чего нам нужно уметь изменять существительные по падежам?



-Теперь и вы, и кот Матроскин точно не допустите подобных ошибок.

-На следующих уроках мы продолжим изучать падежи имени существительного, поэтому дома ещё раз прочитайте таблицу-помощницу и постарайтесь её запомнить.


Матроскин не знал, что такое падежи и склонение.

Изменение имен существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением.

В русском языке 6 падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.

Научились изменять имена существительные по падежам.

Нам нужно уметь изменять существительные по падежам, чтобы безошибочно определять падеж у имени существительного.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!