СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 8 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 8 классе»

Урок русского языка в 8 классе

Тема урока:   Обособление обстоятельств

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания

Цель: объяснить правила обособления обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами; формировать умения распознавать обособленные обстоятельства, выделять их на письме, правильно интонировать предложения с обособленными обстоятельствами; воспитывать любовь к прекрасному; развивать внимание, наблюдательность, логическое и образное мышление, обогащать словарный запас учащихся.

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать функции обособленных обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, в речи; уметь находить конструкции с обособленными обстоятельствами, выявлять их роль в тексте.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): ставить цель, планировать работу, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач, действовать по плану, корректировать свои действия, получать результат, производить оценку, подводить итоги.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к нему; потребность сохранить чистоту языка как явления национальной культуры; стремление к речевому совершенствованию; воспитание эстетического отношения к окружающему миру.

Методы урока:

1) метод мотивации учебной деятельности (создание проблемной ситуации);

2) метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (исследование);

3) метод формирования новых умений (изучение текста, упражнения);

4) методы обобщения и систематизации изученного (кодирование и декодирование информации: создание и чтение таблицы).

5) методы контроля результатов обучения (высказывания об уроке).

Ход урока

  1. Организационный момент

Запись числа.

Двадцать шестое февраля  

57-й день года, до Нового года остается 309 дней. 

Всемирный день неторопливости.

Кто понял жизнь, тот больше не спешит, 
Смакует каждый миг и наблюдает, 
Как спит ребенок, молится старик, 
Как дождь идет и как снежинки тают. 
Омар Хайям

26 февраля отмечается весьма оригинальный праздник - День неторопливости.

Идея учреждения такого праздника принадлежит итальянцам и отмечается с 2007 года с целью неторопливо наслаждаться жизнью в каждый её неповторимый момент.

Медленное и неспешное смакование жизни во всех её проявлениях - девиз этого дня.

В жизни должно быть место маленьким и неприхотливым радостям, ведь не всегда для счастья нужно много.

Интересный факт

В Милане (итальянский город) в этот день слишком спешащим прохожим даже выписывают символические штрафы.

Именины сегодня отмечают

Анна, Артемий, Василий, Вера, Владимир, Гавриил, Евгений, Зоя, Иван, Ирина, Леонтий, Мартин, Михаил, Николай, Павел, Светлана, Тимофей.  

Народные приметы и фольклор Руси. 

Чем холоднее в этот день, как и во время всей последней недели февраля, тем более жарким и сухим будет лето.

Родившиеся в этот день - наследники традиций. Им следует носить лазурит (камень — сульфатсодержащий непрозрачный минерал от синего до голубовато-серого или зеленовато-серого цвета).

Знаменательные события  

1712 - По указу Петра I был основан Тульский оружейный завод. Тула стала оружейной столицей России.  

1714 - Пётр Великий издаёт указ, запрещающий присваивать офицерские звания дворянам, не служившим рядовыми в гвардейских полках.

1717 - Издан сенатский указ о проставлении в губерниях, канцеляриях, приказах во всяких государевых и челобитчиковых делах, в справочных и приказных письмах года, месяца и числа. Без чисел писем не писать и не принимать, а где будут поданы, судьям и дьякам тем же днем помечать.

1797 - В Санкт-Петербурге по приказу Павла I закладывается Михайловский замок, ставший резиденцией императора Павла I.

1841 - В Петербурге открывается временный лазарет для рабочих, впоследствии Александровская больница.

1878 - Французский филолог и философ, автор толкового словаря Эмиль Литтре, подбирая подходящее название микроорганизмам, нашел отличное слово - "микроб".

1886 - В Горловке (город в Донецкой области) производится первая в России ртуть.

1990 - С территории Чехословакии начался вывод советских войск.

- Предлагаю поставить перед собой цель и задачи и, не торопясь, достичь намеченного.

  1. Орфоэпическая минутка.

без Умолку

включИт

дефИс

договОр

донЕльзя

ворОта

бАнты

мИзЕрный

мягкА


  1. Орфографическая минутка.

П. 37 (орфографический практикум).

Сопротивление, вестибюль (помещение перед входом во внутренние части здания, предназначенное для приёма и распределения потоков посетителей), математика, беспокоить, пригласить, увидел, пассажир, серебряный.

