Урок русского языка по теме «Текст и его структура. Средства и способы связи предложений в тексте»
Цели урока:
Образовательные:
обобщить и систематизировать знания учеников о тексте;
повторить типы речи, наиболее известные способы связи предложений в тексте;
формировать умения и навыки правильно строить текст.
Развивающие:
развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
развитие умения аргументировать, доказывать;
развитие умения применять полученные знания;
развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
Воспитательные:
развивать интерес к художественной литературе;
формировать правильную культуру речи.
Методы ведения урока: Беседа, анализ, исследование, работа в группах.
Образовательная технология: Коллективно-распределительная деятельность в рамках личностно-ориентированного подхода в обучении.
Оборудование: презентация, раздаточный материал;
Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.
Ход урока
Здравствуйте, ребята! Мы начинаем наш урок русского языка. Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.
Посмотрите, пожалуйста, на экран. На слайде вы видите цепочку, но она не закончена. (Слайд 1)
- Какое слово должно быть на месте вопросительного знака? (Ответы учащихся). Почему она является завершающим в этой цепочке? (Ответы: в этой цепочке завершающим будет «Текст», потому что эта самая большая единица языка).
- Да, верно. Слово «Текст». Кто уже знает, о чем мы будем говорить? Итак, тема нашего урока «Текст и его признаки». Запишите тему. (Слайд 2)
Попробуйте определить цели урока: чему будем учиться? Как и каким образом будем учиться? Зачем нам это надо? (Дети формулируют цели) (Слайд 3)
На уроках вам приходится работать с текстами различных типов и стилей. Вспомним, что такое текст, каковы его основные признаки (ответы: несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. Все части текста объединены общей темой и главной мыслью. Текст можно разделить на отдельные смысловые части и при этом сохранить его единство). Какие бывают тексты? (по объему большие и маленькие, устные и письменные, книжные и разговорные). Какие типы речи мы знаем? (ответы).
- Давайте посмотрим, какие признаки являются для хорошего текста. Для этого проведем исследовательскую работу. На слайде прочитаем запись. (Слайд 4)
- Можно ли назвать текстом? Почему? (ответы учащихся).
- Разделимся на 3 группы. У вас на партах лежат листы, прочитайте. Вам нужно определить и доказать какого типа речи данные тексты.
Группа 1. Текст 1. “Ночью был сильный шторм. Свирепо дул ветер. Весь дом содрогался от бури. Грозно ухали морские волны. К утру шторм постепенно стих. Наташа и Сережа пошли прогуляться к морю. Девочка подняла с земли маленького беспомощного рачка. Ночью волны выбросили его на морской берег. Рачок слабо шевелил лапками. Наташа бросила беднягу в море. Он закувыркался в зеленой воде и быстро уплыл. В прибрежной лужице на боку плавала рыбка. Мальчик поймал ее и поскорее выпустил в море. Потом Сережа нашел двух беспомощных улиток. Они почти высохли и тоже нуждались в помощи. В этот день Сережа и Наташа спасли много морских обитателей.”
(учащиеся читают текст и определяют тип: данный текст – повествование. Потому что рассказывается о последовательных действиях: что было вначале, дальше, как развивались события и чем закончились. К текстам типа повествование можно сделать несколько фотографий. Много глаголов использовано).
Группа 2. Текст 2. “Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.” (учащиеся читают текст и определяют тип: данный текст – описание. Описывается дождь, каков он. При описании дождя использовано много имен прилагательных. Можно сделать одну фотографию).
Группа 3. Текст 3. “Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. Но если писатель хорошо видит то, о чем он пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те смысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать.” (учащиеся читают текст и определяют тип: данный текст – рассуждение. Рассуждение отвечает на вопросы «почему? зачем?». Такие тексты состоят из тезиса, аргументов и вывода).
- Молодцы, ребята, все справились с заданием.
2. У вас на столах лежат листы с предложениями. Определим средства связи предложений.
а) Друг познается в беде. Он твоя опора и поддержка в любом несчастье (местоимение, синонимы)
б) Потери, безусловно, неизбежны. Но надо осознавать эти потери как наши печали…(повтор, местоимение, союз)
в) Мы сегодня говорим о тексте. И в следующий раз будем говорить о тексте. (союз, повторы, слова одной тематической группы)
Физкультминутка. Встали, делаем поворот головы направо. Исходное положение. Поворот головы налево. Исходное положение. Повторяем 3 раза. Плавно наклонить голову назад, затем вперед. Повторяем 3 раза. Сжать кисти в кулак, разжать. Повторить 6 – 7 раз. Делаем на месте шаги 6-7 раз. Садитесь.
Прочитайте текст и рассмотрите фотографии.
Первый ландыш
О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!
Как первый луч весенний ярок!
Какие в нем нисходят сны!
Как ты пленителен, подарок, Воспламеняющей весны!
(А.Фет)
Слайды 5 - 6. Какая из этих фотографий может служить иллюстрацией к стихотворению Афанасия Фета? Обведите правильный вопрос. На отведенной строке объясните свой выбор.
Фотография 1.
Фотография 2.
Обе фотографии.
Ни одна из фотографий.
Я выбрал ответ № __, так как _________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________.
Наш с вами урок подошел к концу. Я предлагаю вам еще раз вспомнить, о чем мы с вами говорили, а для этого посмотрите на карточки, которые лежат на столах. Вам требуется завершить предложения.
Текст – это несколько __________, связанных _____________________. (ответ: предложений, связанных по смыслу и грамматически).
Основные признаки текста – это ________________________________
____________________________________________________________
(ответы: смысловая цельность, последовательность, связность и завершенность).
Типы речи - ________________________________________ (ответы: описание, повествование, рассуждение).
В тексте предложения связаны с помощью ______________________
___________________________________________________________ (повторов, местоимений, синонимов, союзов и др.)