СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 8 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по русскому языку по теме "Текст"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 8 классе»

Урок русского языка по теме «Текст и его структура. Средства и способы связи предложений в тексте»

Цели урока:

Образовательные:

  • обобщить и систематизировать знания учеников о тексте;

  • повторить типы речи, наиболее известные способы связи предложений в тексте;

  • формировать умения и навыки правильно строить текст.


Развивающие:

  • развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;

  • развитие умения аргументировать, доказывать;

  • развитие умения применять полученные знания;

  • развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.


Воспитательные:

  • развивать интерес к художественной литературе;

  • формировать правильную культуру речи.


Методы ведения урока: Беседа, анализ, исследование, работа в группах.

Образовательная технология: Коллективно-распределительная деятельность в рамках личностно-ориентированного подхода в обучении.

Оборудование: презентация, раздаточный материал;

Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.

Ход урока


    1. Оргмомент.

Здравствуйте, ребята! Мы начинаем наш урок русского языка. Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.

Посмотрите, пожалуйста, на экран. На слайде вы видите цепочку, но она не закончена. (Слайд 1)

- Какое слово должно быть на месте вопросительного знака? (Ответы учащихся). Почему она является завершающим в этой цепочке? (Ответы: в этой цепочке завершающим будет «Текст», потому что эта самая большая единица языка).

- Да, верно. Слово «Текст». Кто уже знает, о чем мы будем говорить? Итак, тема нашего урока «Текст и его признаки». Запишите тему. (Слайд 2)

Попробуйте определить цели урока: чему будем учиться? Как и каким образом будем учиться? Зачем нам это надо? (Дети формулируют цели) (Слайд 3)



    1. Актуализация опорных знаний

  1. На уроках вам приходится работать с текстами различных типов и стилей. Вспомним, что такое текст, каковы его основные признаки (ответы: несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. Все части текста объединены общей темой и главной мыслью. Текст можно разделить на отдельные смысловые части и при этом сохранить его единство). Какие бывают тексты? (по объему большие и маленькие, устные и письменные, книжные и разговорные). Какие типы речи мы знаем? (ответы).

- Давайте посмотрим, какие признаки являются для хорошего текста. Для этого проведем исследовательскую работу. На слайде прочитаем запись. (Слайд 4)

- Можно ли назвать текстом? Почему? (ответы учащихся).

- Разделимся на 3 группы. У вас на партах лежат листы, прочитайте. Вам нужно определить и доказать какого типа речи данные тексты.

Группа 1. Текст 1. Ночью был сильный шторм. Свирепо дул ветер. Весь дом содрогался от бури. Грозно ухали морские волны. К утру шторм постепенно стих. Наташа и Сережа пошли прогуляться к морю. Девочка подняла с земли маленького беспомощного рачка. Ночью волны выбросили его на морской берег. Рачок слабо шевелил лапками. Наташа бросила беднягу в море. Он закувыркался в зеленой воде и быстро уплыл. В прибрежной лужице на боку плавала рыбка. Мальчик поймал ее и поскорее выпустил в море. Потом Сережа нашел двух беспомощных улиток. Они почти высохли и тоже нуждались в помощи. В этот день Сережа и Наташа спасли много морских обитателей.

(учащиеся читают текст и определяют тип: данный текст – повествование. Потому что рассказывается о последовательных действиях: что было вначале, дальше, как развивались события и чем закончились. К текстам типа повествование можно сделать несколько фотографий. Много глаголов использовано).

Группа 2. Текст 2. “Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.” (учащиеся читают текст и определяют тип: данный текст – описание. Описывается дождь, каков он. При описании дождя использовано много имен прилагательных. Можно сделать одну фотографию).

Группа 3. Текст 3. Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. Но если писатель хорошо видит то, о чем он пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те смысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать. (учащиеся читают текст и определяют тип: данный текст – рассуждение. Рассуждение отвечает на вопросы «почему? зачем?». Такие тексты состоят из тезиса, аргументов и вывода).

- Молодцы, ребята, все справились с заданием.

2. У вас на столах лежат листы с предложениями. Определим средства связи предложений.

а) Друг познается в беде. Он твоя опора и поддержка в любом несчастье (местоимение, синонимы)

б) Потери, безусловно, неизбежны. Но надо осознавать эти потери как наши печали…(повтор, местоимение, союз)

в) Мы сегодня говорим о тексте. И в следующий раз будем говорить о тексте. (союз, повторы, слова одной тематической группы)

Физкультминутка. Встали, делаем поворот головы направо. Исходное положение. Поворот головы налево. Исходное положение. Повторяем 3 раза. Плавно наклонить голову назад, затем вперед. Повторяем 3 раза. Сжать кисти в кулак, разжать. Повторить 6 – 7 раз. Делаем на месте шаги 6-7 раз. Садитесь.

      1. Прочитайте текст и рассмотрите фотографии.

Первый ландыш

О первый ландыш! Из-под снега

Ты просишь солнечных лучей;

Какая девственная нега

В душистой чистоте твоей!

Как первый луч весенний ярок!

Какие в нем нисходят сны!

Как ты пленителен, подарок, Воспламеняющей весны!

(А.Фет)

Слайды 5 - 6. Какая из этих фотографий может служить иллюстрацией к стихотворению Афанасия Фета? Обведите правильный вопрос. На отведенной строке объясните свой выбор.

Фотография 1.

Фотография 2.

Обе фотографии.

Ни одна из фотографий.

Я выбрал ответ № __, так как _________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________.


    1. Итоги урока.

Наш с вами урок подошел к концу. Я предлагаю вам еще раз вспомнить, о чем мы с вами говорили, а для этого посмотрите на карточки, которые лежат на столах. Вам требуется завершить предложения.

Текст – это несколько __________, связанных _____________________. (ответ: предложений, связанных по смыслу и грамматически).

Основные признаки текста – это ________________________________

____________________________________________________________

(ответы: смысловая цельность, последовательность, связность и завершенность).

Типы речи - ________________________________________ (ответы: описание, повествование, рассуждение).

В тексте предложения связаны с помощью ______________________

___________________________________________________________ (повторов, местоимений, синонимов, союзов и др.)

    1. Оценивание.

    2. Домашнее задание: упр.16, перепишите текст, разделяя его на абзацы. Вставьте недостающие буквы и знаки препинания.




Скачать

© 2024 52 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!