  1. Актуализация знаний.

  1. Работа в парах. (Каждой паре раздаётся лист).

Даны предложения и таблица (1 – обособленные определения, 2 -  обособленные приложения), нужно прочитать предложения, расставить знаки препинания и занести номер предложения в таблицу.

  1. Листья падая шепчутся.

  2. Мелкий дождь предвестник осени кропит землю.

  3. Перепачканный краской малыш выглядел смешно.

  4. Котёнок по прозвищу Рыжик грелся на солнышке.

  5. Река пенилась вздымая валы.

  6. Был зимний день ясный и морозный.

  7. Выбирай друга не спеша, а еще меньше спеши менять.

  8. Серёжа бежал сломя голову.

Обособленные определения

Обособленные приложения

Предложения № 3,6

Предложения № 2,4

Проверка выполненной работы.

-- Назовите условия обособления приложений, определений (правило).

  1. Блиц-опрос:

Что такое обособление? Выделение членов предложения по смыслу и интонационно. Обособленные члены предложения содержат добавочное сообщение, пояснение, уточнение. Благодаря этому они логически выделяются и приобретают стилистическую выразительность в тексте.

Какие члены предложения могут обособляться?  Второстепенные члены предложения.

Как выделяются обособленные члены предложения в устной речи и на письме? В устной речи – интонацией, на письме – запятой.

Какие обособленные члены предложения изучили ранее? (Определения, приложения)

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

  1. Создание проблемной ситуации

-- Ребята, почему вы не отметили предложения №1,5,7,8? Разве нет в данных предложениях обособленных членов?

(Это предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами.)

-- Давайте вспомним, что нам уже известно о деепричастии?

(Дееприча́стие — самостоятельная часть речи или особая форма глагола в русском языке, обозначающая добавочное действие при основном действии. Эта часть речи соединяет в себе признаки глагола (видзалогпереходность и возвратность) и наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства). Отвечает на вопросы «что сделав?», «что делая?»

Деепричастный оборот – это речевая конструкция, состоящая из деепричастия и зависимых от него слов.)

-Каким членом предложения являются деепричастия и деепричастные обороты? (Обстоятельством)

Что обозначают обстоятельства? Различные обстоятельства проявления действия или признака.

Какие члены предложения они поясняют? Поясняют глагольное слово.

Какие значения имеют обстоятельства и на какие вопросы отвечают?



- Чем могут быть выражены обстоятельства? Обстоятельства могут быть выражены наречием, существительным в косвенном падеже, деепричастием или деепричастным оборотом, инфинитивом, неделимым словосочетанием или устойчивыми сочетаниями слов.

- Какие обстоятельства обособляются?


- В полной мере мы обладаем сведениями, чтобы ответить на вопрос: «Когда обособляются обстоятельства, выраженные деепричастием или деепричастным оборотом?»  (Нет)

- Что в таком случае нужно сделать, чтобы ответить на интересующий нас вопрос?

  1. Целеполагание

--Какова тема нашего урока? («Обособление обстоятельств, выраженных деепричастием и   деепричастным оборотом»)      

--Каковы задачи нашего урока? Что будем отрабатывать? Для чего нам это нужно?

Узнать условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастием и деепричастным оборотом.

Научиться обособлять обстоятельства и употреблять их в устной и письменной речи.

  1. Первичное усвоение новых знаний.

  1. --Давайте разберёмся, вернёмся к знакомым предложениям.

Запись на доске

Листья, падая, шепчутся.  

 Выбирай друга (как?) не спеша.  

Река пенилась, вздымая валы.

Серёжа бежал сломя голову

Комментарий

По ходу действий заполняется таблица

  1.  Запись 1 предложения и разбор

      Листья, падая, шепчутся.        

-Почему поставили запятые? Чем осложнено предложение? Как произносится?

А когда мы выделяем речевой фрагмент по смыслу и интонационно? Что такое обособление?  

(Выделение членов предложения для придания им относительной смысловой самостоятельности, особой значимости в высказывании.)

-Какой второстепенный член обособляется в этом предложении? Чем осложнено предложение?

Вывод: обособляется одиночные деепричастия. (Записывают в таблицу)

  1. Запись 2 предложения. 

Река пенилась, вздымая валы.

Вывод: обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом, обособляются.  

Мы отметили, что обстоятельства, выраженные деепричастием и деепричастным оборотом, обособляются.  Всегда обособляем или есть особые условия не обособить? Продолжим наше исследование.

  1. Разбор 3 предложения.

Выбирай друга не спеша, а еще меньше спеши менять

-Где стоит одиночное деепричастие?

-На какой вопрос оно отвечает?

-Посмотрите внимательно, имеет ли оно добавочное действие?

(Добавочного действия не имеет, оно утратило свои главные свойства.)

-Каким членом предложения оно является? (Оно является обстоятельством)

-Каким синонимом можем заменить деепричастие? (тщательно)

--К какой части речи приближается? (По значению приближается к наречию)

-Какой отсюда вытекает вывод?

     Выбирай друга (как?) не спеша. Это обстоятельство образа действия. Оно выражено наречием, образованным из деепричастия. В произношении не обособляется и на письме не выделяется запятыми. Делаем вывод, записываем в таблицу.

Так в данном случае деепричастие утратило свои глагольные признаки, не выполняет в предложении функции добавочного сказуемого, находится после глагола, по значению оно приближается к наречию. Такие деепричастия не обособляются.

        Отличить бывает трудно, поэтому запишите в тетради наречия, образованные от деепричастий.

        СПАЛ     СИДЯ                      СЛУШАЛ   МОЛЧА               РАБОТАЛ    СТОЯ

        ЧИТАЛ   ЛЕЖА                        ВЕЗ         ШУТЯ                      ВСТАЛ  НЕХОТЯ

        ШЛИ НЕ СПЕША


 Выбирай друга не спеша, а еще меньше спеши менять. -  Наречие, наречное значение, синоним «тщательно».

Смеясь и шутя, мы побежали к реке – дополнительное действие

Не вставайте, отвечайте сидя     -       синоним «с места»

Махнём не глядя, как на фронте говорят    – «вслепую»

Не рекомендуется читать лёжа  -  «в горизонтальном положении»

 

Запись: лёжа, сидя, стоя, молча, не глядя, нехотя, играя, шутя.

Вывод: Деепричастия, перешедшие в наречия, никогда не обособляются

  1. Запись 4 предложения

Серёжа бежал сломя голову

Что значит – сломя голову?  

Что такое фразеологизмы? (Устойчивые сочетания)

Замените фразеологизм наречием. (Быстро)

 Вывод: деепричастные обороты, представляющие собой фразеологические обороты, не обособляются. 

- Запишите свои выводы в виде таблицы.

Чтение правила. Давайте посмотрим в учебник на с. 166.


  1. Проверка составленной учащимися таблицы.

Обособляются

Не обособляются 

1. Деепричастные обороты в любом месте предложения.

1. Деепричастия, близкие к наречиям

2. Одиночные деепричастия.

2. Фразеологические обороты.

-- Итак, когда обособляются обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастным оборотом?

  1. Первичная проверка понимания

Упр. 260 (1,2,5 предложения)

  1. Первичное закрепление.

Графический диктант.

Предложения с обособленными обстоятельствами – ставим «+», с необособленными – «-».

1. Творчество сопровождает талант, развивая лучшие качества человека.

2. Он молча вышел из комнаты.

3. Трудились мы не покладая рук.

4. Разозлившись, он ударил кулаком по столу.

5. Уходя, гасите свет.

6. Очертя голову он кинулся вниз по крутому склону оврага.

7. Я люблю смотреть телевизор, сидя в большом кожаном кресле.

8. На том берегу, вспыхивая, мелькали огни.

9. Это упражнение выполняют стоя.

10. И день, и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

+

-

-

+

+

-

+

+

-

-

Взаимопроверка.

Вывод: Обособляются обстоятельства, выраженные…..

             Не обособляются……

  1. Домашнее задание

1. Упр. 259 (учить).

2.  Упр. 260 (доделать).

  1. Подведение итогов.  Рефлексия учебной деятельности.

- Какой вопрос поставили перед собой в начале урока?

- Удалось ли нам ответить на интересующий нас вопрос?

- Дайте ответ.

1.Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

--Торопились мы сегодня на уроке?

--Какая пословица уместна? (Тише едешь – дальше будешь).

Спасибо за работу!  



3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!